Маркетолог обыкновенный: куда расти, чтобы не топтаться на месте
»10 лет в маркетинге, 15 лет в маркетинге, всю жизнь в маркетинге …» — зачастую диву даешься живучести некоторых «динозавров» отрасли. Меж тем, рано или поздно любой здравомыслящий маркетолог думает о том, что может быть дальше? Куда развиваться и на что ориентироваться? Можно ли оттолкнуться от своих маркетинговых умений и развить их во что-то новое, интересное? Об этом в колонке для «Нетологии» рассказывает директор по маркетингу Maps.me, экс-директор по маркетингу Aviasales, преподаватель программы «Директор по онлайн-маркетингу» Павел Распутин.
Лично я думал об этом неоднократно. Так как я люблю порядок во всем, попробовал систематизировать свои мысли.
Необязательно ждать, когда непростая доля маркетолога тебя окончательно «достанет» — иногда просто полезно бывает взглянуть на себя со стороны и попробовать понять: чего ты хочешь, что у тебя получается хорошо, насколько эти вещи совпадают.
Это помогает задать свой личный вектор развития и не отклоняться от курса.
Итак, дано — маркетолог обыкновенный.
Как мы можем его прокачивать?
Каждый вариант этакого «апгрейда» интересен по-своему.
Маркетолог маркетологу рознь
Современный маркетинг меняется быстрее, чем мы это успеваем замечать.
Надоел офлайн-маркетинг — поменяй на онлайн.
Онлайн на мобайл.
Мобайл пока ни на что менять не надо — прокачивайся дальше.
Занимаешься узкой областью, например SEO — посмотри кругом, может быть стоит развить в себе продуктовую аналитику или партнерский маркетинг?
Маркетинг бывает разный и иногда нужно просто оглянуться, чтобы профессиональная жизнь заиграла новыми красками.
От маркетолога к директору по маркетингу
Расти не вглубь, а вширь.
Старайся стать, в первую очередь, лидером команды, нежели самостоятельной боевой единицей.
Выйди на стратегический уровень бизнеса.
Разработай, внедри и поддерживай системность работы (структура команды, процессы взаимодействия, репортинг, performance review и т.п).
Пойми, что каждый конкретный член команды глубже и лучше тебя знает свой инструмент (за исключением того, на котором ты специализировался) и смирись с этим.
Набирай людей, которые сильнее тебя, умей мотивировать их (необязательно деньгами).
Неси ответственность за команду. Как говорят в футболе: выигрывает команда, проигрывает тренер.
Научись реагировать быстро на все — изменение среды, трендов, просьбы руководства и связанных подразделений.
Любой маркетолог должен быть чуточку биздевом (продавцом).
Bizdev нужен всем. Не знаете кто такой биздев? Почитайте Facebook Антона Гладкова — он затрагивает много тем, которые так или иначе связаны с этой областью деятельности.
Биздевы бывают разные. Есть биздевы, которые отвечают за B2B часть бизнеса — работа с поставщиками продукции, информации, данных, цен. В общем все, что связано с наполнением вашей продуктовой линейки. В Aviasales, например, это были онлайн-агентства и авиакомпании.
Есть биздевы, занимающиеся монетизацией продукта или проекта. Все хотят зарабатывать больше. Есть вагон и тележка разных опций: от продажи рекламы до партнерских моделей, работающих по принципу revenue share. Найди общий язык с партнерами, сделай тесты, оцени результаты и ты сможешь существенно улучшить монетизацию проекта -, а это любят все.
Есть биздевы, занимающиеся развитием дистрибуции — партнерские каналы, офлайн и онлайн дистрибуция. Думай над тем, к кому постучаться, чтобы на его плечах заехать к пользователям в монитор, смартфон, в голову.
Хочешь быть биздевом — учись быть терпеливым. «Метод дятла» до сих пор остается самым действенным и эффективным, хоть временами и кажется изнуряюще назойливым.
Хочешь быть биздевом — учись писать письма и общаться с людьми, придумывать обоюдную выгоду от вашего общения и доводить дело до конца: будь то подписанный договор или тестовая партия трафика.
Биздев это не только интересно, но и очень денежно, а также супервостребовано в любых бизнесах — будь то онлайн или офлайн.
Level Up до Product Manager
Плох тот солдат, что не мечтает стать генералом. Апгрейд до продакт-менеджера — заветный шажок на ступеньку, когда от тебя начинает зависеть все, а не только то, что в твоем проекте называется маркетингом.
Здесь, казалось бы, все просто — вершина достигнута. Теперь я всем рулю, но это и гораздо большая ответственность — будь готов к ней.
Теперь продуктовые метрики не выходят у тебя из головы, а в офисе заметно напряжение, которое возникает в моменты раздумий о дальнейшем развитии продукта.
Научись составлять дорожные карты и выполнять хотя бы 50% из заявленного, помимо всего, что навалится по дороге.
Учись говорить «нет» — пользователям, инвесторам, городским сумашедшим. Да и просто тренируй это волшебное слово.
Знай про своего пользователя все: так будет проще обосновать то решение, которое нравится больше всего именно тебе, но будь готов к тому, что любое решение придется принимать, находясь в условиях неопределенности. Простые ответы и простые вопросы перестали существовать.
Утро начинается не с ленты Facebook, а с ежедневных отчетов и вестей с фронта — будь то flurry или серверная аналитика.
Пойми своих разработчиков и будет тебе счастье.
Рули всем, но давай людям развиваться.
Ты ж маркетолог! Сделай что-нибудь свое
Маркетолог — недоделанный предприниматель. «После сборки обработать напильником».
Чего не хватает? Часто предпринимательской жилки, решительности, смелости.
Часто бывает так, что «слабоумие и отвага» лучше, чем «всесторонний анализ рынка и выбор позиционирования».
Пути предпринимательства могут быть разными. Предпринимательство в маркетинге — делаю то, что и делал раньше, но не для одной компании, а для всех, кому смогу продать свои услуги. Часто вырастает до небольшого рекламного агентства, редко взрывает рынок.
Не в маркетинге. Есть идея, которой ты всецело занимаешься, применяя навыки, полученные в маркетинге и удивляешься, насколько реальная жизнь предпринимателя отличается от теоретического знания маркетолога. Лучший способ проверить все свои идеи.
Можно ли совмещать основную работу и предпринимательство? Да, но недолго. Либо предпринимательство накроется медным тазом, либо основная работа начнет страдать и ты, как честный человек, должен будешь ее покинуть. Плавали, знаем.
Будь готов узнать все про бухгалтерию малого бизнеса, а потом долго возмущаться по поводу больших налогов, скучающих инспекторов, которым до тебя нет дела, кучи бумажек, которые к счастью можно отправлять в электронном виде.
Наверняка, есть и другие варианты. Можете поделиться ими в комментариях — мне будет интересно почитать для полноты картины, а кому-то может оказаться полезным для выбора дальнейшего пути. Помните — меняться это хорошо.
Павел Распутин — преподаватель курса «Директор по онлайн-маркетингу», который стартует 11 февраля. Записывайтесь, количество мест ограничено!
Полный текст статьи читайте на Нетология