Боль мобильных разработчиков
Причины и возможные решения проблемы перенасыщенности в экосистеме мобильных приложений.
Все просто перенасыщено. Барьеры входа и, значит, монетизации, слишком высоки. В вебе легче.
Сказал мой друг, объясняя, почему его компания перестала делать нативные приложения. Легче построить бизнес в вебе. Как это возможно? Экосистема веб-приложений существует уже более 20 лет, а мобильных приложений — только 6. Одно точно — это не потому, что сайтов меньше, чем приложений.
Я поразмышлял об этой идее «насыщенности». Если кто-то помнит школьный курс химии, насыщенность — состояние, когда в растворе больше не растворяется вещество. Например, можно размешивать соль в воде, пока раствор не насытится, после чего соль, если продолжать ее сыпать, будет скапливаться на дне, как бы вы не размешивали. В какой-то момент вода просто больше не сможет принимать еще больше соли.
Почему среда мобильных приложений уже насытилась, тогда как мобильный веб все еще может впитывать сайты? Что можно сделать?
Насколько плоха экосистема мобильных приложений?
Мы в Branch создали стандарт глубоких ссылок для разработчиков приложений, который помогает компаниям расти и заново вовлекать потребителей. Полмиллиарда людей в день попадают в тысячи приложений через сеть Branch. Так что мы видим проблему от первого лица.
Я взял для примера относительный трафик (измеренный относительно ранга) для Топ-1000 приложений-не игр в iOS App Store, и результаты пугающи. Просто посмотрите на график:
Как вы можете видеть, даже 10-е по популярности приложение (Skype) получает малую долю трафика Facebook — топового приложения. В районе 1000-го приложения (Pixable) вы получаете только 0.2% аудитории первого.
Сделаем шаг назад. В последние четыре недели только в iOS App Store появилось 45,000 приложений. Шансы, что хоть одно из них попадет в Топ-1000, почти равны нулю, а даже если они и попадут, им все равно будет недостаточно трафика для построения эффективного бизнеса.
С монетизацией еще хуже, потому что именно так большинство приложений хотят платить ренту и жить. Согласно исследованию Activate, Топ-20 издателей приложений, на которых приходится 0.005% всех приложений, получают 60% всех доходов магазина приложений. Ой.
Такие математические соотношения называются экспоненциальными законами и часто используют для объяснения правила 80/20 (80% значений сосредоточено в 20% распределения). В целом, экспоненциальные законы объясняют, почему значения сосредоточены в малой части всей экосистемы.
Экосистема приложений подчиняется очень жестокому экспоненциальному закону, где распространенность приложений и монетизация собраны в нескольких приложениях топа. Это даже не близко к 80/20. Скорее, 99% ценности находится в топе 0.01%. Давайте назовем это правилом магазина приложений 99/0.01.
Так станет понятно, что App Store насытился еще в 2008 году, когда там стало 1000 приложений.
Главная причина: барьер распространения слишком высок
Почему в экосистеме приложений такой экспоненциальный закон? Как распространенность может быть так централизована? Давайте пройдемся по типичному циклу освоения пользователем мобильного приложения.
Известность предпочитает уже известных
Сначала пользователь должен открыть для себя новое приложение. Это самое сложное для разработчика. Есть два источника: 1. Платное продвижение, где правит Facebook 2. Сами магазины приложений. Самая большая проблема — эти два способа работают для тех, кто уже был известен.
Платное продвижение совершенно неприемлемо для большинста приложений, если учесть, что цена активной установки за последние несколько месяцев выросла до $4.14. Я могу пересчитать по пальцам бизнес-модели в экосистеме приложений, которые могут осилить такую цену приобретения пользователей. Это значит, что реклама приложения применима только для очень малого процента экосистемы, который хорошо монетизируется. Для большинства этот канал недоступен.
Второе, почему открытие работает для открытых — структура и разметка магазинов приложений. Функция поиска не используется, если вы не знаете название искомого приложения, что оставляет две возможности: 1. Фичеринг на домашней странице и 2. Топ чарты. Домашняя страница предназначена для тех немногих, кто связан Apple, Google или хорошим брендом, но не для всех остальных.
Топ чарты — самый большой двигатель экспоненциального закона, они продвигают сами себя. Как только вы преодолели Топ-6 приложений (общий или в категории), вы навсегда останетесь в экосистеме приложений. Топ чарты приносят новых пользователей, потому что это самый первый способ поиска новых приложений, поэтому вы двигаетесь вверх. Но как вы можете видеть, четыре приложения из Топ-6 находятся там всегда, а оставшиеся два — игры. Нелегко туда попасть.
Самые хитрые мобильные маркетологи (в основном, в пространстве игр) придумали «мотив». Вы покупаете десятки тысяч фейковых установок за маленький промежуток времени, чтобы ваше приложение попало в категорийный топ. Попав туда, можно отсечь фейки, потому что приложение закрепится в топе. Это плохо, но зато показывает, как работает сегодня открытие приложений.
Много причины отказаться
Если пользователь наткнулся на приложение, все еще существует множество факторов, которые помешают освоению. Здесь все в основном о процессе установки и настройки приложения.
Страница магазина приложений очень ограничена и только уменьшает конверсию установки приложения. Вверху страницы — пользовательские рейтинги. Если с ними не работать специально, единственные, кто осилит отзывы — те, кому не понравилось. Это означает, что пока вы не займетесь отзывами, у вас будет 2–3 звезды. Ничто не отвращает людей от приложения так, как низкий рейтинг.
Второе, после того, как вы попотели над рейтингом в 4 звезды, вам теперь нужно использовать название, скриншоты и описание, чтобы убедить кого-то скачать приложение. Эта страница не динамична, поэтому вам нужно сделать ее максимально привлекательной для всех аудиторий. Поэтому люди используют капс, ascii и весь остальной хлам, чтобы привлечь внимание пользователей.
Пространство слишком дорогое
Последний решающий фактор, пользоваться приложением или нет — может ли пользователь выделить для него место на диске. У всех постоянно кончается место на телефоне. Фотографии или другие приложения — места никогда не достаточно.
Чтобы жизнь не казалась медом, производители телефонов решили, что они могут взимать налог на пространство в телефоне. Жесткие диски испытали взрывной рост, достигнув размеров в терабайты, а базовая модель iPhone имеет 16 Гб уже многие годы. За увеличение дискового пространства Apple берет деньги. Например, чтобы апгрейдить iPhone до 64 гигабайт, нужно заплатить примерно $2 за каждый гигабайт, тогда как рыночная цена гигабайта SSD — $0.40.
С таким ограничением памяти пользователю приходится сравнивать ценность личной галереи фотографий с ценностью нового приложения.
Как преодолеть экспоненциальный закон
Из-за состояния экосистемы мы скоро увидим большое количество разработчиков, покидающих мир приложений в поисках более зеленых пастбищ. Как решить эту проблему?
Открытие через уход
Первая проблема — открытие.
Я бы предложил использовать в топ чартах те же алгоритмы, что на Hacker News или Reddit, когда посты получают очередь на выход в зависимости от их возраста. Как только приложение обновляется, его возраст сбрасывается. Популярность тоже должна влиять на положение. Со временем приложения будет выходить из чартов, с замедлением процесса освоения приложения и его устаревания.
Это позволило бы менее распространенным приложениям занять хоть раз место самого скачиваемого приложения в топ чарте, давая им новых пользователей, которые могут решать: работать с ним или нет. Тогда в топ чартах был бы постоянный приток новых приложений, а приложения, которые никогда не имели бы шанса, получили бы его.
Кэширование приложения и извлечение кэша
Вторая проблема — доступ.
С ростом количества приложения стали более доступными. Для пользователя важен актуальный контент приложения, а не полка, где он стоит. Пользователь может воспользоваться приложением один раз для видео и уйти. Нам нужен новый способ доступа к нативным приложениям, который упрощает переходы от приложения к приложению и разрушает барьер распространения приложений.
Давайте вернемся к аналогии с вебом. Контент стал доступен давно, а метод доступа к контенту сейчас практически незаметен. Один пользователь может посетить 30–40 разных веб-страниц за день, каждая из которых доступна по ссылке за долю секунды. Освоение нового веб-приложения просто и система настроена на временный доступ и использование.
Что, если Android и iOS сделают нечто похожее для доступа к нативным приложениям? Когда пользователь выражает намерение воспользоваться приложением, оно сразу скачивается и открывается, минуя страницу магазина. Если приложение не используется более нескольких дней, ОС очищает файлы этого приложения, чтобы освободить место для новых.
«Намерение» — слово, значение которого придется продумать. Например, если пользователь кликает на ссылку из Твиттера, ведущую на компанию, у которой есть только приложение, сейчас его перенаправляют на соответствующую страницу магазина. Клик на ссылку — выражение намерения, поэтому магазин должен начать закачивание автоматически, чтобы отобразить контент в нативном приложении через несколько секунд после клика.
Загрузка приложений может быть инициализирована с авторизованных доменов в браузере. Это может быть частью процесса подтверждения, когда разворачивается новое приложение, чтобы оно было качественным и избежать мошенничества. Когда пользователь кликает на ссылку на авторизованном домене, нужно на весь экран показывать контейнер с процессом загрузки, пока натиное приложение не загрузится и не сможет отобразить контент. Это очень похоже на флэш-приложения в ранние дни веба.
Что-то нужно делать
К сожалению, все остается в руках самих платформ, потому что только они контролируют реализацию этих протоколов. Поскольку разработчики вносят вклад в эти магазины, мы должны озвучить свои опасения и запустить изменения. Давайте продолжим давить и будем надеяться, что что-то изменится. Если все останется так, как есть, качество приложений в целом упадет, а разработчики уйдут на другие платформы в поисках более мягкого экспоненциального закона.
Полный текст статьи читайте на CMS Magazine