Пресс-лекция | Нейроинтерфейсы: новые технологии контакта с мозгом
Нейрофизиолог Александр Каплан об опытах расшифровки мысли человека, индивидуальной картине мира и современных протезах на основе технологии «мозг — компьютер»
Нейрофизиология — это наука, которая изучает, как работает мозг, но работает в инженерном смысле. Мы его разрезаем и смотрим, из чего он состоит. Мозг состоит из нервных клеток и поддерживающих их структур. Нейроны ведь надо питать, поэтому необходимо, чтобы рядом были сателлитные клетки, которые вытаскивают из сосудов кислород, передают его нервным клеткам и высасывают питательные вещества. Но нервные клетки очень избирательно питаются, только одним продуктом — сахаром, глюкозой. Все остальные клетки могут питаться много чем. Но глюкоза — хороший продукт, высокоэнергетичный и компактный.
Задача нашей лаборатории была попробовать поставить электроды на кожную поверхность и регистрировать электрическую активность без проделанных дырочек. Это значительно сложнее, потому что все запутано. Когда опускаешь электроды прямо в кору, можно точно подойти к нужным нервным клеткам, к моторной или речевой области, а на голове трудно разобраться. Но тем не менее в нашей лаборатории каждый человек может сесть за компьютер, смотреть в его экран и, например, буква за буквой набирать любой текст. Только не тысячу дней нужно тренироваться, а шесть минут. Через такое время вы можете последовательно набирать буква за буквой, но не слова — мы не можем догадаться о том, какое вы слово задумали, а вот букву можем разгадать. Поначалу мы смотрели, сколько ошибок у человека, скажем, сколько ошибок человек сделает в слове из 5 букв. Если одну — уже хорошо.
Мы в принципе не можем видеть реальность, физическая реальность нам недоступна, поэтому вы не видите меня в физической реальности. Что же тогда происходит? Мозг повторно реконструирует изображение, которое, как он предполагает, находится снаружи. Другого варианта нет. Импульсы приходят в мозг, и на основе этих импульсов заново воссоздается реальность, но это уже не физическая, а психическая реальность. Поэтому мы живем в мире, который является нашим представлением о физической реальности, но никак не она сама. Реконструкция происходит в соответствии с нашим опытом общения с другими людьми. Например, мы одинаково понимаем, что такое красный цвет, потому что это общественный договор, не более того.
Александр Каплан
Полный текст статьи читайте на Postnauka.ru