Внешний аккумулятор Orico AT150: универсальная модель с широчайшими возможностями

Давно ставшие привычными пауэрбанки чаще всего позволяют подключать только мобильные устройства, реже — еще и нагрузки с более солидным потреблением вроде ноутбуков (в последние годы в основном через Type-C/PD, а ранее через штырьковые разъемы). Для приборов такого типа важны небольшие размеры (в идеале карманные, максимум — для большого кармана) и особенно вес: полкилограмма — уже много.

Другой класс источников питания с батареями — портативные электростанции, которые еще называют кемпинговыми: они призваны обеспечить питание более широкого спектра устройств, в том числе с подключением к переменному току, то есть содержат преобразователь DC/AC (инвертор). Подобные модели рассчитаны в основном на автопутешественников либо на любителей пикников с выездом на автомобиле, поэтому столь жестких ограничений по габаритам уже нет, да и вес может исчисляться несколькими килограммами — достать из багажника прибор весом даже в 5–6 кг и размером с обувную коробку не составит труда.

Есть и промежуточные варианты, один из которых с февраля 2022 года предлагает компания Orico Technologies. Устройство Orico AT150 обеспечит универсальное питание, но в то же время поместится в сумку или рюкзак, оставив там место и для других вещей.

Возможности, внешний вид, комплектация

Это самое богатое по функциональности устройство батарейного питания из числа побывавших у нас: у него есть выход переменного тока, порты USB-A и Type-C с поддержкой современных технологий и режимов заряда мобильных устройств, а также гнезда под штырьковые коннекторы (выходное и входное).

Емкость встроенной батареи достаточно высокая — 39 А·ч; сегодня это далеко не рекорд, но для аппарата таких размеров и с весом менее полутора килограммов — вполне прилично.

Заряд встроенной батареи может производиться через разъем Type-C от источника, поддерживающего режимы Power Delivery вплоть до 20V@3A, а также от любого блока питания с напряжением до 22 вольт и штырьковым коннектором 5521 (то есть цилиндрическим с внешним диаметром 5,5 мм и внутренним отверстием 2,1 мм; подойдут и разъемы 5525).

Нет разве что входа Micro-USB — вероятно, разработчики посчитали, что заряд батареи такой емкости с помощью обычного адаптера от смартфона или планшета займет очень уж много времени, ведь максимальная выходная мощность подобных БП редко превышает 11–12 ватт (5 В / 2,1–2,4 А) на один порт. Но в крайнем случае можно использовать и такой способ, подключаясь через разъем Type-C, нужно лишь озаботиться покупкой соответствующего кабеля или переходника.

Внешне Orico AT150 представляет собой сильно вытянутую трубу с сечением, близким к квадратному, но с заметно скругленными углами. Корпус серого цвета выполнен из алюминиевого сплава, торцевые заглушки — из черного пластика. Все поверхности матовые.

Одну из этих заглушек почти целиком занимает выход переменного тока, причем предлагается шесть вариантов розеток с напряжением и частотой, соответствующими национальным стандартам разных стран, поэтому будьте внимательны при заказе на зарубежных интернет-площадках. Нам досталась розетка Schuko (CEE7/4) с защитными шторками, которая вполне подходит для российских условий, непонятным является лишь наличие контактов PE — никакого заземления в такой конструкции быть не может. Имеется крошечный индикатор, который светится синим при задействовании инвертора, но при подключениях он может быть закрыт вилкой.

На втором торце находятся два выхода USB-A, между ними — порт Type-C, который может использоваться и как вход, и как выход. Среднюю часть занимает цифровой индикатор уровня заряда (яркие белые светодиоды, довольно крупные и хорошо читаемые) и кнопка включения. С другого края — два гнезда под штырьковые разъемы: входной 5521 и выходной 5525, между ними — индикатор включения (небольшой синий светодиод).

Короткое нажатие кнопки задействует выходы постоянного тока и включает индикацию, повторное нажатие отключит их. Чтобы подключить выход переменного тока, следует в состоянии «включено» нажать и удерживать кнопку три секунды. Если сработала защита, для перезапуска инвертора надо нажимать кнопку в течение секунды.

Кнопка не выступает из плоскости панели, поэтому срабатывания от случайных прикосновений маловероятны, хотя и не исключены полностью — усилие нажатия небольшое. При подключении нескольких кабелей к имеющимся разъемам доступ к кнопке может быть затруднен.

Края обеих торцевых заглушек имеют прорези, предназначенные для охлаждения внутренних компонентов с помощью встроенного вентилятора, который, как заявлено, включается либо при наличии DC-нагрузок от 60 ватт, либо при нагреве инвертора выше 55 °C. Воздух подается через отверстия в торце с низковольтными разъемами и выбрасывается с противоположной стороны; отметим довольно малую суммарную площадь этих прорезей.

В комплекте имеются:

  • печатные материалы с информацией на английском и китайском языках,
  • адаптер для заряда встроенной батареи от сети переменного тока (выход 15 В / 2 А, 30 Вт) с выходным кабелем длиной 1,1 м и штырьковым разъемом 5521,
  • переходник для подключения к гнезду 5525 внешних устройств, имеющих разъем для подключения к автомобильному прикуривателю.

С точки зрения безопасности все нормально: выход адаптера не подключишь к штырьковому выходу самого устройства — попросту не влезет. А вот к гнезду 5521 обычно вполне вполне подходит штекер 5525, что позволит заряжаться от различных блоков питания с таким разъемом.

Но с точки зрения логики комплектация странная: нет кабеля, который позволил бы заряжать AT150 от гнезда прикуривателя, его для использования в автомобиле придется покупать отдельно. То есть производитель автомобилистов вроде бы любит, но не очень сильно… Какого-либо чехла для самого устройства и аксессуаров к нему также не предусмотрено, а жаль.

Устройство поставляется в красочно оформленной коробке из качественного картона с ручкой для переноски.

Заявленные параметры

Приводим список заявленных характеристик; отдельные позиции на официальном сайте и в печатной инструкции немного отличаются, в таких случаях мы приводим сведения из инструкции (некоторые сведения в ней приведены не в таблице с параметрами, а в тексте).

Orico AT150 Outdoor Portable Power Station
Емкость батареи 39000 мА·ч (144,3 Вт·ч)
Батарея литий-ионная (15 × 18650: 3,7 В, 2600 мА·ч)
Выход AC 230 В, 50 Гц, чистая синусоида
Выходная мощность АС макс. 150 Вт (пиковая 170 Вт)
КПД преобразования DC-AC ≤ 85%
Выход DC (разъем 5525) 9 — 12,6 В, до 6 А
Выходы USB-A 1, 2 5 В / 3 А, 9 В / 2 А, 12 В / 1,5 А (макс. 18 Вт)
поддерживаются технологии/протоколы QC3.0, QC2.0, AFC, FCP, DCP-1.5, Apple2.4A
Выходы USB-A 1+2 (одновременное использование) 5 В / 3,6 А
Разъем Type-C (используется как вход или выход) 5 В / 3 А, 9 В / 3 А, 12 В / 3 А, 15 В / 3 А, 20 В / 3 А (макс. 60 Вт)
поддерживается технология PD 3.0
Вход DC (разъем 5521) 12 — 22 В, макс. 30 Вт *)
Защита от перегрева, перегрузки, короткого замыкания, высокого напряжения, глубокого разряда и перезаряда батареи
Размеры 232,5 × 80,5 × 80,5 мм
Вес нетто 1,4 кг ±200 г
Диапазон рабочих температур от –10 до +45 °C
Описание на сайте производителя orico.cc
Ориентировочная цена $159

*)так в спецификации, в тексте инструкции говорится «Charging through DC port with Max 45W input», то есть мощность при заряде через разъем 5521 до 45 Вт.

Сразу бросается в глаза странное значение для веса — с разбросом плюс-минус 15 процентов. Пришлось проверить: получилось 1,43 кг. А указанные производителем габариты подтвердились нашим замером.

Еще одна непонятка связана с DC-выходом 5525, для которого указано 9–12 вольт при токе до 6 ампер — разброс и тут существенный, на этот раз для напряжения. Это может быть связано с отсутствием стабилизации, что подтверждается фразой в тексте инструкции «according to the voltage of the battery pack», то есть соответствует напряжению батареи, которое падает и при увеличении тока (конечно, речь не только о нагрузке на этом выходе, но об общем токе, потребляемом от батареи), и по мере ее разряда. То есть подключать чувствительные к величине напряжения нагрузки к этому выходу не следует.

Дальше:, а какова же предельная мощность суммарно по всем выходам — 150 ватт (170 в пиковом значении) или сколько? Ведь если посчитать максимальные нагрузки для Type-C (60 Вт), USB-A (18 Вт) и DC 5525 (6 ампер даже при 9 вольтах — это 54 Вт), то уже получится 132 ватта, и для выхода 230 В переменного тока останется совсем чуть-чуть. Ну, или наоборот: если выход AC нагрузить по максимуму, то ничего не останется на все прочее.

К тому же пиковые 170 Вт — это на какое время: миллисекунды, секунды, десятки секунд? И можно ли использовать устройство в качестве инвертора DC/AC в автомобиле, подключившись к его бортсети?

Ответов нет, хотя все эти вопросы не праздные. На большинство из них мы постараемся ответить при тестировании.

Наконец, вход DC 5521, который должен использоваться для заряда встроенной батареи: для него заявлен диапазон напряжения 12–22 В. С одной стороны, это означает, что можно заряжаться и от комплектного адаптера, и от гнезда прикуривателя легкового автомобиля, и от очень многих БП для ноутбуков (лишь бы разъем был подходящий). А с другой — к бортсети больших грузовиков, где номинальным считается напряжение 24 В, но реально оно может достигать 27–28 вольт, подключать AT150 уже опасно, и это исключает его использование такой категорией потенциальных покупателей, как водители-дальнобойщики.

Количество аккумуляторов в спецификациях не указано, но в тексте инструкции говорится про пятнадцать, типоразмер распространенный — 18650.

В мануале имеется запись »11.1V / 13A», которая позволяет сделать вывод: соединение ячеек батареи комбинированное — аккумуляторы последовательно соединены в блоки по три, и пять таких блоков соединены параллельно. По значению тока 13 А (то есть 5С, где С — емкость в ампер-часах) для каждого блока можно предположить, что используются аккумуляторы IMR с литий-марганцевым катодом, менее вероятны INR (литий-марганец-никель) — хотя бы потому, что при прочих равных они дороже.

Тестирование

О внутреннем устройстве судить можно в основном по доступной на сайте производителя иллюстрации:

Очень похоже, что торцевые заглушки вклеены — снять их «без жертв и разрушений» у нас не получилось. Но внутрь мы все же заглянули: отвернув один саморез, можно удалить накладку розетки Schuko, а потом извлечь и саму розетку, которая держится четырьмя защелками.

При этом можно увидеть, что контакт PE не подключен (собственно, это и ожидалось); сама розетка вполне качественная, защитные шторки с индивидуальными пружинками. За розеткой видна плата с электронными компонентами и вентилятор — точно так, как на картинке. Расположение вентилятора поперек корпуса кажется странным, но лишь на первый взгляд: он направлен на плату и, как показали наши тесты, работает достаточно эффективно.

В глубине видна пластиковая перегородка, за которой находится батарея. Разглядеть входящие в нее аккумуляторные ячейки, чтобы уточнить их тип, не получается.

Доступные DC-режимы

Начинаем с проверки технологий и режимов, поддерживаемых на выходах USB.

USB-A:

  • Apple2.4A
  • DCP 5V/1.5A
  • QC2.0/3.0 до 12 В
  • Samsung AFC 9V, 12V
  • Huawei FCP 9V/2A
  • Huawei SCP 4.5V/5A

USB-C:

  • Power Delivery 3.0 (5V@3А, 9V@3А, 12V@3А, 15V@3А, 20V@3А)
  • Apple2.4A
  • DCP 5V/1.5A
  • QC2.0/3.0 до 12 В
  • Samsung AFC 9V
  • Huawei FCP 9V/2A

То есть подтверждается все заявленное.

Заряд

Сначала мы опробовали заряд через разъем Type-C в режиме входа. Использовался источник мощностью 65 Вт, поддерживающий различные режимы Power Delivery вплоть до 20V@3.25A.

Вот график заряда в пятивольтовом режиме после разряда через выход «USB 2» током 2,0 А:

Заряд через Type-C, режим 5 В

Процесс идет в соответствии с каноническим алгоритмом заряда литий-ионной батареи: сначала постоянным током, затем падающим током при постоянном напряжении. При этом второй этап на графике кажется достаточно коротким, но это лишь в сравнении с общим временем заряда, а в абсолютных цифрах он длится около часа.

Максимальный ток небольшой, чуть менее двух ампер, хотя в данном случае мог бы быть и больше. Поэтому время полного заряда получается очень существенным, почти 19 часов.

Практически то же получается и при заряде с переходником от источника, не поддерживающего PD, но способного обеспечить ток до 2,1–2,2 А без снижения выходного напряжения ниже 4,9–5,0 В.

Задействуем 12-вольтовый режим PD, вот график после разряда через выход «USB 2» током 0,5 А

Заряд через Type-C, режим 12 В

Кривая выглядит так же, но максимальный ток всего около 1,5 А. Тем не менее, заряд длился вдвое меньше — 9 часов с минутами, хотя предшествующий разряд меньшим током был более глубоким, чем в предыдущем случае.

Наиболее быстрым заряд получился в режиме PD 20V@3A — 2 часа 55 минут (уточним: предшествовал разряд током 1,5 А через выход «USB 2»). При этом чуть более двух часов ток был на уровне трех ампер, затем менее чем за час снизился до минимума.

При заряде индикатор показывает 100%, когда входной ток еще может быть существенным, от 1 до 2 ампер в зависимости от режима, и спадает до минимума лишь через 35–50 минут — именно столько следует подождать после появления такого значения, если требуется максимально полное восполнение энергии в батарее.

Теперь используем штатный адаптер (предшествовал разряд током 2,5 А через выход «USB 2»).

В начале заряда на его выходе 15,0 вольт при потребляемом токе 2,0 ампера. При этом адаптер заметно нагревается — через час на 28–29 градусов относительно температуры в помещении.

В течение четырех с половиной часов ток не менялся, а затем за 50 минут снизился почти до нуля, общее время составило 5 часов 23 минуты. Показание »100» для уровня заряда появилось, когда ток еще был около 1,2 А, а до окончания процесса оставалось более получаса.

В бортсети автомобиля напряжение обычно не превышает 14–14,5 вольт, что лишь немного ниже, чем у адаптера из комплекта, то есть те, кто интересуется зарядом от гнезда прикуривателя, могут ориентироваться на полученное нами время.

Выше мы упоминали возможность подключения БП от ноутбука, поэтому опробуем заряд и от такого источника с выходным напряжением 19 вольт (после разряда током 5,0 А через гнездо 5525).

Начальный ток был немного ниже, чем в предыдущем случае — 1,8 А. Далее все шло по тому же сценарию: 4 часа 20 минут (в этот момент индикатор показал заряд 100%) ток не менялся, затем началось быстрое снижение — всего за пять минут до 1,15 А, к четырем с половиной часам до 0,8 А, и за последующие 25 минут практически до нуля. Общее время составило 4 часа 54 минуты, что на полчаса быстрее, чем от адаптера из комплекта.

При любом способе заряда (через разъемы Type-C или 5521) задействовать выходы нельзя, то есть отсутствует столь ценимый некоторыми владельцами пауэрбанков «сквозной заряд» — возможность одновременно заряжать и сам внешний аккумулятор, и подключенные к его выходам другие устройства.

Вновь напоминаем, что ни один аккумулятор не может одновременно заряжаться и разряжаться, поэтому даже если выходы во время заряда подключить можно, все будет зависеть от возможностей используемого ЗУ: «потянет» оно суммарные токи, потребные для заряда самого пауэрбанка и подключенных к нему мобильных устройств — будет этот самый сквозной заряд; «не потянет» — ситуация перейдет в категорию непредсказуемых. А в данном случае БП из комплекта бо́льшую часть времени заряда работает на максимуме своих возможностей, практически то же самое происходит и при использовании PD-адаптера на 60/65 Вт. Очевидно, вероятность использования более мощных источников разработчики посчитали малой и попросту задействовали отключение выходов при зарядке, в чем мы их полностью поддерживаем.

И тут содержится ответ на один из заданных нами в начале обзора вопросов: использовать Orico AT150 в качестве автомобильного инвертора DC-AC с подключением к 12-вольтовой бортсети нельзя. Это тоже вполне логично: трудно представить, какие способы подключения подскажет владельцам их фантазия, а при заявленных 150 ваттах на выходе и с учетом КПД до 85% потребление по входу составило бы около 180 Вт, что чрезмерно много для подавляющего большинства источников питания, включая лабораторные, и немало даже для гнезда прикуривателя — хотя к нему обычно ставят предохранитель с номиналом не менее 15 А, но в той же цепи могут быть и другие нагрузки. Поэтому разработчикам проще полностью исключить потенциально опасные варианты, чем потом разбираться, как суровые сибирские мужики умудрились сломать японскую бензопилу.

Разряд (выходы постоянного тока)

После включения кнопкой низковольтные выходы не отключаются даже в отсутствие нагрузки — мы ждали час, отключения не произошло, хотя в инструкции заявлен переход в спящий режим по истечении 10 минут.

Чтобы можно было сравнивать с другими протестированными нами пауэрбанками с разными батареями и в разных режимах выходного напряжения, мы традиционно используем условное понятие КПД, которое вычисляем как отношение полученной величины отданной в нагрузку энергии к заявленному для батареи значению, которое у данной модели равно 144,3 Вт·ч. Поэтому не надо удивляться, что такой коэффициент может быть 100%, а иногда даже выше.

Начинаем с подключения нагрузок к выходам USB-A в обычном пятивольтовом режиме (без Quick Charge).

Разъем (ы) Ток Напряжение Время до отключения Энергия КПД
USB 2 0,5 А 5,1 В 48 часов 36 минут 123,9 Вт·ч 86%
1,0 А 5,1 В 25 часов 26 минут 129,7 Вт·ч 90%
1,5 А 5,1 В 17 часов 04 минуты 130,6 Вт·ч 90%
2,0 А 5,1 В 12 часов 52 минуты 131,2 Вт·ч 91%
2,5 А 5,1 В 10 часов 11 минут 129,8 Вт·ч 90%
3,0 А 5,0 В 8 часов 26 минут 126,5 Вт·ч 88%
USB 1 + USB 2 1,5 + 2,2 А 5,1 В 6 часов 49 минут 128,6 Вт·ч 89%
2,2 + 2,2 А 5,1 В 5 часов 44 минуты 128,7 Вт·ч 89%

В первой строчке время работы получилось очень внушительным. Конечно, столь малое потребление (постоянное, а не в конце процесса заряда) характерно для очень ограниченного количества устройств, но, например, USB-светильник на 1,5–2 ватта сможет проработать более двух суток непрерывно.

И КПД (понимаемый не как в учебнике физики, а в нашей терминологии) в сравнении с очень многими побывавшими у нас пауэрбанками получается достаточно высоким, причем при любых токах. Хотя и до зафиксированных нами у некоторых пауэрбанков рекордных значений, превышающих 100%, модель AT150 не дотягивает.

Еще один серьезный плюс — высокая стабильность выходного напряжения на USB-A, которое не меняется в процессе разряда и почти не зависит от тока: даже при существенном превышении над заявленным максимумом напряжение не опускается ниже 5 вольт.

Надо только учитывать три момента. Первый: замер делался непосредственно возле выходного разъема, и использование дешевого кабеля с высоким сопротивлением проводников может подпортить ситуацию. Второй: разъемы USB-A все же не рассчитаны на длительную работу с токами 2,4–2,5 А и выше, а потому могут заметно нагреваться (тем более, что в данном случае используются гнезда с шинами питания обычной, а не увеличенной ширины). Наконец, нагрузки у нас были лабораторные, а реальные устройства вряд ли смогут «стребовать» с порта USB-A токи, существенно превышающие два ампера.

А вот два устройства с потреблением от 1,5 ампер и выше подключить вполне можно. Особенно впечатляет тест с двумя нагрузками по 2,2 А, то есть суммарная мощность превысила 22 ватта при заявленном максимуме для этих выходов в 18 ватт: напряжения на обоих разъемах были теми же, что и при минимальных нагрузках — 5,1 В, а нагрев корпуса устройства оказался весьма слабым.

Теперь те же выходы USB-A с Quick Charge; ток мы задавали чуть выше заявленного максимума.

Сначала отметим: если на одном выходе USB-A имеется хоть минимальная нагрузка (даже потребляющий лишь несколько миллиампер USB-тестер), включить на втором режим QC не получится: будет только 5 В, а если ранее был установлен QC 9/12 В, то при подключении любой нагрузки к другому разъему USB-A этот выход вернется к напряжению 5 В.

Режим QC Ток Напряжение Время до отключения Энергия КПД
в начале теста в конце теста
9V 2,1 А 9,0 В 9,0 В 7 часов 05 минут 133,5 Вт·ч 92%
12V 1,6 А 11,9 В 9,0 В 8 часов 07 минут 135,8 Вт·ч 94%

В 12-вольтовом режиме напряжение на выходе постепенно снижалось, причем практически с самого начала теста; это неприятно, но не очень страшно: возможные отклонения для QC не нормируются.

Разряд в режиме QC 12V током 1,6 А

Следующий этап тестирования — разъем Type-C в режиме выхода с поддержкой Power Delivery:

Режим PD Ток Напряжение в начале теста Время до отключения Энергия КПД
20V@3A 3,0 А 20,1 В 2 часа 14 минут 131,4 Вт·ч 91%
15V@3A 3,0 А 15,1 В 2 часа 58 минут 132,3 Вт·ч 92%
12V@3A 3,0 А 12,1 В 3 часа 46 минут 133,4 Вт·ч 92%
9V@3A 3,0 А 9,1 В 4 часа 58 минут 131,1 Вт·ч 91%
5V@3A 3,0 А 5,2 В 8 часов 30 минут 126,2 Вт·ч 87%

Результаты здесь также очень неплохие. Выходное напряжение в некоторых из этих тестов, как и при QC 12V, не было неизменным, хотя отклонения не столь существенные: например, в режиме 20V@3A через полтора часа оно снизилось на полвольта, но в относительных величинах это всего-то 2–3 процента, а в режиме 5V@3A отклонение не превысило нескольких десятков милливольт (то есть в пределах одного процента).

Нагрев во время тестов с выходными напряжениями 15 и особенно 20 вольт все же был ощутимым, хотя и не очень значительным — в самом теплом месте не более 5–7 градусов относительно исходного состояния. Правда, в режиме 20V@3A порой даже включался встроенный вентилятор, но на короткое время, то есть внутри устройства температура явно была существенной, хотя снаружи это ощущалось мало — при таких-то габаритах!

Выход DC с разъемом 5525, без нагрузки напряжение 12,5 В. Нагружаем и засекаем время:

Ток Напряжение Время до отключения Энергия КПД
в начале теста в конце теста
Нагрузка только на выходе 5525
3,0 А 12,1 В 9,2 В 4 часа 11 минут 134,6 Вт·ч 93%
5,0 А 11,9 В 9,1 В 2 часа 31 минута 132,1 Вт·ч 92%
6,0 А 11,8 В 9,1 В 2 часа 05 минут 127,5 Вт·ч 88%
Комбинированная нагрузка на 5525 и USB-A (режим QC 12 В)
USB-A: 1,0 А 11,7 В 8,9 В 3 часа 03 минуты 129 Вт·ч 89%
5525: 3,0 А 12,0 В 9,1 В
Комбинированная нагрузка на 5525 и USB-С (режим PD 20 В)
USB-C: 1,5 А (20 В) 20,1 В 20,1 В 5525: 1 час 23 минуты
USB-C: 1 час 32 минуты
131,5 Вт·ч 91%
5525: 6,0 А 11,7 В 9,1 В

Напомним: при значительных токах начинает сказываться сопротивление соединительных кабелей; в отличие от перечисленных ранее тестов, в данном случае замер делался не на выходном гнезде 5525, а на «дальнем конце» проводов 20AWG (0,5 мм2) длиной по 40 см. Для USB замер делался непосредственно на разъеме.

С комбинированной нагрузкой в первом случае выходы отключились практически одновременно, но во втором USB-C после отключения 5525 (индикатор также погас) проработал еще 9 минут.

Корпус устройства во всех этих тестах практически не нагревался (лишь в последнем случае стал на 4–5 градусов теплее исходного состояния), встроенный вентилятор не включался, хотя потребляемая по выходам мощность превышала 60 Вт — очевидно, алгоритм работы системы охлаждения не учитывает разъем 5525.

Выход переменного тока

Без нагрузки на выходе AC напряжение составляет 220 В при заявленных 230 В — особого криминала в этом нет, поскольку действующие стандарты допускают отклонение в 10%, то есть «законным» является диапазон 207–253 В.

Напомним: инвертор подключается и отключается длительными (около 3 секунд) нажатиями кнопки, но устройство АТ150 предварительно должно быть включено коротким нажатием этой кнопки. Хорошо заметным признаком задействования инвертора является звук заработавшего на короткое время (около секунды) вентилятора, можно ориентироваться и находящийся возле розетки индикатор режима AC.

Подключаем к розетке Schuko активные (без реактивных составляющих) нагрузки, которые задавались с точностью ±5%.

Нагрузка Напряжение Время до отключения Энергия КПД
в начале теста в конце теста
40 Вт 220 В 222 В 2 часа 41 минута 107 Вт·ч 74%
100 Вт 221 В 224 В 1 час 10 минут 116 Вт·ч 80%
150 Вт 222 В 225 В 46 минут 115 Вт·ч 80%
170 Вт 223 В 225 В 24 минуты 68 Вт·ч
185 Вт 223 В 225 В 17 минут 52 Вт·ч
Комбинированная нагрузка на AC и DC (выход USB-C, PD 20 вольт)
AC: 150 Вт
DC: 20 В, 2,5 А
222 В
20 В
225 В
20 В
19 минут 63 Вт·ч

КПД (в нашей терминологии) при работе инвертора получается ниже, чем для DC-выходов. Для значений 170 и 185 Вт эту величину мы не подсчитывали: отключение произошло не по исчерпанию энергии — индикатор показывал 20% и 40% остатка заряда соответственно, а скорее по перегреву, хотя внешне он не ощущался (см. ниже). Подчеркнем: предполагаемый перегрев возникает только при превышении заявленной максимальной мощности, да и то через немалое время, что позволяет говорить о нормальной для такой конструкции работе системы охлаждения.

Кроме того, и у самого инвертора КПД (уже в общепринятом понимании) зависит от нагрузки — при малом потреблении он обычно ниже, чем при среднем-большом, что мы и наблюдаем.

Тем не менее, время работы получается весьма приличным даже при существенных нагрузках — 100 и 150 ватт. Перегрузочная способность оказалась выше всяких ожиданий: при 170 и даже 185 ваттах устройство проработало отнюдь не несколько секунд и даже не пару минут.

С комбинированной нагрузкой, когда были задействованы выходы постоянного и переменного тока, суммарная мощность и вовсе приблизилась к двумстам ваттам, однако и в этом случае время работы было существенным, хотя отключение также произошло при остатке заряда по индикатору около 30%. Все возможные сочетания нагрузок мы опробовать не стали — их много, но уже понятно, что AT150 может одновременно обеспечить питанием несколько самых разных устройств в широком диапазоне потребляемых мощностей.

Выходное напряжение AC стабильное и не зависит от нагрузки — отклонения в 2–3 вольта (то есть около одного процента) значимыми назвать нельзя.

Теперь попутные наблюдения.

При нагрузке 40 Вт вентилятор работает, но не постоянно — поначалу он включается на 7–9 секунд, затем отключается на 20–25 секунд и т. д. Ближе к середине процесса ситуация начинает меняться: время работы все больше, а паузы реже и короче, и в последней трети вентилятор работает практически постоянно, хотя внешние признаки существенного нагрева отсутствуют: максимальная температура корпуса всего на 4–5 градусов выше, чем в исходном состоянии.

При 100 ваттах вентилятор работает непрерывно, корпус нагревается лишь чуть больше — на 6–7 градусов, выходящий из вентиляционных отверстий воздух теплее: его температура 35–36 °C. При 150 ваттах вентилятор также работает без пауз, но нагрев побольше: на 9–10 градусов («выхлоп» 38–39 °C), при 170 и 185 ваттах на AC и с комбинированной нагрузкой все то же самое.

Однако это внешние замеры, «потроха» явно нагреваются значительно сильнее. Об этом можно судить еще и потому, что зарядка после подключения внешнего адаптера начинается не сразу — после нагрузок 150 Вт и более приходится ждать 40–45 минут, чтобы остыли компоненты внутри корпуса; после 100 Вт было то же, но задержка составила 15–20 минут. Причем заметить это можно лишь с помощью соответствующих измерителей, показывающих нулевой ток, а индикатор ведет себя так, как будто заряд идет, вот только цифры длительное время не меняются.

Шум: замер делался с расстояния 1 метр в помещении с фоновым уровнем менее 30 дБА и показал значения от 40 до 44 дБА в зависимости от положения микрофона. То есть шумит аппарат при работе инвертора заметно, но по характеру звук шуршащий, равномерный и без привлекающих внимание составляющих, поэтому воспринимается спокойно. Однако в тех случаях, когда вентилятор работает с перерывами, ситуация похуже: в тихом помещении частые включения-выключения быстро начинают раздражать.

Осталось только уточнить форму выходного напряжения инвертора — заявлен чистый синус, а что на деле? Вот осциллограммы при разных нагрузках:

Нагрузка 100 Вт
Нагрузка 185 Вт

На глаз синус действительно чистый в широком диапазоне мощностей. Инструментальный замер показывает, что разница все же есть, хотя и едва ощутимая: суммарный коэффициент гармонических составляющих при нагрузке 100 Вт на уровне 1%, а при 185 Вт — около 2%. Незадолго перед отключением искажения становятся больше на величину до 2 процентов (вольтметр воспринимает это как небольшое возрастание напряжения, отмеченное в таблице), но все равно с запасом соответствуют действующему ГОСТ 32144–2013, который требует не более 8%.

Отклонение по частоте не превышает ±1 Гц, что также укладывается в рамки требований стандарта для изолированных систем электроснабжения.

Итог

Устройство Orico AT150 можно назвать на редкость удачным — «докопаться» не получается даже в мелочах: все заявленные функции работают, а параметры подтверждаются тестами, причем зачастую с приличным запасом.

Конечно, если напрячься, то можно придумать какие-нибудь претензии, и при обсуждении это наверняка будет сделано: полет фантазии и разгул желаний ограничить невозможно. А мы отметим лишь три момента: диапазон напряжений на входе 5521 неплохо бы расширить вверх, чтобы можно было подключаться к 24-вольтовой бортсети грузовиков, информация могла бы быть полнее и точнее — сейчас после вдумчивого ознакомления с доступными официальными источниками остаются обозначенные нами выше вопросы, да еще хотелось бы видеть в комплекте кабель для заряда от гнезда прикуривателя автомобиля и какой-нибудь чехол или футляр.

Полный текст статьи читайте на iXBT