Студийные мониторы iCon SX-5A: отличное соотношение цены и качества

Продолжаем начатый недавно разговор про активные мониторы, которые вполне могут послужить и в качестве сравнительно компактной домашней акустики. Сегодня у нас на тестировании акустика iCon Pro Audio — созданного в 1997 совместного проекта организаций из США, Гонконга и Германии, занимающегося выпуском доступного студийного оборудования: от контроллеров и звуковых карт до микрофонов и мониторов. В маркетинговых материалах компания делает особый акцент на том, что в ее штате собрались опытные инженеры, плюс в разработке продуктов участвуют «приглашенные звезды» со всего мира. Есть и собственные производственные мощности, расположенные в Гонконге и Гуанчжоу.

Рассмотрим мы сегодня комплект из двух активных студийных мониторов ближнего поля iCon SX-5A, который входит в линейку SX, содержащую несколько моделей, ориентированных на домашнее использование. Многие протестированные нами недорогие комплекты активных колонок, которые производители называют студийными мониторами, все-таки явно ближе к мультимедийной акустике. iCon SX-5A же вполне можно называть именно мониторами хотя бы по причине наличия усилителей в каждой колонке. При этом по стоимости они вполне сравнимы с комплектом «продвинутой» активной домашней акустики широко известных брендов, что уже само по себе вызывает любопытство.

Прочие характеристики выглядят не менее интересно. За низкие и средние частоты отвечает 5,5-дюймовый вуфер с алюминиевым конусом, за высокие — 1-дюймовый шелковый твитер с охлаждением ферромагнитной жидкостью, которая не только служит для отвода тепла от катушки, но и выступает в качестве дополнительного демпфера, помогающего избавиться от лишних резонансов.

Заявленный частотный диапазон простирается от 45 Гц до 21 кГц, активный кроссовер разделяет сигнал на частоте 2,7 кГц, используя фильтры с крутизной среза 24 дБ/октава. Усиление осуществляется по схеме Bi-amping: 60 Вт на НЧ-диапазон и 30 Вт на ВЧ, общая мощность одного монитора таким образом равняется 90 Вт. Корпус выполнен из MDF, для подключения источника сигнала предусмотрены два входа: балансный XLR и небалансный RCA. Обо всем этом отдельно поговорим в соответствующих главах обзора, ну, а начнем традиционно с кратких технических характеристик.

Технические характеристики

Динамики ВЧ: ∅1 дюйм (2,54 см)
НЧ: ∅5,5 дюймов (13,97 см)
Заявленный частотный диапазон 45 Гц — 21 кГц
Частота разделения кроссовера 2,7 кГц
Усилитель мощности (Bi-Amp) 90 Вт (60 Вт/НЧ + 30 Вт/ВЧ)
Входной уровень −14 дБн (85 дБ SPL)
Входы балансный XLR, небалансный RCA
Габариты одной колонки (В×Ш×Г) 180×300×275 мм
Масса (пара) 13 кг
Стоимость на момент тестирования 26 тысяч рублей за пару

Упаковка и комплектация

Мониторы приехали к нам сразу в двух коробках. Первая выполнена из неокрашенного картона и оформлена максимально просто — на нее нанесены логотип производителя, да краткая информация об устройстве.

Внутренняя же коробка выглядит более привлекательно — такую и подарить не стыдно, например. На стенки белого цвета нанесены изображения мониторов и их технические характеристики. Внутри колонки надежно удерживаются вставками из пенистого материала, за их сохранность при транспортировке можно не беспокоиться.

В комплект поставки входят две колонки — в отличие от многих студийных мониторов, iCon SX-5A поставляются парой. Также в коробке мы обнаружили два сетевых кабеля длиной 1,4 метра, инструкцию и два комплекта по четыре ножки для установки акустики.

Резиновые ножки призваны поглотить лишнюю вибрацию и даже имеют собственное имя — производитель называет их Vasorb. Они довольно крупные — диаметр нижней части составляет 55 мм. На выступ, примыкающий к стенке мониторов при установке, нанесен логотип производителя. В центре размещено отверстие, которое теоретически может использоваться для крепления ножек ко дну колонок. Но соответственных крепежных элементов в комплекте нет, да они и не особо нужны — ножки прекрасно служат и без дополнительной фиксации.

Дизайн

Колонки выполнены из MDF и обладают довольно-таки внушительной массой — по 7,5 кг каждая. Оформление простое и строгое, но при этом элегантное — они не будут привлекать лишнего внимания и отлично впишутся практически в любой интерьер.

Комплектные ножки приподнимают колонки примерно на 1 см от стола и вполне органично вписываются в их внешний вид.

На передней панели помимо мы видим два динамика и логотип производителя. По бокам сверху и снизу панель имеет небольшие «срезы».

Динамиков, как уже упоминалось во введении, два: 5,5-дюймовый вуфер с алюминиевым конусом, плюс дюймовый шелковый твитер.

Логотип внизу при включении колонок светится красным. На фото под ярким студийным освещением отверстие для него выглядит немного неаккуратным, в жизни это тоже заметно, но гораздо меньше. Подсветка довольно-таки яркая и может немного раздражать в темноте, при этом выключить ее возможности нет.

Корпус колонок обтянут черной пленкой с текстурой «под дерево». На боковых стенках нет никаких декоративных элементов.

Равно как и на верхней и нижней — просто ровная поверхность, вполне устойчивая к появлению пятен от прикосновений.

В верхней части задней стенки расположен щелевидный порт фазоинвертора. Ниже находится панель подключения и управления. Там же можно найти традиционные предупреждения, касающиеся безопасной работы, логотипы систем сертификации и прочую вспомогательную информацию.

Ну и, конечно, сразу привлекает внимание крупный радиатор охлаждения, а также расположенная ниже него головка болта, предназначение которого мы скоро выясним.

Конструкция

Задняя панель удерживается шестью шурупами и легко снимается, чем мы и воспользовались. Сразу заметим, что качество сборки на высоте — даже и придраться особо не к чему.

Внутреннее пространство корпуса практически полностью закрыто толстым слоем синтепона, помогающего избавиться от лишних резонансов. Ниже мы увидим, что со своей функцией звукопоглотитель прекрасно справляется.

Маркировки на динамиках мы не обнаружили, что немного жаль, конечно. Демпфирующий материал уложен так, чтобы оставить зазор, достаточный для эффективной работы щелевого фазоинвертора.

Крупный болт, головку которого мы видели выше, служит для крепления солидных размеров тороидального трансформатора.

Динамики и светодиод подсветки подключены к плате с помощью съемных коннекторов — все по уму. Разъемы и переключатель на задней панели дополнительно укреплены клеем.

Всего платы две. На той, что расположена ближе к верхней части корпуса, мы видим операционные усилители JRC 2068, ну и прочие компоненты, рассмотреть которые можно кликнув по картинке для увеличения.

На нижней отметим электролитические конденсаторы китайского бренда Chang и пару транзисторов C3117 с собственными маленькими радиаторами, на которых видны следы термопасты. Компоненты, конечно, по большей части китайских производителей — громких имен тут нет, да и быть не может, все же акустика довольно-таки бюджетная.

Микросхемы усилителей закрыты планкой, которая прижимает их к радиатору на задней стенке. Снимаем планку, а заодно и сам радиатор — обнаруживаем под ним тонкий слой термопасты.

Получаем доступ к микросхемам усилителей. Их две, так как усиление построено по схеме Bi-amping. Видно, что через прокладку и слой термопасты они прикреплены к корпусу, который и рассеивает тепло, в чем ему помогает радиатор, о котором мы говорили выше. «Бутерброд» получается немного сложноватый, но эффективный — в ходе тестирования мы часами использовали акустику на громкости выше средней, при этом сколько-нибудь значимого нагрева радиатора добиться так и не удалось.

Ну и теперь мы можем увидеть маркировку — перед нами два усилителя TDA7294 (STMicroelectronics).

Подключение и управление

Подготовку акустики к работе начинаем с размещения. Можно воспользоваться комплектными ножками — просто ставим на них колонку, форма ножек сама подскажет правильное размещение, ошибиться сложно. Поставить мониторы совсем вплотную к стене не позволят подключенные кабели и радиатор, но делать этого не стоит еще и из-за выведенного назад отверстия фазоинвертора.

Далее подключаем кабели питания к соответствующим разъемам, на всякий случай проверяем, что красный переключатель рабочего напряжения находится в правильном положении.

Остается подключить источник звука к разъемам в верхней части панели. Кабелей для этого в комплекте нет — их придется покупать отдельно. При этом стоит учесть, что каждую из активных колонок нужно будет подключить к аудиоинтерфейсу отдельно, а потому нужны будут два монофонических кабеля.

На этом подготовка к работе завершена — весь процесс занимает буквально пару минут. Также устройство по желанию можно зарегистрировать на сайте производителя. Изменение громкости может осуществляться с помощью регуляторов-потенциометров с ограничением угла вращения на задней панели. Работают они плавно, слышимых искажений в звучание при этом не вносят. Но для постоянного использования, конечно, мало пригодны хотя бы в силу расположения. Их стоит один раз выставить в нужное положение, подобрав требуемый максимальный уровень громкости и по необходимости отрегулировав баланс. Ну, а дальше пользоваться возможностями регулировки громкости на источнике звука.

Звук и измерения АЧХ

Звучат iCon SX-5A разительно лучше, чем можно ожидать от сравнительно бюджетной акустики, давая вполне «ровный» звук, характерный для студийных мониторов. Громкости при этом достаточно для озвучивания комнаты средних размеров. Давайте первым делом посмотрим на график АЧХ, полученный при размещении измерительного микрофона примерно в 60 см от передней панели колонки на оси ВЧ-излучателя.

В районе 400 Гц есть маленький провал, хотя эта область очень важна с точки зрения «естественности» звучания музыкального материала — именно там находятся основные частоты струнных, клавишных и перкуссий. Также эту зону часто называют ответственной за субъективно воспринимаемое качество вокала. К счастью провал там не настолько велик, чтобы серьезно повлиять на звучание акустики в целом — на слух он воспринимается гораздо менее резко, чем выглядит на графике.

Середина подается детализировано и с хорошей артикуляцией. Да, конечно, график в этой области не идеально ровный, но все же он очень близок к тому, что могут предложить нам многие из мониторов, цена которых за одну штуку сопоставима со стоимостью комплекта из пары iCon SX-5A. С ВЧ-регистром тоже все очень и очень неплохо: он вполне сбалансирован и воспроизводится без каких-либо характерных для него проблем.

Воспроизведение низких частот действительно стартует в районе 45 Гц, как и заявлено в документации к мониторам. На эту же частоту, если верить описанию устройства от производителя, настроен фазоинвертор. Он выведен назад, потому график не полностью отражает возможности мониторов в НЧ-регистре. В районе 100 Гц мы видим небольшой акцент, который делает НЧ-диапазон субъективно чуть более плотным. В целом же бас обладает замечательной атакой и не склонен к «гудению», что видно на графике кумулятивного затухания спектра (он же «водопад» или waterfall).

Посмотрим, как обстоит дело с горизонтальной дисперсией звука. Поворот на 15° в сторону от микрофона приводит лишь к небольшому «проседанию» самой верхней части воспроизводимого диапазона — для мониторов ближнего поля это уже очень и очень неплохо. Ну, а продолжать уже явно не стоит, что прекрасно видно по графику. Как и всегда, направлять мониторы нужно непосредственно на слушателя.

Причем касается это и высоты расположения колонок. На иллюстрации ниже красный график получен при перемещении микрофона примерно на 20 см вверх — то есть примерно в ту зону, где находится голова слушателя при размещении мониторов на столе.

Несложно заметить, что график в итоге очень заметно отличается от полученного ранее, причем далеко не в лучшую сторону. Потому комплектные ножки — это, конечно, прекрасно. Но в дополнение к ним крайне желательно соорудить какой-нибудь постамент или полку, которые помогут поднять мониторы до уровня головы слушателя. Либо использовать специальные стойки.

Ну и под конец мы не могли отказать себе в удовольствии сравнить графики АЧХ iCon SX-5A с графиками парочки протестированных мониторов. PreSonus Eris E3.5 основательно более компактные и стоят подешевле, а вот Pioneer DJ DM-40 (обзор мы подготовим в ближайшее время) вполне сравнимы и по габаритам, и по стоимости. Комментировать иллюстрации смысла нет — все и так прекрасно понятно.

Итоги

Активная акустика iCon SX-5A — это полноценные студийные мониторы, сравнимые по стоимости с «продвинутыми» комплектами мультимедийных колонок, некоторые из которых производители склонны называть «мониторными». Единственное, к чему можно немного придраться — это неотключаемая подсветка логотипа на передней панели. В остальном же все отлично — от сборки до пусть и не идеального, но действительно «ровного и мониторного» звука. Бесспорно, есть на рынке и более совершенные мониторы, но по соотношению цены и качества вряд ли у iCon SX-5A найдется много конкурентов.

В заключение предлагаем посмотреть наш видеообзор студийных мониторов iCon SX-5A:

Благодарим магазин «Аудиомания» за предоставленные для тестирования мониторы iCon SX-5A

Полный текст статьи читайте на iXBT