Старый знакомый в новом образе. Обзор камеры Fujifilm X-Pro2
Некоторые до сих пор называют Fujifilm новым игроком на рынке системных камер, однако первой беззеркалке компании, X-Pro1, в недавно исполнилось четыре года. А если говорить о рыночной доле, то Fuji давно входит в пятерку лидеров рынка. На первых порах компанию изрядно критиковали — выпуск топовой камеры в самом начале был не лучшим решением. Инженеры дотошно собирали отзывы и самым тщательным образом работали над исправлением ошибок. Одни косяки X-Pro1 были исправлены новыми прошивками, другие — устранены в X-Pro2.
Как видно, компания совершенно не торопилась с обновлением своего флагмана — за тот же период другие камеры X-серии обновлялись неоднократно. В результате X-Pro2 получила улучшения буквально по всем пунктам. Похоже, что ждали не зря. Ну, а теперь давайте подробнее.
Технические характеристики
Fujifilm X-Pro1 |
Fujifilm X-Pro2 |
|
Класс |
беззеркальная камера со сменной оптикой |
беззеркальная камера со сменной оптикой |
Сенсор |
24 Мп, X-Trans CMOS III, APS-C (23,6×15,6 мм) |
16 Мп, X-Trans CMOS, APS-C (23,6×15,6 мм) |
Байонет |
Fujifilm X |
Fujifilm X |
Формат фото |
RAW, JPEG (6000×4000) |
RAW, JPEG (4896×3264) |
Формат видео |
MPEG4, H.264: Full HD (1920×1080@60p/50p/30p,25p,24p) HD (1280×720@60p/50p/30p/25p/24p) |
MPEG4, H.264: Full HD (1920×1080@24p) HD (1280×720@24p) |
Диапазон чувствительности |
ISO 200–12800 (расширение до ISO 100–51200) |
ISO 200–6400 (расширение до ISO 100–25600) |
Диапазон выдержек |
1/32000–30 сек, режим bulb (до 60 минут) |
1/4000–30 сек, режим bulb (до 60 минут) |
Серийная съемка |
8 кадров/с |
6 кадров/с |
Экран |
LCD, 3 дюйма, 1,62 млн. точек, фиксированная конструкция |
LCD, 3 дюйма, 1,23 млн. точек, фиксированная конструкция |
Видоискатель |
электронно-оптический, OLED 2,36 млн. точек, 92% покрытие поля кадра, увеличение 0,6х |
электронно-оптический, LCD 1,44 млн. точек, 90% покрытие поля кадра, увеличение 0,37х |
Стабилизация |
оптическая (доступна только в некоторых объективах) |
оптическая (доступна только в некоторых объективах) |
Память |
2 слота SD/SDCH/SDXC |
1 слот SD/SDCH/SDXC |
Встроенная вспышка |
нет |
нет |
Wi-Fi |
есть |
нет |
Интерфейсы |
HDMI, USB, 2,5 мм для микрофона |
HDMI, USB |
Аккумулятор |
NP-W126, 1200 мАч |
NP-W126, 1200 мАч |
Размеры |
141×83х56 мм |
140×82х43 мм |
Вес |
495 г |
459 г |
Цена |
от 120 000 рублей за комплект без объектива |
от 37 000 за комплект без объектива |
Дизайн и конструкция
По первым впечатлениям внешность камеры почти не изменилась за четыре года, разве что рукоятка под правую руку стала поудобнее, да кнопки расположились чуть иначе. Но при внимательном рассмотрении оказывается, что изменений предостаточно — все они так или иначе связаны с расположением и функциональностью кнопок.
Общий вид Fujifilm X-Pro2
Сам корпус по-прежнему выполнен из магниевого сплава и щедро отделан прорезиненным пластиком. Размеры X-Pro2 не позволяют в полной мере назвать камеру компактной, но у этому в Fujifilm и не стремились. Задачей дизайнеров скорее было максимальное удобство в работе и интуитивно понятное управление.
На задней панели больше нет никаких кнопок слева от экрана, а все что там находилось у X-Pro1 «переехало» вправо. Теперь камерой полноценно можно управлять одной рукой. Четырехпозиционная навигационная клавиша дополнилась небольшим джойстиком, который можно задействовать, например, для выбора точки фокусировки. Аналогичный элемент есть у зеркальных камер Canon, например у EOS 5D Mark III — что ж, вполне уместное и удачное заимствование. По удобству навигации X-Pro2 не уступает практически никому: у нее есть два скроллера (спереди и сзади), традиционная четырехпозиционная клавиша плюс упомянутый джойстик. Все это, я подчеркиваю, можно без проблем использовать одной только правой рукой.
Верхняя панель корпуса Fujifilm X-Pro2
А вот с верхней панелью дизайнеры немного перемудрили. Здесь присутствуют ровно те же элементы, что и в оригинальной модели 2012 года. Правда, диск экспокоррекции теперь позволяет вносить поправку в более широких пределах (от -3 EV до +3 EV, при том, что в целом камера позволяет делать это в пределах от -5 EV до +5 EV), а диск выбора выдержки совмещен с селектором значения ISO. И вот это стало откровенно лишним. Во-первых, с помощью этого диска можно настраивать чувствительность с шагом в одну ступень (в меню это можно делать с шагом в ⅓ EV), а во-вторых, он так хорошо защищен от случайной прокрутки, что его становится трудно вращать даже намеренно. Ну и потом, диапазон чувствительности постоянно растет и скоро (да уже сейчас, что уж там!) никакого диска не хватит, чтобы уместить все значения. На мой взгляд, от этого элемента вообще стоит избавиться.
Элементы управления на задней панели Fujifilm X-Pro2
Поддерживать налоговый шарм, которым всегда славились камеры Fuji, можно и другими способами, Fuji знает в этом толк. В X-Pro2 даже резьбу для тросика на кнопке спуска оставили. И даже если вы не собираетесь ей пользоваться — это просто мило выглядит и напоминает о славных временах пленочной фотографии.
Приятным новшеством стало наличие двух слотов под SD-карточки на правом боку камеры. Теперь можно использовать вторую карту как страховку, так и как дополнительное хранилище на случай заполнения первого. Если сравнивать с зеркалками, то по два слота обычно имеют модели высокого класса — Nikon D7200 и выше.
На противоположном конце корпуса появился 2,5-миллиметровый разъем для микрофона, который можно использовать при съемке видео. Впрочем, я не думаю, что этот элемент окажется востребованным.
Fujifilm X-Pro2 скорее всего не будет использоваться как аппарат для съемки видео
Но об этом чуть позже, а пока нужно отметить, что корпус камеры защищен от пыли и влаги. Для этого служит 61 резиновая прокладка в местах стыка, пластиковых частей корпуса, под кнопками, слотами и отсеками. Камера легко выдержит съемки под небольшим дождем или снегопадом, но желательно, чтобы еще и объектив мог похвастаться подобной защитой. А вот погружать X-Pro2 под воду не стоит — на такое камера не рассчитана.
Видоискатель, экран, интерфейс
Со времен первой модели X100, Fujifilm пропагандирует особый подход к устройству видоискателя. В X-Pro2 он гибридный — электронно-оптический.
С технической точки зрения к видоискателю никаких вопросов быть не может, но я предлагаю взглянуть на все это шире
У X100 был несменный объектив с фиксированным фокусным расстоянием, а видоискатель был тщательно настроен для удобной работы с ним. В X-Pro2 угол обзора видоискателя соответствует 16-миллиметровому объективу (в эквиваленте, конечно, с учетом 1,5-кратного кропа), а если установить объектив подлиннее, то он будет виден в видоискателе. Гибридный режим позволи обозначить рамкой ту область, которая соответствует углу обзора объектива, но это и выглядит как-то нелепо, да и удобства в работе совершенно не прибавляет. Чтобы торчащий в нижнем правом углу видоискателя объектив не раздражал, в Fujifilm придумали закрыть его увеличенным цифровым изображением. Оно просто накладывается на картинку с оптического видоискателя и на практике оказывается бесполезным. Возможно, в Fujifilm искренне верят в то, что люди покупают камеры только из-за гибридного видоискателя. Возможно, такие люди в самом деле существуют. Но если трезво взвесить все за и против, то камере со сменной оптикой гораздо лучше подходит электронный видоискатель.
Устройство гибридного видоискателя Fujifilm X-Pro2
К счастью, электронный видоискатель использует OLED-матрицу с разрешением 2,36 млн точек. Он совершенно прекрасен и точно является одним из лучших на рынке. Субъективно очень похож на то, который стоит в последних камерах Sony, в частности — в A6300.
Экран не изменился в размерах, не получил наклонно-поворотную или хотя бы откидную конструкцию и не стал сенсорным
Единственным улучшением по сравнению с X-Pro1 стало увеличенное разрешение (было 1,23 млн точек, стало 1,62 млн), однако я не могу сказать, что разница так уж сильно заметна.
Интерфейс Fujifilm X-Pro2
С точки зрения новичка, интерфейс организован не самым очевидным образом. Здесь Fuji не пытается подражать никому из производителей, а проповедует свою собственную философию. Главная идея состоит в том, что почти все кнопки на корпусе можно переназначить по своему усмотрению. Тоже самое можно сделать и с быстрыми меню, которое вызывает кнопка Q. В итоге после 10 минут манипуляций вы получите прямо таки идеальный инструмент под собственные нужды. И если сравнивать X-Pro2 только с беззеркалками, то по кастомизации эта камера точно попадает в число лучших.
Функциональные возможности
Пожалуй, самой частой претензией к Fujifilm X-Pro1 был медленный автофокус. И хотя реальная скорость наведения всегда зависела от конкретных объективов, сама камера использовала только контрастную фокусировку. А она в принципе не сильна при слабом освещении и низко контрастных сценах.
Fujifilm X-Pro2 использует гибридный автофокус с 273 точками, из которых 77 — фазовые
Они располагаются в квадратной области по центру сенсора — это можно увидеть невооруженным взглядом при снятом объективе.
Сенсор X-Trans CMOS III и байонет Fujifilm X-Pro2
Работа фокусировки традиционно определяется тремя режимами — S (одиночный), C (непрерывный) и М (ручной), которые устанавливаются отдельным рычажком на лицевой стороне корпуса. Нельзя сказать, что автофокус работает идеально — сказывается отсутствие фазовых датчиков по краям кадра, но по сравнению с X-Pro1 заметен колоссальный прогресс.
Фокусировка в ручном режиме тоже оказывается невероятно удобной. Новая система автофокуса вряд ли заставит вас переключаться в ручной режим вынужденно, однако при наличии мануальной оптики, установленной через переходник, новые возможности камеры окажутся полезными. Первое, что нужно отметить — качественно реализованная подсветка зоны резкости (focus peaking). Второе — возможность увеличения отдельных фрагментов картинки (как на экране, так и в видоискателе). И, наконец, третье — функция Digital Split Image, позволяющая точнее наводиться на открытой диафрагме или в режиме макросъемки. Впрочем, это уже было реализовано в камере X-E2. Ролик ниже демонстрирует работу digital split image.
В основе камеры лежит сенсор X-Trans CMOS третьего поколения и, к слову, X-Pro2 — пока единственная модель, которая его использует. Но я думаю, новая модель серии X-E тоже будет построена на этом сенсоре. Помимо фазовых датчиков фокусировки матрица может похвастаться более высоким разрешением — было 16 мегапикселей, стало 24. Картинка на выходе имеет очень удобное разрешение 6000×4000 пикселей.
Затвор X-Pro2 работает в смешанном режиме — механическом и электронном
Электронный затвор используется в основном для сверхкоротких выдержек — вплоть до 1/32000, в то время как механический способен отбивать выдержки от 30 до 1/8000 секунд, что является пределом для подавляющего большинства механических затворов на рынке.
Во многих камерах Fujifilm, в том числе и в X-Pro2, нет традиционного выбора режимов съемки. Возможно, новым пользователям сразу будет непонятно, но все любимые режимы (а именно — P/A/S/M) в ней присутствуют. Если на корпусе объектива установить конкретное значение диафрагмы, а селектор выдержки выставить в положение А — получим режим приоритета диафрагмы. Сделав все наоборот (А — на объективе, конкретное значение на диске задания выдержки) получим режим приоритета выдержки (он же S, он же Tv). Конкретные значения в двух местах дают полностью ручной режим — М. Ну и на фоне этого, конечно, стоит отметить о возможности автоматического выбора ISO и очень тонкой настройке. Можно задавать минимальное и максимальное значение чувствительности, максимальную выдержку, но главное — можно сохранить до пяти режимов Auto ISO для быстрого переключения между ними в дальнейшем.
Fujifilm X-Pro2 с 23-миллиметровым объективом
Скажем, с 16-миллиметровым объективом можно смело ставить 1/30 секунды как максимальную выдержку, ну, а с 56-миллиметровым «стеклом» она будет слишком длинной. Особенно с учетом того, что механической стабилизации изображения к X-Pro2 не появилось. Обладателю Fujifilm X-Pro2 будет доступен лишь оптический стабилизатор, который есть в некоторых объективах.
Тестовые снимки, автономная работа
Fujifilm откровенно не успевает за резким повышением верхней границы чувствительности матриц. Сейчас тон задают Canon, Sony и Nikon (который в основном использует сенсоры Sony), а все прочие производители находятся в позиции догоняющих. Похоже, что сама технология X-Trans CMOS пока не дает Fuji возможности для развития.
Трудно удержаться от восторгов по поводу роста разрешения, но на этом фоне верхняя планка ISO поднялась всего на одну ступень. Не слишком ли это скромно?
Честное ISO ограничено значением 12800 единиц (на фоне прежних 6400), а максимальное значение в расширенном режиме достигло отметки 51200 (против 25600 в X-Pro1). Использовать расширенный режим для съемки в RAW по-прежнему нельзя.
Fujifilm X-Pro2 @ ISO 200
Fujifilm X-Pro2 @ ISO 400
Fujifilm X-Pro2 @ ISO 800
Fujifilm X-Pro2 @ ISO 1600
Fujifilm X-Pro2 @ ISO 3200
Fujifilm X-Pro2 @ ISO 6400
Fujifilm X-Pro2 @ ISO 12800
По итогам тестовой съемки можно заключить, что на значениях до ISO 6400 шума практически нет, а при дальнейшем повышении чувствительности он становится довольно сильным. Напомню, что тестовая съемка всегда делается с отключенным (или установленным в минимальное положение при невозможности отключения) шумоподавлением
Такие результаты и технические характеристики позволяют X-Pro2 на равных конкурировать, например, с Sony A6300, что вполне логично. И как бы компании Fujifilm ни хотелось противопоставлять свое детище зеркальным фуллфреймами, никакого сравнения с ними X-Pro2 не выдерживает.
По крайней мере, если говорить о том, что наши западные коллеги называют ISO Performance. Однако после съемки в реальных условиях камера оставляет очень приятное впечатление. Она не только дает прекрасный результат, но и позволяет в прямом смысле наслаждаться процессом — очень редкое качество для цифровой камеры.
Fujifilm X-Pro2, 23 мм, ISO 400, F4.0, 1/550 c
Fujifilm X-Pro2, 23 мм, ISO 400, F2.0, 1/180 c
Fujifilm X-Pro2, 16 мм, ISO 1600, F2.8, 1/28000 c
Fujifilm X-Pro2, 16 мм, ISO 200, F3.2, 1/320 c
Fujifilm X-Pro2, 16 мм, ISO 800, F5.6, 1/180 c
Fujifilm X-Pro2, 16 мм, ISO 200, F8, 1/320 c
Fujifilm X-Pro2, 16 мм, ISO 800, F3.6, 1/180 c
Fujifilm X-Pro2, 35 мм, ISO 12800, F4.0, 1/40 c
Fujifilm X-Pro2, 23 мм, ISO 1600, F5.0, 1/160 c
Fujifilm X-Pro2, 35 мм, ISO 12800, F11, 0,7 c
Я бы особенно отметил приятную и естественную цветопередачу, корректный баланс белого в автоматическом режиме, и широкий динамический диапазон, который заметно сужается только на ISO 12800 — взгляните на самый последний кадр из приведенных выше.
В Fujifilm по-прежнему не делают упора на возможности съемки видео, видеозапись в X-Pro2 присутствует скорее «для галочки». При необходимости вы сможете записать ролик на эту камеру, но серьезно использовать ее для съемки не получился — для этого гораздо лучше подходят беззеркальные камеры Sony или Panasonic. Однако нельзя не отметить, что и в этом плане новый флагман Fuji отличается от X-Pro1 в лучшую сторону.
Аккумулятор Fujifilm X-Pro2
Заявленное время автономной работы составляет 350 кадров (по методике CIPA), однако в действительности цифра гораздо скромнее. Удачным раскладом можно считать показатель в 300 кадров, но на практике удается сделать порядка 250 снимков, а если вы собираетесь время от времени задействовать Wi-Fi, то и 200 кадров с трудом нащелкаете. Во время тестирования у меня было два аккумулятора для X-Pro2 и второй оказывался нужен чаще, чем можно было ожидать. Заряжать батарею от USB по-прежнему нельзя.
Альтернатива
Fujifilm очень любит противопоставлять свои камеры более дорогим и навороченным зеркалкам. Мол, во главе угла стоит качество картинки и низкий уровень шума, а в этом отношении ни одна системная камера тягаться с X-Pro2 не может. Однако может, и еще как, если это Sony A6300.
Sony A6300, главный конкурент X-Pro2
У этой новинки, конечно, нет такого шарма, как у камер Fuji, но с технической точки зрения она превосходит X-Pro2 почти по всем параметрам. У Sony близкий по техническим параметрам сенсор, более быстрый и совершенный автофокус, более высокая скорострельности и просто недосягаемые возможности для съемки видео. Есть и видоискатель (правда, не гибридный, а электронный), а выбор оптики под байонет Е на данный момент шире, чем для Fujifilm X. Плюс прочему новинка Sony стоит почти на 20 тысяч рублей дешевле. В ближайшем времени мы опубликуем ее обзор, но уже сейчас ясно, что X-Pro2 будет конкурировать не с Nikon, и не с Canon, а с одной единственной камерой Sony.
Выводы
Fujifilm в очередной раз произвела отличную и прекрасно сбалансированную камеру. Она не повергнет рынок в хаос, не заставит конкурентов понервничать и вряд ли сможет стать такой же массовой, как Sony A6000. Зато у X-Pro2 есть характер, ее приятно держать в руках, о ней всегда уважительно отзываются коллеги. Потенциальный обладатель этой камеры — человек, с развитым чувством прекрасного и философским отношением к жизни. Я бы даже рекомендовал X-Pro2 тем, кто давно мечтает о цифровой Leica M, но все еще не может ее себе позволить. В этом случае даже оптический режим видоискателя превратится из недостатка в достоинство.
Fujifilm X-Pro2
Впрочем, не стоит излишне идеализировать новинку. После роста разрешения сенсора качество картинки на высоких значениях ISO практически не изменилось по сравнению с X-Pro1. Время автономной работы по-прежнему не выдерживает никакой критики — для комфортной работы нужно иметь два аккумулятора, да еще и носить с собой зарядное устройство. Зарядки по USB как не было, так и нет, фиксированный экран не дает желаемой свободы в выборе ракурсов, а механическими органами управления случился небольшой перебор. В общем, компании Fujifilm снова есть над чем поработать. И это прекрасно.
Fujifilm X-Pro2 |
|
Достоинства:
|
Недостатки:
|
Полный текст статьи читайте на Ferra.ru