Управленческие поединки: есть два стула...

uploada9as6po2or.jpg

Упражнение для менеджеров, в котором они пробуют решить проблемные ситуации.

Если менеджеров проектов заманить в комнату, закрыть и хорошо потрясти, можно получить много пользы и лулзов. Трясти рекомендуем эмоционально, например, устроить управленческие поединки.

Штука стара как мир — именно в управленческие поединки эволюционировали гладиаторские бои. Делаются просто: сталкиваем бойцов, задаём острую ситуацию и смотрим, улюлюкаем, смеёмся, стучим кубками с чаем по столу, пока менеджеры пытаются из неё выкрутиться. Победителя, по древним традициям, выбираем народным голосованием. Проигравший подвергается пыткам выслушивать, где он был не прав.

Идея управленческих поединков не нова, её автор — Владимир Тарасов. Мы её позаимствовали и выпилили лишнее для нас. Получилось упражнение для менеджеров, в котором они обкатывают проблемные ситуации. На сценарии вдохновляемся офисной жизнью и переговорами с клиентами.

Для поединка нужны:

  • Кейсы. Это короткие истории о том, что происходило до столкновения игроков. Объясняют, в чём суть конфликта, кто в нём замешан и кто каким исходом заинтересован. То есть кейс — это вводные данные, конфликтующие и их цели. В кейсе не прописано, кто прав, а кто виноват. Есть мнения персонажей об этом, но… Истина где-то рядом. Но не в них.

  • Игроки. Два гладиатора, которые будут отыгрывать персонажей из кейсов.

  • Судьи. Они же — зрители. После раунда проводят открытое голосование. Выбирают того, кто добился поставленной цели или хотя бы приблизился к ней. Вопрос, на который должен отвечать судья, выбирая победителя: «Я бы отправил его/её на переговоры?». Если да — палец вверх.

Правила поединков

В одном раунде — два пятиминутных хода. В начале каждого игроки по очереди выбирают, кто кого будет играть. После первого хода есть три варианта развития событий:

  • Можно оставить всё как есть и продолжить развивать уже начатый сценарий.

  • Можно оставить роли, но начать ситуацию с нуля.

  • Или переделать всё: сменить роли и начать стычку с нуля. Так налажавший разработчик из первого хода во втором может стать директором всего и вся и отыграться на своём обидчике.

Как уже говорилось, кейс — совсем короткая заметка, сухая выжимка фактов, от которых должны отталкиваться игроки. Им можно и нужно придумывать маленькие, но гиперважные подробности, которые не должны противоречить исходным фактам, но могут разрушить планы противника.

Например, в кейсе — сражение, кто поедет в командировку в Европу. Ваш противник уже расписал, какой он классный в инглише, а ваши знания иностранных языков ограничил украинским и белорусским. Ехать, считает этот жук, должен он. Но ничего не мешает вернуть оппонента на землю и напомнить, что Европа Европой, а командировка — в её Восточную часть. В Болгарию, да. В деревню, где только на смеси славянских языков и можно объясняться. Ну и кто теперь крутой?!

Только делать это нужно осторожно, потому что сказанное становится фактом, с которым уже нельзя спорить. Не подумав, этими маленькими подробностями можно спилить сук, на котором сидишь. И упасть прямо в самолично вырытую могилу.

Ещё поток вранья (зачёркнуто) воображения ограничивает условие, что волшебники на вертолёте, которые прилетают и всё решают, и прочие deus ex maсhina, недопустимы.

После раунда судьи выбирают победителя и комментируют увиденное. Кто был крут, но здесь прогнулся? Кто в первом ходу был грустным и скучным, а во втором разнёс всех? Игроки слушают и мотают на ус.

Расписывать можно долго, но это вообще ни о чём по сравнению с происходящим на поединках. Поэтому мы всё записали на видео. И для самоанализа полезно, и поржать можно. Парочкой любимых мы решили поделиться.

«Сайт к выставке!»

В крупной международной компании на совете директоров генеральный директор потребовал СРОЧНО принять меры по модернизации старого сайта. Срок на это отвел ДВА месяца. Старый сайт очень плохо решает современные бизнес-задачи: низкий показатель продаж, недостаточно функциональный личный кабинет. Кроме того, через два месяца будет проходить крупная выставка, и генеральному очень хочется показать инвесторам новый сайт именно к ней, отчитавшись за рабочий год и получив больше бонусов. Но вслух он про это, естественно, не говорит.

Для работой над сайтом в срочном порядке нанимается менеджер Василий, в прошлом — директор небольшого регионального event-агенства. У Василия уже есть опыт разработки сайта через фрилансеров. Он изучил рынок и отобрал три компании, с которыми хотел бы сделать проект. На Василия давят сроки, но он не знает ни бюджетных ожиданий директора, ни всех хотелок. Поэтому, чтобы прикрыть тылы, он ищет студию с идеальной репутаций, которая пообещает ему сделать максимально много за 2 месяца и за минимальный бюджет.

Менеджер студии-фаворита, с которой очень хочет работать Василий, не имеет выхода на генерального директора, но осведомлен о сроках и примерно понимает грандиозность задачи и хотелок. Особенно менеджер вдохновлен количеством функций, которые должен включать в себя личный кабинет. Контракт его очень интересует, т.к. такой известный международный бренд в портфолио — это престижно. Однако, с точки зрения менеджера, Василий не сможет ни вести такой проект, ни убедить руководство, ни адекватно аргументировать, что на подобный проект нужно не менее полугода командной работы.

Роли и интересы

Директор компании — к выставке получить новый сайт, который понравится инвесторам и будет решать бизнес-задачи. Директор не хочет погружаться в детали и принимать на себя ответственность в случае провала.

Василий — выслужиться перед руководством, ни в коем случае не подставляясь, не докучая им лишний раз. Продавить студию на обещание сделать проект за 2 месяца.

Менеджер студии — выйти на руководство, переговорить с ним, убедить в адекватности полугодовой разработки.

«Обратная связь»

Программист Николай до ночи засиделся над оптимизацией кода умного фильтра. Его прозорливый ум и упорство позволили разогнать генерацию страницы списка товаров с 1.2 секунды до 0.8. Гордый собой, в 10 часов вечера Николай радостно пошел домой. Кажется, ему есть чем попонтоваться, и руководство должно это ценить!

На утренней планерке менеджер проекта Олеся была обескуражена, что вместо исправления баглиста Николай занимался непонятно чем целый день. Фразы из отчета про использование красно-черных-Б-деревьев вместо фасетных индексов ей ничего не говорят. Спорить с Николаем она не хочет, т.к. в разговоре ей не хватит технической компетенции. Баглист не закрыт. Демо проекта назначено через два часа. Но и ссориться с Николаем у нее нет ни желаний, ни времени.

Начальник менеджера требует разобраться, как же такая херня случилась, и дать программисту обратную связь, а также принять какие-то меры, чтобы такой херни больше, е»№;%й в рот, не происходило!

Заказчик очень ждет демо проекта сегодня, т.к. проект нужен ему для отчета перед инвесторами. Он очень надеется на своего менеджера, она никогда не подводила его раньше и сдавала проект качественно, в срок и без единой ошибки, поэтому демо инвесторам назначено сразу после разговора с Олесей.

Роли и интересы

Программист Николай — получить похвалу и признание своей крутости.

Менеджер — устранить ситуацию, дать обратную связь Николаю, успокоить руководителя и разрулить ситуацию с клиентом.

Руководитель — наблюдает с интересом, но со стороны, сможет ли менеджер грамотно вырулить ситуацию.

Заказчик — получить готовый проект и быстро идти показывать его инвесторам.

«Опа-говносайт!»

После брейншторма с менеджером, дизайнером и арт-директором была придумана прикольная концепция нового сайта. Дизайнер, воодушевлённый идеей, с радостью пошёл её реализовывать. Через три дня результат готов.

Арт-директору, в принципе, всё нравится. Но менеджер чувствует, что получилось не очень, клиент явно ждал большего. По мнению менеджера, проект смотрится дёшево, не хватает вау-эффекта, как бы грустно это не звучало. Однако, какие конкретно дать задачи, он не представляет. Кажется, нужно всё выбросить и переделывать другим дизайнером. Менеджер в отчаянии.

Роли и интересы

Дизайнер — чё-каво, я вообще всё круто сделал! Хвалите меня!

Менеджер — дать обратную связь работе дизайнера и арт-директора, чтобы они лучше почувствовали реальные ожидания клиента и затем переделали макет, под пристальным присмотром арт-директора.

Арт-директор — послушать аргументацию менеджера, отбить неадекват, убедить, что концепт — ОК, и нужно идти сдаваться.

«Рабочие запахи»

Лену посадили рядом с разработчиком Сергеем. Сергей — немного аутичный, но очень умный программист. Он периодически забывает принимать душ. Лене сложно работать рядом с ним из-за характерного запаха. Лена очень стеснительна и не знает, как решить эту проблему. В отчаянии она решает попросить помощи у менеджера Бориса. Однако она не уверена, что Борис согласится вмешиваться — он очень ценит Сергея как разработчика, а сам сидит в другом кабинете и его эта проблема не волнует.

Роли и интересы

Лена — решить вопрос либо с Сергеем напрямую, либо через менеджера Бориса.

Менеджер Борис — избежать неприятного разговора, либо, если это невозможно — решить вопрос, не обидев Сергея.

Сергей — сохранить свой статус-кво.

Все персонажи вымышлены, любые совпадения с реальностью случайны.

Если захотите повторить — мы эти кейсы бережно храним в pdf-файлике, которым делимся здесь. Там же — подробные правила проведения поединков.

Ждём видосики с вашими поединками!

Полный текст статьи читайте на CMS Magazine