SEO – 20 лет. Как изменилась работа оптимизатора за это время

Декабрь — время подведения итогов уходящего года и прогнозирование года наступающего. С приближением нового десятилетия, мы в SPHINX IT решили не просто перечислить события прошлого 2019 года, а подвести итоги двух десятилетий.

Сегодня поисковое продвижение не является какой-то модной услугой, которую могли себе позволить крупные компании для имиджа быть в топе. SEO сейчас — сложная экспериментальная отрасль, границы которой с другими маркетинговыми каналами настолько переплелись, что специалиста называют не иначе как «аналитиком поисковых систем».

Необходим сайт, мобильное приложение, услуги по SEO или контекстной рекламе? Тендерная площадка WORKSPACE поможет выбрать оптимального исполнителя. База проекта насчитывает более 10 500 агентств. Сервис БЕСПЛАТЕН для заказчиков.

Общая тенденция развития

Зарождением интереса к SEO официально считают начало нулевых одновременно с сервисом контекстной рекламы Яндекс.Директ. В 2000-е интернет окончательно становится главной мировой площадкой для культурной деятельности, информации и общения. В этот период появляются социальные сети Facebook, Твиттер, ВКонтакте, а также Wikipedia и видеохостинг Youtube.

Агентства по продвижению сайтов в начале 00-х, из которых выросли наши специалисты, работали по принципу вывода запросов в топ и бонусной системой оплаты. Работало это таким образом: попадание на первую страницу гарантировалось, но не гарантировалось его там длительное нахождение. Чем дольше сайт в топе, тем больше бонусов в денежных знаках получал сеошник.

Таким образом, количественные характеристики из-за несовершенства поисковых алгоритмов работали лучше — это могла быть ссылочная масса, вхождения ключевых слов в текст и тайтл, тошноту анкор-листа и проч. К 2020 году мы получаем сформированные алгоритмы, которые будут шлифоваться и настраиваться, но каких-то серьёзных изменений это вряд ли коснётся.

С ростом количества заказчиков на SEO и увеличения количества сайтов, усложнение алгоритмов было понятным шагом. Рынок услуг по поисковому продвижению сайтов разделился надвое — тех, кто развивался под новые условия и тех, кто продолжал продавать услугу по старинке. «Выбить» сайты из топа становится непростой задачей, сроки на продвижение вместо нескольких недель постепенно увеличились до года.

К двадцатому году мы получили компетентных заказчиков SEO-услуги. Благодаря информационной открытости отрасли (конференции, блоги и видеопорталы), агентствам и специалистам приходится не только применять хаки из открытых источников, но и искать собственные методики.

Каждый год происходит естественный отбор специалистов — многие уходят, не адаптировавшись к технологичной действительности.

Поисковые системы подарили нам интересные решения для борьбы с малоквалифицированными конкурентами за топ, которые усложняют работу специалиста и делают её интереснее:

  • машинное обучение Матрикснет (зависимость выдачи от разного вида запроса);

  • поведенческие факторы;

  • алгоритмы городов Яндекса («Минусинск», «Баден-Баден» и проч.) и животных от Google;

  • адаптивность сайтов под мобильный поиск (mobile first Google или MobileGeddon);

  • развитие социальных сетей в полноценные e-commerce площадки с возможностью создания карточек товаров, самостоятельной системой оплатой внутри и блог-платформой для статей.

Давайте вспомним все приёмы из истории оптимизации, эпоха которых давно завершилась, а также всё то, что уже давно в арсенале молодца-оптимизатора. Завариваем чай и вперёд!

«Простыни»

Или «портянки», «полотно» — текст невероятно большого размера с отсутствием форматирования и абсолютно не пригодный к чтению. Такой текстовый контент создавался с целью включения в него запросов не только целевой страницы, но зачастую и целого сегмента.

Например, на страницу меловых школьных досок «сажали» также запросы по цветам (чёрные, зелёные), размерам (100×150 см, 75×200 см), секциям (односекционные, двухсекционные), типам (поворотные напольные и настенные) и т.д.

Стоит ли оговаривать отдельно, что никакой структуры не предполагалось?

С ростом конкурентности страниц в топе приходилось подключать логику и наблюдательность. Когда позиции надёжно укрепившихся в топе сайтов вдруг обвалились, пришлось глубже разбираться в логике выдачи. Ключевиков на страницу включалось меньше и тексты под них сами собой становились менее объёмными.

Сегодня «полотнища» текста мы называем long reed«ами, но они кардинально другие по принципу написания, подаче и полученному результату.

Спамность

Набор запросов, употребляемых в тексте по некоей формуле тошноты. Ключи в таких текстах стояли в оригинале, например, запрос «адвокат Москва срочно» в текст именно так и входил.

С развитием алгоритмов спамность и употребление запросов в тексте менялась стремительно.

  • употребление запросов в читаемых словоформах («адвокат в Москве срочно»); →

  • создание скелета текста под запросы («об адвокате», «адрес в Москве»,»срочный выезд на задержание» и т.д.) и под топ; →

  • спектр слов запроса; →

  • LSI-копирайтинг; →

  • Brain Rank и полное отсутствие запросов (т.н. естественное вхождение).

В 2020-м мы по-прежнему будем использовать интент поискового запроса для формирования структуры текста с минимальным вхождением ключей.

ТИЦ, PR

Величины авторитетности сайта, которые канули в лету. Чем больше цифра рядом с показателем, тем охотнее с него купят ссылку. Результат успешного продвижения — более-менее стабильный доход с продажи ссылок. Если сайт попадает под фильтр или с него перестают идти дензнаки, на его смену приходит другой.

Яндекс ввёл свой показатель качества сайта Икс, но принцип его работы всё же в несколько другом, хотя и продолжает являться одним из факторов трастовости при сотрудничестве.

Белое на белом

Или чёрное на чёрном — полное видимое отсутствие тех или иных элементов для маскировки текста или ссылки.

Поисковые роботы давно научились видеть такие «скелеты», а значит, в современном дизайне давно не встретить низкой контрастности (например, белый на светло-фиолетовом, чёрный на сером) и даже скрытый текст внутри одной страницы под кнопкой «развернуть», «больше», «читать» могут быть приняты за попытку спрятать лишнее.

Автопрогоны по каталогам

Через специальные сервисы осуществлялось размещение данных о сайте во всех известных каталогах без какого-либо интеллектуального анализа. Сейчас отмирает необходимость регистрации сайта в проектах такого масштаба по нескольким причинам:

  • развитие алгоритмов сняло необходимость в поиске компании через справочники «жёлтых страниц»;

  • Яндекс, Google и Mail.ru закрыло свои проекты с каталогами;

  • большинство площадок из базы автомата находятся под тем или иными фильтрами;

  • каталогами пользуются не потенциальные заказчики или покупатели, а спамеры.

Синонимы

Работа с синонимичным рядом ранее не велась, если это не совсем очевидные синонимы. Но если синонимы и были, то они никогда не сажались на одну страницу, под них создавались свои (например, под запрос «подушки для грудничка» — одна страница категории, «подушки для новорожденных» — вторая).

С таким приёмом мы сталкивались недавно при продвижении нового проекта, его продолжают активно использовать оптимизаторы старой школы.

Если есть сомнения в синонимичности — введите запрос в поиск. Большинство слов и фраз легко распознаваемы роботами.

Ссылки

Если сегодня эта тема дискуссионна и зависит от множества факторов, то раньше ссылки покупали все. Даже не так — ВСЕ. Ссылки — голос демократии, чем больше их идёт на документ, тем он качественнее и лучше других. Вспомним доклад-презентацию Александра Садовского в 2014 году — ссылки создают зашумление информационного поля и за чистоту интернет-экосистемы в принудительном порядке их массово снимали.

Тема до сих пор активно обсуждается на конференциях и форумах и имеет как сторонников ссылочных бирж, так и противников. Единственное, в чём сходятся противоборствующие стороны, так это в том, что доноры должны быть:

  1. тематичными или околотематичными;

  2. с устойчивыми тенденциями к росту и развитию;

  3. ссылочно «чистыми».

Мы в Sphinx IT уверены, что каждый сайт индивидуален и прежде, чем назначить ему лечение ссылками, стоит просчитать все возможные варианты «за» и «против» и приложить все усилия для безссылочного продвижения. Но договорённости по каждой отдельной ссылке напрямую с площадками никогда не помешают.

Сейчас же за бездумную покупку ссылок «пакетами» в автоматическом режиме поисковики покажут вам лишь красную карточку и дадут бан, но не топ.

Сателлиты и дорвеи

Эпоха сайтов, сделанных для манипуляцией поисковыми роботами давно канула в лету и почти не используется, засим и останавливаться на этом мы не будем.

Эти техники до сих пор используются в «серых» нишах: казино, адалт — в так называемых незаконных направлениях, которые не то, чтобы запрещены, но не поощряются поисковиками.

Генерация бесполезных страниц под запросы

Явным примером таких страниц является ценовой сегмент. Например, интернет-магазин с большим разбросом цен создаёт вложенные страницы под запросы «недорогие» и «элитные».

В данном случае этот признак субъективный — для кого-то недорого может быть за 200 руб., а для кого-то — за 6 тысяч.

Аналогично с «элитным», «эксклюзивным» и «индивидуальным». Заметили, что все сайты используют в той или иной мере подобные слова? На каждом сайте есть скидки и акции, на которые уже никто не обращает внимание? А попробуйте найти сайты без акций, скидок и розыгрышей — та ещё задача.

К таким же бесполезным страницам мы относим новости (если вы, конечно, не крупная фирма с большим числом брендовых запросов), архивы, категории, заполненными товарами со статусом «Нет в наличии», страницы со списком товаров по акции и т.д.

Эти уловки давно ушли в прошлое и никакого эффекта не дают, но продолжают создаваться оптимизаторами по принципу «не помешает», что только крадёт время и выбрасывает в интернет-атмосферу лишнее и никому не нужное.

Keywords

Тег, который иногда используется по-старинке: полный список запросов размещается сразу на всех страницах сайта.

Кроме того, что это создаёт дублирование и путает роботов в содержании и релевантности страниц, так это ещё и дополнительное поле для спамности.

Самое лучшее, что мы можем предложить в работе с этим тегом — не заполнять его вовсе, а лучше выпилить его полностью из движка (если над проектом работает несколько контент-специалистов).

Сервисы

Принцип инструментов для аналитической работы усложняются и практически половина функций перестала быть интуитивно доступной: ссылочное окружение; текстовый анализ; индекс туманности Ганнинга и ритмической монотонности; сложный сбор семантики; кластеризация запросов по логике, топу, поведению, интенту, сезону и т.д. Сейчас не все специалисты смогут понять, для чего необходим тот или иной инструмент, и какой эффект он даёт.

Но при этом сервисы в целом стали гораздо понятнее — они делают рутинную работу, на которую раньше уходили часы. Например, съём позиций по тысячам ключей, кластеризация тысяч запросов и т.д. Разбираться с инструментами приходить сеошнику и сегодня. Но поскольку SEO сейчас занимаются не только профессионалы, но и предприниматели (которые сами продвигают сайт своего бизнеса), сервисы адаптируют свой интерфейс под неподготовленного пользователя. Именно поэтому в целом с ними стало работать проще.

Дизайн

Когда мы только начинали свой путь оптимизаторов, то такого явления как дизайн для сайта не было. Не было и вёрстки как таковой. Да и сайты были проще на порядок.

Чем больше поиск поворачивался лицом к пользователю, тем активнее появлялись новые профессии в web индустрии: верстальщики, дизайнеры, аналитики, маркетологи — все те, кто работает над конечным продуктом — сайтом клиента.

Бренд

Дизайн сайта — одно из составляющих бренда в сети интернет. Быть брендом с хорошим витальным трафиком, значит не зависеть от алгоритмов поиска и оплошностей, которые для новичков могут быть фатальными.

Сейчас каждый сайт является официальным представительством марки и имеет как минимум логотип. Но на заре оптимизации сайты разделялись лишь на специфику работы, что легко можно было отследить по доменам вида: купить-окна, окна-дёшево, компьютеры-Москва, скачать-кино, посуда-недорого и т.д.

Обратите внимание, сколько сейчас подобных доменов в топе?

Манимейкеры

Кто сейчас сеошник, интернет-маркетолог и поисковый аналитик, раньше был манимейкером — специалист по доходу с сайта. Вебмастер на все руки умел создать простой сайт, настроить рекламу, а также продвинуть свой проект в топ по любому запросу. Услуги и товары в интернете заказывали слабо, да и на фактор доверия эти сайты не работали, поэтому основной доход был с ссылочных ферм.

Эпоха закончилась с естественным развитием общества и глобальной компьютеризаций населения. Сейчас мой дедушка имеет ноутбук с подключённым интернетом, что некогда было в диковинку даже самому прогрессивному слою населения — молодёжи. А там, где есть люди, там есть место и заработку на удовлетворение их потребностей.

В конце второго десятилетия прочно используются техники, о которых стоит написать отдельно.

Brain Rank

Система обработки результатов поиска от Google практически полностью эмулирующая понимание запроса человеком. Общее мнение таково, что RankBrain интерпретирует запросы пользователей и предоставляет наиболее релевантные страницы, которые могут и не содержать именно те слова, которые включены в поисковый запрос.

Если раньше вхождение ключа было более приоритетным, то с конца 2015 года контент самого высокого качества с человеческой точки зрения получает более высокий рейтинг в Google. Он также изучает их специально для страны, а также для языка, на котором сделан запрос.

Например, если кто-то ищет запрос со словом boot (с английского USA — ботинок) в США, он получит информацию об обуви. Если такой запрос поступает с территории Великобритании, то информация может также касаться багажника — места для хранения в автомобилях (boot в переводе с английского UK — багажник).

BERT

Это нейронная сеть от Google, с помощью которой создают программы с искусственным интеллектом для обработки естественного языка: отвечать на вопросы, заданные в произвольной форме, создавать чат-ботов, автоматические переводчики, анализировать текст.

Обратите внимание на тенденцию последнего времени в использовании ботов для разгрузки менеджера: чаты в интернет-магазинах с виртуальными помощниками о наличии товара или акциях, роботы в социальных сетях с приветствиями и считающие активность пользователей по количеству репостов и лайков и многое другое.

E-A-T

E — экспертность

Точность и правдивость контента с полным раскрытием темы. В контенте страницы присутствуют достоверные факты, мнение от первого лица и отсутствуют кликбейтные заголовки. Большим плюсом будут структурированная подача и ссылки на материалы, дополнительно раскрывающие заданную тему. В общем всё то, что позволяет пользователю найти ответ на свой вопрос и даже чуть больше, что он сам ещё не успел понять.

A — авторитетность

Кто стоит за контентом? Почему он эксперт в этом вопросе и стоит ли ему доверять? Ну например, медицинские статьи должен писать врач. Материалы по ремонту машин — автослесарь, инженер автомобилестроительного завода или механик. Рекомендации по воспитанию детей — психолог, педагог, воспитатель детского сада. Именно поэтому так важна страница об авторе и его регалиях.

T — доверие

Что позволяет пользователю отдать предпочтение тому или иному сайту? Этими факторами выступают опыт, фотографии команды, профессиональные достижения, отзывы и их тональность, гарантии, подробные данные о компании.

До середины 2019 года этот принцип оценки качества контента был основным для Google, но его сменил Page quality. От системы E-A-T осталась лишь малая, перечисленная выше, часть.

Если обобщить, то контент нужно создавать не для поисковиков, а для пользователей. И что именно польза для юзеров — главный приоритет поисковых систем.

К 2020 году сформировалась отрасль работы в сети, которая называется Digital, IT или Performance — не важно как. Суть направления в том, что развиваться и расширяться оно будет стремительно не в ширь (охватом), а в глубь, привлекая узкоспециализированных профессионалов из других отраслей — психологов, работников кино и телевидения, экспертов того или иного офлайн направления.

Специалист из вебмастера на все руки становится стратегом с маркетинговым мышлением и практическими навыками в сайтостроении. Это не только сотрудник, настраивающий теги и удаляющий дубли страниц, это именно маркетолог, который должен думать о поведенческих показателях сайта, а значит, о пользе контента для аудитории.

При многоканальном продвижении за SEO всегда остаётся «последнее слово» в конверсии — пройдя все точки касания, большинство сделок совершается на официальном сайте по витальному запросу.

Отсюда и большой разброс цен на услугу. Агентства, имеющие возможность учить сотрудников, поощрять их эксперименты, разработку и тестирование гипотез на благо заказчикам всегда будут стоить выше среднего.

Полный текст статьи читайте на CMS Magazine