Почему Росбанк внедрил Oracle FLEXCUBE для автоматизации операций на рынках капитала
Интеграция ИТ в банках
Компании из банковской отрасли находятся на передовой цифровизации и раньше многих других сталкиваются с растущими ожиданиями клиентов. Важнейшим элементом этой постоянной гонки стали автоматизированные банковские системы. О том, какие преимущества дало внедрение серьезного западного решения и как оно адаптировалось под российские реалии, в интервью CNews рассказали Сергей Крахмалев, директор департамента поддержки операций на финансовых рынках Росбанка, и Никита Климов, руководитель центра компетенций развития систем рынков капитала и инвестиционно-банковских услуг Росбанка.
CNews: В Росбанке внедрена новая система автоматизации бэк-офиса по операциям на финансовых рынках. Как вы пришли к этому решению и какие задачи планировали закрыть таким способом?
Сергей Крахмалев: Банковский бизнес по всему миру существует в условиях жесткой конкуренции, и она только усиливается под влиянием внешних факторов. Финансовым организациям приходится не просто выживать в новых рыночных условиях и отвечать растущим ожиданиям клиентов, но и опережать их. В основе перемен в очередной раз оказались ИТ, и одну из ключевых ролей играют автоматизированные банковские системы.
Руководством банка была поставлена задача оптимизации бизнес-процессов обработки операций, совершаемых подразделением Capital Markets and Investment Banking (рынки капитала инвестиционно-банковские услуги). Кроме того, необходимо было добиться перехода к сквозной обработке информации (Straight-through processing, STP) и минимизации операционных рисков, связанных с ручной обработкой операций.
Сергей Крахмалев: Банкам приходится не просто выживать в новых рыночных условиях, но и опережать растущие ожидания клиентов
Мы остановили свой выбор на платформе Oracle FLEXCUBE, которая эффективно помогает решать поставленные задачи. Вместо системы, требующей от бизнеса контроля каждой операции и построенной по принципу ручного управления, Росбанк получил инструмент, позволяющий разгрузить пользователей и администраторов от большого количества рутинных действий.
По сути, Oracle FLEXCUBE — это полностью автоматизированная событийная система на STP-процессах. Мы лишь предусмотрели автоматизированные уведомления и чекпойнты для контроля процессинга, а также добавили функционал, покрывающий специфику российского рынка и регуляторные особенности.
Решения Oracle FLEXCUBE и Oracle Banking используются более чем в 720 банках 155 стран мира, включая Россию и страны СНГ. В России один из наиболее масштабных проектов был реализован в «ЮниКредит банке», где решение Oracle используется для обслуживания розничных и корпоративных клиентов. Oracle в двенадцатый раз признана лидером в магическом квадранте Gartner. Количество бизнес-сервисов и открытых микросервисов Oracle FLEXCUBE (около 2000) является самым высоким среди других решений, рассматриваемых в Gartner Magic Quadrant. Это показывает высочайшую параметризацию платформы, которая обеспечивает большую гибкость настроек для соответствия бизнес и регуляторным требованиям.
CNews: С какими сложностями пришлось столкнуться банку в процессе поиска подходящего решения?
Никита Климов: Для автоматизации обработки операций, совершаемых на рынках капитала, требовательным заказчикам не подходят в чистом виде ни российские решения, ни «коробочное» западное ПО. С этим вызовом столкнулся и Росбанк. Перед нашими специалистами стояла задача заменить разношерстные системы единым платформенным решением, перейти на клиентоцентричную модель выполнения банковских операций, а также справиться с ростом нагрузок на инфраструктуру, который стал следствием логичного увеличения числа транзакций. Помимо этого, мы хотели получить надежный аналитический инструмент, который позволил бы понимать потребности клиентов перед запуском новых услуг на рынок.
Изучив рынок, мы поняли, что таким инструментом является именно платформа Oracle FLEXCUBE, характеризующаяся еще и масштабируемой архитектурой приложения, высокой производительностью обработки онлайн- и оффлайн-транзакций (в том числе с опцией пакетной обработки) и, что оказалось для нас особенно принципиальным, высоким уровнем гибкости при настройке новых продуктов.
Никита Климов: Платформа Oracle FLEXCUBE — масштабируемая архитектура приложений, высокая производительность обработки и высокий уровень гибкости при настройке новых продуктов
Мы стали первыми в России, кто рискнул адаптировать западную систему к реалиям российского учета в такой сложной продуктовой линейке, как финансовые рынки и рынки капитала. Задача усложнялась тем, что мы внедряли платформу не «с нуля», а на замену существующему решению, которое работало в Росбанке около 20 лет. При этом оно было обособленно расположено в периметре организации, что потребовало детальной проработки интеграции со всеми внешними и внутренними системами.
CNews: Какие изменения в бизнес-процессах банка произошли в связи с внедрением FLEXCUBE?
Сергей Крахмалев: Отличительная особенность этого проекта заключается в том, что в качестве замены системе с полным ручным приводом и постоянным пользовательским участием мы создали событийную систему на STP-процессах. Вовлечение бизнес-пользователей в ее работу минимально — предусмотрены лишь чекпойнты для контроля процессинга. Самостоятельно пользователи обрабатывают только исключения — операции, не удовлетворяющие критериям STP.
CNews: Возникли ли в ходе внедрения какие-либо сложности?
Сергей Крахмалев: Я бы не говорил именно о сложностях, но, конечно, потребовалась определенная доработка «коробочной» версии Oracle FLEXCUBE. В первую очередь, в части локализации и настройки учета в соответствии с требованиями Банка России. Собственно, нами был разработан функционал формирования российской регуляторной отчетности
CNews: Можете ли вы перечислить все продукты и процессы, попавшие под автоматизацию?
Никита Климов: Основное влияние решение Oracle оказало на направление финансовых рынков и рынков капитала. Здесь FLEXCUBE используется в работе с корпоративными депозитами и межбанковскими кредитами. На стадии внедрения находится автоматизация форексных сделок и операции с деривативами.
В части построения STP-среды нам удалось добиться автоматической авторизации большинства сделок. Теперь для контроля рисков часть из них, в зависимости от суммы, контрагента, типа и других условий, автоматически уходит на авторизацию в бизнес-подразделения.
Также теперь внутри дня в системе автоматически происходят стандартные операции по событиям — погашения, начисления процентов, досрочное закрытие и т.д. Полностью автоматизированы создание и постинг бухгалтерских проводок, формирование и отправка SWIFT-сообщений и рублевых платежей. Помимо этого, Росбанк ушел от ручного труда при составлении регуляторной, внутренней и управленческой отчетности. Причем, в последнем случае это касается и онлайн-отчетов, с помощью которых осуществляется оперативный контроль, и глубоко аналитических документов для корпоративного хранилища данных.
Важно отметить, что мы интегрировали платформу Oracle FLEXCUBE с фронт-офисной системой Kondor+, с CRM–системой (для использования данных клиентов в процессе обработки операций, а также для анализа сделок с новыми контрагентами) и еще 40 другими ИТ-системами.
Для успешной реализации проекта была фактически с нуля собрана новая команда ИТ-специалистов, которая прошла необходимую подготовку и обучение.
CNews: Какой эффект от внедрения вы бы назвали ключевым?
Никита Климов: Фактически, на основе ядра FLEXCUBE мы создали свою платформу с большими возможностями по параметризации. Мы заменили систему, отработавшую свой ресурс, и при этом минимизировали участие пользователей в завершении операционного дня и оптимизировали время, которое на это требуется, до 15 минут! Все это позволяет нам говорить о том, что у нас есть решение, на основе которого можно реализовать практически любой банковский продукт для подразделений Capital Markets and Investment Banking.
CNews: В Росбанке уже есть примеры подобных продуктов?
Никита Климов: Для начала необходимо отметить уникальную особенность предложения от Oracle — инструменты разработки FLEXCUBE Development Workbench, которые обеспечивают гибкость в создании функций и приложений, тем самым удовлетворяя требования банка по быстрому расширению существующей функциональности основной платформы. Это позволяет ИТ-департаменту компании изменять существующие рабочие процессы, разрабатывать дополнительную бизнес-логику или вводить новые поля.
Например, улучшение карточки клиента для сбора новых деталей в рамках процедуры «Знай своего клиента» (Know Your Customer, KYC), предписанной регулирующим органом. ИТ-персонал может загрузить функцию приложения в открытую среду разработки и изменить его. Аналогично, Oracle Banking Extensibility Workbench позволяет финансовым организациям мгновенно масштабировать банковские приложения Oracle на основе новых и модифицированных микросервисов для удовлетворения меняющихся бизнес-требований. Благодаря этому персонал банков может изменять и расширять функциональные возможности экранов пользовательского интерфейса и обработки приложений. При этом банкам предоставляется подробное руководство для разработчиков и управления жизненным циклом расширяемости для кодирования, развертывания и создания расширений, а также эффективного управления ими на протяжении всего жизненного цикла приложения.
Ключевой возможностью Oracle Banking Extensibility Workbench является обеспечение четкого разделения между основным приложением и расширением, а также обеспечение не инвазивных изменений. Это устраняет сложность обновления банковских приложений Oracle и обеспечивает защиту инвестиций в приложение. ИТ-персонал банка также может изолировать изменения и оценивать каждую из своих прошлых настроек для обновления, включая только соответствующие настройки. Это поможет гарантировать наличие в приложениях нужных функций в любой момент времени для удовлетворения бизнес-требований. И, что особенно важно, Oracle Banking Extensibility Workbench позволяет повторять применяемые настройки во всех экземплярах приложения в режиме реального времени.
Бизнес-архитектура Oracle FLEXCUBE
Источник: Oracle, 2021
CNews: Существуют ли у вас уже какие-то конкретные планы по развитию системы?
Сергей Крахмалев: В последних версиях Oracle FLEXCUBE нами были реализованы модульные финансовые приложения с упором на различные аспекты банковского дела. Мы активно расширяем эту концепцию компонентизации, чтобы предоставить банкам возможность использовать Oracle FLEXCUBE как комбинацию совместно развертываемых компонентов, каждый из которых предназначен для определенного сегмента потребностей организации. Каждый компонент спроектирован так, чтобы быть самодостаточным, а все межкомпонентные взаимодействия были четко определены с помощью канонических шаблонов интеграции. Это дает банкам возможность выборочно покупать, устанавливать и использовать компоненты, необходимые для их операций. Когда банки развертывают компоненты Oracle FLEXCUBE с другими продуктами сторонних производителей, интеграция реализуется на основе потребностей случая использования в банковской сфере, а API-интеграции четко определены и общедоступны. Банки, использующие более одного компонента Oracle FLEXCUBE, также могут гибко управлять, исправлять и обновлять каждый компонент независимо от других.
Полный текст статьи читайте на CNews