Объективы Canon EF 50mm F1.2L USM и 50mm F1.4 USM: светосильные «полтинники»
Оба объектива являются ветеранами в мире оптики Canon EF. Правда, более светосильный и более дорогой L-инструмент на 12,5 лет моложе, но и его возраст более чем почтенный. В обоих случаях «продолжительность жизни» не должна смущать: в самом деле, зачем пытаться улучшать то, что и без переделок работает хорошо? Конечно, это не означает, что производитель не выпустит обновленных версий. Мы же предпримем попытку прямого сравнения двух героев сегодняшнего обзора. Для начала познакомимся подробнее со спецификациями.
Технические характеристики
Canon EF 50mm f/1.2L USM | Canon EF 50mm f/1.4 USM | |
---|---|---|
Байонет | Canon EF | |
Материал корпуса | металл | композит |
Фокусное расстояние | 50 мм | |
Максимальное значение диафрагмы | F1,2 | F1,4 |
Минимальное значение диафрагмы | F16 | F22 |
Число лепестков диафрагмы | 8 | 8 |
Оптическая схема | 8 элементов / 6 групп | 7 элементов / 6 групп |
Минимальная дистанция фокусировки | 0,45 м | 0,45 м |
Угол обзора по диагонали | 46° | 46° |
Максимальное увеличение | 0,15× | 0,15× |
Автофокусировка | внутренняя | |
Привод автофокусировки | кольцевой ультразвуковой мотор (USM) | микро-USM |
Стабилизация | нет | |
Защита от пыли и влаги | есть | нет |
Резьба для светофильтров | ∅72 мм | ∅58 мм |
Размеры (диаметр и длина) | ∅85,8/65,5 мм | ∅73,8/50,5 мм |
Вес | 580 г | 290 г |
Средняя цена |
Помимо очевидных различий в светосиле (плюс полступени), весе (вдвое больше) и размерах, Canon EF 50mm f/1.2L USM обладает металлическим корпусом, высокоскоростным кольцевым ультразвуковым мотором автофокусировки и оснащен защитой от пыли и влаги, что подтверждает его принадлежность к классу профессиональной оптики с маркировкой «L».
Конструкция
Качество исполнения обоих объективов очень высокое, но Canon EF 50mm f/1.2L USM намного солиднее и надежнее, как и полагается профессиональной «L»-оптике.
Canon EF 50mm f/1.2L USM | Canon EF 50mm f/1.4 USM |
---|---|
Ближе к передним линзам расположены прорезиненные кольца управления ручной наводкой на резкость. Каждый из объективов имеет лишь один переключатель — режима фокусировки (автомат/ручная). Шкала расстояний двойная: в футах (зеленого цвета) и метрах (белого цвета). | |
Оптические схемы обоих объективов наследуют «двойной Гаусс» (см. пару передних линз). Сами схемы похожи, как родные братья, но у более дорогого Canon EF 50mm F1.2L USM в состав задней группы включен дополнительный рассеивающий элемент, а самая последняя линза заменена на асферическую. Это (теоретически) позволяет повысить резкость получаемого изображения. | |
Вид сзади. Стыковочные узлы байонетного крепления тщательно отшлифованы. У Canon EF 50mm f/1.2L USM это обеспечивает защиту от пыли и влаги при использовании с соответствующими камерами Canon. | |
Графики MTF, или частотно-контрастной характеристики (данные производителя): серый цвет — при максимальном раскрытии, черный — при f/2, синий — при f/8; толстые линии — 10 линий/мм, тонкие — 30 линий/мм; сплошные кривые — для сагиттальных структур, пунктирные — для меридиональных. Напомним, что в идеале кривые MTF должны быть параллельны горизонтальной оси, не иметь подъемов и завалов и располагаться как можно выше по оси ординат. Кривые MTF свидетельствуют о том, что оба объектива не идеальны, но профессиональный Canon EF 50mm f/1.2L USM несколько уступает сопернику, и разрешение у него ниже, особенно на максимальной диафрагме и при воспроизведении 30 линий/мм. Впрочем, никакой график MTF не дает представления о «характере» объектива — рисунке, структуре бокэ и других особенностях, которые у портретной оптики явно более значимы, чем резкость и даже контраст. |
Лабораторный тест
Объективы демонстрируют ожидаемое разрешение на всех диафрагмах. Центр кадра в обоих случаях держится на уровне 80%, а вот на краю Canon EF 50mm f/1.2L USM выглядит гораздо стабильнее.
Хроматические аберрации у обоих объективов примерно на одном уровне, достаточно слабые. Как ни странно, наиболее заметны они в центре кадра. На краю наблюдается некоторое рассеивание на открытых диафрагмах — в этом объективы тоже практически не отличаются. Дисторсия почти незаметна, хотя можно зафиксировать некоторую тенденцию к формированию «бочки» у Canon EF 50mm f/1.4 USM и «подушки» у Canon EF 50mm f/1.2L USM.
Отдельно хочется отметить, что Canon EF 50mm f/1.2L USM подает отличный пример наращивания светосилы: разрешение при этом не только не падает, как это обычно случается, но и стабилизируется на достаточно высоком уровне.
Практическая фотосъемка
Полевые испытания объективов мы проводили в связке с камерами Canon EOS 5D Mark IV и Canon EOS 6D Mark II. При этом использовали следующие параметры:
- приоритет диафрагмы,
- центрально-взвешенный замер экспозиции,
- однокадровая автоматическая фокусировка,
- фокусировка по центральной точке,
- автоматический баланс белого (АББ).
Отснятые кадры сохранялись на носителе информации в виде несжатых RAW-файлов, которые впоследствии подвергались преобразованию в JPEG с минимальной компрессией. В ситуациях со сложным и смешанным характером освещения баланс белого корректировали вручную. В ряде случаев в интересах композиции прибегали к обрезке кадра.
Общие впечатления
Canon EF 50mm F1.4 USM, конечно же, вдвое легче и ощутимо меньше по размерам, но и Canon EF 50mm F1.2L USM не выглядит монстром, особенно в сравнении с аналогичным по светосиле Canon EF 85mm F1.2L II USM или старым Canon EF 50mm F1.0 USM, выпуск которого давно прекращен.
Автофокусировка у обоих испытуемых работает быстро и уверенно даже на полном раскрытии, но по скорости ее реакции более светосильный соперник чуть уступает. Впрочем, это понятно: перемещаемая масса стекла в его случае значительно больше. Оба объектива позволяют перехватывать управление автофокусировкой и доводить резкость вручную.
Брак, нередко возникающий при автофокусировке на открытой диафрагме при использовании обоих соперников, связан не со спецификой самих объективов, а с работой фотографа, поскольку глубина резкости при f/1,2 и f/1,4 критически мала, и попасть в нужную точку, особенно при съемке крупных планов, очень нелегко.
Сначала оценим работу наших подопечных в несложных условиях при достаточном освещении и сильном диафрагмировании.
Дальний план
Canon EF 50mm f/1.2L USM | Canon EF 50mm f/1.4 USM |
---|---|
Крылатское, Москва; f/8; 1/500 c; ISO 100 | Крылатское, Москва; f/8; 1/500 c; ISO 100 |
Пешеходный мост «Багратион», Москва; f/8; 1/40 c; ISO 500 | Пешеходный мост «Багратион», Москва; f/8; 1/50 c; ISO 640 |
Резкость в центре кадра практически одинаковая, но на краях Canon EF 50mm F1.2L USM демонстрирует заметное превосходство над конкурентом. На верхней паре фото (пленэр) баланс белого отработал одинаково, а на нижней заметен более холодный тон изображения у Canon EF 50mm F1.4 USM. Это, по-видимому, особенности работы АББ камеры, а не оптики.
Перейдем к детальному сравнению результатов работы обоих объективов при разном раскрытии диафрагмы. Для каждого приведем по две картинки: верхняя без приложения специфического профиля объектива, нижняя — с профилем, корректирующим дисторсию, виньетирование и хроматические аберрации. Место съемки — выставка ледовых строений в Парке Победы на Поклонной горе в Москве.
Оба объектива сильно виньетируют на максимальном раскрытии и вплоть до f/5,6. У Canon EF 50mm F1.4 USM при сравнимых степенях раскрытия виньетка более выражена (при f/1,4—f/4). Более того, краевое затемнение у него не до конца исправляется приложением профиля.
Резкость в центре кадра у испытуемых практически не различается. На краях кадра при f/2,8—f/8 она ощутимо выше у Canon EF 50mm F1.2L USM. При f/11 объективы практически неотличимы по картине резкости как в центре, так и на краях. Влияние дифракции начинает сказываться у Canon EF 50mm F1.4 USM при f/16, когда соперник вновь опережает его, однако и при f/22 результат достаточно хорош (у более дорогого конкурента нет такого значения диафрагмы).
Теперь займемся изучением свойств наших подопечных на максимальном сравнимом раскрытии (f/1,4).
Средний план
Пары фотографий, сделанные без помощи штатива и из-за этого страдающие от изменения масштаба, не позволяют обнаружить существенных различий в поведении наших подопечных. Субъективно можно судить лишь о том, что рисунок у Canon EF 50mm f/1.2L USM чуть более приятный.
Крупный план
По детализации и картине светотональных переходов разницы практически нет. Структура размытия фона (точнее, его бесструктурность) выглядит более приятной у Canon EF 50mm f/1.2L USM. Вариации АББ отражают специфику работы камеры, а не оптики.
Размытие переднего плана (фронтальное бокэ)
На наш взгляд, в приведенных сюжетах бокэ отличается незначительно, но все же у Canon EF 50mm F1.2L USM оно чуть мягче.
Перейдем к детальному исследованию феномена бокэ при разных значениях диафрагмы.
Размытие заднего плана
Разница в картине бокэ у Canon EF 50mm F1.2L USM при f/1,2 и f/1,4 не ощущается. При f/1,4—f/4 Canon 50mm F1.4 USM лишь немного уступает сопернику. При f/5,6—f/8 картина практически одинаковая.
Галерея
Остальные фото, полученные в ходе практической фотосъемки, мы собрали в галерее без комментариев.
Итоги
Canon EF 50mm f/1.2L USM — профессиональный объектив, главными достоинствами которого являются сверхвысокая светосила, прочная конструкция, а также защита от пыли и влаги. Canon EF 50mm f/1.4 USM — более компромиссный вариант, отличающийся значительно меньшей ценой, но лишенный перечисленных достоинств.
При анализе полученных изображений разница между объективами выявляется в более высокой периферийной резкости и более удачной картине размытия заднего плана у Canon EF 50mm f/1.2L USM. Впрочем, эти нюансы заметны лишь при прямом сравнении. Можно заключить, что потребность в более дорогой модели возникает тогда, когда необходимы дополнительные полступени светосилы, и это нельзя восполнить ничем. В других ситуациях, особенно при диафрагмировании, с помощью Canon EF 50mm f/1.4 USM можно получить почти такие же результаты.
Авторские фотографии, сделанные с помощью 50-миллиметровых светосильных объективов Canon EF, можно найти в этом альбоме: http://ixbt.photo/? id=album:61021
Благодарим компанию Canon за объективы и фотокамеру, предоставленные для тестирования
Полный текст статьи читайте на iXBT