Конверсионное эльдорадо: как умный поиск повышает продажи в интернет-магазинах
Признаемся честно, наша редакция очень любит интервью. Это такой живой формат, который позволяет без канцеляризмов и официозности получить ответы практически на любые вопросы, а зачастую — узнать что-то новое. Этот раз не стал исключением.
Мы получили еще одно подтверждение тезису «ищите и найдете!». Это мы про владельцев интернет-магазинов, которые уже проделали большую работу для улучшения показателей и, пусть и нехотя, но приступили к реализации последующих, и порой весьма объемных переделок. Как оказалось, а слона-то многие из них и не приметили. Причем довольно большого и шустрого слона.
Мы пообщались с Иваном Барченковым, основателем и генеральным директором Searchbooster.io о том, что еще можно предпринять, чтобы обойти конкурентов. И ответ на вопрос «Как быстро увеличить продажи?» оказался довольно простым: «Использовать функцию умного поиска!».
А теперь подробнее. Вот, что нам рассказал Иван.
Создайте конкурс на workspace.ru — получите предложения от участников CMS Magazine по цене и срокам. Это бесплатно и займет 5 минут. В каталоге 15 617 диджитал-агентств, готовых вам помочь — выберите и сэкономьте до 30%.
Создать конкурс →
Какими возможностями для роста продаж по вашему опыту пользуются владельцы интернет-магазинов чаще всего? Какие из них по-вашему мнению наиболее эффективны и перспективны?
Ответ на этот вопрос будет отличаться в зависимости от размера магазина. Из наиболее очевидного — это улучшение UI\UX, подключение рекомендательных сервисов и партнерских программ. Персонализированный email-маркетинг.
При этом наибольший эффект обычно дает сочетание доработок функционала сайта и рекомендательные сервисы.
А что по поводу поиска? Много ли владельцев интернет-магазинов осознают, что функция поиска в интернет-магазинах — это серьезная возможность для повышения конверсий?
К сожалению, нет. Находясь под постоянным давлением операционных задач, руководители очень часто забывают смотреть на поиск, как на основную точку роста продаж в интернет-магазине.
Многие считают, что это просто одна из незначимых функций интернет-магазина. Но это не так. В последнее время все больше людей привыкают совершать покупки на маркетплейсах, где основным элементом навигации является именно поиск по сайту, а не каталог.
Полученный на маркетплейсах опыт пользователи переносят на интернет-магазины и начинают сталкиваться с обилием проблем, таких как:
-
поиск по сайту не поддерживает синонимы;
-
отсутствуют фильтры в результатах поисковой выдачи;
-
в случае пустой выдачи система не подсказывает, на какие товары можно обратить внимание;
-
нет поисковых подсказок;
-
в результатах поисковой выдачи товары ранжируются абы как;
-
нет поддержи транслитерации и морфологии и т.д.
Не найдя с помощью функции поиска интересующий товар, посетители интернет-магазина в результате отправляются искать его на других площадках…
Есть ли у вас актуальная статистика — какой процент покупателей пытается воспользоваться поиском в интернет-магазинах? Зависит ли она от тематики сайта? Будет ли этот показатель расти и в дальнейшем?
Вы задали очень правильный вопрос. Чаще всего предприниматели открывают Google Analytics и видят, что мизерная доля пользователей, которая была на сайте использовала поиск, НО! Мы же с вами понимаем, что в среднем всего 1–2% всех посетителей сайта вообще что-то покупает. Поэтому смотреть нужно на срез, который показывает, какая доля покупателей перед покупкой использовала поиск.
На ряде проектов мы видим значения, которые достигают 80% от всех покупателей! А это в свою очередь означает, что, если вы даже незначительно увеличите конверсию с поисковых сессий вашего сайта, то вы существенно увеличите объем продаж своего проекта.
Что касается зависимости от тематики интернет-магазина, то, безусловно, есть различия. Но в среднем мы видим, что от 30% покупателей перед покупкой используют поиск на сайте.
И, безусловно, количество таких людей будет расти с каждым днем просто потому, что поиск — это привычно, просто и удобно. Вероятнее всего в будущем он заменит привычную модель навигации по каталогу товаров.
Для магазинов каких тематик внедрение «продвинутого» поиска наиболее актуально и может дать наиболее заметные результаты?
Для магазинов с ассортиментом более 100 позиций. Либо для тех, у кого большой трафик, в котором внедрение умного поиска даже на маленьком ассортименте покажет существенный прирост продаж.
Лично мое мнение, что на любом сайте интернет-магазина должен быть хороший поиск, потому что это самый удобный инструмент поиска нужного товара для потенциального покупателя.
SearchBooster — сервис, заменяющий встроенный в CMS поиск на сайтах. Расскажите подробнее, какие возможности он дает пользователям? Что я как покупатель смогу делать в интернет-магазине, на котором он установлен?
SearchBooster.io это SaaS система умного поиска. Наша основная задача — сделать умный поиск доступным инструментом для всех интернет-магазинов, что приведет к увеличению прибыли бизнеса, а также сокращению времени выбора товара со стороны конечного потребителя.
Система очень активно развивается и уже имеет огромный функционал. Из наиболее интересного стоит выделить:
-
мерчандайзинг поисковой выдачи — владелец интернет-магазина может сам выбрать, какие товары и в какой последовательности должны появляться в случае ввода определенного поискового запроса или может направить пользователя на какую-то конкретную страницу, например, если он ищет условия доставки или вакансии;
-
умное ранжирование — вы можете настроить ранжирование самостоятельно, например, на основе маржинальности товаров и сроке их годности, или на данных о продажах их CRM или смиксовать все вышеперечисленное с нашим AI и получить существенный прирост продаж;
-
управление синонимами и исключение словоформ — отдельный модуль, который позволит обучить систему работать с любыми синонимами и сложными кейсами, а также сам будет подсказывать вам, есть ли среди поисковых запросов вашего сайта интересные потенциальные синонимы, которые можно добавить;
-
поиск по изображениям — это отдельная интересная функция, которая очень востребована в ряде сегментов электронной коммерции. Пользователь может загрузить фотографию товара с телефона, либо через URL, либо просто сделав снимок на камеру и SearchBooster.io найдет похожие товары в вашем ассортименте;
-
система рекомендаций — которую мы активно сейчас развиваем.
Функций очень много. Любой желающий может бесплатно опробовать систему в течение 14 дней и принять решение, подходит она ему или нет. В рамках этого периода наши специалисты будут сопровождать предпринимателя на каждом шагу и помогут выжать максимум из системы.
Кстати, при оплате годового тарифа действует скидка в 20%.
На вашем сайте написано, что SearchBooster дает возможность задать приоритизацию в поисковой выдаче. Пожалуйста, поясните, как именно это работает на практике и как именно этим пользоваться?
Самый простой кейс, который вы можете реализовать — загрузить в систему данные о продажах и сервис начнет ранжировать товары, исходя из объема их продаж.
Более сложная логика — когда используются данные по продажам, плюс маржинальность товаров. В этом случае на первых позициях будут самые продаваемые и маржинальные товары.
Можно еще усложнить и добавить фактор срока годности. Тогда вы будите продавать то, что скоро может выйти из оборота, тем самым дополнительно минимизируете убытки.
Суть в том, что, в конечном итоге, вы можете задать практически любую формулу ранжирования, которую пожелаете. А в сочетании с модулем мерчандайзинга вы получаете полный контроль над поисковой выдачей.
Например, у вас есть ретро бонус за объем продаж продукции определенного бренда. И вы немного не дотягиваете до получения бонуса. Тогда через модуль мерчандайзинга вы можете вывести данные товары в верх выдачи, что приведет к увеличению объема продаж и вы решите задачу по получению желаемого бонуса от производителя продукции за выполнение плана продаж.
Как работает система рекомендаций на основе ИИ?
Searchbooster.io собирает статистику по взаимодействию пользователя с товарной выдачей, а также хранит в своей памяти все поисковые запросы в совокупности с данными о продажах, если вы их передаете в систему. Анализируя весь полученный массив информации, система принимает значение о том, как и какой товар лучше ранжировать.
Какие функции поиска наиболее востребованы у пользователей интернет-магазинов?
Самые востребованные функции — управление синонимами, ранжирование и мерчандайзинг поисковой выдачи.
Каким образом осуществляется поиск по картинкам, в каких случаях и часто ли пользователи прибегают к такому поиску?
Это отдельная и сложная технология, о которой можно написать научную статью. Если упрощать, то на вход вы подаете фотографию товара. Наш алгоритм обрабатывает изображение и создает на его основе пространство чисел, которое дальше при помощи довольно сложной математики сопоставляется с таким же пространством чисел изображений товаров, что есть в вашем ассортименте, и выводит наиболее похожие по изображению товары из вашего ассортимента на тот, что загрузил пользователь.
Функция поиска по картинкам наиболее востребована у мебельных магазинов, цветочных салонов, интерьерных магазинов и в фешене.
Насколько по вашей статистике в среднем возрастают показатели у интернет-магазинов, внедривших SearchBooster?
Сложный вопрос, так как все зависит от ассортимента магазина, трафика, сложности названия товаров. Примерно можно ожидать 30% прирост продаж с поисковых сессий. Но в ряде случаев показатель может быть выше.
Есть ли какие-то ограничения для внедрения сервиса?
Их нет. Наверное, по этой причине нам удается развиваться столь стремительно.
Какие языки поддерживает сервис и с чем связан их выбор?
На текущий момент все, за исключением иероглифов.
Для каких CMS подходит SearchBooster?
Абсолютно для любых. Для самой базовой интеграции вам нужен только товарный фид. После того, как система его проанализирует, вы получите JS-код, который можете установить в шаблон страницы или через Google Tag Manager за пару минут, либо вы можете взять API-key и внедрить наше решение в свое мобильное приложение или полностью видоизменить внешний вид поиска на своем сайте, используя свой фронт.
В чем заключаются основные проблемы с уже встроенным в CMS поиском? Чем SearchBooster лучше «родных» решений?
По сути всем тем, что мы обсуждали выше.
Родной поиск в CMS чаще всего не умеет работать с синонимами, не дает возможности настраивать сложные правила ранжирования и не имеет модуля мерчандайзинга.
Все это в совокупности с множеством других моментов делает SearchBooster.io отличным и доступным решением, которое увеличивает прибыльность интернет-магазинов.
Как давно существует сервис и сколько сайтов его уже внедрили? Есть ли среди ваших клиентов крупные и известные компании?
Сервис существует 2 года. И мы уже обзавелись сотнями клиентов из России, Казахстана, Белоруссии, ОАЭ и США. При этом среди наших клиентов есть магазины с ассортиментом в сотни тысяч позиций, которые вы знаете.
Обязательно ли быть маркетологом, чтобы эффективно использовать ваш сервис?
Нет, совершенно не обязательно. Зачастую пользователями нашего сервиса являются администраторы сайта, люди ответственные за конверсию и SEO-специалисты. Маркетологов среди них не так уж и много.
Если честно, я даже не понимаю почему. Ведь любой маркетолог заинтересован в росте конверсии трафика, который он приводит на сайт интернет-магазина, а наше решение позволяет добиться желаемого результата.
Может ли интернет-магазин с ассортиментом, скажем в 250 000 товаров, приобрести у вас пакет Start? Как это регулируется? Есть ли защита от «читеров»?
Сетка тарифов основана на двух основных метриках: количество товаров в ассортименте и количество поисковых запросов в сутки.
Клиент с ассортиментом 250 000 товаров может подключить тариф Start, но в рамках этого тарифа обрабатывается не более 12 000 товаров. Это значит, что из 250 000 товаров мы обработаем только 12 000, по остальным умный поиск работать не будет. Согласитесь, это будет странно.
На ассортименте 250 000 товаров чаще всего берут тариф E-COMMERCE или START+ с расширением тарифа до нужного количество товаров, если не нужна поддержка мультирегиональности и мультиязычности.
Если не возражаете, следующие пару вопросов мне бы хотелось задать для той категории наших читателей, которые планируют запустить собственные стартапы. Возможно, ваш опыт будет им полезен. Как прошел этап MVP?
На этапе MVP мы находились довольно долго. Естественно, среди наших текущих клиентов были те, кто внедрил наш сервис еще на самой ранней стадии проектирования. Именно благодаря им мы и получили уверенность в том, что идея проекта достойна и может развиваться.
На чем было сосредоточено ваше внимание в самом начале и чем нынешняя версия сервиса отличается от первоначальной?
На стадии MVP мы решали базовые проблемы с поддержкой транслитерации, опечаток, синонимов и поиском по артикулам. Пожалуй, именно поиск по артикулам и работа с синонимами привлекли первых клиентов сервиса.
Безусловно, если сейчас сравнить Searchbooster.io с тем, чем он был даже полтора года назад, то это небо и земля с точки зрения набора функций и удобства работы с сервисом. О части данных функций я вам рассказал выше.
Каким образом вы «нащупали» эту нишу? С помощью собственного пользовательского опыта или все же прежде всего благодаря бизнес-навыкам?
Честно, благодаря локдауну.
Когда началась пандемия, я уехал в загородный дом и очень долго думал над тем, как можно продолжать зарабатывать деньги в изменившейся среде. В результате натолкнулся на проблему поиска, провел исследование и понял, что в этом что-то есть.
Поделился идеей со своими партнерами и работа началась. Результат — сотни довольных предпринимателей и, надеюсь, впереди еще десятки тысяч.
В лучших литературных традициях предлагаю закончить на том, с чего начали. Ранее вы сказали, что ваш сервис можно тестировать бесплатно в течение 14 дней. Неужели этого достаточно, чтобы увидеть результаты?
Удивительно, но, да. Некоторые наши клиенты даже за эти 14 дней окупают стоимость сервиса за последующие 3 месяца коммерческого использования.
Представьте, что вы работаете в сложной технической тематике, где куча жаргонизмов. Внедрив через модуль соответствующие синонимы, вы можете уже в первый день использования сервиса увидеть рост удовлетворенности посетителей сайта, снижение нагрузки на колл-центр. Не говоря уже о том, что всю нагрузку, связанную с работой поиска на вашем сайте, мы переносим на наши сервера, тем самым увеличивая производительность сайта и снижая расходы на ваши сервера.
Попробуйте!
Уверен, что наш сервис вам понравится.
Полный текст статьи читайте на CMS Magazine