Как начинающему специалисту найти первую работу
Молодым специалистам часто бывает непросто найти первую работу. Но в IT сегодня наблюдается острая нехватка кадров. Так что получить офер, даже не имея опыта, вполне реально.
Мы расшифровали и дополнили открытое занятие Нетологии по теме и рассказываем, зачем компаниям джуны, чем заинтересовать работодателя, что спросить на собеседовании и как вести себя в новом коллективе. В статье — всё, что важно знать для поиска первой работы: от правил составления резюме до советов по прохождению испытательного срока.
Редакция Нетологии
Тамара Федорова
Редактор карьерного портала testwork.io
Почему компании готовы нанимать джуниор-специалистов
Несмотря на высокую конкуренцию, которая в 2022 году сложилась на рынке труда, 65% российских работодателей рады видеть молодых специалистов в своих командах. Чаще всего джуниоров нанимают IT-компании — 71%, финансовые организации — 70% и производственные предприятия — 70%. Вот какими мотивами они руководствуются при наборе ↓
Запуск простых проектов
Есть проекты сложные и дорогие. Для работы над ними привлекают специалистов с опытом — они уже знают, что делать, и покажут лучший результат за меньшее время. А есть простые и тестовые проекты, которые будут неинтересны профи, но вполне подойдут новичкам.
Когда компания пробует запустить новое направление или сделать какую-то фичу в продукте, но не готова инвестировать в это много денег, она может нанять джуниора. С крупными проектами так рисковать не будут, поэтому, скорее всего, отдадут их на реализацию опытным специалистам.
Экономия бюджета
Чем больше скиллов у специалиста, тем дороже он ценится на рынке труда. Не все компании могут позволить себе нанять профессионала, однако среди них есть те, кто готов обучать новичков с нуля. Речь идёт не о той ситуации, когда работодатель ищет сотрудника на низкую зарплату, потому что не хочет много платить. Речь о том, что между работодателем и кандидатом должна быть заключена договорённость: «Мы готовы инвестировать в ваше обучение, но тогда зарплата будет чуть меньше».
Полина Антонова
HR-специалист компании Uplab
Существенное влияние на рынок труда сегодня оказывают крупные компании, которые предлагают соискателям уровней мидл и сеньор высокие зарплаты. Среднему и малому бизнесу сложно конкурировать с ними, особенно за опытных специалистов. Поэтому они выбирают стратегию найма джуниоров, чтобы адаптировать их под внутренние бизнес-процессы и вырастить лояльных мидлов.
Начинающим специалистам важно обращать внимание на три момента: процесс наставничества, наличие прозрачной системы карьерного роста внутри компании и то, насколько работодатель уделяет внимание корпоративной культуре и коммуникациям внутри коллектива. Это важно для профессионального роста, а у джуна этот мотив, как правило, приоритетный.
Условная социальная ответственность
Все когда-то начинали карьеру, и руководители IT-компаний тоже. Многие из них понимают, насколько сложно молодым специалистам найти работу, поэтому при подборе проявляют к кандидатам эмпатию и не ставят жёстких рамок в плане опыта. Для таких работодателей гораздо важнее софт-скиллы, инициативность и замотивированность соискателей.
Где и как искать вакансии начинающим
- Официальные сайты компаний. Подготовьте список работодателей, к которым вы хотели бы устроиться, и следите за карьерными разделами на их сайтах. Но не стоит ставить перед собой цель сразу попасть в Яндекс или Google. Первый опыт проще получить в стартапах и небольших компаниях — там у вас будет шире спектр задач и больше вовлёченных коллег.
- Соцсети. Вступайте в сообщества компаний из вашего списка и подписывайтесь на аккаунты людей, которые в них работают. HR-менеджеры и руководители часто выкладывают посты с вакансиями на своих страницах. У вас будет шанс первым узнать о наборе сотрудников. Кроме привычного ВКонтакте, отличный вариант для нетворкинга и поиска работы — TenChat.
- Telegram. Здесь можно найти много каналов как исключительно для новичков, например, careerspace, так и для узких специалистов с разным опытом: «Работа для ИТ-аналитиков», «Работа для дизайнера, художника», «marketing jobs — вакансии для маркетологов». Кстати, у Нетологии тоже есть канал с вакансиями и стажировками, где можно разместить своё резюме.
- Профильные площадки. IT-специалистам в поисках работы могут помочь разделы с вакансиями на vc.ru, Хабре и DTF.
Где начинающему IT-специалисту искать стажировки: 10 лучших ресурсов
Как джуну обратить на себя внимание работодателя
Резюме, сопроводительное письмо и тестовое задание — три инструмента, с помощью которых начинающий специалист может привлечь внимание работодателя к своей кандидатуре. Рассмотрим каждый подробнее.
Резюме
Резюме — документ, по которому HR-менеджеры составляют первое впечатление о кандидате. От того, как оно будет выглядеть и что в нём будет указано, зависит, пройдёте вы в следующий этап отбора или нет.
Как составить идеальное резюме:
Подберите шаблон с минималистичным дизайном. Креативность уместна только в творческих направлениях.
Структурируйте информацию. В документе должны чётко прослеживаться основные разделы: опыт работы, навыки, образование, контактные данные. Можно добавить дополнительные блоки, например, личностные качества, рекомендации, публикации, хобби.
Адаптируйте резюме под требования работодателя. Используйте ключевые слова из объявления, убедитесь, что в графе «Желаемая должность» указана та же специальность, что и в вакансии.
Не оставляйте блок «Опыт работы» незаполненным. Если профильного опыта работы нет совсем, добавьте сюда информацию об обучении и практике, занятости на фрилансе, летней подработке, волонтёрстве, участии в управлении семейным бизнесом.
Расскажите о достижениях и обязательно выразите их цифрами. Например, «вёл одновременно шесть коммерческих аккаунтов в соцсетях», «опубликовала 20 статей на тему построения внутренних коммуникаций в компании», «занял 1-е место в хакатоне HackTrak».
Проверьте финальный текст на грамотность. Отсутствие ошибок говорит о том, что кандидат внимательно подошёл к процессу подготовки резюме и действительно заинтересован в получении должности.
Если у вас пока нет стажа по профессии, заполняйте все разделы в контексте пройденного обучения. Например, бесплатные курсы можно упаковать в блок «Навыки», а успехи на практике в вузе — в «Опыт работы» и «Достижения».
Не стоит делать акцент на возрасте. Это не самая важная информация на первом этапе отбора, поэтому её отсутствие не будет расценено рекрутером как обман. Если вы откликаетесь на работных сайтах, вместо резюме, которое формируется сервисом автоматически, можно использовать онлайн-конструкторы. Так вы наверняка сможете не указывать возраст и сосредоточиться на более важных вещах — хард- и софт-скиллах.
Компетенции, мотивация и опыт: как составить резюме, которое заметят
Сопроводительное письмо
Фраза «Здравствуйте! Посмотрите на меня: у меня классное резюме, и я хочу у вас работать» — вряд ли зацепит рекрутера. В сопроводительном письме нужно показать мотивацию в контексте компании, в которую вы планируете устраиваться. Для этого изучите, чем она живёт. Миссия, ценности, условия труда, корпоративная культура — чем больше информации о работодателе удастся найти, тем лучше.
Где искать данные о компании:
- на официальном сайте;
- в интервью руководителя и сотрудников для СМИ;
- в соцсетях;
- на отзовиках.
Следующий этап — встраиваем в сопроводительное письмо имеющийся опыт. Неважно, прямой он, косвенный или учебный. Переложите его на те задачи, которые предстоит выполнять — должностные обязанности можно найти в вакансии.
Например, если в объявлении работодатель указывает, что ему нужен маркетолог-джуниор, который будет продвигать онлайн-курс по йоге во ВКонтакте, можно написать: «У меня есть опыт ведения сообщества во ВКонтакте. Два года назад я создал группу о здоровом образе жизни. Сейчас в ней 120 000 подписчиков. Созданием контента и продвижением занимаюсь сам. Уверен, что мои навыки могут быть полезны для вашей компании».
То есть претендуя на должность маркетолога в ООО «Старт», не стоит писать о мечте стать вторым Илоном Маском или желании спасать Вселенную Полный текст статьи читайте на Нетология