Активная акустика Klipsch The Fives: от ТВ до винила и обратно
Мультимедийной акустики много, а вот по-настоящему универсальной гораздо меньше. То одного не хватает, то другого. Создатели Klipsch The Fives постарались предусмотреть максимум возможных сценариев использования, не забыв при этом про качество звучания и комфорт эксплуатации. Одна из главных «фишек» колонок — это, конечно, разнообразие вариантов подключения источников.
Аналоговый вход на RCA-разъемах может использоваться как для получения линейного сигнала, так и для подключения винилового проигрывателя — в акустике есть встроенный фонокорректор. Есть и вход Aux через миниджек. Цифровые варианты подключения представлены оптическим S/PDIF и USB — собственный ЦАП в Klipsch The Fives тоже имеется. Даже Bluetooth-подключение предусмотрено, причем с поддержкой «продвинутых» кодеков.
Отдельно же стоит упомянуть наличие разъема HDMI ARC — производители наконец-то начали осознавать, что современные мультимедийные системы часто строятся вокруг Smart TV, способных обеспечить пользователя практически любым контентом — от кино и сериалов до музыки и подкастов. Ну и, соответственно, давать возможность легко и без проблем к ним подключаться. Конечно, и раньше такая опция была — оптический вход давно можно найти даже у сравнительно бюджетных акустических систем. Но HDMI все же современнее, надежнее и обладает большей пропускной способностью.
При этом внешнее оформление у героини сегодняшнего теста очень интересное — с явными нотками ретро. Пока не посмотришь на заднюю панель, создается ощущение, что акустика чуть ли не винтажная. Особенно если использовать съемные грили, которых в комплекте поставляется сразу две пары — видно, что разработчики задумывались о том, как колонки будут смотреться в интерьере. И если рассматривать акустику не просто как способ воспроизведения звука, а как ключевой элемент домашней мультимедийной системы, то вопрос внешнего вида действительно становится не менее важным, чем все остальные.
Но все же звук здесь стоит на первом месте, за него отвечают титановый твитер в фирменном рупоре Tractrix и 4,5-дюймовый мидбасовый динамик с мембраной из композитного волокна. Несмотря на сравнительно небольшие размеры, заявлена работа в диапазоне от 50 Гц до 25 кГц, плюс система тонкомпенсации Dynamic Bass EQ позволяет адаптировать подачу низкочастотного диапазона в зависимости от текущей громкости. Ну, а для тех, кто захочет еще больше баса, есть регулируемый выход для подключения сабвуфера — возникает стойкое ощущение, что разработчики Klipsch The Fives действительно предусмотрели если уж не все, то очень многое.
Технические характеристики
Модель | Klipsch The Fives |
---|---|
Динамики | ВЧ: ∅1 дюйм (25,4 мм) НЧ: ∅5½ дюйма (11,43 см) |
Заявленный частотный диапазон | 50 Гц — 25 кГц |
Усилители | биампинг (60 Вт на каждый СЧ/НЧ-динамик, 20 Вт — на ВЧ) |
Суммарная мощность | 160 Вт |
Чувствительность | 109 дБ |
Интерфейсы | HDMI ARC Bluetooth 5.0 линейный/Phono 2×RCA (переключаемый) Aux (миниджек 3,5 мм) Оптический S/PDIF USB (до 24 бит/96 кГц) |
Поддерживаемые кодеки | SBC, AAC, aptX, aptX HD |
Выходы | 1×RCA для сабвуфера |
Габариты активной колонки (Ш×В×Г) | 165×305×235 мм |
Масса | 5,35 кг (активная колонка) 4,85 кг (пассивная колонка) |
Розничные предложения |
Упаковка и комплектация
Поставляется акустика в картонной коробке, на которую нанесены изображения, краткие характеристики, а также разного рода логотипы и иконки. Выглядит симпатично, взять в руки приятно. Внутри все элементы комплектации уложены в отдельные пакеты, закреплены ложементами и так далее — за сохранность во время транспортировки можно не переживать совершенно точно.
В комплект поставки входят колонки — активная и пассивная, а также две пары передних решеток, межблочный кабель, USB-кабель, HDMI-кабель, пульт дистанционного управления и документация. В приехавшем к нам комплекте оказалось аж три типа кабелей для подключения к сети, но тут явно есть варианты в зависимости от страны поставки. Приятно, что производитель позаботился о том, чтобы колонки полностью соответствовали девизу «купил и включил» — все необходимое есть в комплекте, докупать придется разве что кабель для аналогового подключения к источнику звука, который нужен далеко не всем.
Ни для кого не секрет, что акустика — не только способ воспроизводить звук, но и важный элемент интерьера. Klipsch The Fives позволяет «настроить» свой внешний вид под запросы пользователя — для этого в комплекте идет два типа грилей: посветлее и потемнее. Оба обтянуты приятной на ощупь тканью. Светлый вариант имеет более мелкую фактуру ткани, смотрится строго и элегантно. У темного фактура покрупнее, плюс за счет наличия контрастных нитей его внешний вид получился более ярким и оригинальным.
Межблочный кабель имеет внушительную длину — 5 метров, этого явно хватит для того, чтобы расставить колонки для получения выраженного стереоэффекта. Прямо скажем, хватит даже с запасом. На концах размещены коннекторы с четырьмя контактами, так как используется биампинг. Диаметр кабеля — 7 мм, но при этом он обладает гибкостью, достаточной для комфортного подключения и размещения акустики. Коннекторы выглядят максимально надежно, крепление к разъему совершенно точно не ослабнет от вибрации колонок даже на большой громкости — для этого предусмотрено резьбовое крепление.
Дизайн
Передние решетки надежно удерживаются магнитами, при этом переставить их — дело одной минуты, можно менять внешний вид колонок в зависимости от настроения, если захочется. В правом нижнем углу размещены логотипы производителя.
Как уже упоминалось выше, со светлыми грилями колонки выглядят очень приятно, но при этом лаконично — лишнего внимания к себе не привлекают. И вот именно в таком виде дизайн сильнее всего напоминает что-то из середины прошлого века — о том, что на дворе все же XXI век, напоминают лишь ПДУ и ручки управления на верхней панели активной колонки.
А вот темные грили придают акустике более «модерновый» вид, благодаря которому колонки могут стать яркой деталью интерьера, привлекающей к себе максимум внимания.
Наиболее эффектно Klipsch The Fives смотрятся вообще без грилей — рупор сверху, открытый динамик снизу и интересная фактура передней панели создают очень притягательный образ.
Посмотрим на переднюю панель без решеток. За фирменным рупором Tractrix, на который нанесен логотип производителя, размещен твитер, ниже находится мидбасовый динамик. Поверхность панели будто бы покрыта каплями воды — смотрится очень интересно, ну и в теории должно бороться с лишними резонансами.
Сверху размещен рупорный твитер LTS (Linear Travel Suspension) с 25-миллиметровой титановой диафрагмой. Рупор же — вообще отдельная история, его форму инженеры Klipsch совершенствуют очень давно и успешно. Устье рупора раскрывается по трактрисе, отсюда и название — Tractrix. По замыслу авторов, это позволяет звуку быть направленным точно на слушателя, что помогает избежать лишних отражений внутри помещения.
Ответственный за НЧ- и ВЧ-диапазоны динамик диаметром 5½ дюйма (11,43 см) оснащен диафрагмой из композитного волокна с увеличенной длиной хода.
Корпус колонок выполнен из MDF и, судя по описанию производителя, покрыт натуральным шпоном. К появлению пятен от прикосновений поверхность устойчива, очистке поддается хорошо.
На боковых поверхностях нет никаких декоративных элементов. Если установить передние решетки, они немного выступают за края панели. Выглядит это вполне органично.
На задней стенке размещены порты фазоинверторов, ниже на активной колонке находится панель подключения, на пассивной — разъем для подключения к активной.
Порт фазоинвертора также имеет форму рупора, позволяющего равномерно распределить звуковую волну, избавившись от лишних резонансов.
На верхней стенке активной колонки расположена панель управления с металлическими вращающимися регуляторами. Помимо основной она выполняет и декоративную функцию — металлическое основание, название устройства и вращающиеся «колеса» выглядят очень симпатично.
Нижний регулятор отвечает за громкость, верхний — за выбор активного входа. На боковой грани панели слева размещены светодиодные индикаторы. Об их назначении и использовании панели мы еще поговорим в соответствующей главе.
На дне колонок находятся крупные пробковые накладки, которые призваны бороться с нежелательными вибрациями.
При взгляде сбоку видно, что они чуть выступают за края корпуса — ровно настолько, чтобы выполнять свою функцию.
Конструкция
На внешность посмотрели — самое время заглянуть внутрь активной колонки. Первым делом демонтируем рупор фазоинвертора, который имеет довольно-таки сложную форму.
Заглядываем внутрь корпуса и видим тыльную часть высокочастотного динамика без какой-либо маркировки. Сразу отмечаем наличие достаточного количества демпфирующего материала.
В верхней части виднеется основание пульта управления. Корпус сделан из плотного и прочного MDF толщиной 6 мм, стыки изнутри аккуратно проклеены — в общем, к качеству сборки никаких вопросов.
Далее снимаем заднюю панель. Платы на ней расположены друг над другом, демонтаж их осложнен тем, что часть креплений залита компаундом. Но ничего страшного, самое интересное мы все равно увидим.
Первым делом снова заглянем в корпус, чтобы посмотреть на мидбасовый динамик. Маркировка на нем есть, но не самая информативная.
Самая верхняя плата отвечает за соединение с внешними устройствами, все порты для подключения размещены именно на ней.
Слева размещен контроллер потоковой передачи аудио посредством USB — Savitech SA9226, справа — служащий для организации HDMI-подключения EP950E.
Заглядываем на плату ниже, сразу видим «мозг» всего устройства — микроконтроллер STM32F107VC производства STMicroelectronics.
В качестве DSP задействована Analog Devices ADAU1462, выше нее размещен ЦАП PCM1690 принадлежащего ныне Texas Instruments бренда Burr-Brown. АЦП тоже имеется — PCM1862 авторства все тех же Texas Instruments.
В нижнем углу платы размещен Bluetooth-модуль, чип на котором закрыт наклейкой. Аккуратно ее отклеиваем и видим Qualcomm QCC3031, в частности обеспечивающий поддержку aptX и aptX HD.
На оставшейся плате расположены блок питания и усилитель. Микросхемы усилителя оборудованы радиаторами, снять которые, не повредив конструкцию, крайне сложно — оставим их на месте. Из описания колонок мы знаем, что усилительная часть построена по схеме bi-amping, модуль для высокочастотной секции имеет мощность 20 ватт, НЧ-регистр озвучивается 60-ваттным усилителем. Суммарная мощность всех усилителей D-класса с низким уровнем шума составляет 160 Вт (до 320 Вт) в пике.
Установка и подключение
Порты фазоинверторов Klipsch The Fives выведены назад, а потому размещать их лучше на расстоянии от стен: пары десятков сантиметров будет достаточно, но тут всегда есть пространство для экспериментов. Особенно если учесть наличие у акустики функции Dynamic Bass EQ, позволяющей динамически изменять акцент на НЧ-регистре в зависимости от громкости. Что же касается подключения источников, то тут все очень интересно и разнообразно.
Вернемся к задней панели активной колонки. Первым мы видим порт HDMI — одну из главных «фишек» устройства, позволяющую подключать его к ТВ и легко интегрировать в систему домашнего кинотеатра. Далее расположен сервисный разъем USB. За ним следует переключатель, дающий возможность «назначить» активную колонку правой или левой. Ну и в конце этого ряда находится небольшая кнопка Pair, запускающая сопряжение посредством Bluetooth.
Ниже размещен комбинированный вход RCA, который можно переключать между двумя режимами — линейным и ММ-фонокорректора. Делается это с помощью небольшого тумблера справа. Далее мы видим вход Aux с разъемом миниджек и выход для подключения активного сабвуфера. Также имеются оптический вход S/PDIF и разъем USB-A для подключения к ПК с использованием встроенного ЦАПа. Поддерживается разрешение аудио вплоть до 24 бит/192 кГц — любители «хайрезов» останутся довольны.
Клемма для подключения заземления тоже имеется — при использовании винилового проигрывателя не забываем ею воспользоваться. На задней панели пассивной колонки находится только один разъем, служащий для подключения к активной. Еще раз отметим, что разъемы сделаны очень основательно и оснащены резьбовым креплением.
Для беспроводного подключения достаточно нажать кнопку Pair, после чего найти Klipsch The Fives в соответствующем меню гаджета-источника звука.
Мультипойнт не поддерживается, полный список доступных кодеков и их режимов мы традиционно получили с помощью утилиты Bluetooth Tweaker.
Список кодеков солидный: SBC, AAC, aptX и даже aptX HD — вполне можно позволить себе послушать музыку со смартфона, не говоря уже про подкасты и аудиокниги. Далее мы поговорим про управление колонками, но тут есть один нюанс — существующее для этого ПО работает только со свежей версией прошивки. Вполне возможно, что новые партии колонок будут поставляться уже с ней, но многим пользователям явно придется обновлять ее самостоятельно. Потому покажем и этот процесс — просто на всякий случай.
Для начала скачиваем приложение Klipsch The Fives Updater и устанавливаем его. Выбираем наши колонки, наблюдаем за процессом подключения. Далее приложение предлагает нам для начала установить обновления с помощью сервисного порта USB, который мы видели выше.
После нажатия кнопки внизу приложение дает ссылку на сайт производителя, где можно найти инструкцию и скачать пакет обновлений. Все инструкции на английском, его знание будет вот совсем не лишним, но можно справиться и так — в целом, все понятно и наглядно показано с помощью иллюстраций. Форматируем флешку в FAT32, закачиваем туда файлы с сайта, после этого вынимаем кабель питания — подключаем накопитель к порту, возвращаем кабель на место.
Установка прошивки занимает около двух минут, все это время индикаторы на панели сверху попеременно мигают, как только процесс завершен, загорается индикатор активного входа. Возвращаемся в Klipsch The Fives Updater, далее работаем с ним. ПО скачивает еще один пакет обновлений и передает его на устройство.
Далее после краткого процесса валидации обновление устанавливается, а пользователю предлагается поделиться своими впечатлениями о том, как все прошло.
Управление и эксплуатация
Далее управление и обновление прошивки Klipsch The Fives может осуществляться с помощью ПО Klipsch Connect, о котором мы уже как-то говорили. Устанавливаем, даем необходимые разрешения. Сразу отметим, что работает ПО только тогда, когда колонки подключены посредством Bluetooth, плюс на момент тестирования делало оно это не очень стабильно — периодически «отваливалось» и не сохраняло настройки. Уверены, что со временем все будет исправлено, но пока сильно рассчитывать на него не приходится. Благо, что и особой необходимости в этом нет, акустика явно больше рассчитана на проводное подключение, а других возможностей управления достаточно для комфортного использования.
Тем не менее, рассмотрим программу Klipsch Connect поподробнее — потенциально она позволяет делать массу всего интересного. Устанавливаем, действуем согласно инструкции на экране. В ходе настройки можно даже выбрать внешний вид колонок, чтобы он соответствовал реальности — внимание Klipsch к таким мелочам не может не радовать.
Далее можем зарегистрировать свой экземпляр устройства, а также посмотреть очень информативную инструкцию, причем на русском языке.
С помощью кнопки на главном экране сразу перейдем на вкладку эквалайзера. Есть несколько пресетов, а также возможность создавать свои. Правда полосы всего три, но чуть подстроить звучание под себя они все же позволяют.
Также с главного экрана можно включить и выключить функцию динамического баса и ночной режим, выбрать активный вход и так далее. К сожалению, часто переключение занимает довольно ощутимое время, в течение которого приходится наблюдать иконку с надписью «Один момент».
Также из приложения можно регулировать громкость сабвуфера, если он подключен — в противном случае настройка неактивна. Крайне полезная функция — изменение уровня баса в зависимости от размещения колонок: возле стены, в углу или на открытом пространстве.
Пульт дистанционного управления выполнен из матового пластика, устойчивого к появлению загрязнений. Питание осуществляется от двух элементов ААА, идущих в комплекте. Кнопки нажимаются с легко и с приятным кликом, управление громкостью самой акустики и подключенного сабвуфера вынесено на отдельное «колесо», которое удобно находить на ощупь. Возможность управлять громкостью сабвуфера с пульта порадовала отдельно — можно изменять акцент на басе, не вставая с дивана.
Немного жаль, что с пульта невозможно управлять эквалайзером — было бы совсем удобно, но такого желания за все время тестирования и не возникло. А вот что приходится делать регулярно, так это отключать функцию Dynamic Bass EQ, которая активируется после каждого включения колонок. Штука полезная, конечно, но нужна далеко не всегда.
Колеса управления на верхней панели вращаются с небольшим усилием, но при этом обладают приятным дискретным ходом. Пользоваться ими — одно удовольствие: никаких лишних люфтов, регулировка происходит четко и без «прыжков» через два-три значения. Верхний регулятор отвечает за выбор входа: TV, Bluetooth, Optical, USB, Analog, Phono. Индикаторы справа показывают, какой из них активен. Они же ответственны за демонстрацию уровня громкости во время регулировки — полоса заполняется сверху вниз по мере ее увеличения.
Нижний регулятор, соответственно, настраивает громкость — тут все просто и понятно: изменение достаточно плавное для комфортного использования, запас по громкости приличный — хватит для озвучивания комнаты небольшого размера.
Звук и измерения АЧХ
Вариантов настройки звука у Klipsch The Fives множество, протестировать все варианты сочетаний будет сложно, потому слушали мы ее с отключенным Dynamic Bass EQ, без задействования эквалайзера и подключения сабвуфера. И получили массу удовольствия. Акустика прекрасно справляется с большей частью НЧ-диапазона, дает отлично читаемую и «ровную» середину, не раздражает ухо распространенными дефектами верхних частот… При этом обладает своим характером: создается впечатление, что к «ровному и мониторному» звуку добавили пару интересных акцентов, сделав звучание более эффектным. График АЧХ это прекрасно подтверждает. Получен он был традиционным для наших тестирований способом: при размещении измерительного микрофона примерно в 60 см от устройства на оси высокочастотного динамика.
Бас имеет небольшой «горб», что для сравнительно компактных колонок с фазоинвертором сзади — вполне норма. При этом воспроизведение стартует где-то с 40 Гц, что для такой акустики — уже само по себе достижение. Ну и, конечно, радует ровный график в остальной части диапазона, обеспечивающий сбалансированное и детальное звучание. Джаз, рок, классическая музыка — на Klipsch The Fives все звучит очень хорошо, никаких «жанровых пристрастий» у нее нет. Возможно, в хип-хопе и танцевальных треков части слушателей будет не хватать баса, но на этот случай есть выход на активный сабвуфер — подключаем и наслаждаемся, заодно заставляем сердце биться чаще от различных спецэффектов в кино.
Но и без сабвуфера умение акустики воспроизводить низкочастотный диапазон внушает уважение. Бас при этом не слишком гулкий и не «бубнит». Подается он вполне четко и с хорошей атакой, что видно на графике кумулятивного затухания спектра (он же «водопад» или waterfall).
Конечно же, есть пики на частоте настройки фазоинвертора, без них никуда. Плюс немного «гудит» корпус, но это можно решить лучшей виброразвязкой с поверхностью, на которую установлены колонки. Мы же специально тестировали их без дополнительных аксессуаров. При цифровом подключении АЧХ особо не изменяется, что было заранее предсказуемо. То же самое можно сказать про аналоговое и беспроводное подключение, маленькая разница имеется, но вполне может быть объяснена погрешностями в ходе измерений.
С горизонтальной дисперсией звука все очень неплохо, но все же при повороте колонок примерно на 30° относительно измерительного микрофона заметен основательный «провал» в высоких частотах, так что нелишне будет следить за размещением акустики.
Примерно также обстоит дело и с вертикальным размещением — подъем микрофона над колонками приводит к акцентам на басе за счет отражений от окружающих поверхностей, но назвать его критичным все же сложно — все вполне в рамках разумного.
Итоги
Klipsch The Fives произвели отличное впечатление. Немного расстроило поведение ПО для управления, но есть надежда на то, что в будущем его работа станет более стабильной. В остальном же всё просто замечательно: хороший звук, богатая комплектация, множество вариантов подключения, приятный дизайн. Это отличные активные «полочники», да еще и цена по меркам мира Hi-Fi далеко не самая высокая.
Полный текст статьи читайте на iXBT