Как агентства выбирают субподрядчиков. Третья часть исследования "Рейтинга Рунета"
Процесс
Главное для агентств — надёжность. На кону их репутация перед заказчиком. Поэтому поиск всегда начинается в пуле проверенных ребят, который есть у большинства агентств.
Если в нём не оказалось способного решить задачу за адекватные деньги и в срок, агентство делает запрос «в профессиональных кругах» — профильных чатах и группах, звонят знакомым из других агентств. В этом случае вероятность нарваться минимальна: рекомендатель уже работал с подрядчиком и не заинтересован в том, чтобы незаслуженно его нахваливать. Скорее наоборот: он первым делом расскажет про косяки и недостатки.
От редакции
Аналитические материалы Рейтинг Рунета публикует в блоге на VC и в телеграм-канале.
Подписчиков ждут статьи с анализом digital-рынка, советы по выбору и работе с подрядчиками, полезные инсайды для исполнителей.
Присоединяйтесь!
Создайте конкурс на workspace.ru — получите предложения от участников CMS Magazine по цене и срокам. Это бесплатно и займет 5 минут. В каталоге 15 617 диджитал-агентств, готовых вам помочь — выберите и сэкономьте до 30%.
Создать конкурс →
В рейтинги агентства смотрят в двух случаях:
-
Посмотреть, кто там новый интересный.
-
Найти подрядчика в проект, для которого не хватает компетенций, а поиск в сообществе не помог. Например, заказчику нужно VR-приложение, а агентство умеет только сайты и перфоманс. А отпускать не хочется.
Интересно, что первые места в рейтингах не привлекают, а наоборот. Потому что агентство думает, что лидеры слишком дорогие или купили эти места.
«Нам нужен не топ-подрядчик, а компания, способная выполнить задачу в рамках срока и бюджета. Иногда быстро, просто и дёшево.»
Если само агентство в рейтингах не участвует, то и искать в них, скорее всего, не будет. Таких с каждым днём всё меньше: только в базе Рейтинга Рунета их уже больше 15 000. Зато они могут посмотреть в рейтинг, чтобы сравнить подрядчиков:
«Если у меня есть два-три одинаковых подрядчика, я могу заглянуть в рейтинги и сравнить их достижения. Это как минимум показатель активности.»
Яндексинг — крайняя мера, если все предыдущие не дали результата.
Что хотят знать о подрядчике
Если хотите стать подрядчиком агентства — очень удобная позиция, кстати: меньше затрат на маркетинг, — нужно понимать, что партнёркой в нём заведуют тёртые калачи, которые знают рынок и продают себя так же, как вы. Они знают, где вы можете обмануть или преукрасить. И поймут это сразу на переговорах или в первые дни работы.
Агентство хочет, чтобы вы честно рассказали про ваши возможности, сильные и слабые стороны. Максимально честно.
Выбор подрядчика на проект
Важно сказать, что агентство выбирает подрядчика в текущий проект или на будущее. От этого зависят критерии.
Если подрядчик нужен в проект, критериев больше и они жёстче.
Компетенции. Определяют, справитесь ли вы с задачей.
Услуги. Иногда у подрядчика достаточно компетенций, но он просто не оказывает нужную услугу отдельно. Например, не делает чистую фронтенд-разработку или не верстает визитки с буклетами.
Стоимость. Агентству нужно вписаться в бюджет проекта, чтобы заработать или как минимум не уйти в минус.
«Бывает, нам очень нравится подрядчик, но бюджет проекта не позволяет его нанять. Приходится жертвовать качеством, рисковать с ребятами подешевле.»
Свободное время нужных специалистов, чтобы уложиться в срок. У вас может быть всё хорошо, но люди заняты. А заказчик обычно не готов ждать.
Опыт с похожими проектами. Это, по мнению агентств, сокращает количество ошибок и время на выполнение задачи. Похожесть определяются по:
-
типу: интернет-магазин, брендинг, SEO;
-
сфере: недвижимость, финансы, etc;
-
стеку технологий.
Методологии. Тут проще процитировать тех, с кем мы говорили:
«Мы не собираемся учить подрядчика работать. Ты либо знаешь скрам, либо нет.»
Скрам можно заменить на любую другую методику.
Специализация. Показывает глубокое знание темы или стека и что вы умеете лучше всего, на какие проекты вас нанимать.
Вопросы. Агентства часто дают новому подрядчику такое описание задачи, чтобы его не хватило для оценки и тот был вынужден задать вопросы. По качеству вопросов определяют как минимум уровень менеджера. Задаёшь меткие умные вопросы — молодец, плюсик в карму. Скидываешь оценку без вопросов — плохо, жди проблем.
Отзывы тех, кто с вами работал. Личные. Отзывы на сайте и даже сайтах-отзовиках не котируются.
С отзывами есть тонкий момент. Цитируем:
«Тот проект был сделан одной командой на одном стеке, а сейчас у подрядчика могут работать совсем другие люди с другим стеком.»
Обратное тоже верно: если подрядчик несколько лет назад лажал в каждом втором проекте, это не значит, что он так же плох сейчас. Достаточно вспомнить один из главных принципов нейропластичности (способности мозга обучаться): за одного битого двух небитых дают. Чем больше ошибок ты делаешь, тем быстрее развиваешься. При условии, что не останавливаешься и исправляешь их, конечно.
Юридическая чистота. Опытное агентство проводит скоринг и смотрит, не мошенники ли к ним пришли.
Коммуникация. Агентству нужны компании, с которыми не надо мучаться, ругаться, постоянно преодолевать сопротивление и напоминать о сроках.
«Я называю это адекватностью. Подрядчик должен уметь слушать, общаться и аргументировать. И не обижаться, если я не согласен и прошу сделать по-моему.»
Возможность общаться в рабочее время. Агентства как никто знают, что процесс нужно контролировать. Если отпустить подрядчика на вольный выпас, это чревато как минимум срывом сроков.
Заинтересованность. Трюизм? Да, но процитируем одного из респондентов:
«Помню, один подрядчик на интервью сидит, чаёк наливает и говорит: «Ну, давайте, рассказывайте про себя». Разговор закончился быстро :)»
Выбор подрядчика в пул
Если агентство выбирает подрядчиков на будущее — составляет пул партнёров, как они это называют, — иногда достаточно оказывать нужные услуги и выглядеть прилично.
Вас положат в папочку и в своё время придут с пробным проектом. И тогда жёстко прогонят по критериям, перечисленным выше.
Красные флажки
Агентство ищет хорошего — не идеального — исполнителя, которого не нужно будет особо контролировать и учить работать, за которым не придётся исправлять ошибки.
Субподрядчика редко допускают до тела заказчика. Агентство само управляет проектом и сдаёт его заказчику. Казалось бы, коммуникация не должна влиять на решение, но это не так. В агентстве работают люди с такой же нервной системой, как у хомо заказчикус. Им не хочется нервничать, ругаться, преодолевать глупое сопротивление и меряться письмами. Современным языком: токсики никому не нужны.
«Для меня сигнал, если человек начинает кого-то ругать: «Мы пытались работать с другим агентством. Их партнёрка — дичь полная». Зачем ты мне об этом рассказываешь? И что будешь говорить про нас?»
Один из красных флажков — необязательность и медлительность. Агентство думает: если уж вы на этапе переговоров не можете быстро и вовремя, в работе будет ещё хуже.
«Некоторые подрядчики в совершенстве владеют искусством растягивания резины. Навык ценный, но не тот, который нам нужен.»
Агентства не любят, когда подрядчик пытается стать главным и навязывать свои решения. Например, стек или процесс. Субподрядчик должен подстраиваться и выполнять.
Ещё раз скажем: не пытайтесь завысить цену или заложить в смету ненужные работы. Агентство не лыком шито и, если заметит обман, никогда к вам не вернётся.
«Если подрядчик завышает цену, для меня это сигнал: либо меня обманывают, либо у него недостаточно опыта.»
Как стать постоянным подрядчиком агентства
Стандартный дисклеймер: это наши мысли. Вы можете прийти к другим выводам. Если считаете, что в списке чего-то не хватает, пожалуйста, напишите об этом в комментариях.
Первая важная мысль: долгосрочные отношения с агентством — очень выгодные. Они дают стабильный доход и снижают затраты на маркетинг.
«Если подрядчик покажет себя с лучшей стороны на нескольких проектах, мы готовы отдавать ему заказчиков напрямую.»
И второй важный момент: если агентство не наняло вас на один проект, оно может вернуться с другим. Возможно, у вас не хватило стека или ставка оказалась слишком высокой для конкретного проекта. Это не значит, что вы не понравились.
Итак, что сделать, чтобы стать подрядчиком и партнёром агентства:
-
Будьте честными. Обманывать бесполезно: быстро и больно раскусят.
-
Рассказывайте про компетенции и специализацию, а не достижения. Агентству нужны не медальки, а специалисты на конкретные и разные задачи.
-
Когда вас просят про опыт, говорите про задачи, а не проект. Цитата: «Подрядчик мог участвовать в проекте для Озона и нарисовать две кнопки, а мог сделать малоизвестный интернет-магазин, зато целиком и решив кучу разных задач».
-
Не завышайте уровень. Агентству нужны надёжные исполнители, а не дорогие гении.
-
Будьте готовы играть вторым номером. Агентство само руководит проектом и ждёт чёткого исполнения. Цитата: «Подрядчик попадает в нашу менеджерскую среду, и нам важны ему хард-скилы».
-
Погружайтесь в задачу и задавайте много вопросов. Агентства считают это признаком ответственного и умного подрядчика.
-
Будьте вежливыми и приятными, не обижайтесь на отказ. Вы могли не подойти для одного проекта, но зато в следующих будет как нельзя кстати.
-
Напоминайте о себе. См. пункт выше.
-
Сделайте пару проектов для агентств. Даже в ноль — чтобы были опыт и отзывы.
-
Не пытайтесь сразу много заработать, сначала покажите, чего вы стоите. Это окупится, когда станете постоянным партнёром.
Будет здорово, если вы напишете, как стали партнёром агентства: что сработало в переговорах и как поддерживаете хорошие отношения.
Как обещали, благодарим агентства, которые поговорили с нами:
Extyl, Rentateam, iMedia, Факт, Digital Strategy, Evrica Marketing, Lead Zeppelin, Осьминожка, Евгений Боровков, CreativePeople, BSL, Welldi.
Ссылка на оригинал.
Полный текст статьи читайте на CMS Magazine