Как компании Selectel удается расти более чем на 40% в год несколько лет подряд: Константин Ансимов — в эксклюзивном интервью Market.CNews

08 Февраля 2022 09:0008 Фев 2022 09:00 |
Поделиться

Уже несколько лет подряд бизнес Selectel растет более чем на 40% ежегодно. В 2021 г. компания разместила облигации на сумму ₽3 млрд, которые будут инвестированы в дальнейшее развитие сервисов и инфраструктуры. Об итогах 2021 г. и планах на 2022–2023 гг. в интервью Market.CNews рассказывает Константин Ансимов, директор по развитию IaaS-продуктов компании Selectel.

Selectel: итоги 2021 года

Market.CNews: Как прошел 2021 год для Selectel?

Константин Ансимов: Если кратко, то отлично. Выручка компании, по предварительным итогам, выросла на 48%, мы запустили несколько новых сервисов и доработали существующие продукты.

Из наиболее важных вех:

  1. В 2021 году мы успешно разместили облигации на ₽3 млрд. Эти средства необходимы нам для интенсивного развития сервисов в ближайшие годы.
  2. Selectel активно развивался на рынке Узбекистана и сделал этот регион доступным для клиентов из России. В новом регионе доступны несколько десятков облачных серверов, каждый из которых может быть подготовлен к работе менее чем за минуту, а также бэкапы и балансировщик. Заказчики уже могут воспользоваться Managed Kubernetes, а в скором времени им будут доступны и другие PaaS-сервисы.

Кроме того, мы запустили несколько новых сервисов:

  1. Сеть L3 VPN, с помощью которой обеспечивается связность различных сервисов Selectel, а также инфраструктур, расположенных в разных дата-центрах компании. Таким образом, клиенты могут связывать инфраструктуру, размещенную на разных площадках или в разных регионах, локальной сетью.
  2. Отказоустойчивый балансировщик нагрузки. Подчеркну, речь идет не про облачный балансировщик, который работает у нас в штатном режиме уже много лет. Мы говорим о географически распределенной балансировке нагрузки между выделенными и/или облачными серверами, расположенными в одном или разных дата-центрах. Так, например, если у клиента инфраструктура в двух дата-центрах Selectel, и одна из площадок по какой-то причине недоступна, балансировщик перераспределит трафик на доступный регион.
  3. Файловое хранилище, которое можно подключить к любому инфраструктурному сервису внутри Selectel. Оно необходимо, когда у клиента есть облачная инфраструктура, будь то IaaS, Dedicated, VPS или их комбинация, и разным серверам нужен доступ к общему хранилищу с файловой системой. Там могут храниться бэкапы, данные из кластеров Kubernetes, логи, архивы, документы, записи видеонаблюдения, истории транзакций и другие данные. Файловое хранилище может стать единым местом хранения данных в сложной структуре из облачных и выделенных серверов.
  4. Бэкапы по расписанию в Облачной платформе. Сервис позволяет построить план автоматического резервирования: клиентам достаточно установить дату создания бэкапа и срок его хранения. В 2022 году мы планируем расширить возможности сервиса.
  5. Начали развивать MLOps-платформу для удобной работы, поддержания и обновления всего, что связано с нейронными сетями, алгоритмами машинного обучения (ML).

Market.CNews: Что еще изменилось в облаке Selectel за это время?

Константин Ансимов: Мы регулярно дорабатываем все облачные сервисы, исходя из потребностей наших клиентов. Обновления касаются как юзабилити, так и повышения гибкости настроек, расширения текущих возможностей.

В облаке Selectel появились инстансы с гарантированной частотой CPU (10%, 20%, 50%). Это позволило многим нашим клиентам удешевить услуги в тех случаях, когда виртуальные ядра не загружены на полную мощность.

Обратная ситуация наблюдается с высоконагруженными системами. Здесь обычные ядра не столь эффективны, и мы запустили инстансы с высокочастотными процессорами для баз данных, приложений 1С и других сервисов, требовательных к производительности CPU.

Отдельного внимания заслуживает инфраструктура, связанная с GPU. За 2021 год заметно вырос рынок ML, AI, VDI. Но чтобы нейронные сети хорошо работали, нужна качественная инфраструктура. Опыт показал, что лучше всего с этими задачами справляются графические процессоры. Для этого мы расширили инфраструктуру на базе GPU: сегодня нашим клиентам доступны видеокарты NVIDIA самого последнего поколения.

Еще один пункт — постоянная работа над интерфейсом панели управления. Дело в том, что провайдеры часто говорят о «начинке» облаков — какие стоят процессоры, какие диски. Но единственное, что реально видит перед собой клиент, — это панель, и если она неудобная, то никакая частота процессоров не спасет ситуацию.

Bare Metal для малого бизнеса

Market.CNews: Selectel — один из лидеров рынка в сегменте Bare Metal серверов. Как сейчас развивается это направление?

Константин Ансимов: Мы постепенно превращаем эту нишу в Bare Metal Cloud с возможностью управления по API. Уже сейчас любой клиент может арендовать и развернуть физический сервер с установленной ОС буквально за 15 минут, причем от пользователя потребуется всего несколько кликов мышкой.

Кроме того, мы расширили линейку выделенных серверов, доступных для аренды, и вышли на новые сегменты рынка Bare Metal. Порог входа в Dedicated, как известно, находится на уровне ₽1500. Selectel снизил его в 3 раза — до ₽500.

Речь идет об аренде одноплатных серверов на базе Raspberry Pi. Обычно их используют для программирования «умного» дома. Мы одни из первых, кто предложил такие серверы в аренду. Целевая аудитория здесь — компании, которым важна физическая изоляция при небольших ресурсах за разумные деньги.

Еще один шаг на пути удешевления Bare Metal — аренда серверов с MacOS на базе процессоров M1 для компаний, которые пишут софт под MacOS и iOS. Они пользуются спросом среди небольших распределенных команд разработки, которым экономически невыгодно настраивать и содержать собственную инфраструктуру и гораздо проще получить ее в аренду.

Как меняются требования к облакам со стороны бизнеса и ИТ-специалистов

Market.CNews: Как меняются ожидания заказчиков и преимущества облаков с годами? Чего компании хотели вчера, что ждут сегодня, чего будут ожидать завтра?

Константин Ансимов: Я бы выделил 2 типа аудитории, которые говорят про облака: это представители бизнес-среды (CEO и руководители не ИТ-департаментов) и технические специалисты (CIO, ИТ-архитекторы, группы разработки).

Требования и ожидания от облаков со стороны бизнеса практически не меняются. Это гибкость, сокращение затрат, снижение time-to-market. Из новых тенденций — переход на эффективную удаленную работу и повышенный спрос на решения как для реализации удаленного режима работы, так и повышения его ИТ-безопасности.

Еще одна проблема, которая беспокоит бизнес многие годы, — очень сильный дефицит грамотных ИТ-специалистов на рынке труда. И облачные провайдеры успешно решают ее, существенно снижая потребность компании в администраторах ИТ-инфраструктуры и специалистах DevOps.

Одновременно компании снижают требования как к самим сотрудникам (можно нанять менее квалифицированных и менее опытных людей, делегируя часть важных задач провайдеру), так и к их численности (вместо команды из 10 человек достаточно оставить 1–2 инженеров).

Что касается «айтишников», то ожидания меняются регулярно. Раньше ставилась цель отказаться от поддержки ИТ-оборудования и сэкономить бюджет. Со временем возникает все больше технологических требований. От облачных провайдеров ждут решения сложнейших вычислительных задач, о которых еще несколько лет назад не было и речи.

Я уже упоминал взрывной рост ML и AI. Быстро построить свой ЦОД со столь мощным ИТ-оборудованием компаниям не под силу, и надежды возлагаются именно на облачных провайдеров.

За последние 1,5 года существенно выросли сроки поставки ИТ-оборудования. Даже если компания работала на базе своего ЦОД, обновление технической базы сильно затормозилось. Единственная возможность остаться на плаву — переход в облака.

Еще один фактор, который возник в последнее время и, я уверен, будет трендом будущих лет, заключается в том, что для заказчиков важно, чтобы провайдер был полноценным партнером компании, готовым комплексно закрыть их потребности, а не формальным «поставщиком облачных услуг».

Дело в том, что руководители ИТ-департаментов боятся сокращать штат сотрудников из-за опасения остаться без рабочих рук на случай проблем. Условно, своих сотрудников можно заставить работать над любой задачей, а внешнюю компанию — провайдера — вроде как нельзя.

В этом плане мы демонстрируем очень гибкий подход, слушая пожелания клиента и помогая ему решать текущие задачи. Наша цель — чтобы заказчики видели в нас партнера, готового помочь в любой ситуации, а не бюрократический механизм, работающий только по формальным установкам.

7 важных тезисов о развитии Selectel в ближайшие годы

Market.CNews: Каковы перспективы развития Selectel в 2022–2023 годах? Каким направлениям деятельности вы будете уделять максимальное внимание?

Константин Ансимов: В нашем Roadmap на ближайшие годы предусмотрена модернизация существующих сервисов и запуск ряда новых услуг. Выделю наиболее важные направления.

Развитие текущих сервисов. Время не стоит на месте, и то, что казалось достаточным вчера, завтра уже не будет устраивать наших клиентов. Не все провайдеры могут позволить себе постоянную доработку существующих сервисов. У нас же под каждый продукт сформирована своя команда, и каждый наш сервис постоянно развивается и улучшается на основе обратной связи от наших клиентов.

Развитие Bare Metal Cloud. Наш продукт «Выделенные серверы» уже по многим параметрам близок к тому, что на Западе принято называть Bare Metal Cloud: по опыту взаимодействия он практически неотличим от виртуальных серверов. В этом году мы планируем и дальше развивать его в этом направлении.

Сервисы для ИТ-безопасности. Имеется в виду не только соответствие требованиям ФЗ-152, ФСТЭК, а также вывод облаков на новый уровень защищенности данных. Уже сейчас мы тестируем технологии, когда даже на уровне процессора невозможно понять, что это за данные, так как обрабатывается не исходная, а зашифрованная информация. Мы планируем развивать и стандартизировать эти сервисы, чтобы предоставить клиентам доступ к еще более широкому спектру возможностей для защиты данных.

Защищенная работа с облачными данными. Среди ожидаемых опций — выделение отдельных ИТ-стоек, их физическая изоляция, установка систем видеонаблюдения, применение файрволов, мониторинг трафика. После реализации этих решений планируем стандартизировать их.

Улучшение UX. Ранее я уже упоминал постоянное улучшение панели управления. Но есть и еще один важный нюанс. На сегодняшний день подобными панелями уверенно могут пользоваться только администраторы инфраструктуры. Мы же ставим перед собой задачу снижения профессионального порога входа в облака, чтобы преимуществами таких решений могли воспользоваться ИТ-специалисты с более низкой квалификацией.

Развитие сегмента PaaS. Очевидно, что все больше компаний в будущем будут мыслить не на уровне вычислительных ресурсов, а на уровне готовых платформ, на базе которых развертывание приложений будет происходить гораздо проще и быстрее. Сейчас в PaaS доминируют услуги DBaaS и контейнеров типа Kubernetes. Мы планируем существенно расширить портфель платформенных сервисов.

Развитие всего, что связано с ML и AI. Это и наращивание вычислительных мощностей, и развитие GPU Cloud, а также появление нового облачного сегмента — суперкомпьютеры-как-сервис.

Полный текст статьи читайте на CNews