Что ждет цифровые проекты в госсекторе в 2022 году
Цифровизация госсектора продолжается. Госведомства совершенствуют имеющиеся и создают новые цифровые сервисы, а российские разработчики готовы поддержать их собственными зрелыми цифровыми продуктами. Об этом говорили участники секции «ИТ в госсекторе», которая состоялась в рамках «CNews FORUM Кейсы. Опыт ИТ-лидеров».
Российские продукты для государства
Выступавшие на секции «ИТ в госсекторе» представители российских ИТ-компаний продемонстрировали, что в их портфеле есть достаточно зрелых решений, которые могут быть полезны государственным ведомствам и организациям.
Так, корпорация «Элар» специализируется на оцифровке документов и создании электронных архивов на базе российского аппаратного и программного обеспечения. Компания также предлагает услуги по заказной разработке решений с использованием искусственного интеллекта. Александр Кузнецов, руководитель направления ECM корпорации «Элар» привел несколько примеров.
В Тюменской области на базе платформы «ЭЛАР Контекст» создан электронный архив органов власти. Он интегрирован с СЭД и медицинской системой региона. Платформа работает с любым стэком технологий, имеет все необходимые сертификаты безопасности.
Создание единого хранилища данных
По его словам, наиболее эффективно создавать единый архив, который сможет предоставить документы в режиме одного окна. Так можно обеспечить цифровизацию всего жизненного цикла документа: от его зарождения до уничтожения. Первая в России система для автоматизации передачи на постоянное хранение электронных документов в государственный архив создана в Республике Татарстан.
Требования 44-ФЗ и 223-ФЗ постоянно меняются, а значит надо оперативно менять шаблоны документов. Сейчас это делается вручную, и конечно при этом никто не гарантирован от ошибок. Кроме того, документы согласовываются очень долго. Кирилл Буряков, CEO и основатель Doczilla, предложил решение этой проблемы.
Специалисты компании разложили контрактацию по 223-ФЗ и 44-ФЗ на этапы и выяснили, какие проблемы возникают на каждом из них. Затем они разработали автоматический конструктор контрактов. В нем содержатся шаблоны, которые соответствуют 44-ФЗ и 223-ФЗ, их обновлением занимается вендор. Благодаря интеграции конструктора с системой управления закупками и СЭД согласование документов происходит значительно быстрее. Затем конструктор сам финализирует договор по результатам закупки.
В качестве примера Кирилл Буряков привел проект в «Почте России». В результате внедрения конструктора удалось сократить время на проверку договора юристом в 10 раз, а срок согласования типового договора — в 2,5 раза. Количество согласующих уменьшилось в 2 раза, а на подготовку типового контракта стало уходить в 2 раза меньше времени.
«Основная задача внедрения интеллектуальных транспортных систем — не сбор штрафов, а снижение смертности на дорогах и обеспечение комфорта при передвижении», — уверен Александр Дубинин, директор по региональному развитию группы компаний «Урбантех». Он поделился кейсом, реализованным компаний в Махачкале. В городе была внедрена интеллектуальная транспортная система и создан Центр управления дорожным движением (ЦУДД). В результате пропускная способность улиц в часы пик увеличилась на 14% за счет корректировки режимов работы светофоров, пробки стали рассасываться за 15 мин.
ЦУДД: ценность для городских служб
При реализации проектов в Красногорске, Сергиевом Посаде, Щелково, Фрязино Московской области компания отталкивалась от пожеланий пользователей: сократить время в пути и уменьшить пробки. В результате правильного регулирования светофоров среднее времени в пути для жителей этих городов сократилось на 20%, а в пробках они стали проводить на 63% меньше времени. Всего модернизации подверглись 50 регулируемых перекрестков, было установлено 150 камер и 129 детекторов транспорта.
Цифровые помощники чиновников
Александр Червяков, начальник управления развития информационных систем Федерального казначейства, рассказал о системе поддержки принятия решений. В систему поступает информация о свободных остатках и кассовые планы, и на ее основании предлагаются инвестиционные решения.
Конвейер обработки данных
Александр Червяков рассказал, как работает алгоритм принятия решений. Используются технологии машинного обучения, однако часть данных вносится вручную. Текущая точность модели позволяет удерживать буфер ликвидности на максимальном уровне в 300 — 400 млрд руб. при среднедневных остатках в 4 трлн руб. и оборотах в 1,5 — 2 трлн руб.
В планах дальнейшего развития — подключение дополнительных источников данных, выделение структурных компонент уже на этапе сбора данных, оптимизация алгоритмов, переход к искусственному интеллекту, оптимизация Workflow, например, добавление инструментов управления очередью крупных платежей, what-if анализа.
CNews Analytics: Атлас российского рынка интернета вещей
Интернет вещейОб особенностях использования Open Source в современных условиях рассказала Людмила Гонтарь, начальник отдела координации федеральных цифровых инициатив ДИТ Москвы. Open Source — это международный продукт, однако сейчас Россия не признает международные лицензии. Поэтому необходимо объединяться с другими странами, такими как Индия, Аргентина, для создания совместных лицензий. Кроме того, Open Source — это четко регламентированное использование кода. В России нужна нормативная база для обеспечения цифрового суверенитета. Людмила Гонтарь отметила, что решения на открытом коде могут развиваться на ровне региональных проектов и призвала всех участников конференции присоединиться к этим инициативам.
При утверждении новых тарифов производятся расчеты на базе огромного числа документов. Когда-то все они предоставлялись в бумажном виде. Теперь на место бумаги пришли цифровые технологии. Как рассказал Михаил Горожанин, заместитель начальника управления Комитета по ценам и тарифам Московской области, в состав нового цифрового сервиса входят программный комплекс «Умный шаблон» для расчета тарифов регулируемых организаций и АИС «Тариф», с помощью которой производится расчет тарифов и экспертиза проектов инвестиционных программ.
Цифровые новинки ВТБ: от биометрии для веб-версии до банка в Telegram
ИТ в банкахПрием тарифных заявок от организаций и взаимодействие с организациями по утверждению тарифов происходит через портал госуслуг Московской области. Взаимодействие с гражданами по обращениям организовано на сайте Комитета по ценам и тарифам Московской области. В 2022 г. цифровая зрелость сервиса по установлению тарифов достигла 100%.
Цифровые сервисы для граждан
Ольга Тукаева, начальник отдела развития цифровых проектов Департамента информатизации Тюменской области, рассказала об ИТ-навигаторе мер поддержки, созданном в регионе. Он заработал в ноябре 2020 г. Навигатор помогает подобрать меры поддержки по результатам анкетирования. Форма обратной связи позволяет оставить комментарий к действующим мерам поддержки либо предложить новую меру.
Развитие ИТ-отрасли в Тюменской области
Можно подписаться на рассылку актуальной информации, воспользоваться календарем событий, в котором размещается информация о мероприятиях, связанных с поддержкой отрасли. На сегодняшний день ресурс ежемесячно посещают до 300 человек, большинство — с целью получения мер поддержки.
Основой всех цифровых решений являются данные. Инновационный центр «Безопасный транспорт» занимается информационно-аналитической поддержкой принятия управленческих решений руководством Москвы. Ольга Ноян, руководитель центра мобильной разработки инновационного центра «Безопасный транспорт» рассказала о мобильном приложении «Московский транспорт».
Приложение в цифрах на апрель 2022 г.
Это единая точка доступа к транспортным сервисам Москвы: парковки, водный транспорт, метро, велопрокат, пробки и перекрытия. Приложение также интегрировано с ресурсами внешнего контура, такими как «Московский каршеринг», «Ситимобил», «Яндекс.Такси», «Аэроэкспресс», Gooogle.Maps, «Яндекс.Карты» и др. В планах — выход на международный рынок: страны БРИКС, ШОС, ЕАЭС.
Андрей Фишер, начальник отдела ИТ ФГБУЗ Центр крови ФМБА России, рассказал о развитии ЕИБД «Служба крови». На сегодняшний день к модулю «Реципиент» подключено 1252 учреждения, передано более 600 тыс. протоколов трансфузий. Идет активное подключение новых регионов и отдельных медучреждений. Создаются новые функции для упрощения работы пользователей. В 2021 году появилась возможность отслеживания использования переданных в медучреждения компонентов.
Более 167 медучреждений подключено к АРМ специализированной медорганизаций, что позволяет им загружать данные в единую систему. Более 212 тыс. граждан пользуются мобильным приложением «Служба крови». На едином портале госуслуг (ЕПГУ) появился личный кабинет донора, с помощью которого можно записаться на донацию, получить справку об освобождении от работы в день кроводачи и предоставлении дополнительного дня отдыха, а также документ о предоставленных мерах социальной защиты, выплатах на питание или на замену питания денежной компенсацией.
Наталья Рудычева
Полный текст статьи читайте на CNews