4 российских корпоративных почтовых сервиса. Выбор CNews

18 Апреля 2022 12:1718 Апр 2022 12:17 |
Поделиться

Импортозамещение долгое время воспринималось в корпоративном секторе с некоторым скептицизмом. Нехотя признавалась его необходимость в части решений для критической инфраструктуры и в «специальных применениях», но большинству пользователей из «обычных» компаний эта проблема виделась бесконечно далекой. Уход с нашего рынка Splunk, блокировки пользователей подсанкционных территорий казались единичными случаями, которые, опять же, не могли иметь отношение к деятельности большинства компаний. Гром, пока еще не очень сильно, грянул после ухода с нашего рынка популярного корпоративного мессенджера Slack. И стало понятно, что западные партнеры могут повторить аналогичный маневр с любой категорией программных средств.

Больше, чем почта

Современный почтовый сервис в крупной компании или организации — далеко не только средство пересылки информации. Она, как правило, интегрирована с другими решениями (потоками работ, расписаниями и т. д.) и является очень важной частью бизнес-процессов.

Почтовых сервисов, как и мессенджеров, много, на любой вкус — платные и бесплатные, отечественные и зарубежные. Однако далеко не все они подходят для корпоративного применения, что бы ни говорили их разработчики и какие бы дополнительные возможности не встраивали в свои решения.

Так, долгое время самым распространенным почтовым клиентом в России был Microsoft Outlook — Windows и MS Office, той или иной степени легальности, до недавнего времени стояли на каждом ПК «по умолчанию», а с ними и Outlook.

Однако со временем Windows и Office стали понемногу уступать место другим операционными системам и офисным пакетам, сначала — продуктам с открытым кодом, потом и российским разработкам. И Outlook перестал быть стандартом «де-факто», став всего лишь одним из почтовых клиентов, хотя по-прежнему, очень популярным. Сейчас, когда на сайте Microsoft висит объявление, что «Майкрософт приостановил все новые продажи продуктов и услуг в Беларуси и России» впору задуматься о том, не превратятся ли в тыкву, не дожидаясь полуночи, контактные листы, потоки работ, расписания и все прочее, «завязанное» в компании на этот продукт.

Другой продукт, находящийся в зоне риска — Gmail. Бесплатные облачные сервисы и в целом не очень подходят для серьезного корпоративного использования, все-таки риск утечек «из облака», пусть даже не по вине создателя решения, довольно велик. В случае же с продуктом Google так же, как и в случае с Microsoft, надо помнить о возможности прекращения оказания услуг. Бесплатность почты в таком случае становится дополнительным фактором риска — трудно предъявить претензию тем, кто давал «кое-что задаром».

В целом, к почтовым сервисам применимы те же критерии, что и к мессенджерам — российское решение, возможность установки почтового сервера в защищенном контуре, солидный разработчик.

После изучения рынка эксперты CNews Analytics остановились на следующих четырех решениях:

  1. VK WorkMail (https://biz.mail.ru/mail/)
  2. «МойОфис Почта» (https://myoffice.ru/products/mail/)
  3. Mailion (https://mailion.ru/)
  4. Communigate (https://www.communigate.ru/main/platform/email.html)

1. VK WorkMail: часть платформы, часть командной работы

Почта Mail.ru, которой в этом году исполняется 25 лет, — один из самых старейших и популярнейших в нашей стране интернет-сервисов, каждый месяц им пользуется около 46 млн человек. Пользователей привлекает надежность почты, ее возможности, интеграцию с другими сервисами VK.

Надежная ИТ-платформа, знакомый интерфейс, расширенный функционал — что еще нужно сервису для того, чтобы достойно перейти в корпоративный сектор?

Такое решение, VK WorkMail, было создано «VK Цифровые технологии» для крупных предприятий и госструктур. Оно устанавливается в собственном дата-центре, что обеспечивает ИТ- и ИБ-службам полный контроль над данными и действиями пользователей.

У VK WorkMail есть интеграция с Active Directory, поэтому при переводе организации на новую почту можно импортировать из AD контакты и организационную структуру, что обеспечивает «бесшовность» перехода на новую систему.

Среди новых, «корпоративных» функций VK WorkMail — средства организации совместной работы с почтовыми ящиками и создания почтовых ящиков с коллективным доступом.

С помощью опции «Ассистент» в VK WorkMail можно частично или полностью делегировать работу со своей почтой и с календарем другому человеку — например, личному помощнику. Для этого нужно выбрать почтовые папки, с которыми он сможет работать, и указать уровень доступа. При этом делиться паролем не придется, а отозвать доступ можно в несколько кликов.

Также появилась возможность давать разрешение владельцам других аккаунтов писать письма от вашего имени и создавать папки в корневой директории почтового ящика.

Создание почтовых ящиков с коллективным доступом призвано упростить совместную работу сотрудникам одного отдела, например рекрутерам, бухгалтерам или менеджерам по продажам.

Администраторы почты могут устанавливать квоты на размеры ящиков и приложенных файлов, в их распоряжении настраиваемая панель мониторинга (также можно наладить экспорт данных мониторинга во внешнюю систему).

VK WorkMail может работать на широком круге операционных систем, включая относительно экзотические, такие как CentOS7. Поддерживаются и российские ОС, в частности — «Ред ОС» и Astra Linux.

Безопасность

Корпоративная почту VK можно интегрировать с любыми средствами антиспама, мониторинга входящего и исходящего трафика и DLP-системами, применяемыми заказчиком.

Для контроля безопасности в VK WorkMail имеются инструменты администрирования и управления корпоративного уровня, в том числе ведутся журналы действий, усовершенствованы средства восстановление удаленных писем. Есть средства контроля поведения сотрудников, предотвращения утечек и нарушения корпоративной культуры: возможен доступ к переписке, ведутся журналы действий, есть средства восстановление удаленных писем.

Реестры и лицензии

VK WorkMail включена в «Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных».

2. «МойОфис Почта»: 30 тысяч одних клиентов

«МойОфис» — один из кандидатов на место офисного пакета Microsoft, есть в его составе и «почтовое» решение: сервер и приложения «МойОфис Почта», поддерживающие до 30 тыс. пользователей.

Продукт предназначен для крупного и среднего бизнеса, а также для госструктур. Им предлагается на базе «МойОфис Почты» создать единую систему для коммуникаций между подразделениями через обмен электронной почтой, общие календари и адресные книги, средства бронирования ресурсов и переговорных комнат.

Безопасность

«МойОфис Почта» можно развернуть на собственной инфраструктуре или серверах доверенного партнера, соответственно, получить управление доступом и контроль за всеми компонентами решения.

В почту интегрированы антивирус и фильтр спама. Специальная версия программы с поддержкой российских криптоалгоритмов обеспечивает шифрование почтовых сообщений с использованием средств, удовлетворяющих ГОСТ; защиту каналов связи между клиентскими приложениями и серверами в соответствии с требованиями законодательства РФ; электронные подписи писем.

Реестры и лицензии

Продукты семейства «МойОфис» включены в «Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных».

3. Mailion абонентов

Для тех, кому 30 тысяч рабочих мест в сервисе «МойОфис Почты» не хватает, у «Новых коммуникационных технологий» есть еще один почтовый продукт — Maillion. Название которого созвучно слову «миллион» — разработчиком обещана поддержка такого количества аккаунтов. Точнее — »1 млн пользователей и автоматическое масштабирование — целевое состояние, вектор развития продукта», говорится в описании продукта. Тестирование в марте 2022 г. показало работоспособность решения при 600 тыс. пользователей — уже немало.

Решение позиционируется как Cloud Native, то есть изначально разработанное для размещения в облаке, своем или доверенного партнера. Из других возможностей продукта — микросервисная архитектура, автомасштабирование под нужды организации (пока «вектор развития», как уже говорилось), способность к самовосстановлению после сбоев.

Безопасность

Надежность решения, по заявлениям разработчиков, обеспечивают методология безопасной разработки, включающая непрерывное тестирование и анализ уязвимостей; полное соответствие открытым интернет-стандартам; совместимость с типовыми внешними средствами защиты информации; возможность гибкого профилирования различных свойств безопасности для разных групп пользователей благодаря механизму парольных политик; наличие механизмов репликации данных и их восстановления.

Реестры и лицензии

Mailion был включен в «Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных».

4. CommunigatePro. Признан во всем мире

«Почтовая» часть коммуникационной платформы CommunigatePro зарекомендовала себя достаточно давно. Среди ее клиентов — Госдума (3,5 тыс. пользователей), РЖД (250 тыс. сотрудников мигрировали с Microsoft Exchange), МВД (400 тыс.). Есть у платформы и зарубежные пользователи, включая «секретных», таких как Ливерморская лаборатория. Среди достоинств продукта в компании особо подчеркивают налаженное взаимодействие с продуктами Microsoft, в частности — возможность аутентификации пользователей через Active Directory и интеграцию с Outlook. Сервер может обмениваться электронными письмами с любыми почтовыми серверами, использующими SMTP-протокол, и их расширениями, а также предоставляет доступ к почтовым ящикам, привязанным к учетной записи через протоколы POP, IMAP, MAPI, и AirSync. Клиент работает с популярными почтовыми программами (MS Outlook, Apple Mail, Thunderbird и т. д.).

Безопасность

Модуль SMTP использует ряд средств для предотвращения получения нежелательной почты — от системы обучения и отсроченного отклика до автоматического добавления подозрительно IP-адреса в черный список. Возможно использование расширений платформы в виде дополнительных плагинов, например, осуществляющих антивирусную или антиспам-защиту.

Реестры и лицензии

Платформа CommunigatePro включена в «Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных».

Дмитрий Гапотченко

Полный текст статьи читайте на CNews