24-дюймовый игровой IPS-монитор Digma DM-MONG2410: разрешение Full HD, частота обновления 165 Гц, поддержка AMD FreeSync, аккуратный дизайн и простая подставка

Паспортные характеристики, комплект поставки и цена

Производитель Digma
Название модели, ссылка DM-MONG2410
Тип матрицы ЖК-панель IPS со светодиодной (WLED с квантовыми точками) краевой (одна линейка) подсветкой
Диагональ 60,45 см (23,8 дюйма), плоский экран
Отношение сторон 16:9
Разрешение 1920×1080 пикселей (Full HD)
Шаг пикселей 0,2745 мм
Яркость 250 кд/м²
Контрастность статическая 1000:1, динамическая 1 000 000 :  1
Углы обзора 178° (гор.) и 178° (верт.)
Время отклика 2 мс (от серого к серому — GTG)
Количество отображаемых цветов 16,7 млн (8 бит на цвет)
Интерфейсы
  • видео/аудиовход DisplayPort
  • видео/аудиовход HDMI 1.4, 2 шт.
  • видеовход VGA
  • аналоговый аудиовход, гнездо миниджек 3,5 мм
Совместимые видеосигналы DisplayPort — 1920×1080/165 Гц (отчет edid-decode)
HDMI — до 1920×1080/144 Гц (отчет edid-decode)
Акустическая система встроенные громкоговорители, 2×3 Вт
Особенности
  • поддержка технологий AMD FreeSync и Nvidia G-Sync Compatible
  • регулируемый разгон матрицы
  • игровые функции: игровые режимы , экранный прицел, таймер
  • отсутствие мерцания подсветки (нет ШИМ)
  • антибликовая поверхность матрицы
  • режим с низкой интенсивностью синей компоненты
  • подставка: наклон 5° вперед и 15° назад
  • условно безрамочный экран
  • разъем для кенсингтонского замка
  • 75×75 мм площадка VESA
  • гарантия 12 месяцев
Размеры (Ш×В×Г)
  • 539×414×169 мм с подставкой
  • 539×321×40 мм без подставки
Масса
  • 2,75 кг с подставкой
  • 2,4 кг без подставки
Потребляемая мощность 36 Вт, 0,5 Вт в режиме ожидания
Напряжение питания 100—240 В, 50/60 Гц
Комплект поставки (необходимо уточнять перед покупкой)
  • монитор
  • комплект подставки
  • кабель питания (1,45 м)
  • кабель HDMI (1,5 м)
  • руководство пользователя на русском языке
  • гарантийный талон
Розничные предложения

Внешний вид

Дизайн обозначает игровую направленность монитора. Ориентацию на игроков выдают трехпалое основание подставки и красная пластиковая планка в нижней части экрана. Внешняя поверхность матрицы черная, полуматовая (зеркальность хорошо выражена), внешний слой матрицы жесткий. Спереди экран выглядит как монолитная поверхность, ограниченная снизу неширокой планкой, а по периметру — узкой пластиковой окантовкой. Выведя изображение на экран, можно увидеть, что на самом деле между внешними границами экрана и собственно областью отображения есть неширокие поля.

По центру нижней планки есть логотип производителя, выполненный светло-серой краской. На нижнем торце ближе к правому краю горизонтально в ряд расположены пять механических кнопок управления. Напротив кнопок на фронтальной планке есть значки-метки кнопок, выполненные также светло-серой краской.

Рельефные значки кнопок есть и сзади, но для чего они там нужны не очень понятно.

На нижнем торце рядом с кнопками есть крохотное отверстие, сквозь которое просвечивает индикатор состояния.

Свечения этого индикатора пользователь при работе не видит, и даже в полной темноте отражение света индикатора на светлой поверхности стола рассмотреть практически невозможно.

Сзади монитор выглядит аккуратно. Задняя панель в верхней части изготовлена из стального листа и имеет стойкое черное матовой покрытие. Выступающий назад кожух в нижней части изготовлен из пластика с черной матовой поверхностью. Все интерфейсные разъемы и разъем питания расположены в двух неглубоких нишах на задней панели и ориентированы назад. Подключаться к этим разъемам удобно. Кроме того, на задней панели можно обнаружить разъем для кенсингтонского замка.

Кабели, идущие от разъемов монитора, можно пропустить через проем в стойке подставки.

Сверху и снизу на выступе сзади есть вентиляционные решетки. За крайними решетками снизу можно рассмотреть встроенные в монитор громкоговорители.

Основание и стойка подставки изготовлены из алюминиевого сплава с покрашенной в черный полуматовый цвет поверхностью. Конструкция подставки достаточно жесткая, она обеспечивает монитору хорошую устойчивость. Резиновые накладки снизу на основании подставки защищают поверхность стола от царапин и предотвращают скольжение монитора на гладких поверхностях.

V-образное основание подставки с тонкими лучами ножек занимает мало рабочей площади стола. Также на лучи сверху можно поместить край клавиатуры.

В верхней части монитор очень тонкий (порядка 6 мм), смотрится это стильно. Штатная подставка позволяет немного наклонить блок экрана вперед и отклонить назад на больший угол. Шарнир очень тугой, и для регулировки угла приходится прилагать большие усилия, что вызывает опасения за целостность монитора.

Отметим, что регулировки по высоте нет, а штатная подставка относительно низкая, поэтому в большинстве случаев для комфортной работы за монитором блок экрана придется отклонять назад.

Стойку подставки можно отсоединить и закрепить блок экрана на VESA-совместимом кронштейне с отверстиями по углам квадрата со стороной 75 мм. Эти отверстия доступны в случае использования штатной подставки, но вряд ли на них получится закрепить что-то полезное, например, мини-компьютер, так как стойка выступает назад и мешается.

Продается монитор в небольшой скромно оформленной коробке из гофрированного картона. На верхней плоскости коробки есть небольшая пластиковая ручка, за которую ее можно переносить. Внутри коробки для распределения и защиты содержимого используются пенопластовые вставки.

Коммутация

Представление об оснащенности интерфейсами дает таблица с характеристиками в начале статьи. Отметим наличие аналогового входа VGA (его мы не тестировали), который, может пригодиться для совместимости с каким-то старым оборудованием. Есть отключаемая функция автоматического выбора активного входа.

Цифровые видеовходы способны также принимать цифровые аудиосигналы (только PCM стерео), а для ввода аналогового сигнала в случае подключения по VGA есть отдельный вход. Звук выводится через встроенные громкоговорители, качество которых невысокое. Даже для сидящего перед монитором пользователя они негромкие, низких частот нет совсем, есть выраженный «пластиковый» призвук из-за резонансов корпуса, но хоть стереофонический эффект выражен. Сравним АЧХ этого монитора с АЧХ двух телевизоров высшего класса (воспроизводился розовый шум, уровни звукового давления в ⅓ октавах записывал шумомер Октава-111):

Видно, что у данного монитора низких частот нет, в средних — есть резонансные пики, диапазон воспроизводимых высоких частот узкий, громкость невысокая (65,1 дБА по розовому шуму).

В комплект поставки входят кабель питания и кабель HDMI, качество которого с виду хорошее.

Меню, управление, локализация, дополнительные функции и ПО из комплекта

Индикатор питания (который видно разве что с зеркальцем) неярко светится зеленым при работе, мигает зеленым в режиме ожидания, и не горит, если монитор условно выключен. Если монитор работает, и на экране нет меню, то при нажатии на вторую кнопку (слева направо) выводится меню настройки экранного таймера с фиксированными значениями и выбора типа перекрестия экранного прицела, которое выводится строго в центре;

на третью — меню переключения профилей изображения;

на четвертую — меню выбора входа;

а нажатие на первую кнопку выводит на экран основное меню с настройками. Меню достаточно крупное, надписи читаемые (белое поле — вся область отображения):

Навигация из-за кнопок не очень удобная, но привыкнуть к ней можно. Списки зациклены. При настройке изображения меню остается на экране — это несколько мешает оценке вносимых изменений.

Настраиваются положение меню на экране, уровень прозрачности фона и задержка автоматического выхода из меню. Присутствует русская версия экранного меню.

Кириллический шрифт слегка неровный, но более-менее читаемый. Качество перевода на русский язык приемлемое. С сайта компании можно загрузить не очень информативное руководство пользователя на русском языке. Оно же прилагается в виде брошюры неплохого качества.

Изображение

Настроек, влияющих на яркостный и цветовой баланс, не очень много, что для игрового монитора ожидаемо. Есть регулировки яркости (подсветки) и контрастности, функции принудительного снижения интенсивности синей компоненты и динамической регулировки яркости подсветки. Можно корректировать цветовой баланс выбором цветового профиля из четырех предустановленных или пользовательского, в котором цветовой баланс можно подправить регулировками интенсивности трех основных цветов.

Также можно выбрать один из шести предустановленных профилей, при этом во всех профилях, кроме профиля Стандарт настройки Яркость и Контраст заблокированы.

Режимов геометрической трансформации три: изображение трансформируется до соотношения 16:9, то есть выводится на весь экран; или до 4:3 с черными полосами по бокам, а в режиме Авто изображение увеличивается до ближайших границ экрана с сохранением исходных пропорций.

Вывода в режиме 10 бит на цвет нет, работа в режиме HDR не поддерживается.

В данном мониторе реализована поддержка технологии FreeSync по входам DisplayPort и HDMI. Диапазон поддерживаемых частот, который указывается на панели настроек видеокарты, равен 48—165 Гц для режимов с кадровой частотой до 165 Гц (максимум при подключении по DisplayPort) и 48—144 Гц для режимов с кадровой частотой до 144 Гц (максимум при подключении по HDMI). Для визуальной оценки мы использовали описанную в указанной статье тестовую утилиту. Включение FreeSync позволило получить изображение с плавным движением в кадре и без разрывов. С видеокартами Nvidia этот монитор поддерживает G-Sync в режиме G-Sync Compatible, но только по входу DisplayPort. В утилите G-Sync Pendulum Demo режим G-Sync включается, плавность без разрывов временами присутствует, но стабильность вывода низкая.

Только при подключении к компьютеру по DisplayPort поддерживается разрешение до 1920×1080 при 165 Гц кадровой частоты в режиме 8 бит на цвет на вход и без потери цветовой четкости. При подключении по HDMI в разрешении 1920×1080 можно получить максимум 144 Гц кадровой частоты при 8 бит на цвет.

Кинотеатральные режимы работы тестировались при подключении к Ultra HD Blu-ray Sony UBP-X700. Проверялась работа по HDMI. Монитор воспринимает сигналы 576i/p, 480i/p, 720p, 1080i и 1080p при 50 и 60 кадр/с. 1080p при 24 кадр/с поддерживается (если его включить на источнике принудительно), и кадры в этом режиме выводятся с равной длительностью, но глазом иногда выявляется мерцание на полутонах, что снижает ценность данного режима. В случае чересстрочных сигналов видео просто выводится по полям. Вывод идет всегда в диапазоне 0—255, что в случае подключения к бытовому плееру неправильно. Яркостная и цветовая четкости высокие. Интерполяция низких разрешений к разрешению матрицы выполняется без значимых артефактов.

«Кристаллического» эффекта нет. Матовость поверхности матрицы позволяет работать с комфортом в случае типичного варианта расположения монитора, пользователя и светильников в помещении.

Тестирование ЖК-матрицы

Микрофотографии матрицы

Из-за матовой поверхности экрана четкого изображения пикселей получить не удалось (черные точки — это пыль на матрице фотоаппарата), однако характерная для IPS структура субпикселей просматривается:

Фокусировка на поверхности экрана выявила хаотично расположенные микродефекты поверхности, отвечающие собственно за матовые свойства:

Зерно этих дефектов в несколько раз меньше размеров субпикселей, поэтому фокусировка на микродефектах и «перескок» фокуса по субпикселям при изменении угла зрения выражены слабо, из-за этого нет и «кристаллического» эффекта.

Оценка качества цветопередачи

Для оценки характера роста яркости на шкале серого мы измерили яркость 256 оттенков серого (от 0, 0, 0 до 255, 255, 255). График ниже показывает прирост (не абсолютное значение!) яркости между соседними полутонами:

Рост прироста яркости в более-менее равномерный, и каждый следующий оттенок ярче предыдущего. В тенях все оттенки визуально отличаются по яркости, что для игрового монитора очень полезно:

Аппроксимация полученной гамма-кривой дала показатель 2,22, что очень близко к стандартному значению 2,2. При этом аппроксимирующая степенная функция мало отклоняется от реальной гамма-кривой:

Для оценки качества цветопередачи использовали спектрофотометр i1Pro 2 и комплект программ Argyll CMS (1.5.0).

Исходный цветовой охват немного шире sRGB:

Ниже приведен спектр для белого поля (белая линия), наложенный на спектры красного, зеленого и синего полей (линии соответствующих цветов):

Можно предположить, что в светодиодах подсветки применяется синий излучатель и зеленый и красный люминофоры, при этом в красном люминофоре (а может и в зеленом) используются так называемые квантовые точки. Хорошее разделение компонент позволяет получить широкий цветовой охват.

Встроенного профиля с цветовым охватом sRGB в этом мониторе нет. Отметим, что на экранах с широким цветовым охватом без соответствующей коррекции цвета обычных изображений, оптимизированных для устройств sRGB, выглядят неестественно насыщенными. Впрочем, как правило, в развитых OS, в Windows в частности, и/или в более-менее продвинутом ПО для работы с изображениями нужная коррекция цвета достигается при использовании системы управления цветом. Например можно использовать цветовой профиль, созданный нами во время тестирования с помощью ПО DisplayCAL. Поэтому широкий цветовой охват недостатком в данном случае не является. Некоторые трудности с получением правильных цветов могут возникнуть в играх и при просмотре кино, но и это, при желании, решаемо. В случае источников типа бытового плеера или приставки цвета будут слегка перенасыщенными, если только в источнике нет, например, настройки, уменьшающей насыщенность цветов.

Цветовой баланс в самом ярком режиме (то есть без коррекции — профиль «sRGB») средний, так как цветовая температура существенно выше стандартных 6500 К, но отклонение от спектра абсолютно черного тела (параметр ΔE) ниже 10 единиц, что для потребительского устройства считается приемлемым показателем. При этом оба параметра мало изменяются на различных участках шкалы серого, что улучшает визуальное восприятие цветового баланса. Мы попытались вручную скорректировать цвета, регулируя усиление трех основных цветов. Удалось хорошо приблизить цветовую температуру к 6500 К и снизить ΔE, сохранив невысокую вариацию этих параметров на шкале серого. Графики ниже показывают цветовую температуру на различных участках шкалы серого и ΔE в случае отсутствия вмешательства («sRGB») и после ручной коррекции (Корр., R = 50, G = 46, B = 44):

Впрочем, с нашей точки зрения, для игрового применения особой необходимости в коррекции нет.

Измерение равномерности черного и белого полей, яркости и энергопотребления

Измерения яркости проводились в 25 точках экрана, расположенных с шагом 1/6 от ширины и высоты экрана (границы экрана не включены, настройки монитора установлены в значения, обеспечивающие максимальную яркость и контрастность). Контрастность вычислялась, как отношение яркости полей в измеряемых точках.

Параметр Среднее Отклонение от среднего
мин., % макс., %
Яркость черного поля 0,42 кд/м² −15 29
Яркость белого поля 430 кд/м² −7,0 14
Контрастность 1000:1 −29 15

Если отступить от краев, то равномерность белого приемлемая, а черного и контрастности — хуже. Визуально видно, что черное поле местами близко к краям засвечено. Фотография ниже это демонстрирует:

При включении режима DCR с динамическим управлением яркости установившаяся контрастность формально возрастает до бесконечности, так как на черном поле во весь экран подсветка выключается совсем через 6 секунд (вывода только курсора мыши недостаточно для включения подсветки). График ниже показывает, как увеличивается яркость (вертикальная ось) при переключении с черного поля (после пяти секунд вывода) на белое при выключенной и включенной динамической подстройке яркости:

Видно, что в динамическом режиме яркость подсветки повышается не очень быстро, доходя до максимального значения примерно за 2 секунды. Практической пользы от этой функции немного.

Яркость белого поля в центре экрана и потребляемая от сети мощность (остальные настройки установлены на значения, обеспечивающие максимальную яркость изображения при сохранении приемлемого качества изображения, установившееся значение после долговременной работы, режим 165 Гц):

Значение настройки Яркость Яркость, кд/м² Потребление электроэнергии, Вт
100 457 26,4
50 277 18,0
0 80,8 9,95

В режиме ожидания и в условно выключенном состоянии монитор потребляет порядка 0,6 Вт.

Яркость монитора меняется именно яркостью подсветки, т. е. без ущерба для качества изображения (сохраняется контрастность и количество различимых градаций) яркость монитора можно менять в достаточно широких пределах, что позволяет с комфортом играть, работать и смотреть фильмы как в освещенном, так и в темном помещении, хотя для последнего случая минимальная яркость кому-то может показаться высоковатой.

На любом уровне яркости модуляция подсветки отсутствует, что исключает видимое мерцание экрана. Для тех, кто привык распознавать знакомое сокращение, уточним: ШИМ отсутствует. В доказательство приведем графики зависимости яркости (вертикальная ось) от времени (горизонтальная ось) при различных значениях настройки яркости:

Нагрев монитора можно оценить по снимкам с ИК-камеры, полученным после долговременной работы монитора на максимальной яркости в помещении с температурой примерно 24 °C.

Нагрев спереди

Нагрев задней панели

По распределению областей нагрева, можно предположить, что внизу находится светодиодная линейка подсветки экрана. Нагрев монитора умеренный.

Определение времени отклика и задержки вывода

Время отклика чуть-чуть зависит от значения настройки Разгон, которая управляет разгоном матрицы. График ниже показывает, как меняется время включения и выключения при переходе черный-белый-черный (столбики «вкл.» и «выкл.»), а также среднее суммарное время для переходов между полутонами (столбики «GTG») для двух значений этой настройки:

Разгон немного снижает время отклика. При включении разгона на графиках переходов не появляются характерные всплески яркости, но какое-то различие между графиками все же есть. Например, так выглядят графики для переходов между оттенками 70% и 90%:

С нашей точки зрения, даже без разгона скорости матрицы достаточно для самых динамичных игр.

Приведем зависимости яркости (вертикальная ось) от времени (горизонтальная ось) при чередовании белого и черного кадра при 165 Гц кадровой частоты:

Видно, что максимальная яркость белого кадра значительно выше уровня 90% от белого, а минимальная яркость черного кадра опускается гораздо ниже 10%. Амплитуда изменения яркости выше 80% от уровня белого, то есть согласно этому формальному критерию скорости матрицы достаточно для вывода изображения с кадровой частотой 165 Гц.

Для наглядного представления о том, что на практике означает такая скорость матрицы, и какие могут быть артефакты от разгона, приведем серию снимков, полученных с помощью движущейся камеры. Такие снимки показывают, что видит человек, если он следит глазами за двигающимся на экране объектом. Описание теста приведено тут, страница с самим тестом тут. Использовались рекомендованные установки (скорость движения 960 или 990 пиксель/с, то есть на целое число пикселей за кадр), выдержка 1/15 с, на фотографиях указаны значения частоты обновления (тесты проводились для трех частот), а также включен ли разгон (OD0 — выключен, OD1 — включен).

Видно, что при прочих равных условиях четкость изображения повышается по мере роста частоты обновления и степени разгона, хотя влияние разгона очень незначительное.

Попробуем представить, что было бы в случае матрицы с мгновенным переключением пикселей. Для нее при 60 Гц объект со скоростью движения 960 пиксель/с размывается на 16 пикселей, при 120 Гц — на 8 пикселей (скорость 960 пиксель/с), при 165 Гц — на 6 пикселей (скорость 990 пиксель/с). Размывается, так как фокус зрения движется с указанной скоростью, а объект неподвижно выводится на 1/60, 1/120 или на 1/165 секунды. Для иллюстрации этого сымитируем размытие на перечисленное количество пикселей:

Видно, что четкость реального изображения не сильно ниже, чем в случае идеальной матрицы.

Мы определяли полную задержку вывода от переключения страниц видеобуфера до начала вывода изображения на экран (напомним, что она зависит от особенностей работы ОС Windows и видеокарты, а не только от монитора). Задержка вывода изображения (FreeSync отключено) при 165 Гц равна 4 мс. Это очень небольшая задержка, она абсолютно не ощущается при работе за ПК, да и в играх не приведет с снижению результативности.

Измерение углов обзора

Чтобы выяснить, как меняется яркость экрана при отклонении от перпендикуляра к экрану, мы провели серию измерений яркости черного, белого и оттенков серого в центре экрана в широком диапазоне углов, отклоняя ось датчика в вертикальном, горизонтальном и диагональном (из угла в угол для формата 16:9) направлениях.

Уменьшение яркости на 50% от максимального значения:

Направление Угол
Вертикальное −32°/42°
Горизонтальное −39°/39°
Диагональное −34°/39°

По скорости падения яркости углы обзора не очень широкие. При отклонении в диагональном направлении яркость черного поля начинает резко возрастать уже при 20°-30° отклонения от перпендикуляра к экрану. Если сидеть не очень далеко от экрана, то черное поле по углам будет заметно светлее, чем в центре (и с легким фиолетовым оттенком). Контрастность в диапазоне углов ±82° только в случае отклонения по диагонали приближается к отметке 10:1, но не опускается ниже.

Для количественной характеристики изменения цветопередачи мы провели колориметрические измерения для белого, серого (127, 127, 127), красного, зеленого и синего, а также светло-красного, светло-зеленого и светло-синего полей во весь экран с использованием установки, подобной той, что применялась в предыдущем тесте. Измерения проводились в диапазоне углов от 0° (датчик направлен перпендикулярно к экрану) до 80° с шагом в 5°. Полученные значения интенсивностей были пересчитаны в ΔE относительно замера каждого поля при перпендикулярном положении датчика относительно экрана. Результаты представлены ниже:

В качестве реперной точки можно выбрать отклонение в 45°, что может быть актуальным в случае, например, если изображение на экране рассматривают два человека одновременно. Критерием сохранения правильности цветов можно считать значение ΔE меньше 3. Стабильность цветов очень хорошая, это является одним из главных достоинств матрицы типа IPS.

Выводы

Это игровой монитор высокого класса, подходящий для очень динамичных игр. К его особенностям относятся игровой дизайн и поддержка частоты обновления до 165 Гц включительно. Несмотря на явную ориентацию на геймеров, монитор получился достаточно универсальным, пригодным, например, для комфортного выполнения офисной работы, для простой работы с графикой, для просмотра кино, но не для работ, требующих размещения большого количества информации на экране.

Достоинства:

  • Частота обновления до 165 Гц
  • Низкая задержка вывода
  • Регулируемый разгон матрицы
  • Поддержка технологии AMD FreeSync
  • Экранный прицел и таймер с обратным отсчетом
  • Хороший цветовой баланс (после простой коррекции)
  • Отсутствие мерцания подсветки

Недостатки:

  • Тугой шарнир регулировки угла наклона экрана

В заключение предлагаем посмотреть наш видеообзор монитора Digma DM-MONG2410:

Монитор DM-MONG2410 предоставлен на тестирование компанией Digma

Полный текст статьи читайте на iXBT