Кто такой PM и с чем его едят (для самых маленьких)
Привет!
Меня зовут Александр, и я тяну свою лямку менеджером проектов уже чуть больше 4-х лет. Еще на заре своей пока еще мини-карьеры у меня возникло желание на своем опыте рассказать про свою профессию и ее нюансы. И вот — теперь желание совсем уж сформировалось.
Расскажу вам немного ситуаций из своего опыта, об удачных решениях и о шишках, что набиваю в пути, да и в целом буду делиться своими мыслями и рассуждениями на тему менеджмента. Поговорим и про базу, и про тонкие материи, насколько это возможно.
Так что присаживайся, дорогой читатель, буду рассказывать об интересном и не очень) Если понравится — пиши и хвали, а не понравится — тоже пиши, буду учиться на своих ошибках.
Введение
Я сторонник взглядов, что в команде каждый должен понимать, кто и зачем нужен, какую пользу общему делу каждый несёт.
Цель этой статьи — помочь понять разработчикам, тестировщикам, аналитикам, всем-всем-всем, да и самим менеджерам — для чего вообще необходим PM в команде.
Итак, начнем как водится — с базы. Менеджер проектов — это кто?
Кто такой Менеджер проектов?
Сначала нужно уточнить — ниже идёт речь об IT Project Manager-е (далее PM). Менеджеров на свете целая куча — есть менеджеры строительных проектов, менеджеры по закупкам и т.д. Это отдельные профессии и они имеют свою специфику, которую я, увы, не знаю, а потому и рассказывать про них не буду.
Есть много определений роли менеджера IT проектов, но мне ближе всего следующее — это человек, который контролирует, чтобы проект был выполнен в срок, не вышел за бюджет и был должного качества. Со мной явно поспорили бы и многофункциональные спецы из аутсорса, и узкопрофильные из продуктовой сферы, мол определение слишком неточное, но оно мне видится обобщением того, что требуется в большинстве среднестатистических компаний.
Вообще — эту профессию, как и многие другие, думаю, можно разделить на 2 части.
«Ядро», т.е. основные функции PM-а, которые требуются в большинстве случаев:
Контроль за соблюдением сроков и дедлайнов
Контроль за соблюдением бюджета
Управление рисками проекта
Повышение производительности команды
Поддержание здоровой атмосферы в команде
Доп. функции/обязанности:
Управление ожиданиями клиента
Контроль ведения проектной документации
Подготовка отчетности по проекту
Проведение демо
И т.д.
В разных компаниях к этим функциям ещё могут примешиваться функции других областей (продуктовый менеджмент, аккаунт-менеджмент, геймдизайн и т.п.), но это как и везде — чаще требуется человек-швейцарский нож, а не узкопрофильный менеджер, который филигранно планирует Ганта и строит идеальные планы, а больше ничего и не умеет/не знает.
Набор функций, которые требуются от PMа, напрямую зависит от того, зачем он нужен компании и команде. И тут мы подошли к вопросу -, а зачем вообще этот менеджер необходим?
А зачем он нужен, этот менеджер?
Прозвучит банально, но основная задача менеджера на проекте — это выстраивать рабочий процесс так, чтобы проект в итоге был не просто выполнен, а завершен качественно и в срок. PM держит в голове (а лучше — где-то в записях) огромный объем информации о том, что происходит на проекте, начиная от плана работ и последовательности выполнения задач, до необходимых материалов, которые нужно найти и предоставить разработчику Коле, чтобы он смог выполнить фичу.
По своему опыту могу сказать, что в аутсорсе и стартапах менеджер скорее помощник для своей команды — он помогает разработчикам не терять фокус на целях версии/спринта/проекта, продумывает вместе с командой фичи и варианты их реализации, помогает в поисках документации и материалов, контролирует соблюдение сроков и т.д.
Я слышал мнение, что PM не всегда нужен на проекте, и с этим мнением частично соглашусь — если проект не большой, команда сама замечательно держит контекст, контролирует свои дедлайны и прогресс, да и в целом все ее члены замотивированы — то менеджер тут может быть лишним.
Когда сроки горят, а ты и не в курсе
Считаю, что необходимость менеджера в команде должна определять как сама команда, так и бизнес на основе того, справляется ли команда самостоятельно с поставленными задачами и целями.
Немного попыток классифицировать неклассифицируемое
Про то, кто такой менеджер проектов и зачем он нужен, мы поговорили, осталось понять, чем менеджеры и их подход к работе отличается.
Лично я сторонник разбивки, которую давно у кого-то услышал — менеджеров по стилю управления можно грубо разбить на 3 категории:
Менеджер стартапов и ламповых команд. Друзья и товарищи всех и каждого в команде. Они подробно вникают в каждую ситуацию и задачу на проекте, зачастую разбираются (или стараются разобраться) в технических подробностях проекта, а не только в бизнесовой части.
Менеджер из среднего бизнеса. Эти менеджеры часто уже меньше вникают в техническую часть задач, работают с задачами чуть более верхнеуровнево, больше времени посвящая планированию и отладке процессов. Часто именно здесь начинается полноценное делегирование задач от менеджера — коллегам.
Корпоративные акулы. Это боги стратегического и тактического планирования, оперируют задачами уже практически абстрактно и максимально сосредоточены на менеджменте в его эталонном виде. По тому, с кем у меня был опыт общения — такие менеджеры уже намного проще и жестче относятся к косякам команды, особо не вникая в человеческие причины этих косяков.
Вся эта классификация очень примерная и грубая, да и больше является набором стереотипов, однако она позволяет хотя бы примерно понять, какие стили встречаются.
К какому варианту быть ближе, каждый менеджер решает сам для себя, исходя из своего комфорта, целей, жизненной позиции и т.д., главное добросовестно выполнять свои обязанности и вести свои проекты и команду к светлому будущему ;)