Синий дракон как маскот IT-компании: почему это оказалось хорошей идеей

Привет! На связи Виктория Талашко — графический дизайнер и создатель маскота DDoS-Guard. Вот-вот наступит год Дракона по восточному календарю — пожалуй, это идеальное время познакомить вас с нашим фирменным персонажем, дракончиком Фаерволом. Я расскажу его историю, покажу стадии эволюции и поделюсь опытом, как нам удалось оживить серьезный технологический бренд с помощью маскота. Запаситесь попкорном, это будет долгое погружение.

Кто такие маскоты и где они обитают

Маскот — это фирменный узнаваемый персонаж, который олицетворяет и оживляет бренд, воплощая его суть и ценности в конкретном герое. В маркетинг они пришли из спорта в середине XX века, где для этой цели первоначально использовались настоящие животные. 

Традиция использовать в качестве маскотов животных, антропоморфных или не очень, сохранилась и до сегодняшних дней. Вспомним хотя бы Собачку VK, СберКота «Сбера» или вошедшую в мемы беспощадную Сову Duolingo. Олды вспомнят также «Рыжего Апа», безумно популярного в свое время.

Полностью виртуальными маскоты стали с 1960-х — именно с этих пор на турниры перестали водить настоящих животных, заменив их ростовыми куклами.

Считается, что первым маскотом такого рода был львенок Вилли на чемпионате мира по футболу в Англии в 1966.

Считается, что первым маскотом такого рода был львенок Вилли на чемпионате мира по футболу в Англии в 1966.

Во второй половине XX века маркетинговые компании, увидев большую популярность маскотов в спорте, распространили эту практику и на другие сферы. Теперь свое лицо есть и у кукурузных палочек (гепард Честер), и у чистящих средств (Мистер Пропер и Мистер Мускул).

Маскот — часть фирменного стиля компании. Это не просто картинка, но персонаж с историей и характером, который зависит от позиционирования бренда, маркетинговых задач и целевой аудитории.

Маскот может послужить связующим смысловым звеном для разных продуктов и акций. И это работает: исследования британской System1 Group показали, что реклама с участием фирменного персонажа на 30% прибыльнее. По данным Convince & Convert, посты в соцсетях от имени маскота или с его изображением повышают вовлеченность минимум на 51%.

В январе 2020 года производитель популярных в США снеков Planters запустил рекламу, в которой маскот компании, Мистер Арахис, погибает в автомобильной аварии, жертвуя собой ради своих спутников. Ролик набрал более 6 млн просмотров за неделю и вызвал множество реакций в соцсетях. Через несколько дней в перерыве между матчами на Супербоуле вышло продолжение — «похороны» любимого персонажа. В результате этой кампании все памятные пачки орешков были распроданы. 

493b9aa0ffea212cbd10466cf8b8a46e.jpg

В декабре 2023 дизайнеры Логомашины тоже решили «убить» своего маскота и вскоре об этом пожалели: фирменный стиль потерял индивидуальные черты, стал более банальным, и даже пользователи просили вернуть маскота обратно. Интересно, чем кончится история — пока вопрос о его судьбе остается открытым. 

Роль маскота в DDoS-Guard 

Мы занимаемся технологически очень сложным и абстрактным продуктом, который дает простой практический результат — защищает клиента от DDoS-атак. Разработкой маскота мы озадачились, чтобы сделать образ бренда более дружелюбным и в то же время передать суть — у нас есть сила и мудрость, необходимая для защиты от внешних угроз.

Дракончик задействован на страницах сайта, в рекламных баннерах и почтовых рассылках. Он органично дополняет текстовое окружение — выступает в роли помощника по выбору услуги, иллюстрирует процесс или передает эмоцию, которая вызывает отклик у пользователя, помогает усилить связь бренда с аудиторией. В DDoS-Guard довольно сдержанный Tone of Voice, но иногда в коммуникации просто необходим какой-то образ, который бы снизил градус серьезности и подчеркнул локальный контекст. Например, для этих целей Фаервол стал героем фирменного стикерпака в Telegram, а еще мы напечатали 3D-стикеры с его участием, и они разлетаются как горячие пирожки. 

b38fb2961d4b135053c5cd014268160b.png

В этом году мы выстраиваем всю концепцию корпоративного мерча вокруг маскота, потому что он пользуется популярностью у сотрудников и постепенно наращивает фан-базу среди клиентов и партнеров компании. 

Почему он, а не я именно дракон?

Изначально у нас не было задачи сделать его именно в виде дракона и именно синего цвета, он развивался методом проб и ошибок. Когда мы впервые попытались создать маскота, то изначальным выбором был улыбающийся фумигатор, который отгонял зловредный трафик как комаров. Решение оказалось не очень удачным, к тому же многие коллеги шутили, что улыбка фумигатора весьма криповая и будет потом являться во снах.

После исследования потребностей и ценностей наших клиентов, следующим и финальным кандидатом в маскоты стал дракон. Он идеально попал и в концепцию, и в ЦА, благодаря своему образу и архетипическим качествам. 

Дракон — символ защиты и силы. Он надежно охраняет свои сокровища — в нашей интерпретации это серверы и специализированное оборудование для обработки трафика. Мифический образ маскота подчеркивает неосязаемость технологических процессов защиты от DDoS.

8fa8516d2f0fbb7971b3b9790c653f0a.png

Мы дали ему имя Фаервол. Среди множества вариантов выбрали его за простоту и смысловую составляющую. Фаервол означает барьер, который в контексте кибербезопасности дает защиту от вредоносного трафика или воздействия извне. Идеально подходит для нашего маскота, так как отражает его основную функцию. К тому же драконы могут дышать огнем, это также обыгрывается в имени.

Какие качества ему присущи?

Гуманность. Призвание дракона — защитить всех, кто в этом нуждается, вне зависимости от региона и масштаба проекта.

Храбрость — какой бы мощной ни оказалась атака, он окажет помощь и будет бороться до тех пор, пока победа не окажется за ним. Никакие внешние факторы не могут помешать ему выполнить миссию.

Ум и реакция —  чутье никогда не подводит Фаервола: при появлении противника он мгновенно обнаруживает очаг опасности и устраняет его.

Многозадачность — атаки могут быть совершенно разными. Главная способность Фаервола — находить подход к каждой из них и успешно подавлять угрозу.

Каким дракон становится сегодня

29a1b53bafd45782a7515f520c470488.png

Первая итерация Фаервола была двухмерной, но затем он приобрел 3D-вид. Это понадобилось для полноценной интеграции дракончика на сайт компании — так как сложившийся фирменный стиль иллюстраций у нас трехмерный.

Однако труд не пропал: от первой версии маскота мы позаимствовали векторный 2D-стиль и использовали его для создания стикерпака в Telegram.

Однако труд не пропал: от первой версии маскота мы позаимствовали векторный 2D-стиль и использовали его для создания стикерпака в Telegram.

При разработке корпоративного мерча на 2024 год мы решили сделать Фаервола центральным элементом новой концепции. Но теперь показать его в более утрированном мультипликационном стиле.

В сегодняшней версии изображение стало плоским, количество деталей уменьшилось, при этом выросла вариативность действий и эмоций персонажа. Это решение позволило сделать маскота более акцентным, дракон хорошо считывается издалека и остается узнаваемым даже на шоппере или футболке. Принты на таких носителях не статичны, что подчеркнуло необходимость видоизменить маскота и стиль иллюстраций в целом.

Для создания изображений мы вдохновились прежде всего персонажами старой американской мультипликации. Также при работе над детализацией опирались на стилистику игры Cuphead и современных иллюстраторов, в частности Adam Bosley.

Для создания изображений мы вдохновились прежде всего персонажами старой американской мультипликации. Также при работе над детализацией опирались на стилистику игры Cuphead и современных иллюстраторов, в частности Adam Bosley.

Сейчас маскот выглядит современно, при этом сохранились характерные черты и узнаваемость.

Минутка юридического контента: зачем регистрировать маскота как товарный знак + наш опыт

37ff95484803f15c954374d912ef67d9.png

Регистрация маскота в качестве товарного знака предоставляет юридическую защиту владельцу, помогает защитить интеллектуальную собственность и дает возможность использовать маскот как коммерческий актив. Далее — комментарии наших коллег, которые мы оставили без изменений, чтобы сохранить легкий бюрократический вайб. 

Причина №1. Защита прав

Владелец маскота, зарегистрированного в качестве товарного знака, может защитить не только права на его использование, но и исключительное право на коммерческую эксплуатацию. Это позволяет предотвратить несанкционированное использование и подделку маскота другими компаниями или конкурентами.

Пример: Иногда такие ситуации заканчиваются курьезами, которые, тем не менее, уже не оспорить легально. Например, производитель чипсов Pringles в какой-то момент запатентовал облик, внешность и имя (Юлиус Принглз) своего усатого маскота —, а потом оказалось, что это имя просто вписал в Википедию какой-то пользователь интернета. Но пути назад нет, теперь «Юлиус Принглз» это торговая марка.

Причина №2. Идентификация

Зарегистрированный товарный знак помогает идентифицировать бренд или продукт, связанный с маскотом. Это убеждает потребителей, что продукт подлинный и уникальный, а также помогает установить связь между маркой и маскотом.

Пример: Кролики, как известно, очень стремительные существа. Поэтому их использовали как символ энергии и скорости компании по производству батареек Duracell (по всему миру) и Energizer (на территории США).

Между компаниями заключен договор, ограничивающий право использования персонажа по регионам. Energizer запатентовала персонажа как товарный знак, хотя Duracell первыми выпустили ролик с его участием.

Между компаниями заключен договор, ограничивающий право использования персонажа по регионам. Energizer запатентовала персонажа как товарный знак, хотя Duracell первыми выпустили ролик с его участием.

Причина №3. Маркетинговые цели

Маскоты часто используются в рекламе и маркетинге, чтобы привлечь потребителей, укрепить эмоциональную связь с ними. Регистрация маскота в качестве товарного знака помогает выстроить и усилить брендовую идентичность, повысить узнаваемость и ценность бренда.

Примеры: шоколадное драже M&M«s невозможно отделить от очень удачной пары маскотов Красного и Желтого. Продукцию фирмы Michelin едва ли представишь без их человечка из шин. Disney и Микки Маус — без комментариев!

Причина №4. Коммерческая ценность

Зарегистрированный маскот может иметь монетарную ценность и может быть использован для получения лицензионных доходов или для продажи прав на использование маскота другим компаниям, создание коллабораций.

Пример: коллекция одежды, выпущенная Columbia к столетию компании Disney, содержала узнаваемые элементы маскота — ушки Микки Мауса.

b378c2df61fe313fc0a26187566f9f82.jpg

Сложно сказать, насколько это распространенная практика, и сколько компаний в России прошли через процедуру регистрации своих маскотов. Расскажем кратко о своем опыте.  

Чтобы подать заявку в Роспатент, нужно составить максимально полное описание того, что следует считать товарным знаком. Далее заявка отправляется на экспертизу, где внимательно сопоставляются изображение и описание. Результаты мы ждали чуть больше месяца и получили комментарий, от которого по спине бегут лингвистические мурашки:  


Просьба представить уточненное описание заявленного изобразительного обозначения, соответствующее изображению заявленного обозначения, воспроизведенному в графе 540 заявки, поскольку в материалах заявки имеются несоответствия описания заявленного обозначения и изображения заявленного обозначения, воспроизведенного в графе 540 заявки. Приведенное в описании «две задние лапы без выраженных когтей. Брюшко дракона имеет отличительный светло-голубой цвет, такой же имеют характерные симметричные пятна на щеках произвольной формы» не соответствует заявленному изобразительному изображению заявляемого обозначения (подпункт 5 пункта 29 Требований). 

После того, как мы скорректировали описание, прошло еще 3 месяца, прежде чем мы получили свидетельство о регистрации. 

Итоговый вариант описания маскота DDoS-Guard

Заявляемое обозначение является изобразительным и представлено в виде стилизованного изображения дракона насыщенного лазурного цвета. Отличительный светло-голубой цвет имеет пятнышко на щеке произвольной формы. В лобной области головы имеется два шипа синего цвета. Один шип больше другого. Также на макушке головы дракона на одном уровне с ушами два выроста (рога) в цвет тела. Каждый рог имеет 2–3 ответвления. Уши стоячие, в цвет тела. Тело дракона не покрыто видимой чешуей. Крылья темнее цвета туловища, синего цвета с ярко выраженными «пальцами» темно-синего цвета, всего «пальца» четыре, большой палец выражен, напоминает коготь. Шипы на теле дракона располагаются на затылке, на спине вдоль позвоночника и вдоль всего хвоста. Хвост длинный, имеет лазурный цвет, аналогичный цвету туловища, на конце хвоста располагается шип темно-синего цвета, по форме напоминающий наконечник стрелы. Голова имеет вытянутую форму. Глаза дракона большие, овальной формы, с темно-синей радужкой. Брови над глазами симметричные, небольшого размера, темно-синего цвета. Мимика дракона дружелюбная.

Дракон может быть изображен в разных положениях, может выполнять различные действия, например держать щит или извергать пламя. Дракон может быть стилизован, могут использоваться тени и блики для придания изображению дополнительного объема и реалистичности.

Фаервол во плоти (плюшевой)

Параллельно с получением статуса товарного знака прошлой осенью Фаервол обрел форму в физическом пространстве — в виде мягкой игрушки. Первым мероприятием, куда он с нами отправился, стала конференция Highload++, а затем и TeamLead Conf. Мы взяли с собой немного экземпляров, так как не ожидали ажиотажа. Как оказалось, его следовало ожидать… На обеих конференциях была настоящая битва за мягкие игрушки — от маленьких осьминожек до огромных слонов со стена PostgresPro. Люди готовы были решать всевозможные задачи, заполнять десятки форм и стоять в длинных очередях, чтобы добыть слонов, гусей, котов, жаб и других персонажей, в том числе нашего Фаервола.

Несколько экземпляров мы разыгрывали среди всех, кто принял участие в активности на стенде — битве за замок, которую мы специально написали для мероприятий. К слову, встречала игроков 8-битная версия дракона. 

«Хозяйке на заметку»: в будущем запасаться большим количеством игрушек-Фаерволов и делать больше интересных заданий, за которые их можно будет выиграть.

«Хозяйке на заметку»: в будущем запасаться большим количеством игрушек-Фаерволов и делать больше интересных заданий, за которые их можно будет выиграть.

Убедившись в позитивном восприятии маскота в IT-сообществе, мы отправили нашим клиентам и партнерам новогодние подарки, в которых также были мягкие игрушки. Была и изюминка: в DDoS-Guard у многих есть дети, и мы попросили их нарисовать свое видение дракона Фаервола. Рисунки были такими разными, что мы не смогли выбрать один и сделали 5 вариантов новогодних открыток. Одна из них в точности передает состояние, которое настигает многих из нас в конце года (или рабочей недели).

Коллаборация с детьми растопила многие сердечки. Однако мы не планируем эксплуатировать детский труд и продолжим искать вдохновение для новых крутых идей.

Коллаборация с детьми растопила многие сердечки. Однако мы не планируем эксплуатировать детский труд и продолжим искать вдохновение для новых крутых идей.

Спасибо, что проследили с нами весь путь Фаервола! Возможно теперь вы, как и мы, будете видеть его везде, поскольку дракон — символ 2024 года и часто встречается в разных интерпретациях на визуалах и сувенирах. Вайб какой-то такой:

f7e7fa90760a1abea81d34d0fd2ad780.png

В завершение знакомства вас ждет фантастическая история из жизни дракончика. 

Подвиги Фаервола

Однажды в далекой сказочной деревне волшебного мира жил-был дракончик по имени Фаервол. Сразу скажем: он был необычным драконом! Вместо того, чтобы пугать людей и сжигать все на своем пути, он решил использовать магию для защиты и помощи. Все дракончики в его деревне мечтали стать большими и сильными, летать в небесах и накапливать сокровища, но Фаервол был особенным. У дракончика была мечта. Его сердце пылало огнём страсти к компьютерам и технологиям. Он хотел стать знаменитым киберзащитником и помогать компаниям обороняться от коварных врагов.

Способности Фаервола были уникальны. Благодаря своим небольшим размерам он мог проникать в самые защищенные компьютерные системы и находить там вирусы и мошеннические программы. Сила огня позволяла ему расправляться с опасностями и восстанавливать порядок в цифровом мире.

Когда Фаервол подрос, он отправился в Большой Город, чтобы найти работу и отточить свои навыки. Способностями дракончика быстро заинтересовались компании, которым угрожали вредоносные программы и хакеры. Проницательный взгляд дракончика обнаруживал скрытые уязвимости и слабые места, незамеченные другими, и он быстро находил способы их устранить.

Долго ли, коротко ли, однажды Фаервол получил вызов от большой компании, которая стала жертвой хакерской атаки. Взломщик украл конфиденциальные данные и пытался вымогать деньги. Дракончик сразу же отправился на помощь. Прибыв на место происшествия, Фаервол проник в компьютерную систему и начал искать следы взломщика. Каждый раз, когда он находил вирус, то обращался к своей огненной силе и сжигал его дотла.

7f57a573361b2a99d70e42442cd91f2e.png

Вскоре Фаервол напал на след взломщика и вычислил его местонахождение. Он решил действовать осторожно. Прокравшись внутрь, с помощью своих способностей он отключил взломщика от системы компании и предотвратил утечку конфиденциальных данных.

Когда взломщик понял, что его план провалился, он попытался сбежать, но Фаервол был готов к этому. Он использовал свою огненную силу, чтобы создать стену из пламени перед беглецом. Взломщик оказался в ловушке, и когда полиция прибыла на место, то без проблем арестовала его.

После этого подвига Фаервол прославился. Другие организации со всех уголков мира услышали о дракончике-киберзащитнике и начали обращаться к нему за помощью. А Дракончик неустанно трудился, чтобы защитить их от вирусов и мошенников. Ощущение того, что он может защитить хороших людей от врагов и обмана, наполняло Фаервола гордостью и радостью.

Дракончик понимал, что у него много работы. Ведь в мире всегда найдутся злодеи, которые будут пытаться причинить вред другим. Но благодаря его усилиям и невероятным способностям, он все-таки сделал цифровой мир безопаснее для всех.

Так продолжалось долгие годы. Фаервол стал настоящим героем, который защищал компании и людей от компьютерных угроз. Его имя теперь — символ надежности и безопасности в цифровом мире, а злодеи подумают дважды, прежде чем покушаться на чью-то безопасность.

И вот однажды Фаервол осознал, что его работа пока закончена. Он сделал свое дело и защитил всех, кто нуждался в его помощи. 

Дракончик решил вернуться в свою драконью деревню, но его история осталась в сердцах людей. Он стал легендой, которую будут помнить и рассказывать детям. Эхо его подвигов будет слышно долгие годы — напоминание о том, что даже самые маленькие существа могут быть невероятно сильными, когда они знают свою судьбу и следуют ей с преданностью. И каждый раз, когда кто-то услышит о дракончике по имени Фаервол, он будет знать, что защита и безопасность всегда возможны, даже в цифровом мире. 

Если вы продумываете, каким должен быть маскот вашей компании, и у вас есть вопросы или предложения, давайте обсудим это! Также будем рады, если поделитесь в комментариях, какие маскоты запомнились вам на многие годы или вызвали сильные эмоции.

© Habrahabr.ru