История спецэффектов в кинематографе

9da07ce1cac900d06fb75da80b430cf5.jpgИстория кинематографа неразрывно связана с историей спецэффектов. От первых примитивных уловок с освещением и фальшивых кинжалов в немом кино, до целых миров и невероятно реалистичных существ, которых никогда не существовало. Сейчас практически ВСЕ фильмы с приличным бюджетом в той или иной степени используют виртуальные декорации.

Что первично в кино — сюжет или игра актёров? Спецэффекты или мастерство оператора-постановщика? Безусловно, все эти составляющие крайне важны. Но, всё же, некоторые фильмы стали знамениты именно благодаря использованным спецэффектам. И пусть сегодня некоторые из них выглядят обыденно, а некоторые наивно, в своё время они стали вехами в кинематографе. Конечно, вообще таких фильмов было много. Но мало кто может похвастаться спецэффектами, исключительно благодаря которым стало возможно рассказать задуманную историю. Такими спецэффектами, которые не просто вызывали вау-эффект, а действительно брали за душу. Которые заставляли сопереживать главному герою, проникаться ситуациями, в которых он оказывался. Давайте вспомним о некоторых из таких знаковых фильмов.

Метрополис (Metropolis) (1927)609d1c0e3c038ac5b49bc2d8cfba6ecd.jpg[embedded content]

Пожалуй, «Метрополис» первым фильмом, в котором спецэффекты стали настоящим прорывом. Режиссёру удалось великолепно передать атмосферу города будущего, и без сложных технических ухищрений не обошлось. Здесь впервые был применён эффект Шюффтана (Schüfftan Process), названный по имени изобретателя Эжена Шюффтана. Его суть заключается в формировании комбинированного изображения с помощью системы зеркал, что позволяло создавать несуществующие пейзажи и органично вписывать в них актёров.

585896607b5d220d2c5139098245e2cb.gif

88384acd1c2749f075e90c0d9776af2e.jpg

7fd1ca4e0407ef58a60ca640aace95c0.jpg

В то время «Метрополис» был самым сложным и дорогим фильмом, созданным в Германии. Он также стал своеобразным вызовом Голливуду. Однако стоимость производства настолько превысила бюджет, что студии Universum Film AG пришлось влезть в долги к голливудской же корпорации Gunning. В результате американцы начали массово использовать процесс Шюффтана, пока в 1950-х его не заменили другие технологии.

4a6e59ded99e0899dd9473c028b62d16.jpg

Но и в более позднее время процесс Шюффтана регулярно использовался в кинематографе.

The Taking of Power by Louis XIV (1966): строительная площадка Версаля.

9bc34655f6857b699196b15ae2692260.jpg

Socrates (1971): афинский Акрополис.

662b697cac7a858c0a086ada99b8da62.jpg

The Age of The Medici (1973): Флоренция 15 века.

549c5da05a67aa0d13cd234be216b502.jpg

Некоторые сцены из «Властелина Колец: Возвращение короля» были сняты с помощью этой технологии. Трудно сказать, почему Питер Джексон использовал эффект Шюффтана, будучи вооружённым мощными современными технологиями. Вероятно, это было своеобразное выражение признательности и уважения.

afe0eb4a8bf6cf1373dd9373d4ce8d56.jpg

05208c5f6b547576a41a710ca0e051a8.jpg

Запретная планета (1956) eb3be5873f6c4ced9c3b4cef716443fb.jpg[embedded content]

Сценарий фильма пересказывает пьесу Шекспира «Буря», но действие перенесено на другую планету. Тут вам и космические корабли, и невиданные пейзажи, и таинственное чудовище, порождённое разумом одного из последних представителей вымершего народа. Этот фильм стал классикой американской кинофантастики 1950-х.

В «Запретной планете» были применены роскошные для того времени спецэффекты, благодаря которым изобразили виды планеты Альтаир IV с двумя светилами и зелёным небом; подземные города из стали и фарфора, созданные вымершей расой; сцены сражений с чудовищем и летающий космический корабль.

001b1a22efe9ffe908b7c0fc1e805542.jpg

a7b0d6739393479c1514f152f328de95.jpg

703a438b362f7cec126db697f78a8b29.jpg

5e14bfa0fa4875cc4fed6d60b4d06bd9.jpg

babb4acbbdd4612cc95568d639107148.jpg

Для создания многих декораций использовалась техника matte painting, которая была предшественницей синих экранов при аналоговой съёмке и зелёных — при цифровой. Кроме того, это был первый фильм, в котором звучала только электронная музыка.

Любопытный факт: «Запретная планета» стала второй работой в кино Лесли Нильсена, подарившего нам серию фильмов «Голый пистолет».

9da07ce1cac900d06fb75da80b430cf5.jpg

Космическая одиссея 2001 (1968) c971272966ba2111a4f690aa777b7c7b.jpg[embedded content]

Один из самых знаменитых фантастических фильмов. Длинное, тягучее повествование похоронило бы любое другое кино, кроме этого. Стенли Кубрику удалось создать невероятное ощущение близкого, почти наступившего, но всё же будущего. На это работают все детали сцен, включая шрифты любых надписей и интерфейсов. Самое удивительное, что спустя почти полвека изображённые космические станции и корабли не выглядят наивно. И после просмотра вы поймёте, откуда дизайнеры «Звёздных войн» черпали вдохновение. Правда речь идёт об экстерьере; интерьеры всё же были созданы в духе фантастики 1960-х.

5da3021ce81a44b7276c7adcc85964d9.jpg

Каждая сцена, каждый кадр строились с невероятной точностью и вниманием. Для съёмки фильма использовались самые сложные и дорогие спецэффекты. Это был 1968 год, компьютеры находились в зачаточном состоянии, и все эффекты были аналоговыми. При этом создателям удалось добиться невероятной реалистичности.

c1197cf6c723fbf4c18279a2c1ec80da.jpg

Айпад 1968-го года:

75c8574a0f70f23a6453a557bf0fb36a.jpg

e133d0837cc830fe398516f0498773d3.jpg

Технология, использовавшаяся при съёмке первой части фильма — процесс Шюффтана:

0182b100c08986c8ec2d01fd0b8f5eda.jpg

А вот эта сцена:

[embedded content]

была снята с использованием техники щелевого сканирования (slit-scan):

[embedded content]

Для съёмок внутри кольцевого модуля на космическом корабле был построен огромный вращающийся барабан:

f1f2543e3a6bae5b60eb6389f3d942a1.jpg

6e4b77786e03dd9dc7ed830987b26a31.jpg

Но не все сцены снимались с таким размахом. Например, в фильме есть эпизод, когда стюардесса входит в пассажирский салон и видит вращающуюся в невесомости шариковую ручку. Сегодня это сняли бы с помощью 3D. Кубрик же обошёлся куском стекла и двусторонним скотчем.

[embedded content]

9484bc73e9cb4161b6793b598dd66d24.jpg

Звёздные войны (1977) 5d7257e095d32c598291c70e969439ab.jpg[embedded content]

Историю кинофантастики нельзя представить себе без «Звёздных войн». Да вообще нельзя уже представить себе мир без них. Обилие всевозможных космических аппаратов, инопланетян, эффектных сцен перестрелок и — световые мечи! А та сцена, где истребители повстанцев пытаются прорваться к сердцевине Звезды Смерти? Кстати, для её съёмки был построен макет поверхности станции длиной несколько метров, а камеру возили вдоль него на автомобиле с приличной скоростью.

3902e4e11fcfc5562b7aa8cf1631892e.jpg

1d5f47be2f346faee451a54d120e6e6e.jpg

Да, молодому поколению уже не понять, с каким восторгом и затаённым дыханием мы смотрели эти фильмы. И речь вовсе не о том, чтобы было побольше лазеров и космоса. С помощью спецэффектов Джордж Лукас смог создать удивительную атмосферу сказки, в существование которой хотелось верить безоговорочно.

7c22ebfc845173a2400623f896f5b183.jpg

Для съёмок фильма было создано множество моделей техники и построены различные макеты. Различную инопланетную фауну изображали с помощью покадровой съёмки кукол. Активно использовались синие экраны для последующего наложения изображения.

[embedded content]

Интересный факт: знаменитый эффект уплывающего в перспективу текста в начале каждой серии «Звёздных войн» изначально снимался в аналоговом виде:

d22acc177a220ea529d72451d5852804.jpg

Камера медленно двигалась вдоль панели со светящимися буквами. Было очень сложно обеспечить достаточную плавность движения. К тому же, приходилось снимать одну и ту же сцену на разных языках, как того требовали условия проката в разных странах, — немецком, французском, испанском и т.д. Впоследствии Лукас заменил эти эпизоды на компьютерные версии.

6668af52fc5927638d2d3225ce96c552.jpg

Инопланетянин (1982) 02d804312868e8e4a9a71ac889bebe25.jpg[embedded content]

5de810b126e9eaf99d42c085afb13de8.jpg

Очень немногие режиссёры используют спецэффекты для повышения эмоционального накала истории. В основном их применяют для создания антуража и общей зрелищности. «Инопланетянин» определённо относится к фантастике психологической. Здесь технологии были использованы для создания не красивой обёртки, а чувств, эмоций, души, если хотите, главного персонажа. Странно выглядящий инопланетянин был очень убедителен, зрители очень сопереживали ему. Кукла, наполненная сервоприводами, заставляла влюбиться в большеглазого… кем бы он там ни был.

d9f8eb3dda324b6ed416aa34217c0544.jpg

Карло Рамбальди, легендарный специалист по спецэффектам (оцените список фильмов, над которыми он работал), при создании Инопланетянина вдохновлялся лицами Карла Сэндберга, Альберта Эйнштейна и Эрнеста Хемингуэя. Глаза куклы-аниматроника были критически важны для достоверности образа, и ради их создания были наняты специалисты из Института Джулса Штайна. Для съёмок было изготовлено 4 экземпляра головы Инопланетянина: одна аниматронная для общих сцен, а остальные для съёмок различных эмоций крупным планом.

Однако механической была лишь голова персонажа. Внутри тела прятался человек. В разных сценах костюм Е.Т. надевал на себя один из двух карликов. В съёмках участвовал и третий актёр — 12-летний мальчик, родившийся без обеих ног. Руками Инопланетянина управлял профессиональный мим. Изготовление всех компонентов кукол заняло три месяца и обошлось в 1,5 млн долларов.

Охотники за приведениями (1984) eb61749c1da5c756797bc26301961236.jpg[embedded content]

Необычайно обаятельная фантастическая комедия. Айвану Райтману удалось снять столь захватывающий фильм, наполненный привидениями, призраками и особыми энергетическими ловушками, без единого цифрового эффекта. Только старый добрый «аналог». При этом все, кто смотрел «Охотников», готовы поклясться, что без 3D там не обошлось. И всё-таки, создатели как-то выкрутились. В фильме использовано огромное количество анимации и эффектов matte painting. Были изготовлены всевозможные модели и куклы, очень широко задействовались световые эффекты. После чего проводилась кропотливая работа по сведению разных видеорядов.

21b819115550e53973f2a5e1af0c4e7d.jpg

[embedded content]

По сути, именно СПЕЦэффектов в фильме было применено не так много. Зачастую использовались всевозможные «дедовские» методы, вроде подвески предметов на тросах, пиротехники и так далее. Например, в сцене в библиотеке из выскакивающих ящиков начинают вылетать каталожные карточки. Это было реализовано при помощи системы труб, через которые вентилятором нагнетался воздух:

028394081ab034a27e2b3233aa4ce889.jpg

Однако умелая работа со спецэффектами «старой школы», прекрасная режиссура и игра актёров сделали «Охотников за привидениями» одной из лучших фантастических комедий. А имя «Лизун» даже вошло в народный фольклор.

Терминатор 2 (1991) a2a722e6a244159b0a5903622f0d5c04.jpg[embedded content]

Успех первого «Терминатора» позволил создателям получить гораздо больше средств на съёмку второй части. Это позволило создать персонажа, без которого сегодня история о Терминаторе просто невозможна — Т-1000.

Неубиваемый робот из жидкого металла, способный принимать самые разные формы, потряс воображение зрителей по всему миру.

8427af971ee26b95df055333082a20e4.jpg

Конечно, было и множество других впечатляющих сцен, в том числе сон Сары Коннор, где она наблюдала атомный взрыв. Но ничто в этом фильме не сравнится со страхом перед неуязвимым Т-1000, который находил нас везде, и которого нельзя было уничтожить.

[embedded content]

Для съёмок разных сцен с участием «жидкометаллического» робота создавались куклы-аниматроники, изготавливались специальные костюмы, широко применялись компьютерные эффекты. Кстати, в сцене, где он убивает полицейского и принимает его внешность, на самом деле снимались два брата-близнеца.

[embedded content]

Поросёнок Бэйб (Четвероногий малыш) (1995) e034e076c82ce7b4c90f72867593a9d4.jpg[embedded content]

Почему-то этот фильм не был популярен в России. Это очень трогательная история о поросёнке, который ради того, чтобы не стать холодцом, обучается обязанностям пастушьей собаки. На тот момент «Поросёнок Бэйб» мог похвастаться самой качественной компьютерной анимацией животных. И как и в случае со всеми фильмами в этом обзоре, спецэффекты были неотделимой частью сюжета. Без них невозможно было бы рассказать эту добрую и милую историю.

Для достижения правдоподобности речи, создатели фильма сняли и оцифровали «мимику» различных животных. Впоследствии из этих материалов «собирались» конкретные фразы персонажей. При этом в съёмках сцен участвовали настоящие животные, на чьи морды накладывали компьютерную анимацию.

[embedded content]

Матрица (1999) 0f49bb46d911403ff1ccf98c995e1d25.jpgФильм-эпоха, оказавший колоссальное влияние на современную поп-культуру. Эффект от его выхода был оглушительным. Мрачная история нашего всеобщего порабощения потрясла огромное количество зрителей. И роль спецэффектов тут просто неоценима. Буквально весь фильм держится на них. Необычность и новизна созданных братьями Вачовски (тогда ещё братьями) сцен привела к валу подражаний. Визитной карточкой фильма стал эффект застывших пуль, когда время замедляется и мы видим траектории их полёта.

190bf459fa70367c7748acdde02732f7.jpg

[embedded content]

По сути, «Матрица» стала классикой, едва выйдя в прокат. Главной «фишкой» Вачовски стали сцены, в которых персонажи застывали в движении, а камера облетала их по кругу, давая нам возможность насладиться моментом со всех сторон. Это делалось при помощи установки нескольких десятков камер, которые одновременно (или с небольшой задержкой) делали один кадр. После чего эти кадры собирались в видеопоследовательность.

9a4409c0e0771733af6ee3424e588e7d.jpg

[embedded content]

Самый сложный эпизод фильма — сцена перестрелки в холле небоскрёба, где Нео и Тринити противостоят толпе охранников с автоматическими винтовками:

abebee7e8aa8c494289e4ac7657bd696.jpg

Каждая выщерблина, каждое попадание в стену, сопровождаемое выбросом осколков камней, делались с помощью пиропатронов. Добиваясь идеальных кадров, Вачовски переснимали эту сцену около 20 раз. И для этого приходилось каждый раз полностью восстанавливать разгромленный интерьер.

[embedded content]

«Я знаю кунг-фу!»

Железный человек (2008) d7fb6890a6c8e9a4bb74e95df5c37c32.jpg[embedded content]

С одной стороны, это довольно неожиданный выбор, как и «Поросёнок Бэйб». Я включил этот фильм не потому, что это ещё одна бестолковая голливудская поделка на тему супергероев. На мой взгляд, использованные в фильме спецэффекты заставляют сжаться сердце каждого зрителя. Если вы вдруг забыли, это не список самых лучших фильмов всех времён. Здесь собраны ленты, в которых спецэффекты не только очень хороши для своего времени, но без них невозможно было бы убедительно рассказать задуманную авторами историю, заставить зрителя сопереживать герою.

Например, в сцене, когда Тони Старк в исполнении неподражаемого Роберта Дауни-младшего взрывается, он подключает к своему бьющемуся сердцу… автомобильный аккумулятор. Для создания искусственной грудной клетки, с актёра сняли латексный слепок и по нему сделали неотличимую от настоящей накладную грудную клетку.

a852982d5255d966162b8f27a8c627de.gif

56795ddc71eb080c19049e7c85a03be7.gif

И напоследок вспомните этот виртуозный полёт с истребителями, в которой главный герой превращает свою смертельную трагедию в нечто удивительное.

edd0cb0c0c6cc43d9eba9caa69dd9aaa.jpg

[embedded content]

Восстание планеты обезьян (2011) 3f92cedcceabfa707b28e69e79c8bf5e.jpg[embedded content]

Наверное, сложно выбрать другой фильм за последние 20 лет, в котором визуальные эффекты были бы столь же неотрывно связаны с сюжетом и главными персонажами. «Восстание планеты обезьян» немыслимо без огромного количества компьютерной графики. При этом перед авторами стояла очень сложная задача реалистичного моделирования приматов. И дело тут не только в скелетной анимации. Самое главное — это мимика обезьян, которую необходимо было очеловечить, сделать осмысленной. Но чтобы это по прежнему оставались обезьяны. Задумайтесь, какая это была сложная задача, если прибавить к этому ещё сплошной волосяной покров, не облегчающий работу специалистам по 3D-моделированию и анимации.

e974e5564b0f9d8a7ac51fba6a9a3a9d.jpg

a087782ed169cf7f3e4a0c529347f180.jpg

3106f6272c4713d71c6e7775835f3235.jpg

Для создания мимики, столь похожей на человеческую, применялась съёмка актёров-людей с последующей оцифровкой по контрольным точкам.

2e8343eaf5b5c9265d9b066712721c2c.jpg

Это один из вариантов применения технологии motion capture: актёры со специальными маркерами на теле снимаются в различных движениях, после чего по этим маркерам создаётся компьютерная анимация с необходимыми корректировками и наложением 3D-моделей. Причём коррекция подразумевала соответствие не только скелетам, но и мышечной системе обезьян.

[embedded content]

Гравитация (2013) e5f50f6788df1f762e5b9acb776c9737.jpg[embedded content]

Завершить этот список я бы хотел именно «Гравитацией». И не потому, что создатели потратили на съёмки более 100 млн долларов, и не за семь полученных «Оскаров». Драму, разворачивающуюся в космосе, связанную с разрушением шаттла и двух космических станций, невозможно было бы снять без инновационных спецэффектов.

f4466e7a22452b59aa687ffd49e921a4.jpg

4856decc3758751bf9359208ea4f1e6b.jpg

Критики возразят, что даже «Гравитацию» можно было бы подать в виде театральной постановки. Но таким критикам я желаю не смотреть больше ничего, кроме репертуара Виктюка. А фильм, заставляющий вас испытывать ужас одиночества и беззащитности вместе с главной героиней, задерживать дыхание во время разгерметизации, напрягать мышцы при попытке уклониться от столкновения и дотянуться до люка — такой фильм заслуживает всех своих «Оскаров».

0065d0c8160b59a38a97c57fea8652f8.jpg

Это один из последних фильмов, чьи спецэффекты работают не просто на красивую картинку, но в первую очередь на не отпускающее до самого конца напряжение, борьбу за жизнь вместе с женщиной-астронавтом.

a0b9e307fde4f621c8dadb01ba169bd8.jpg

4a9f9618047f99b11ea10af0da84a5ff.jpg

4939ee0a768957f6bbfaeb3a996e61dc.jpg

На протяжении 5 месяцев Сандра Баллок тренировалась двигаться так, как двигается человек в невесомости.

[embedded content]

[embedded content]

Уверен, что с не с каждым выбором вы согласитесь, чего-то в этом списке не найдёте. Предлагайте свои варианты в коментах, это только приветствуется.

© Habrahabr.ru