[Из песочницы] Нововведения языка SystemVerilog

image

В данной статье показаны некоторые нововведения языка SystemVerilog в области организации данных по сравнению с Verilog-2001 для синтезируемого подмножества языка.

История SystemVerilog довольна длина и туманна. Начавшись после принятия стандарта Verilog-95, она вылелась в Verilog-2001. Однако язык не слишком подходил для верификации, инженеры использовании языки семейства «E» — VERA, Testbuider. В современном виде SystemVerilog появился после 2005 года. Сейчас средства синтеза и моделирование такие как Quartus II, ISE, ModelSim/QuestaSim уверенно поддерживают SystemVerilog. Стандарт называется IEEE 1800–2012.

Прим. Эта статья давно написана, но не опубликована. Надеюсь будет полезна начинающим.

SystemVerilog привнес в мир Verilog много новых интересны конструкций:

  • C-lile синтаксис
  • ООП
  • Структуры, очереди, динамические массивы, перечисления
  • Приведения типов
  • Контроль поведения программы с помощью foreach, return, break, continue и т.д
  • Semaphores, mailboxes.
  • Интерфейсы
  • Assertions

Универсальный тип logic.


Теперь нет нужны выбирать между reg и wire, всюду используется logic. Синтезатор сам решить что надо сделать (привет signal из VHDL).

Инициализация типов


В SystemVerilog стали доступны улучшенные возможности инициализации типов. Теперь не надо писать

reg [63:0] data = 64'hFFFFFFFFFFFFFFFF;

Можно сделать просто так:

reg [63:0] data  = '1;

Запись data = '0 инициализируем вектор нулями, а data = 'bz — третьим состоянием

Перечисляемые типы.


Наконец-то state машину можно описать вот так

enum {WAITE, LOAD, STORE} State, NextState;
always_ff @(posedge clock, negedge resetN)
        if (!resetN) State <= WAITE;
        else State <= NextState;
        
always_comb begin
        case (State)
                WAITE: NextState = LOAD;
                LOAD: NextState = STORE;
                STORE: NextState = WAITE;
        endcase
end

Кроме того, перечисляемому типу можно присваивать значения:

enum {ONE = 1,FIVE = 5,TEN = 10 } state;

По умолчанию перечисляемому типу ставится в соответствие значение int. Однако, можно написать и вот так
// перечисляемы тип с шириной 1 бит.
// может принимать только два состояний

enum bit {TRUE, FALSE} Boolean;
// перечисляемы тип с шириной 2 бита.
// может принимать четыре состояния
enum logic [1:0] {WAITE, LOAD, READY} state;

Для печати значения имени перечисляемого типа используется следующая конструкция:

$display("\nCurrent state is %s (%b)", State.name);

Струкруты


Объявить структуры можно следующим способом:

struct {
        int a, b; // 32-bit variables
        opcode_t opcode; // user-defined type
        logic [23:0] address; // 24-bit variable
        bit error; // 1-bit 2-state var.
        } Instruction_Word;

Для структур поддерживается объявление typedef

typedef struct { // structure definition
        logic [31:0] a, b;
        logic [ 7:0] opcode;
        logic [23:0] address;
        } instruction_word_t;
        instruction_word_t IW; // structure allocation

По умолчанию структура представляется как unpacked. Ключевое слово packed позволяет быть структуре запакованной.

struct packed {
        logic valid;
        logic [ 7:0] tag;
        logic [31:0] data;
        } data_word;

В данном виде она представляется как вектор. Поэтому возможны такие конструкции
image

data_word.tag = 8’hf0; 
data_word[39:32] = 8’hf0; // делаем тоже самое

Объединения union


Объединения это значение памяти которое может хранить разные типы данных, но одновременно только одно.
Синтаксис полностью C-like.

union {
        int i;
        int unsigned u;
} data;
...
data.i = -5;
$display("data is %d", data.i);
data.u = -5;
$display("now data is %d", data.u);

Наибольший практический интерес представляют packed unions. В них для представления разных типов используемся фиксированное число бит.
Информация, записанная через один тип, может быть считана в другом виде (другом типе). Например:

typedef struct packed {
        logic [15:0] source_address;
        logic [15:0] destination_address;
        logic [23:0] data;
        logic [ 7:0] opcode;
} data_packet_t;

union packed {
        data_packet_t packet; // packed structure
        logic [7:0][7:0] bytes; // packed array
} dreg;

image
Так как объединение упаковано, то информация выровнена, поэтому данные записанные через logic[7:0] можно считать через data_packet_t

initial begin
        logic [15:0] src, dst; 
        for (i = 0; i <= N; i = i + 1) begin
                dreg.bytes[i] <= byte_in; //store as bytes
        end
        src = dreg.source_address;
        dst = dreg.destination_address;
end

Packed Array


SystemVerilog позволяет создавать мультиразмерные упакованные массивы

logic [3:0][7:0] data; // 2-D packed array
logic [1:0][3:0][7:0] data; // 3-D packed array

Стандарт IEEE определяем как эти элемент должны хранится в памяти. Например для описания

logic [3:0][7:0] data; // 2-D packed array

image
Поскольку массив хранится в памяти как вектор, то допустимо использовать все теже операции что и над векторами

logic [3:0][15:0] a, b, result; // packed arrays
result = (a << 1) + b;

Доступ к вектору может быть как поэлементным, так и включая целую размерность (и). Так называемы срез массива.

logic [1:0][1:0][7:0] a; // 3-D packed array
a[1][1][0] = 1’b0; // присваиваем один бит массиву
a = 32’hF1A3C5E7; // записываем сразу массив целиком
a[1][0][3:0] = 4’hF; // доступ к части массивы
a[0] = 16’hFACE; // доступ к срезу

Для копирования содержимого одного массива в другой можно использовать прямой доступ или по срезам

bit [1:0][15:0] a; //32х битный вектор, элемент bit только 0 или 1
logic [3:0][7:0] b; //32х битный вектор, элемент logic O,1,Z,X
logic [15:0] c; // 16ти битный вектор
logic [39:0] d; // 40 битный вектор
b = a; // присвоение 32х битного массива 32х битному массиву
c = a; // старшие 16 бит будут обрезаны
d = a; // старшие 8 бит будут нулями

Список литературы


1. www.asic-world.com/systemverilog
2. «SystemVerilog For Design Second Edition» by Stuart Sutherland

© Geektimes