Виктор Андрианкин, IТQ Group: Крупные игроки делят 40% рынка заказной разработки
Импортозамещение по-прежнему является основным драйвером роста российского ИТ-рынка. В связи с необходимостью перехода на отечественные системы растет спрос на заказную разработку и аутстаффинг — привлечение специалистов под задачу. Как будет развиваться этот рынок в ближайшие два года, сколько стоит разработка ПО на заказ и в чем плюсы и минусы аутстаффинга, рассказывает Виктор Андрианкин, генеральный директор компании ITQ Group.
CNews: Каковы основные направления деятельности компании?
Виктор Андрианкин: Мы занимаемся заказной разработкой ПО, ИТ-аутсорсингом и аутстаффингом. Исторически мы начали работать с компаниями из финансового сектора: банки, страховые компании, финтех. За последний год спектр клиентов расширился: выходим на рынок телекома и ретейла.
CNews: Как изменился рынок заказной разработки за последние два года? Какие факторы способствуют его развитию, а какие его тормозят?
Виктор Андрианкин: После взлета в 2021 году в начале 2022 рынок замедлился. Бизнес начал отказываться от проектов по разработке продуктов и сервисов или замораживать их. Однако к концу года все пришло в норму, многие эксперты отрасли зафиксировали рост на 20% относительно предыдущего года. В 2023 году тенденция к росту сохраняется. Самым сильным драйвером стало импортозамещение ПО. Часть компаний обратились к отечественным решениям, другие начали разрабатывать свои продукты. Интерес к созданию собственного ПО вырос, даже несмотря на наличие отечественных коробочных решений на рынке. Во-первых, готовые решения не всегда отвечают бизнес-требованиям и их возможности по кастомизации не бесконечны. Во-вторых, риски зависимости от вендоров стали очень ощутимы. Спрос на заказную разработку вырос в тех отраслях, которые традиционно пользовались зарубежными ИТ-решениями: логистика, ретейл, e-commerce (электронная торговля) и другие. В банковской и финансовой сферах ИТ-компетенции традиционно сильны, поэтому там резкого спроса на аутсорс не произошло.
Помимо этого, правительство активно поддерживает цифровизацию в разных сферах жизни, в том числе в государственном секторе.
CNews: Во сколько сейчас обойдется разработка ПО на заказ?
Виктор Андрианкин: Сложно говорить об абсолютных цифрах, так как все зависит от масштаба задачи, функциональных и нефункциональных требований, ИТ-ландшафта, в который нужно интегрировать решение.
Но я бы хотел поделиться следующей занимательной информацией. Сейчас можно однозначно утверждать, что импортозамещение — это не дешево. Если до эпохи тотальной необходимости переходить на отечественный софт многие ИТ-инициативы, направленные на отказ от легаси-систем (унаследованных систем) или переход на отечественные продукты, блокировались финансовыми службами с формулировкой «отсутствует обоснование экономической эффективности», то сейчас многие компании воспринимают эти затраты как необходимые. Тут основными драйверами стали риски, связанные как с полной остановкой работы ИТ-систем, так и регуляторные ограничения.
По нашему опыту, в компаниях, где проекты импортозамещения ПО сейчас в активной фазе, бюджеты на ИТ на ближайшие годы кратно превосходят средние значения в прошлые периоды.
CNews: Можете рассказать о конкретных кейсах и проектах?
Виктор Андрианкин: У нас большой портфель проектов. Где-то мы выступаем как партнеры, предоставляющие команды под требования заказчиков, в каких то проектах ведем разработку под ключ.
Например, в этом году мы разработали агентское приложение для инвестиционного банка. Решение создано для того, чтобы быстро запускать новые инвестиционные продукты на рынок и упрощать процесс продаж и клиентской поддержки. Прежнее решение технически и архитектурно устарело, масштабируемость была низкая, на техническую поддержку приходилось тратить много ресурсов, так как сложно было выявлять инциденты. За бизнес-требованиями приложение также не успевало: не позволяло оперативно внедрять новые продукты и добавлять их в портфель агентов.
Мы создали совершенно новый многопользовательский продукт на базе микросервисной архитектуры и современного стека технологий open source, которые обеспечивают надежность и скорость работы, практически неограниченные возможности по масштабируемости и отказоустойчивости. Этот проект мы представляли на национальной премии «Приоритет: Цифра-2023» и вышли с ним в финал.
Еще один масштабный и интересный проект — создание платежного сервиса для розничного российского банка. Прежнее решение было построено на технологическом стеке IBM (IBM WebSphere), соответственно, здесь речь шла об импортозамещении. Плюс платежный сервис имел ограниченное масштабирование, с точки зрения поддержки и доработок был нерентабельным: комплексные изменения программных средств, например, добавление шага или некоторых статусов, могли потребовать переработки всей последовательности.
Нам нужно было спроектировать и внедрить новую модульную платежную систему на основе микросервисного подхода с высоким уровнем устойчивости, масштабируемости и гибкости доработок.
Проект был интересным как с точки зрения самой задачи, так и с точки зрения технологий, которые мы использовали: Java 11, Spring Boot, Kafka, Docker, Liquibase и другие.
За три месяца мы создали и протестировали MVP (Minimum Viable Product, продукт с минимально необходимым набором возможностей) в контуре банка. В следующие полгода проект был внедрен в промышленную эксплуатацию. Такие сжатые сроки для такой масштабной задачи вывели этот проект в число самых успешных реализаций в банке за всю историю разработки ИТ-решений.
CNews: Ощущается ли конкуренция со стороны других компаний?
Виктор Андрианкин: Конкуренция ощущается всегда. Постоянно появляются новые компании. Крупные старые игроки делят между собой около 40% рынка заказной разработки. Но спрос на заказную разработку сейчас высок, рынок растет, поэтому не могу сказать, что нам приходится «биться» за клиентов. В финансовом секторе мы хорошо себя зарекомендовали, у нас налаженные связи и партнеры, которые остаются с нами годами.
Тенденция, которую мы видим и хотели бы отметить, это запрос на укрупнение, масштаб. Сейчас, с одной стороны заказчики предпочитают работать с более крупными и надежными партнерами. С другой стороны, на рынке часты истории, когда компании сливаются, объединяются, более крупные покупают маленьких. Думаю, это вполне объяснимая тенденция в текущих условиях.
CNews: Сейчас много говорят о кадровом дефиците в ИТ-отрасли. Вы с ним столкнулись?
Виктор Андрианкин: Разумеется, кадровый голод ощущается. Во-первых, часть разработчиков, системных аналитиков переехали. Основная масса проектов у нас в финансовом секторе, а требования служб безопасности банков очень строгие — работать даже из стран СНГ нельзя, сотрудник должен находиться в России. Соответственно, таким специалистам нужно искать замену.
Помимо этого, на рынке не хватает специалистов уровня middle, middle+. Есть либо совсем джуны, студенты, те, кто переучился на ИТ-специальность на курсах и только начинает свой путь. Либо люди с большим опытом и компетенциями. Такие тоже нужны, но соотношение спроса и предложения в этом сегменте лучше, чем в мидлах.
Чтобы решить эту проблему, мы создали центры компетенций по всем направлениям: тестировщики, разработчики, аналитики. Мы берем людей, которые прошли обучение и еще не работали, и джунов с минимальным опытом и обучаем их в наших центрах.
Обучающие программы проходят и те сотрудники, которые хотят освоить новое направление, расширить свои компетенции или изучить новый язык. Например, у нас есть сотрудники, которые работают на Dotnet, сейчас таких проектов мало, поэтому мы переучиваем их на Java.
Часто программ для обучающих центров мы закупаем на рынке, а часть разрабатываем самостоятельно с помощью руководителей центров компетенций и тимлидов.
Программа также включает в себя менторство. За учеником закрепляют более опытного сотрудника, который помогает осваивать новые компетенции.
CNews: Помимо разработки компания занимается аутстаффингом. Эти услуги востребованы на рынке в данный момент?
Виктор Андрианкин: Да, востребованы. Аутстаффинг помогает ускорять темпы развития проектов, подключать специалистов, которые после завершения проекта могут быть не востребованы внутри компании, сокращать издержки на персонал, получать экспертизу, которой нет внутри компании. Еще несколько лет назад отношение к аутстаффингу на рынке было часто негативным. Заказчики и ИТ-специалисты с недоверием относились к посреднику в их отношениях, которым и является аутстаф-компания. Но со временем выгоды такого подхода стали более понятными.
Если говорить о нашей компании, в последние полгода мы обрабатываем 60–70 запросов на аутстаф в среднем, в прошлом году их количество было значительно меньше: до 15 в месяц.
CNews: Есть ли какие-то проблемы, скажем, в аутстафе, и как их решает компания?
Виктор Андрианкин: Скорее, это не проблемы, а особенности. Бизнес всегда работает сразу с несколькими аутстаф-компаниями. При получении нового запроса самое важное — это скорость и проверенные технические и софт-скиллы (гибкие навыки) у кандидата. Если система рекрутинга и оценки специалистов не выстроена, то шансы на успех снижаются. Вы даже можете успеть найти человека с рынка, провести с ним техническое интервью и успешно передать заказчику. Но есть риск того, что сотрудник в команде не приживется: сам покинет проект или клиент от него откажется. Поэтому в аутстаффинге на первый план выходит работа с персоналом, автоматизация процесса поиска, оценка кандидата не только с точки зрения его технических компетенций, но и софт-скиллов.
С персоналом связан еще один сложный момент. Люди, которые работают по модели аутстаф, одновременно находятся в подчинении у двух компаний: непосредственного работодателя, с которым заключен договор, и заказчика. Это значит два начальника, две команды. При этом с командой работодателя у сотрудника минимум контактов, а в команде заказчика он до тех пор, пока не завершился проект. В результате люди быстро выгорают, им не хватает внимания, поддержки, планов по развитию их навыков.
Мы столкнулись с обоими факторами и в последние два года много внимания уделяли развитию и усилению аутстаф-направления. Пересмотрели концепт рекрутинга с тем, чтобы повысить точность оценки, стали чаще привлекать руководителей направлений к подбору персонала, перестроили и автоматизировали систему адаптации сотрудников, внедрили наставничество. Сам процесс поиска и утверждения кандидата на проект ускорился, стал прозрачнее и эффективнее. Все это повлияло на успехи наших сотрудников на проектах, в которых они трудятся по аутстаф-модели.
CNews: Использует ли компания современные технологии, например, искусственный интеллект?
Виктор Андрианкин: Системно и в масштабах всей компании пока нет. Но у нас есть интересные случаи, когда аналитики в своей работе используют нейросеть GPT-4. Я думаю, что ИИ де-факто становится инструментом, который используют и аналитики, и разработчики для оптимизации своей работы.
Недавно мне рассказали о примере: аналитик прописал процесс кредитования одного из продуктов и попросил сеть GPT на основе этого процесса сгенерировать остальные. Результаты работы искусственного интеллекта были далеки от идеальных, но, со слов аналитика, подключение ИИ помогло ускорить работу над проектом как минимум на 30%. А это существенная оптимизация.
CNews: Какие тренды, на ваш взгляд, будут преобладать в 2023–2025 годах?
Виктор Андрианкин: Думаю, мы будем наблюдать последствия ухода зарубежных вендоров с рынка. Интерес к отечественным решениям будет расти. Во-первых, на них есть спрос. Во-вторых, правительство поддерживает вендоров российского ПО субсидиями, снижением налоговой нагрузки, количества проверок.
Бизнес, который традиционно не был связан с ИТ, будет развивать внутренние компетенции в разработке. Даже не с тем, чтобы внутри компании заниматься созданием ИТ-продуктов, но чтобы успешно работать с аутсорс-компаниями, разбираться в современных технологиях и подходах.
Также в течение ближайших лет будут востребованы проекты по поддержке, развитию и замене крупных ИТ-систем. Чтобы полностью перевести бизнес на отечественные или собственные решения с таких платформ, как SAP, потребуется несколько лет. В течение этого срока крупным компаниям нужна будет поддержка зарубежных решений для работы с ними в автономном режиме.
Промышленность, нефтегазовый сектор продолжит активную цифровизацию.
CNews: Какие планы компания ставит перед собой на ближайший год?
Виктор Андрианкин: За первые девять месяцев текущего года клиентская база у нас выросла на 40%, выручка на 30%, HR-служба наняла более 100 человек на новые проекты — заказную разработку и аутстаф. Планируем расти дальше и расширять рынки, с которыми работаем. Как мы выше уже обсуждали, в связи с необходимостью импортозамещения интерес к заказной разработке вырос в e-commerce, ретейле, телекоме. Для нас это отличная возможность привлечь новых заказчиков, используя опыт и знания, которые мы наработали в банковской сфере.
Среди других целей — усиление бренда и нашего присутствия в публичном поле. Этот год уже получился очень насыщенным: мы регулярно посещаем отраслевые конференции, выступаем на митапах, которые организуют наши клиенты и партнеры. А в октябре провели первое собственное мероприятие, на котором обсуждали импортозамещение ИТ-решений.
Полный текст статьи читайте на CNews