Трехполосная напольная акустика Martin Logan Motion 40i: большой звук в «столбиках»

Компания Martin Logan прославилась в начале 80-х годов прошлого века как производитель электростатических акустических систем и до наших дней является лидером этого сегмента. Электростаты выглядят и звучат потрясающе, но и цену в прямом и переносном смысле надо заплатить немалую. Стоимость у них на порядок выше, чем у традиционной акустики, а кроме того, электростаты требовательны к размеру, акустической подготовке помещения, размещению в нем, а также к усилению.

Поставив перед собой задачу выпустить более доступный по габаритам и цене, а значит, более массовый продукт, Martin Logan запустила линейку акустических систем традиционной конструкции, но с учетом наработок, использованных при разработке и производстве электростатических акустических систем. Линейка напольной акустики Motion i, появившаяся в продаже в 2019 году, является улучшенной версией предыдущей линейки (без буквы i в названии) и включает в себя три модели, каждая доступна в трех вариантах цветового оформления. Старшая модель в линейке — трехполосные Motion 60XTi с двумя 8-дюймовыми НЧ-динамиками, младшая — Motion 20i, оснащенная одним 5,5-дюймовым НЧ-динамиком. К фронтальной акустике серии Motion можно подобрать сабвуфер, а также полочную акустику, в том числе акустику центрального канала из той же линейки Martin Logan.

Данный обзор посвящен средней модели в линейке. Motion 40i — это трехполосные фазоинверторные напольные акустические системы с твитером, конструкции которого стоит посвятить отдельный абзац, одним 5,5-дюймовым СЧ-динамиком и двумя 6,5-дюймовыми НЧ-динамиками. Передняя панель изготовлена из MDF толщиной 31 мм, боковые стенки имеют толщину 18 мм. Для увеличения жесткости корпус оснащен внутренними распорками. Грили крепятся на магниты. Порт фазоинвертора выведен на заднюю панель. Удобные клеммы позволяют производить биампинговое подключение.

Характеристики
Количество полос 3
Акустическое оформление фазоинвертор
ВЧ-излучатель 2,6×3,6 см ленточный твитер Folded Motion, NIB-магнит
СЧ/НЧ-излучатели СЧ ∅14 см, 2×НЧ ∅16,5 см, алюминиевые диффузоры, полимерные корзины
Частота раздела 500 Гц, 2600 Гц
Импеданс 4 Ом
Частотный диапазон (±3 дБ) 40 Гц — 25 кГц
Чувствительность 92 дБ
Рекомендуемая мощность 20—300 Вт
Размеры (Ш×В×Г) 192×1079×325 мм
Вес 20,4 кг (одна колонка)

Твитер «Folded Motion» имеет размер 1,4 дюйма, но в пересчете на излучатель традиционной купольной конструкции его площадь в 8 раз больше. Весь секрет — в конструкции «излучателя Хейла»: прямоугольная пленочная мембрана с нанесенным в качестве проводника слоем алюминия собрана «в гармошку» и помещена в сильное магнитное поле, излучение звуковых волн происходит не за счет поршневого режима, а за счет сжатия-растяжения мембраны посредством магнитов. В рассматриваемой модели используются мощные NIB-магниты (неодим, железо, бор). «Всасывание» и «высасывание» воздуха происходит в пять раз быстрее движения мембраны, что увеличивает КПД громкоговорителя, а учитывая, что вес мембраны намного меньше, чем у диффузоров купольного твитера, за счет меньшей инертности существенно уменьшаются переходные искажения и улучшается отработка мельчайших нюансов звука. Хейл запатентовал данный тип излучателя в ранние 70-е годы прошлого века. На данный момент патент истек, и несколько фирм выпускают акустические системы с различными вариациями «излучателя Хейла». Обычно это касается моделей в высокобюджетном секторе аппаратуры, потому что необходимо разработать и произвести дорогие и мощные магнитные системы, а также тщательно «подогнать» остальные излучатели под столь выдающиеся возможности твитера. Во всех моделях серии Motion i, кроме сабвуфера, партнерами твитеру Folded Motion служат динамики с алюминиевыми диффузорами. Материал легкий, малорезонансный, стабильный, хорошо отводит тепло от звуковых катушек. Диффузоры конической формы меньше подвержены изгибам и способны сохранять поршневой режим работы на бо́льших уровнях громкости, а также оснащены колпачками специальной конструкции, увеличивающими общую жесткость конструкции. Для получения более высокой собственной резонансной частоты подвес СЧ-динамика сделан более жестким, чем у НЧ-динамика. И это заметно «на ощупь». Если вдавить диффузор рукой, его смещение оказывается минимальным, а возврат в исходную позицию происходит быстро. Стоит ли упоминать, что все динамики не серийные — каждый специально разработан и произведен компанией Martin Logan и предназначен для установки строго в соответствующую модель серии?… НЧ-динамики, а также порт фазоинвертора на тыльной стороне расположены непривычно низко, на выверенном удалении от СЧ-динамика и от пола для минимизации взаимного влияния и получения более низкого баса без увеличения его гулкости. На лицевой панели расстояние между динамиками удалось удачно обыграть применением двух раздельных грилей. Перечисленные меры позволили подобрать рабочие диапазоны динамиков, а также выровнять их естественные спады до этапа фильтрации и снизить требования к сложности кроссовера.

Кроссоверы разработаны индивидуально для каждой модели и называются по имени ведущего разработчика компании Джо Войтко — Vojtko. Применены массивные заказные катушки с воздушным сердечником и индуктивности с сердечником из ламинированной стали с низким сопротивлением постоянному току, пленочные конденсаторы соединяются последовательно, а электролитические конденсаторы с низким коэффициентом рассеяния соединяются параллельно для обеспечения непрерывности фазовой характеристики. Предусмотрена защита от перегрузки динамиков по температуре и по току.

Для выравнивания и оптимизации амплитудно-частотных характеристик и отклика акустических систем в условиях стандартных квартир финальная доводка производилась разработчиками на слух в типичном помещении. Проверим, удалось ли компании Martin Logan сохранить в линейке традиционных относительно компактных «столбиков» преимущества звука «больших» электростатов.

На мой взгляд, помещение площадью 50 м², где производилось прослушивание, слишком велико для Motion 40i. Данную особенность частично удалось компенсировать расположением кресла не далее трех метров от акустики. Состав аппаратуры, используемой при прослушивании: источник Aurender ACS100, ЦАП Schiit Yggdrasil Analog 2, усилители Schiit Aegir.

Сразу после включения отмечаю некритичность акустики к расположению слушателя, твитеры обладают достаточно широкой направленностью. Звучание прозрачное, незамыленное, при этом нерезкое. Предполагаю, что свою лепту в такое ясное и комфортное звучание вносит мультибитный ЦАП. Саксофон в «The Bird» Cornell Dupree звучит ярко и живо. Любые духовые инструменты преподносятся Motion 40i без единого намека на сглаживание и компрессию, со взрывной динамикой, на любых уровнях прослушивания сохраняется натуральность, ни намека на крикливость. Слушать свинг в исполнении «Big Bad Voodoo Daddy» можно бесконечно: ритмично, искристо, задорно. Гитара в «When the Music«s Over» Doors играет на нервах слушателя без пощады, выходя за пределы колонок влево и вправо, на переднем плане и немного ближе к точке прослушивания, но, к сожалению, полного отрыва от колонок и «пролета» по всей комнате услышать не удалось. Зато удалось услышать потрясающий воображение бой часов в начале композиции «Time» Pink Floyd. Такого пугающего натурализма мне пока не доводилось слышать ни на одной системе. «Psycho» Muse прозвучал немного суховато, мне немного не хватило основательности в нижнем диапазоне, при этом агрессия и энергетика песни переданы верно, просто чуть более аккуратно, чем я привык.

Martin Logan Motion 40i не пытаются навязать свой характер звука и в этом схожи скорее с мониторными громкоговорителями. Усилитель мощностью 20 Вт чистого класса А отлично справляется со своей работой, но без запаса. Хотелось бы попробовать эту акустику с разными усилителями, в том числе явно превышающим ее стоимость, ибо потенциал у акустики есть. Также имеет смысл экспериментировать с биампинговым подключением. Вызывает уважение перегрузочная способность Motion 40i. Мне не удалось добиться искажений даже на экстремальной громкости, вплоть до выключения от перегрузки усилителя. Звук остается читаемым и чистым во всем частотном диапазоне, нижний диапазон сохраняет аккуратность и информативность, никакого гула! Следует отметить, что и на малой громкости акустика играет информативно, без потери нюансов. Общее сопротивление 4 Ом, высокочувствительные «легкие» динамики позволяют акустике звучать не только от «сварочного аппарата». Особенно впечатлило звучание ударной установки: хлестко, рассыпчато с правильными затуханиями. Звуковые образы правильных размеров, но «не отлипают» от колонок полностью. На это влияет множество факторов, а у нас это было первое тестирование в незнакомом помещении, так что вопрос требует дальнейшего изучения в будущем.

Чем больше я слушал Motion 40i, тем больше они мне нравились, хотя я любитель акустики с большими бумажными «лопухами» и шелковыми твитерами, которые «рисуют» масштабную звуковую картину широкими мазками, не всегда концентрируясь на подробностях. Анализируя дальше, мы попадем на поле обсуждения индивидуальных вкусовых предпочтений.

Начать знакомство с хорошим звуком определенно стоит с акустики, подобной Martin Logan Motion 40i, но изучив модели других производителей в данном ценовом диапазоне, я не смог найти аналога. Это касается и дизайна — его подробное описание не требуется, достаточно посмотреть на фотографии в обзоре. Но главное, как всегда, звучание. Информативность, ясность, ритмичность, отличная микро- и макродинамика в Martin Logan Motion 40i сочетаются с вовлеченностью и желанием слушать и слушать. Считаю, что Martin Logan справилась с задачей на отлично.

Ниже представлены два графика АЧХ тестируемого экземпляра Martin Logan Motion 40i для расстояния микрофона 60 см (зеленый график) и 1 м (красный график).

Полный текст статьи читайте на iXBT