Техподдержка сайта: мифический "зверь" или реальная необходимость?

uploadjs2v4ulhcr.jpg

Наше агентство на рынке digital-услуг более 25 лет. Представьте, как часто наши заказчики не понимают, зачем нужно обслуживать сайт и «чинить то, что, на первый взгляд, не сломано». Из любимых заблуждений:

  1. Разово вложим средства в разработку ресурса, а дальше он должен исправно работать сам, без вмешательств.

  2. Только плохой сайт нуждается в техобслуживании. Вы что, сделали мне плохой сайт?

Так мы и боремся с ветряными мельницами.

Больше не нужно искать и обзванивать каждое диджитал-агентство
Создайте конкурс на workspace.ru — получите предложения от участников CMS Magazine по цене и срокам. Это бесплатно и займет 5 минут. В каталоге 15 617 диджитал-агентств, готовых вам помочь — выберите и сэкономьте до 30%.
Создать конкурс →

Техподдержка — кто ты такая?

Спойлер: абсолютно любой сайт нуждается в обслуживании. И совершенно не важно, интернет-магазин это, инфопортал, лендинг или простая визитка. Отличаться будет только перечень работ и количество часов, в зависимости от «начинки» и масштаба ресурса. Техподдержку можно буквально поделить на две составляющие:

Регулярная: мониторинг работоспособности, защита от вирусов, спама и DoS-атак, поддержание исправной работы программных модулей.

Это универсальный «must have» для любого сайта. Можно сказать, гарант его стабильной работы.

Разовая: доработка существующего функционала или внедрение нового, донастройки модулей в связи с внешними изменениями, корректное наполнение контентной информацией.

Такие работы проводятся по запросу. Но, как показывает практика, даже самый крутой и современный сайт рано или поздно будет нуждаться в доработках и актуализации. А его владельцы — в инструкциях и рекомендациях.

Звенья одной цепи

Лайфхак: объем будущего технического сопровождения сайта можно оценить уже на этапе его создания. «Как?» — спросите вы. Рассказываю.

Например, мы разрабатываем для клиента серьезный интернет-магазин, который синхронизируется с 1С, CRM, имеет ряд инструментов и т.п. Такой сайт будет нуждаться в серьезной поддержке. Потому что все его компоненты и модули должны работать корректно, а товары отображаться хорошо как на десктопе, так и в мобильной версии. Ну, и конечно, нужно отслеживать и вовремя накатывать всевозможные обновления.

Часто мы сталкиваемся с ситуациями, что после создания сайта клиент начинает настраивать сервер самостоятельно, без нашей помощи. Ведь «что там делать-то?». В итоге: долгая прогрузка, кривое отображение страниц, неработающий плагин и другие прелести. Дальше — больше: заливаются фото огромного размера, видео вставлены не ссылкой, а прямо в код. И хостинг волшебным образом «заканчивается», а сайт ложится и выдает ошибку 507.

Чтобы не попадать в такие ситуации, самое правильное решение — заказывать услуги технического обслуживания сайта у того же агентства, которое его разрабатывало, потому что:

  1. Ваш сайт — их детище, они точно знают, какие технические параметры нужны для его правильной работы;

  2. Смогут оперативно устранить любые неполадки;

  3. Окажут информационную поддержку по наполнению, ведению и модернизации ресурса.

Да ну ее, эту поддержку!

Скажу прямо: без сопровождения обойтись можно. Это будет «опасно, но интересно». И недолго. А еще выйдет в итоге дороже, чем оплата обслуживания. Ведь неработающий (даже недолгое время) сайт может стать причиной:

  • потери клиентов и, как следствие, денег;

  • потери позиций в поисковой выдаче (если робот «поймает» отсутствие ответа сервера);

  • полной или частичной потери информации (ведь бэкапов не будет);

  • невозможности восстановления сайта и его работоспособности, например, при взломе;

  • утечки персональных данных и другой конфиденциальной информации.

Окей, ваш сайт — ваши правила. Но в итоге придется заплатить значительно больше за исправление ошибок, возникающих по ходу работы. Особенно, если вы не успели обзавестись квалифицированным программистом, который мог бы 24/7 следить за работоспособностью ресурса. А что будете делать, если это случится в выходной или праздничный день?

Заблуждаемся и платим

Еще одна из «любимых» ситуаций: окажите нам разовые услуги, это дешевле, чем обслуживание по договору. Например, заказчику нужно интегрировать на сайт новую кнопку. При первом взгляде, не углубляясь, можно сказать, что такой апгрейд займет около часа работы. Далее мы заходим в админку и выясняется, что разработчики «навертели». И чтобы решить поставленную задачу потребуется не час, а, скажем, 24 часа.

Или бывает так, что функционал внедрили, а он не работает. Разбираемся, почему: обновлений модулей нет, ошибки баз данных и прочие нюансы, которых не должно быть при грамотном техническом проектировании вэб-ресурса. Соответственно, чтобы новая интеграция работала, нужно сначала привести сайт в чувства: обновить, почистить, исправить ошибки и т.п. А это — дополнительные часы работы и деньги.

Это живые примеры того, что разовое обращение может обойтись в ту же сумму или дороже, чем обслуживание в месяц. Если ваш сайт создавали сторонние разработчики, будьте готовы, что программистам потребуется время на разбор, как он устроен, есть ли нюансы и пр. (ведь инструкцию никто не прилагает, а жаль).

Агентство «Медиасфера» учло все вышесказанное и сформировало различные тарифы на техническое сопровождение сайтов. Поэтому мы предлагаем:

  • ограниченное или неограниченное количество часов поддержки на выбор;

  • возможность выполнения работ в том числе в выходные и праздничные дни;

  • в некоторых тарифах часы поддержки можно «потратить» на услуги любых специалистов (дизайнеров, контент-менеджеров, копирайтеров и пр.).

Таким образом, хоть это и не сразу понятно, на обслуживании сайта можно здорово сэкономить, не теряя в качестве.

Доводы вместо выводов

Если вы все еще сомневаетесь в необходимости технической поддержки сайта, то вот несколько советов и дополнительных аргументов «за»:

  1. Не верьте в мифы, что специалисты техподдержки создают лишь видимость работы. Исправный сайт — их основная задача. И если они не будут ничего делать, поверьте, вы быстро это заметите.

  2. Не рискуйте репутацией. Согласитесь, если о неработающем сайте вам сообщит клиент, вряд ли это сыграет в вашу пользу. О проблемах с ресурсом вас должна информировать техподдержка и системы мониторинга.

  3. Не теряйте деньги. Проблемы в работе сайта — это разные потери, и главная из них — потеря клиентов.

  4. Не экономьте на создании сайта. Такая экономия в 90% случаев кратно увеличивает затраты на его сопровождение. С самого начала нужно четко понимать, что сайт — «живой организм». В него никогда нельзя вложиться раз и навсегда. Обновлять, модернизировать и актуализировать придется, если вы хотите быть «в рынке» и выигрывать у конкурентов. И для данных задач хороший подрядчик необходим, как воздух.

Полный текст статьи читайте на CMS Magazine