Русский смарт-сити среди Кавказских гор
Железноводск известен с 19 века, когда русский врач и кабардинский князь нашли на склоне горы Железная два минеральных источника. Но с недавних пор у города появилась слава другого рода — одного из самых высокотехнологичных курортов страны. Внедрять цифровые решения здесь начали в 2019 году, а сегодня в инновационный комплекс уже входит множество сервисов для жителей, гостей и администрации города. Буквально на глазах Железноводск активно развивает новые технологии, превращаясь не только в современный смарт-сити, но и образец цифрового туризма. Что стоит за этой трансформацией, принесла ли она пользу, как умные решения помогают городу развиваться, и как встретили перемены сами горожане?
Если открыть карту Ставропольского края, то Железноводск сразу и не заметишь. В глаза бросаются более крупные города края: Пятигорск, Ессентуки, Кисловодск. Однако при близком знакомстве у города находится много достоинств, в числе которых — 25 санаториев и пять источников минеральной воды, ради которой, собственно, сюда и приезжает около 160 тысяч отдыхающих ежегодно. Именно небольшой размер Железноводска стал причиной, по которой этот город выбрали для реализации программы «Умное Ставрополье» — руководство края посчитало, что опробовать умные технологии на небольшой территории будет проще. А помощником в реализации стал дивизион «Росатома» — «Русатом Инфраструктурные решения» (РИР), у которого накопился, в том числе, большой опыт цифровизации именно малых городов.
Интеллектуальное видеонаблюдение прогнозирует отдыхающих
Современные технологии — уже давно не дань моде, это реалии и даже потребности жизни. И дело не только в том, что они позволяют сделать жизнь горожан и отдых гостей комфортнее и безопаснее. Это прекрасно понимают власти, поэтому сотрудничают с инновационными компаниями, внедряющими свои разработки. Например, благодаря «умным» камерам выяснилось, что в выходные и праздники людей у бюветов не просто больше, а в несколько раз. Кроме того, стало понятно, что много отдыхающих с детьми, что в Железноводск приезжает много туристов выходного дня, а ведь им нужно где-то остановиться, поесть, погулять. Таким образом, установка интеллектуального видеонаблюдения подтолкнула к новым управленческим решениям: в Железноводске стали создавать сервисы, ориентируясь на ожидания гостей, приезжающих на пару дней, создавать инфраструктуру для семей с детьми — детские площадки, развлечения, мероприятия. Для малого города — это возможность грамотного обслуживания туристических потребностей. Особенность системы «Умный город» в Железноводске — в синхронизации городских и туристических ресурсов. Это уже больше, чем просто городская цифровизация. Умный туризм — это точка роста территории, возможность развития, привлечения дополнительных средств. В данном случае цифровизация позволяет не только гостям, но и жителям города взаимодействовать друг с другом, с администрацией, получать информацию о городской инфраструктуре, гостиницах, объектах питания, туристических маршрутах. Познакомиться с достопримечательностями города, афишей мероприятий, выбрать маршрут гости города могут при помощи информационных панелей, портала и мобильного приложения, объединенных в единую туристическую систему.
«Превращение Железноводска в город-курорт будущего — реализация инициативы губернатора Владимира Владимирова, который придает важное значение развитию Кавказских Минеральных Вод. Железноводск стал первой ласточкой. Это значит, что пилотный проект со временем приобретет другой статус и будет распространен и на другие города курортного региона и Ставрополья в целом. Что касается курортного региона, то особенно важно, что проект предназначен как для жителей, так и для гостей города. Помимо прочего проект был представлен в виде презентации на заседании Совета по развитию местного самоуправления при президенте РФ пилотного проекта «Умный город». Владимиру Путину о цифровой инновационной системе, внедряемой в Железноводске благодаря сотрудничеству с госкорпорацией «Росатом», мой предшественник — экс-глава Железноводска Евгений Моисеев. Платформа «Умный город», как пазл, складывается из отдельных элементов. Чем больше уложено в него фрагментов, тем четче картинка. Со временем информационный массив будет только прирастать», — рассказывает глава Железноводска Евгений Бакулин.
Вехи трансформации
Железноводск превращался в смарт-сити в два этапа. У города появились два портала. Один для отдыхающих — «Туристический гид Железноводска», другой для жителей — «Умный Железноводск». Как можно логично предположить по названию, туристический гид содержит полезную информацию о городе для приезжих. Здесь можно, например, заказать экскурсию или зарезервировать столик в кафе. Среди прочих нужных функций в приложении есть «тревожная» кнопка, которая помогла вызвать помощь компании туристов, заблудивших на горе под Новый год.
Приложения обогащают эти сервисы. Достаточно скачать гид и можно получать рush-уведомления, проезжая мимо какой-нибудь достопримечательности. Где разместиться и как лечиться, где поесть, как проехать, что посмотреть — все это помогает узнать цифра.
Дополняют «Умный туризм» специальные интерактивные панели в туристических местах города — коснулся экрана, и сразу видно, где находятся достопримечательности, интересные маршруты, любопытные факты из истории города, запланированные мероприятия.
Цифровой туристический сервис, разработанный специально для Железноводска, представлен тремя элементами: мобильное приложение, портал и городские интерактивные киоски. Его особенность — единое управления контентом для разных устройств. Все элементы объединены в одну цифровую среду и функционируют совместно с другой инфраструктурой «Умного города».
Многие муниципальные учреждения (школы, детские сады) оснастили умными приборами учета воды, на улицах установили интерактивные пилоны с информацией о достопримечательностях, оборудовали остановки общественного транспорта в самом Железноводске, на втором этапе — в прилегающем поселке Иноземцево. Умными также сделали пешеходные переходы — в ночное время над ними загоралось световое панно, когда на «зебру» наступал человек.
«Когда в школах и детских садах поставили счетчики, оказалось, жизнь в них течет даже ночью. Т.е. электричество (сотрудники забывали выключить свет) и вода (протечки в трубах). По приблизительным расчетам, это позволяет экономить около 30% ресурсов.
Директор школы со своего смартфона, например, перед длинными праздниками, уменьшает температуру, а в ночь перед рабочей неделей снова прибавляют в классах тепла — серьезная экономия», — делится Евгений Бакулин.
А жители города оценили функциональность приложения «Умный Железноводск», которое дает им возможность записаться к врачу или сообщить властям о проблеме, например, с уборкой улиц. Как только контейнер заполняется, сигнал подается напрямую региональному оператору. Через несколько минут спецмашина уже на месте.
В числе результатов этих новшеств — сэкономленные (во многом — за счет умных приборов учета) бюджетные средства в размере 1 млн 688 тысяч рублей, и снижение практически до нуля аварийности на нерегулируемых пешеходных переходах. А также — первое место в конкурсе «Лучшая муниципальная практика» и 75 млн рублей в виде гранта. «Эти средства мы потратили на проведение второго этапа ИТ-трансформации», — замечает Евгений Бакулин.
На втором этапе специалисты администрации и РИР дооснастили умными приборами учета муниципальные учреждения и внедрили ряд других новшеств. Например, были модернизированы пешеходные переходы — в дополнение к световому панно появилась проекция на земле и подсветка знаков переходов. На остановках появилось расписание, в режиме реального времени информирующее горожан о времени прибытия маршруток. В самих маршрутках в дополнение в GPS-трекерам, установленным еще в ходе первого этапа, смонтировали видеокамеры, выполняющие как роль видерегистраторов, так и средства контроля за обстановкой в салоне. Видеокамеры появились и на улицах, они помогают выявлять нарушителей ПДД и вандалов.
Также упор сделан на туристическую сферу, чтобы сделать город еще более привлекательным для туристов. Теперь жители и гости города могут в режиме «онлайн» через приложение «Туристический гид» оплачивать услуги, покупать билеты в музеи и театры. Разработан собственный маркетплейс локальных туристических развлекательных услуг — уникальное решение с точки зрения функционирования на городском ресурсе (ну уж точно крайне редкое и непростое). Маркетплейс дополняет программа лояльности — бонусная система, с помощью которой администрация «оцифровала» неофициальную местную денежную единицу — «курортный рубль», придуманный именно здесь.
«Курортный рубль» — собственная виртуальная валюта Железноводска. Теперь она из метафорической единицы превратиться в цифровую. Когда-то его вырезали на картоне, ставили печать администрации и выдавали за участие в конкурсах на городских мероприятиях (День Города, Открытие курортного сезона). Теперь же заработанные «курортные рубли» начисляются в приложении в электронном кабинете. Потом за них можно бесплатно сходить на концерт, в кинотеатр. Это скорее для жителей города, турист может не успеть насобирать достаточное количество баллов, если попадает не на крупные, а только на мелкие мероприятия, зато он может собрать рубли на туристических маршрутах», — рассказывает глава города.
Обновились и мобильные приложения. В частности, в туристическом гиде, у которого уже около 50 тысяч пользователей, появился новый уникальный модуль — «Покоритель железных гор». Он предлагает отдыхающим обменять нахоженные по горам километры (терренкуры) на те же самые виртуальные рубли. «Таким образом мы стимулируем наших гостей больше времени проводить на открытом воздухе и заниматься физической активностью», — комментирует Евгений Бакулин.
Интерактивные панели и приложение «Туристический гид» теперь оснащены голосовым помощником, разработанным РИР. Он воспроизводит справочную информацию, полезные статьи. Например, если гость города спросит, что такое «Пушкинская галерея», голосовой помощник не только озвучит информацию, но и покажет фото и предложит к ней пройти оптимальным маршрутом. Кстати, именно в этом историческом месте в традициях лучших практик мирового туризма был создан интерактивный туристический информационный центр. Здание Пушкинской галереи оснащено всем необходимым оборудованием (видео-стена, планшеты и т.п.). Здесь гости города могут получить развернутую информацию на возникшие вопросы у консультантов с использованием современных технологий и устройств.
Умное будущее
Практически за пару лет на скромной по размерах территории Железноводска была проделала большая робота, главным итогом которой стало новое качество жизни как для отдыхающих, так и для местных жителей. Ключевое слово здесь — удобство. «Это удобно, — перечисляет городской глава — когда вы подходите к остановке и сразу садитесь в маршрутку, а не ждете ее. Удобно, что в приложении можно посмотреть график уборки улиц, позвонить участковому или вызвать ремонтную бригаду, если у вас во дворе прорвало трубу. Для отдыхающих удобство в том, что весь город у них, можно сказать, на ладони. А бизнесу удобно размещать рекламу на нашей платформе».
Конечно, чтобы добиться этого, администрации города и всей проектной команде пришлось преодолеть немало проблем. С технической точки зрения одна из основных сложностей состояла в том, чтобы подвести инженерные коммуникации ко всем смарт-объектам: автобусным остановкам, пилонам, пешеходным переходам. Монтаж оборудования и его последующую настройку выполнили специалисты «Росатома». РИР выступил генеральным подрядчиком в этом проекте. «Мы очень довольны сотрудничеством с «Росатомом», — говорит мэр. — Коллеги предложили нам множество интересных идей, а при их воплощении в жизнь действовали профессионально и оперативно».
Однако задачи возникали не только технические. Новшества логично вызвали беспокойство у части госслужащих — здесь специалисты «Росатома» помогли своим заказчикам, они проводили различные обучающие мероприятия, читали лекции, объясняли интерфейсные тонкости. «В итоге те, кто противился внедрению новой системы, пришли к выводу, что на самом-то деле она упрощает им жизнь», — говорит руководитель проекта со стороны «Русатом Инфраструктурные решения» Сурен Михитарян.
«Современный город должен быть комфортным, удобным и доступным», — считает Евгений Бакулин. — Будущее городов за смарт-технологиями». Администрация Железноводска собирается продолжить цифровую трансформацию курорта. В ближайшей перспективе — внедрение системы управления уличным освещением.
«Умный Железноводск» — это серьезная инфраструктура. Мы здесь создали целую систему умных остановок, мониторинга транспорта, систему управления жилищно-коммунальными услугами в социальных учреждениях, систему видеонаблюдения, туристическую цифровую инфраструктуру, — рассказывает Сурен Михитарян, — Мы выступили и как разработчик, и как интегратор: нужно было выстроить эффективные взаимодействия между разными поставщиками услуг, оборудования, обеспечить качественную интеграцию с федеральными, региональными системами. Иногда приходилось искать нетривиальные решения, но благодаря совместной работе архитекторов, разработчиков и других ИТ-специалистов мы справились.
Андрей Солдаткин
Полный текст статьи читайте на CNews