Смартфон Samsung Galaxy Note7, часть 2: тестируем фотокамеру отозванного смартфона

Часть 2: тестируем фотокамеру


Как вы понимаете, статьи не создаются за один день. Полноценный обзор, предполагающий первичное знакомство с устройством или технологией, продумывание методики тестирования, проведение тестов, оформление текстовой части, описание личных впечатлений и многое другое, может готовиться неделю или даже месяц. Мы начали работать над второй частью обзора флагманского смартфона Samsung Galaxy Note7, фокусирующейся на возможностях его фотокамеры, еще до публикации первой части, во времена, когда о возможных проблемах с аккумулятором Note7 доходили лишь отдельные робкие слухи. На момент публикации второй части смартфон официально отозван, и похоже, что его производство и продажи полностью прекращены, то есть актуальность статьи вроде бы нулевая. Однако нам кажется, что рассмотрение возможностей камеры в топовом современном смартфоне Samsung представляет самостоятельный интерес, поскольку они наверняка будут применяться в будущих решениях этой компании и ее конкурентов, а детальные исследования камер смартфонов мы делаем нечасто.

Содержание

Это вторая часть обзора, дополнение к статье «Смартфон Samsung Galaxy Note7, часть 1: знакомимся с ключевыми новшествами». В этой части нам предстоит провести тесты, чтобы сделать выводы о том, насколько хороша (или плоха) фотокамера Galaxy Note7 и насколько хорошо (или плохо) она снимает видео. В качестве бонуса добавлен мини-обзор очень занятного устройства — управляемого штатива Cullmann SmartPano 360, который приехал к нам на тест вместе с главным героем, смартфоном Samsung.

Смартфон Samsung Galaxy Note7 на штативе Cullmann SmartPano 360CP


Основная камера
(на задней панели)
Dual Pixel 12,0 Мп (F1,7), фокусное расстояние 4 мм (эквивалентное фокусное расстояние — 26 мм, кроп-фактор 6,5)
Фронтальная камера CMOS 5,0 Мп (F1,7)
Автофокус гибридный, Dual Pixel
Максимальное разрешение 4032×3024
Видеосъемка, максимальное разрешение UHD 4K (3840×2160) 60 fps
Формат кадра 4:3/16:9/1:1
Формат файлов JPG, RAW (DNG) + JPG
Режимы съемки автоматический, профессиональный
Диапазон ISO ISO 50—800
Серийная съемка есть, возможна только в JPG
Встроенная вспышка светодиодная, ведущее число — Н/Д
Таймер 2/5/10 секунд, режим съемки трех кадров по таймеру

Поскольку камера Samsung Galaxy Note7 — продвинутая, и у нее есть режим «Про», мы поначалу думали провести полноценный ее тест, как для «больших» фотокамер. Но по ходу тестирования отказались от этой затеи, как в свое время отказались от полноценных тестов компактных фотокамер. Они сильно отличаются от «больших» — в частности, тест автофокуса практически невозможен, поскольку с маленькой матрицей получить небольшую ГРИП весьма сложно. Не будем сильно вдаваться в детали, просто скажем, что в основном мы придерживались уже устоявшейся методики (см. «Методика тестирования камер смартфонов», но немного ее дополнили. Samsung Galaxy Note7 предоставил нам возможность оценить эффективность оптического стабилизатора камеры смартфона. Такого в нашей лаборатории раньше не было.

Управление, функции

Разумеется, бо́льшая часть функций фотокамеры доступна при работе с сенсорным экраном. При выборе точных значений порой может пригодиться стилус — например, при установке выдержки 1/6 секунды в режиме Pro. Установить такую выдержку пальцем тоже можно, но придется сделать две-три итерации, лавируя между ¼ и 1/8 секунды. Также могут быть полезны кнопки смартфона, а в некоторых случаях — даже необходимы. Например, кнопка увеличения громкости включает режим серийной съемки.

Смартфон Samsung Galaxy Note7, управление съемкой с помощью стилуса.


02.jpg 03.jpg 15.jpg
В автоматическом режиме мы можем: переключать основную и фронтальную камеры; включать/выключать режим HDR; управлять вспышкой; производить общие настройки. Еще мы можем перейти на экран справа и быстро выбрать накладываемый эффект — «Ретро», «Монохром», «Ностальгия» и др. Экран слева позволяет переключиться из режима «Авто» в восемь других режимов. Среди них можно отдельно отметить: «Про», «Виртуальную съемку» и «Гиперлапс».


06.jpg 07.jpg 08.jpg
Это первый экран настроек камеры. Особых комментариев не требует — все написано русским по белому. По умолчанию камера снимает в формате 4:3, максимальное разрешение — 12 Мп. Кроме того, можно выбрать форматы 16:9 и 1:1 — разумеется, с понижением разрешения. Установки при выборе формата видео также понятны. Samsung честно предупреждает, что при съемке видео 4K или Full HD с 60 fps нам будут недоступны HDR и наложение эффектов, а автофокус будет зафиксирован по первому кадру.


09.jpg 10.jpg 12.jpg
Формат съемки фронтальной камеры также можно изменить. Это возможные параметры видеосъемки фронтальной камерой. В настройках можно включить довольно интересный режим «Снимок движения» — короткий видеоклип перед каждой фотографией.


13.jpg 17.jpg 18.jpg
В дополнительных настройках камеры можно изменить сетку кадра, включить просмотр фотографий после съемки и даже голосовое управление камерой. Так можно установить параметры съемки в режиме «Про». Верхняя строка позволяет выбрать тип экспозамера и тип автофокуса. Вручную выдержка меняется в пределах 1 — 1/24000 секунды.


20.jpg 22.jpg 23.jpg
Это возможные профили снимаемого изображения. Баланс белого допускает установку цветовой температуры в градусах Кельвина. Автофокус можно принудительно перевести в режим «Макро».


24.jpg 28.jpg 29.jpg
Следящий автофокус может отобразить 81 точку фокусировки. В некоторых режимах съемки очень удачно включается текстовая подсказка. Подсказка может быть и графической. Вот так снимается 360-градусный обзор какого-либо предмета.

Кроме того, можно отметить следующие моменты:

  • Даже в автоматической съемке можно подстроить оттенки изображения (подстроить баланс белого), это очень полезно для портретной съемки.
  • Если включена съемка RAW + JPG, файлы RAW будут сохраняться только в режиме «Про» и только в покадровой съемке. В режимах «Авто» и «Серийная съемка» RAW не сохраняется. Формат RAW — открытый, DNG.
  • Стабилизацию видео можно отключить — для экономии энергии.
  • Экспокоррекция задается в пределах ±2EV.

Как видите, различных функций и видов съемки у камеры Samsung Galaxy Note7 довольно много. Они напоминают настройки компактов, но, собственно, камера смартфона и есть компакт. Причем функций и настроек не просто много — они образуют вполне доступный и хорошо сформированный пакет. Это пакет рабочих инструментов фотографа-любителя, в который входят и традиционная съемка, и такая экзотика, как гиперлапс или 360-градусная обзорная съемка (создание виртуального образа какого-либо предмета). Что касается профессиональной съемки, то всерьез о ней говорить, конечно, не приходится. Хотя в умелых руках даже смартфон снимает профессионально — в галерее собраны фотографии Натальи Пушкаревой, сделанные камерой Samsung Galaxy Note7.


Параметры объектива и матрицы

Обе камеры Samsung Galaxy Note7 (основная и фронтальная) оснащены «фиксовыми» объективами с очень высокой светосилой — f/1,7. Здесь сказываются относительно большой диаметр объектива и очень небольшое фокусное расстояние — всего 4 мм (светосила объектива прямо пропорциональна квадрату диаметра отверстия, пропускающего свет, и обратно пропорциональна квадрату фокусного расстояния). То есть по светосиле камеры Note7 обгоняют компактные фотокамеры, которые могут выставить, к примеру, максимально широкую диафрагму f/4,5 — это типичный случай для компактов стоимостью порядка 15–20 тысяч рублей. Довольно ощутимое преимущество.


Смартфон Samsung Galaxy Note7, объектив основной камеры.

Размер объектива основной камеры заметно больше, чем размер фронтального объектива. Скорее всего, это связано с тем, что объектив основной камеры имеет оптический стабилизатор.

Что касается размера матрицы, то он не приводится в официальных характеристиках, но мы его легко сможем определить по данным Exif. Фокусное расстояние 4 мм пересчитывается в эквивалентное фокусное расстояние 26 мм, то есть мы получаем кроп-фактор порядка 6,5. Значит, размер сенсора Note7 чуть больше, чем, например, у iPhone 5S (кроп-фактор 7), но намного меньше, чем у совсем мелкой матрицы ½,33 дюйма с кроп-фактором 5,6 в компактах. Таким образом, 12-мегапиксельная матрица Samsung Galaxy Note7 просто обязана сильно шуметь по всем законам физики. И хотя Samsung постарался защититься от шума на аппаратном (технология Isocell, позволяющая изолировать фотодиоды каждого пикселя для уменьшения перекрестных помех) и программном уровне (очень неплохой шумодав), шумы, без сомнения, мы увидим даже на сравнительно низких значениях ISO.


Качество изображения

Давайте посмотрим, как основная камера Galaxy Note7 справилась с нашим стандартным тестом (по методике тестирования камер смартфонов). Я позволил себе немного отступить от методики — дать график разрешения не в относительных единицах, а в различимых мегапикселях, как мы это делаем при тесте «больших» камер. На график мы полюбуемся потом, а сейчас посмотрим, как выглядят снимки тестового стенда на Galaxy Note7 при нормальном (3200 люкс), пониженном (1400 люкс) и низком (130 люкс) освещении и что произошло, когда мы включили вспышку. Съемка велась в автоматическом режиме, так что баланс белого немного «гулял».

Итак, мы видим, что:

  • Во всех случаях разрешение остается довольно высоким — это показывает нам фрагмент с радиальной мирой. На графике ниже мы покажем точное разрешение.
  • Высокое разрешение и неплохое качество закономерны, поскольку автоматика камеры использует высокую светосилу — так, что даже при низком освещении чувствительность не выходит за пределы ISO 250. И хотя на этой чувствительности мы видим активную работу шумодава, качество остается вполне приемлемым по меркам продвинутых компактов, а по меркам смартфонов — так просто замечательным.
  • Здесь мы также хорошо видим, что при очень низком освещении 130 люкс камера не только выставила умеренную чувствительность, но и сохранила относительно короткую выдержку — 1/25 секунды. Таким образом, удалось избежать слишком длинной выдержки, при которой мы рискуем получить смазанный кадр.


Смартфон Samsung Galaxy Note7, зависимость разерешения от условий освещения (съемка в автоматическом режиме).

Что касается разрешения, то оно, как мы видим на графике, не опускается ниже 9 мегапикселей, а в среднем находится на уровне 9,84 различимых мегапикселя. То

Полный текст статьи читайте на iXBT