Организация работы SEO отдела в Mello

upload73o3tr1fsj.jpg

Принципы и преимущества схемы работы по часам в отделе SEO.

Отдел SEO в Mello появился летом 2013-го. На данный момент в штате отдела трудится 5 SEO-специалистов, 2 аккаунт-менеджера и 1 менеджер по продажам. Каждый месяц мы работаем над продвижением 30–35 проектов. Средний чек на проекте: 18 000 ₽. Зарплаты сотрудников (не стажеров): 30 000–50 000 ₽.

Идея работы по часам пришла эволюционным путем.

Существующие схемы исчерпали себя и не вызывали доверия у клиента:

  • Оплата за позиции. Ограничение списка запросов ощутимо уменьшает раскрытие потенциала роста посещаемости. Во-вторых, исполнитель может подобрать низкочастотные и низкоконкурентные запросы, которые не будут приносить посетителей.

  • Оплата за трафик. Можно накрутить без особых усилий.

  • Оплата за лиды. Большая зависимость от отдела продаж Заказчика и не готовность пускать исполнителей во внутренние бизнес-процессы.

Во всех представленных схемах исполнитель может поработать пару месяцев, а потом месяц за месяцем отправлять счета заказчику вместе с позициями и графиками посещаемости, при этом ни минуты не потратив на работу по сайту.

Так делают многие компании, в которых один SEO-специалист ведёт 20–50 проектов или даже больше.

Чтобы повысить уровень доверия и прозрачность услуги, единственным верным решением является переход на оплату по часам с включением в каждый отчет перечня проделанных работ с детализацией по времени, затраченному на каждую задачу. Безусловно, все вышеперечисленные показатели необходимо мерить в процессе продвижения.

Важно в портфолио наработать кейсы, которые показывают, что вы можете улучшать и позиции, и трафик, и продажи. При соблюдении всех условий, схема работы по часам является наиболее адекватной.

В статье мы расскажем, как выстроили работу по часам в отделе SEO и какие дополнительные преимущества принесла схема.

В том числе расскажем, как мы мотивируем сотрудников на качественную работу, так как без заинтересованности в хорошем результате качественная работа невозможна.

Необходим сайт, мобильное приложение, услуги по SEO или контекстной рекламе? Тендерная площадка WORKSPACE поможет выбрать оптимального исполнителя. База проекта насчитывает более 10 500 агентств. Сервис работает БЕСПЛАТНО как для заказчиков, так и для исполнителей.

Принцип работы по часам и преимущества такого подхода

По нашим наблюдением за 8-ми часовой рабочий день специалист может эффективно работать около 6 часов, всё остальное время уходит на общение, переключение между задачами, мини-отдых.

Рабочее время каждого сотрудника: 6 часов в день, 5 дней в неделю, 21,5 день в месяц. Итого в среднем: 120–130 рабочих часов в месяц.

От этого мы и отталкиваемся, когда даем проекты с общей нагрузкой в пределах этого времени.

По каждому проекту мы знаем время, которое на него будет тратиться. Это достигается за счет планирования расходной части и работы по часам.

Стоимость часа работы специалиста: 1500–2000 ₽.

1500 ₽ на этапе старта проекта и 2000 ₽, когда результаты достигнуты и проект перешел в режим поддержки.

Прогноз и понимание занятости SEO-специалиста

Если к нам заходит клиент с бюджетом в 35 000 ₽, мы выделяем 5 000 ₽ на расходную часть (в основном это ссылки и тексты), а оставшийся бюджет, — 20 часов работы SEO специалиста.

Благодаря такому подходу, мы прогнозируем и понимаем нагрузку каждого SEO специалиста. Если у сотрудника 120 рабочих часов в месяц, он может вести 6 таких проектов. Это дополнительно дает понимание, сколько прибыли компании приносит каждый специалист.

Мы тщательно следим, чтобы каждому проекту было выделено время согласно бюджету.

Например, в одной нашей статье мы описали, как можно самостоятельно рассчитать стоимость продвижения сайта, разбив процесс продвижения на этапы и посчитав временные затраты каждого этапа в часах. По сути, стоимость будет зависеть от стоимости часа и времени, потраченного на каждом этапе. Клиент заранее может примерно посчитать, сколько времени потребуется на проработку его проекта и, в зависимости от стоимости часа, рассчитать стоимость продвижения.

Контроль выделяемого на проект времени и бюджета

Все задачи мы ведём в Trello в связке со Slack, время фиксируем через Everhour.

В любой момент времени есть возможность выгрузить список выполненных задач за нужный период и увидеть время, уделённое каждой задаче и суммарно за период по всем задачам.

Примерно так выглядит интерфейс Trello c задачами:

trello_board-768x492.png

Everhour устанавливается как расширение к браузеру, и при открытии задачи в Trello появляется возможность запустить таймер, пока выполняется работа. По факту выполнения задачи таймер останавливается, выполненное время записывается и прикрепляется к задаче.

Задачи расписаны, время по каждой зафиксировано. После этого можно делать выгрузку с общей информацией по проекту.

Так выглядит отчёт с разбивкой по времени для выполненных задач проекта:

otchet_everhour-768x368.jpg

Отчёт можно выгрузить в GoogleDocs, XLS, CSV.

С расходами мы тоже открыты. Доступы ко всем сервисам, где расходуем бюджет, предоставляем клиенту сразу.

Все отчеты храним в личных кабинетах клиентов. В любой момент клиент может зайти в кабинет и посмотреть отчетность за любой месяц работы.

Прозрачная отчетность

Отчетность открытая, всегда вовремя благодаря планированию дедлайнов и ведению очереди проработки проектов. По факту поступления оплаты каждый специалист вносит проект в план на проработку.

Ведение плана проработки и дедлайнов

Для соблюдения дисциплины и порядка мы ведем планирование очереди проработки и дедлайны по каждому проекту.

Планирование очереди проработки

Например, поступила оплата по проекту № 1 с бюджетом на 12 часов работы, специалист тут же внёс его в план на 1-е и 2-е число месяца, поступает следующая оплата по его проекту, он вносит его на 3-е и 4-е число месяца и т.д. Все поступающие оплаты фиксируются и проект ставится на проработку согласно очереди.

Каждый специалист заранее знает, в какие дни у него будет работа по каждому из проектов. При этом в план заносятся только оплаченные проекты, что позволяет видеть реальную нагрузку специалиста в конкретном месяце.

Руководителю это бывает полезно, когда много проектов у одного из специалистов не оплачено. На графике видно, что у сотрудника работы по проектам нет и в этот момент можно давать другую работу, не связанную с проработкой клиентских проектов.

Дедлайны

Помимо этого, мы ставим дедлайн по проработке проекта, это дата оплаты + 30 дней.

По разным причинам дата планируемой проработки может сдвигаться, но она не должна сдвинуться дальше дедлайна.

В каждом месяце мы видим, проработан проект или нет и вовремя ли он проработан.

Счет только вместе с отчетом

После проработки проекта, мы делаем отчёт о достигнутых результатах, выполненных работах и планах на следующий период. Только после готовности такого отчета, мы выставляем клиенту счёт и отправляем его вместе с отчётом.

Так выглядит мониторинг о факте выставления счета, его оплаты и готовности отчета по текущей оплате. Каждая строка — отдельный проект.

seofile-768x329.jpg

Отсутствие бесплатной работы и должников

Работу по проекту не продолжаем, пока клиент не внесёт оплату за следующий период. Благодаря этому мы не делаем бесплатной работы и у нас нет ни одного должника. Поступает очередная оплата, вносим проект в очередь на проработку, продолжаем работать. Если уровень доверия к клиенту высокий и он обещал оплатить, то работу продолжаем.

Примерно так выглядит наш график планирования на каждый месяц.

rabota-768x437.png

Пояснения к изображению:

  • Числа вверху: дата.

  • Каждая строка: отдельный проект

  • У каждого специалиста свой цвет, цветом обозначены планируемые даты проработки проекта.

  • Вертикальная темная линия в ячейках: дата дедлайна.

Мы обсудили взаимовыгодную модель сотрудничества SEO-компании и Заказчика услуг SEO. Теперь поговорим об организации работы сотрудников компании.

Ролевая модель

По каждому проекту выделяется SEO-специалист и аккаунт-менеджер.

Количество часов работы оптимизатора автоматически рассчитывается исходя из бюджета клиента, расходной части проекта и стоимости часа на текущий период работы.

У одного сотрудника может быть несколько ролей. В нашем случае это:

  • SEO-специалист;

  • менеджер по продажам;

  • менеджер по работе с клиентами.

Процент с прибыли за каждую роль в проекте

У каждой роли есть свой процент денег с бюджета по каждому проекту. Если ты занимаешься проектом только как SEO-специалист, у тебя один процент с прибыли, если ты ещё ведёшь клиента как аккаунт, получаешь дополнительный процент.

Таким образом:

  • С каждого проекта считается денежное вознаграждение для каждой роли.

  • Каждый сотрудник суммирует денежную долю его ролей в проекте.

  • В зарплате учитывается сумма, заработанная с каждого проекта, а именно с каждой роли в каждом проекте, в котором участвует сотрудник.

Это сделано для справедливого расчета зарплаты и мотивации каждого сотрудника.

Все сотрудники видят расчёты, в том числе и свою текущую нагрузку. Благодаря этому прогнозируют свою ЗП. Всё просто, справедливо и прозрачно.

Когда в работу поступает новый проект, руководитель отдела заранее понимает, потянет ли сотрудник проект. Проблем с результатами или недоработками не бывает, так как руководитель регулярно проверяет выполненные работы и общую стратегию продвижения. Если проект «не лезет» в ТОП, то руководитель проводит аудит и даёт рекомендации по выходу из ситуации. Крайне редко проект передается другому сотруднику, с целью проработать его «незамыленным» взглядом.

При такой схеме зарплаты специалистов варьируются в диапазоне 30 000–50 000 ₽ в месяц, что по Волгоградским меркам вполне неплохо.

Сотрудники довольны, теперь о прибыли компании.

Распределение бюджета проекта


Бюджет каждого проекта

По каждому проекту мы считаем:

  • расходная часть (ссылки, тексты, технические правки и т.д.);

  • зарплатный фонд (распределяется между 3-мя ролями, для каждой роли выделяется определенный процент из зарплатного фонда);

  • налоги;

  • расходы на офис;

  • прибыль компании.

Пока деньги доходят до прибыли их большая часть теряется в прочих расходах.

Итоговая прибыль компании составляет около 30% от общего бюджета SEO-проекта. Опять же, большая часть этих денег выделяется на улучшения качества работы сотрудников:

  • оплата курсов по обучению и конференций;

  • оплата тестирования новых SEO-инструментов и сервисов;

  • обеспечение хорошей техникой;

  • регулярные подарки, корпоративы и т.д.

На данный момент основная доля прибыли реинвестируется в повышение качества работы.

Прогноз прибыли компании и понимание точек роста

Такой формат позволяет понимать и прогнозировать прибыль, а также видеть вклад каждого сотрудника в общую прибыль компании и, наоборот, вклад прибыли в каждого сотрудника.

Дополнительно мы разрабатываем систему ачивок, где за определенные результаты и инициативы сотрудник получает баллы. Это необходимо для понимания уровня каждого сотрудника и того, насколько каждый растёт в профессиональном плане. В итоге, за месяц — квартал виден результат по каждому сотруднику, его идеи, кейсы, достижения по проектам и т.д. Или наоборот, сотрудник только формально выполняет свои задачи, на этом всё. Ещё планируем разработать и проводить внутренние экзамены, но на текущий момент это лишь в планах.

Мы всегда понимаем, сколько проектов (по-сути, часов) мы ещё можем взять в работу и заранее планировать дальнейшие действия, приостанавливать набор новых проектов или брать ещё одного специалиста, чтобы сделать возможность работать над новыми проектами.

Выводы

Схема работы по часам в комплексе с измерением KPI в каждом проекте является наиболее честной и прозрачной, а также наиболее эффективной, так как исполнитель продолжает вести работу даже после достижения положительных результатов.

Единственная адекватная гарантия в SEO, которая имеет право быть, это гарантия проводимых работ.

Схема одинаково полезна как для клиента:

  • гарантируется выполнение работ над проектом;

  • прозрачность выполняемых работ и расходов по проекту.

Для компании-исполнителя:

  • исключается бесплатная работа;

  • отсутствует накопление задолженности по неоплаченным счетам;

  • есть понимание нагрузки SEO-специалистов;

  • прогнозируемый объем проектов, которые можно брать в работу;

  • понимание прибыли с каждого проекта.

Ролевая модель работы позволяет каждому сотруднику выбирать область деятельности и даже регулировать соотношение участия в той или иной роли, что позволяет работать с интересом и хорошей зарплатой.

Когда побеждают все: компания-исполнитель, сотрудники и клиенты, — работать приятно всем. Компания получает хорошую прибыль, сотрудники — достойную зарплату, клиенты — желаемый результат.

Все эти факторы в комплексе позволяют делать качественную услугу.

Полный текст статьи читайте на CMS Magazine