Российский бизнес активно движется по пути цифровой трансформации
06.10.2020, Вт, 21:24, Мск , Текст: Шатунова Евгения
Результаты аналитического исследования IDG Connect, проведенного совместно с Hitachi Vantara и SUSE, показывают, что компании понимают ценность трансформации, с оптимизмом смотрят на перспективы и планируют расширять ее масштабы.
Новые технологии меняют бизнес
О цифровой трансформации, ставшей одним из главных мировых трендов последних нескольких лет, сказано немало. Но большая часть доступной информации касается зарубежных рынков в то время, как в России тоже есть существенные изменения. Одним из драйверов цифровой трансформации в стране является конкуренция между компаниями с традиционным подходом к ведению бизнеса и многочисленными стартапами, которых год от года становится все больше. На стороне традиционных игроков — пока еще прочные рыночные позиции, опыт, авторитет на рынке и развитые партнерские связи, но стартапы компенсируют все это высочайшей гибкостью и эффективностью, которую дает правильное использование новых технологий. В то же время, цифровая трансформация традиционных предприятий может обеспечить им преимущества инновационных стартапов без потери существующих рыночных позиций. Эту особенность осознают сегодня все больше компаний в различных сферах экономики.
Но одно дело общие оценки, и совсем другое — фактические данные. Поэтому, чтобы провести измерение уровня активности цифровой трансформации, ее зрелости в России и получить актуальные данные, две ИТ-компании с мировыми именами — SUSE и Hitachi Vantara, объединили усилия с аналитическим агентством IDG Connect. Результатом совместных действий стал специальный отчет, содержащий массу интересных сведений о приоритетах, ожиданиях и достижениях российских компаний в сфере цифровой трансформации.
В основе исследования — данные опроса компаний, штат которых насчитывает как минимум 500 сотрудников. Свыше 20% респондентов представляют сферу розничной торговли, а также финансовых, банковских, бухгалтерских и инвестиционных услуг. Более 80% опрошенных — руководители ИТ-подразделений. В результате исследования были получены ценные сведения о том, как российские предприятия осваивают новые технологии и используют их в своей деятельности.
Если коротко резюмировать итоги исследования, можно отметить, что российские компании серьезно относятся к цифровой трансформации и понимают, что она способна вывести их на новый уровень. Цифровая зрелость в стране уже достигла высокого уровня, но это далеко не предел, и организации намерены продолжать движение в этом направлении. При этом, аналитика данных, новые технологии, а также коренная модернизация — основные приоритеты для подавляющего большинства компаний.
Бизнес понимает роль цифровой трансформации
Первым и, очевидно, важнейшим выводом исследования является то, что российские компании удивительно единодушны в вопросе осуществления цифровой трансформации — 97% респондентов считают эту задачу крайне важной. Большинство участников опроса четко осознают, что инновационные технологии позволяют повышать операционную эффективность, быстрее реагировать на изменения, создавать новые продукты и услуги, менять модели ведения бизнеса и способы выхода на рынок. Эксперты сравнивают нынешнюю ситуацию с положением, отмеченным в 90-х, когда началась массовая компьютеризация и использование интернета. Со временем на рынке не осталось ни одной компании, которая не использовала бы эти инновации. Компании либо трансформировались в соответствии с духом времени, либо обанкротились. Аналогичная опасность существует и сейчас: компании, которые не смогут освоить новые технологии — искусственный интеллект, блокчейн, расширенную/виртуальную реальность, 3D-печать, цифровых двойников — рискуют быть вытесненными с рынка стартапами или крупными многопрофильными корпорациями, которые приходят в смежные сегменты.
Это большой шаг вперед, который говорит о том, что компании твердо решили идти по пути цифровой трансформации. Собственно, других вариантов, похоже, не остается — неспособность внедрить изменения может привести к тому, что о компании просто забудут, это убедительно демонстрирует история многих брендов, которые раньше занимали лидерские позиции. Также следует отметить, что 92% респондентов полагают, что их организации уже находятся на достаточно зрелом уровне. Как ожидается, вскоре, этот показатель достигнет 98%.
Решения, основанные на данных
Сегодня большинство инновационных компаний стараются принимать эмпирические решения с опорой на факты и большие, надежные базы данных, поиск по которым можно выполнять в реальном времени. Многие лидеры рынка формируют свою стратегию развития с учетом важнейших показателей эффективности, внешних факторов, отзывов клиентов, рыночной конъюнктуры и т.д.
Превалирующее отношение можно сформулировать так: если параметр не поддается численной оценке, его не существует. При этом такой подход все чаще применяется к «мягким» факторам, например, комментариям в социальных сетях, которые сегодня анализируются и численно оцениваются практически так же, как финансовые показатели. Руководители компаний все меньше склонны принимать интуитивные решения и все чаще обращаются к основательному анализу фактических данных, что позволяет избежать влияния глубоко укоренившихся предрассудков, стереотипов и других отвлекающих факторов. Судя по данным IDG, SUSE и Hitachi — около половины респондентов (46%) принимают решения на базе полученных данных, а почти вся опрошенная аудитория (94,5%) полагается на данные довольно часто.
Ответы респондентов говорят о том, что самые большие препятствия на пути эффективного анализа — это разрозненные данные и устаревшая ИТ-инфраструктура, а также такие факторы, как недостаток навыков, отсутствие поддержки на уровне руководства и нехватка бюджетных средств. В то же время, руководители хотят быть уверенными, что у них есть один источник проверенной информации, но очень часто в компаниях существуют несколько озер данных, множество форматов файлов, а работать приходится с неполными и ошибочными сведениями.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что для повышения эффективности работы с информацией на предприятиях, в первую очередь, необходимо провести унификацию соответствующих цифровых платформ и обеспечить их надежными и непротиворечивыми данными. В свете вышеизложенного, неудивительно то, что, как показал опрос, многие российские компании считают одним из наиболее приоритетных инструментов работы с данными — системы аналитики, которые позволяют обрабатывать информацию и выявлять тенденции для корректировки бизнес-стратегий. Помимо автоматизации процессов, аналитика данных — это существенный фактор повышения эффективности бизнеса, который появляется с внедрением новых ИТ-решений.
«Прежде, чем приступить к цифровой трансформации, стоит определить те бизнес-процессы, изменение которых наиболее эффективно повлияет на развитие компании. Здесь важен системный подход и, разумеется, специальная пошаговая стратегия. В числе приоритетов российских компаний, я бы отметил высокий интерес к возможностям цифровизации бизнес-процессов, управления на основе данных, в том числе клиентским опытом. Согласно статистике, в числе ключевых препятствий цифровой трансформации — нехватка компетенций и сопротивление изменениям. Но главной, на мой взгляд, проблемой становится неточное понимание самого этого термина. Некоторые руководители называют цифровой трансформацией обычную модернизацию ИТ-инфраструктуры, которая не затрагивает организацию бизнес-процессов, а потом удивляются, что деньги потрачены, все работает, но значимых для бизнеса результатов нет. Любая успешная трансформация, в том числе цифровая, в первую очередь требует мышления не по шаблону, поиска принципиально новых решений», — комментирует выводы исследования Владимир Главчев, управляющий директор SUSE в России и СНГ.
Кроме того, компании активно внедряют быстро набирающие популярность технологии вроде систем искусственного интеллекта, машинного обучения, блокчейн: один из пяти респондентов заявляет, что инвестиции в эти области — приоритет номер один. Однако не менее важна коренная модернизация; если ее не провести, устаревшие технологии помешают быстрому росту. В связи с этим почти каждый пятый респондент заявляет, что крайне важно обновить ERP-системы и скорее всего, в ходе этого процесса будут использованы облачные решения.
Важность цифровой трансформации сложно переоценить. Мир быстро меняется. Чтобы опережать конкурентов, необходимо принимать решения молниеносно. Лучший способ выжить в новых рыночных условиях — предугадывать потребности покупателей, понимая специфику каждой целевой группы. Необходимость перемены цифрового уклада ощущается повсеместно, что в свою очередь требует современной ИТ-среды, где внутренняя инфраструктура и интерфейс работы с клиентами действуют одинаково эффективно и надежно.
Как отмечает Владимир Главчев: «Цифровая трансформация — это комплексное преобразование бизнес-процессов, а не смена технологических платформ, и совсем уже не модернизация софта и железа. В некоторых областях перемены сразу же заметны заказчикам или потребителям услуг, например, в финансах или государственном управлении, а где-то все остаётся «за кулисами». Полагаю, что явных лидеров нет, трансформация идёт повсеместно и темп ее ускоряется».
К счастью, как показывает исследование IDG, SUSE и Hitachi, российские предприятия уже сегодня хорошо понимают, насколько необходимы технологические изменения, и продолжают двигаться по пути цифровой трансформации. Полный отчет о цифровой трансформации вы можете скачать здесь.
Полный текст статьи читайте на CNews