Платежные страдания на ровном месте
Июнь оказался для меня рекордным месяцем по части количества «затыков» с платежами там, где до того проблем вообще не возникало. Можно сказать, что стартовала моя заморочка из-за самоизоляции, но дело не только в ней. Просто поразительно, насколько системы удалённого управления могут оказаться неготовы к довольно рутинным операциям.
Почти у каждого из нас есть своя личная экосистема управления финансами и платежами. Благо, удобные Личные кабинеты и приложения существенно облегчают эту задачу. У меня аллергия к запоминанию шаблонов и личных данных (в том числе данных карт) на посторонних серверах, но если запоминать, то минут за 15–20 можно справиться. Если пойти на поводу у собственной паранойи и запоминать отказываться, то минут 30. Если всё работает так, как должно работать. Увы, не раз убеждался в том, что казалось бы мелкое нарушение рутины может потянуть за собой целую цепочку.
Про карты и самоизоляцию
Уже много лет пользуюсь кредиткой банка «Уралсиб». Несколько специфический банковский биллинг с резервированием денег на промежуточном счёте при пополнении карты, но единожды разобравшись перестаёшь удивляться загадочным перемещениям странных сумм, в итоге всё логично и циферки сходятся. В остальном всё устраивало, особенно хорош кэшбэк на любые платежи, а не только на какие-нибудь рестораны и модные бутики, как сейчас у банков заведено с их «щедрыми» кэшбэками. У меня кэшбэк «падает» на номер телефона и это живые деньги, а не кэшбэчные полу-фантики, которые обналичить крайне трудно, если вообще возможно. В общем, проблема была только в том, что срок действия тандема карт истек аккурат в самый разгар самоизоляционных страданий. Девушка по телефону любезно мне сообщила, что мне надлежит срочно прибыть в банк и написать заявление на перевыпуск карт, затем через две недели прибыть в банк ещё раз для получения искомого пластика. Курьерская доставка? Нет, не слышали. Самоизоляция? О, вот про это мы слышали! Из-за неё большая часть офисов банка закрыта, но я вам найду ближайший. Девушке спасибо, но «ближайший» оказался у черта на куличках. Ну и шут с ним, с «Уралсибом», есть и другие карты. Казалось бы, ничто не предвещало беды…
Как платить с баланса телефона
Решил, что это хороший повод попробовать оплатить коммуналку с баланса телефона МТС. Коммунальные платежи проходят через «МТС Банк» и говорили, что поэтому оплата услуг ЖКХ с номера МТС без комиссии. А у меня уже сколько-то тысяч накопилось на балансе МТС, кэшбэк обычно на сотню-другую перекрывает абонентку по тарифу и дальше болтается на балансе без дела. Ну и полез, как обычно, на сайт мэрии mos.ru, всегда там платил за ЖКХ с карты. Yes! Опция «оплатить с баланса телефона» присутствует. Увы, только с зарегистрированного на сайте мэрии телефона. А я на их портале регистрировался ещё в незапамятные времена и там мой билайновский номер. Но ведь наверняка можно добавить другой или поменять, верно? Кнопка «добавить номер» есть, но не работает. Минут 5–7 терзал интерфейс — нет, ни добавить, ни изменить номер, интерфейс активно сопротивляется. Уже начал материть программеров. Но мы же хитрые, мы пойдём в раздел «Мои данные» и поменяем номер там!
Ага-ага, индийская хижина фигвам. Теперь-то я понял, в чем был затык, но повесить это предупреждение на странице оплаты на функцию «добавить номер» и «изменить номер» вам какая программерская религия не позволила, а? Пусть тупые юзеры постучат головами об стенку, им ведь не привыкать? Ладно, я вас понял, проехали.
Уже появился спортивный интерес и целеустремленно полез на сайт МТС искать оплату коммуналки с баланса телефона. Сайт МТС — тот ещё монстр, это целая гирлянда сайтов. Искомое управление накопленным кэшбэком нашлось на под-сайте «МТС Деньги». Почему не на под-сайте «МТС Кэшбэк»? В конце концов, почему не продублировать там и там? Неважно, главное, что действительно можно оплатить ЖКХ с номера, победа! Так, хорошо, а сколько платить-то? На сайте мэрии mos.ru по коду плательщика автоматически подтягивается сумма счёта и ссылка на ЕПД для желающих его просмотреть, за что я mos.ru и люблю. В «МТС Деньги» этого счастья нет, а жаль. Ползти назад на сайт mos.ru, проходить весь цикл и записывать сумму на бумажке? Вспомнил, что мне ежемесячно приходит спам с сайта госуслуг, пишут про выставленный счет и сумму. Вот-вот, это именно оно! Когда-то случайно какую-то галочку не снял, с тех пор письма-уведомления приходят, а искать отключалку из-за одного письма в месяц просто глупо. Однако, и от спама бывает польза. Ура, победа! Действительно не взяли комиссию, даже наоборот: ещё и кэшбэк на платёж начислили. Рублей 50, что ли. При оплате ЖКХ картой с меня берут 0.2 или 0.3% комиссии (не помню сколько), а тут комиссию не берут, ещё и доплачивают, ляпота! Если не лень заморачиваться, то вместо прямой оплаты с карты можно пополнить с карты баланс номера МТС, прогуляться в «МТС Деньги» и оплатить. Суммарной экономии получается рублей 100 -150, мелочь, но почитаешь форумы — народ за «украденные» 2 рубля с баланса телефона ругается на весь интернет и яростно строчит жалобы в Роскомнадзор. А тут аж целых 100 рублей! Да и просто неспортивно: зачем платить больше, если можно меньше?
«Мосэнергосбыт», раунд 2
Поехали дальше, электричество. Тот самый счет «Мосэнерго», который с лозунгом «С нами приходит свет!». Тут уж я проблем вообще не ожидал, они свой сайт регулярно апгрейдят и дорабатывают, новые версии сайта выходят чуть ли не чаще, чем обновления Android. Вроде бы должно быть всё идеально. Ан нет, при попытке оплатить получил дли-и-инную строчку о какой-то непоправимой ошибке в java. Так что с «Мосэнерго» приходит не только свет, но и головная боль. 12 июня это было, небось, сайт праздновал день независимости от своих пользователей. Ладно, спасибо что раздел с историей операций оказался доступен, посмотрел — платил недавно, времени у меня ещё полно, успеется. Не хотят моих денег «здесь и сейчас» — не надо.
Да, ещё они не так давно в очередной раз улучшили интерфейс своего Личного кабинета, стало красиво и стильно. Но не работает. Что поделаешь, красота требует жертв!
МГТС
Пару дней назад прилетел в почту очередной счёт от МГТС, а вот с этими ребятами уже не забалуешь. На размышления дают 9–10 дней, потом грозятся отключить интернет. Но мы люди современные, как раз недавно писал про милую девушку из МГТС, любезно поставившую мне на телефон их приложение. Прелесть, просто прелесть как удобно, софтинка в режиме онлайн проверяет состояние счёта и по одному клику вбивает всё нужное в платёжку. Осталось только реквизиты карты ввести и нажать ОК. Ну я и нажал. Стоп-стоп, а где сумма и прочее? Хм, приложение пребывает в уверенности, что я ничего не должен уважаемой телефонной компании и уверенно рисует мне ноль задолженности. Спасибо за доверие, но нутром чую подвох, не просто так же мне из МГТС на email счёт прислали?
Как в таких случаях поступает порядочный юзер? Правильно, юзер пишет из приложения в support, благо, умная софтина сама прикладывает все логи и прочее для облегчения поиска дефекта. Гордясь своей сознательностью, написал. А как поступает компания, получающая от юзера жалобу или претензию? Правильно, уважающая себя компания посылает юзера куда подальше, ибо нечего людей отвлекать от важных дел своими кляузами. Кстати, регулярно прохожу мимо огроменного data-центра МГТС, восьмиэтажное здание длиной в квартал. Наверное, именно там стоит тот самый почтовый сервер, который переполнился и перестал принимать почту. Могли бы выделить многострадальному серверу хотя бы 300–700 квадратных метров площади, в этом data-центре чемпионат мира по футболу проводить можно.
Ладно, мы не гордые, могём и по старинке на сайте оплатить. Платёж проходит через «МТС Деньги», номер контракта и сумма платежа подставились сами (взяли из письма-уведомления). Это гут, такие мелочи не просто приятны, они ещё подтверждают правильность действий. Победа? Не-а, всё та же индийская хижина, которая фигвам. На сайте в качестве средств платежа указаны карты МИР и VISA, почему-то не любят в МТС Master Card. ОК, не капризничаем, карта МИР тоже имеется в наличии. Всё? Нет, платёж не проходит. Пишет что-то про проблему не то авторизации, не то аутентификации. Короче, мордой я не вышел. Вспомнил, что мне ещё дама в Сбербанке сколько-то лет назад мягко намекала на то, что карта МИР прекрасна, однако онлайн-платежи с неё периодически не проходят. Дескать, не для этого замечательная карта предназначена. И да, пару раз пробовал этим МИР-ом что-то в интернете оплачивать — отлуп на самом последнем этапе, когда уже начинает быть обидно за потерянное время. Ладно, попробуем зайти с другой стороны. Вспомнил, что есть у меня Сберовская дебетовка VISA, лезу в Сберовское приложение, перевожу нужную сумму с МИР на VISA, оплачиваю счёт МГТС. Уффф, платеж успешно проскакивает (тьфу-тьфу!) и я надеюсь, что теперь-то уж это точно всё.
Приложение вечером показало ноль на балансе лицевого счета, но то ли это оно заснуло вечным сном окончательно, то ли сейчас действительно должен быть ноль, ибо выставленный счет оплачен? Науке неизвестно. На следующий день приложение показало положительный баланс на сумму проведённой оплаты и я почти успокоился: да, тормозит, но вроде бы работает! Наверное, просто «онлайн» у него такой с задержкой на день-два, все мы люди, задержки поймём, истерить не будем. Мы же не мнительные гимназистки, верно? Завтра-послезавтра приложение должно (наверное) показать ноль и тогда я окончательно успокоюсь.
Резюме
Регулярно читаю пресс-релизы о непрерывном совершенствовании систем самообслуживания и о том, как всё это важно в условиях самоизоляции. Дескать, искусственный интеллект триумфально шагает по планете и скоро эти системы начнут не только голос распознавать, но и мысли читать. И по глазам угадывать желания пользователей. А в реальности видим затыки при малейшем отходе от самых примитивных сценариев. Разработчики интерфейсов и приложений обижаются: подумаешь, всё хорошо и супер-прогрессивно, а тут из-за одной маленькой ошибки сразу ругань! Проблема в масштабах бедствия. Разработчики допиливают и непрерывно совершенствуют один свой продукт, а юзеру приходится как минимум раз в месяц иметь дело с несколькими разными. И если, не дай боже, в каждом окажется маленькая ошибочка… В общем, не надо гнаться за «современностью», красивостями интерфейсов и супер-функциональностью. Такие инструменты тупо должны надежно работать без постоянного присмотра специалистов, всё остальное вторично. А уж всякие красоты — вообще дело десятое. Я вот, к сожалению, регулярно забываю о том, что затевать всякие платежи-переводы и т. п. по выходным дням не рекомендуется, чревато нервотрепкой. Почему не знаю, но это факт. То ли там специально обученные сотрудники в рабочее время непрерывно мониторят и подстраховывают свои «автоматизированные» системы, то ли само присутствие сурового начальства мотивирует и программы «берут под козырек».
Лично для себя вынес из всего этого лайфхак: даже имея замечательную и всероссийски признанную банковскую карту МИР, озаботьтесь приобретением простенькой карты VISA. На всякий случай. Дебетовая карта вас ни к чему не обязывает и денег обычно не просит, а вот выручить может запросто. Гонять деньги с карты на карту из-за несварения желудка МИР-ом у российских (!) платежных систем забавно, однако это какое-никакое, а решение, которое работает. В отличие от сверху донизу сертифицированной карты МИР, которая работать отказывается.
Поделиться:
Мы в социальных сетях:
Пожалуйста, включите JavaScript для отображения комментариев к статье
Есть, что добавить?! Пишите… eldar@mobile-review.com
Полный текст статьи читайте на mobile-review