Опыт съемки авторского кино на Canon Legria HF G60: преимущества и недостатки полупрофессионального камкордера на практике

Последнее время для полупрофессиональных видеосъемок операторы стали часто использовать беззеркальные фотокамеры. На то есть свои веские причины. Во-первых, неплохой комплект для простой съемки можно собрать относительно дешево. Большой сенсор, светлая оптика и малая ГРИП добавят картинке художественности. Во-вторых, многие фотокамеры позволяют удобно управлять параметрами съемки и фокусом в ручном режиме. Да и с фототерминологией параметров экспозиции многим начинающим операторам проще работать, потому что ее они уже знают.

Однако не стоит недооценивать полупрофессиональные камкордеры. У них есть свои преимущества: зум, стабилизатор, микрофон, различные режимы… Есть и некоторые неочевидные плюсы, вроде работы с динамическими шумами и быстрой перефокусировки на случай, если высокохудожественное бокэ не обязательно. Конечно, для очень сложных условий по-прежнему придется искать камеры с большими и наиболее современными сенсорами, но порой и полупрофессиональный камкордер сгодится. В этой статье я расскажу про небольшой опыт съемки сцены для авторского кино на Legria HF G60.

Особенности съемок на природе

После впечатляющего успеха фильма «Симфония орга́на», работе над которым была посвящена прошлая статья, было решено продолжить создание фестивального кино о музыке. Новый проект Сергея Уварова, соединяющий документальную и игровую экспериментальную составляющую, будет посвящен молодым российским композиторам. И одна из идей концепции — в том, что музыкальные сочинения академического направления здесь целиком исполняются в нестандартных условиях. Например, в той сцене, о которой речь пойдет ниже, известный композитор Ярослав Судзиловский исполняет свою музыку на виолончели в поле, на опушке леса, у реки.

Комментарий Сергея Уварова: Каждый музыкальный эпизод фильма — это своего рода перформанс. Собственно, в английском языке «исполнение» и есть performance. Мы же под перформансом понимаем некую нестандартную акцию, появление музыки в пространстве, изначально для нее не предназначенном, но преображаемом ее появлением. Исследуем вот эту эксцентрическую сторону современной академической музыки, само существование которой — зачастую шокирующее неподготовленную публику — становится перформансом.

Поскольку в прошлый раз Canon 7D не так уж плохо проявил себя на съемках в орга́не, снимать начали этой камерой. Дело было летом, и мы предполагали, что при хорошем дневном освещении проблем возникнуть не должно.

Результат, однако, нас не вполне удовлетворил. Главная проблема: зелень на фоне (например, листва деревьев) превращалась в кадре в кашу — динамические шумы слишком сильно бросались в глаза. На представленном ниже кадре со съемки на Canon 7D обратите внимание на задний план (деревья), траву чуть дальше музыканта, а также виолончель, на которой неразличима фактура дерева.

Интересно, что даже в условиях недостатка освещения при съемке внутри орга́на картинка у Canon 7D получалась лучше, чем на природе. Видимо, все дело в том, что на крупных планах как раз не видно проблем с мелкими деталями.

Комментарий Сергея Уварова: Пробы получились прекрасными с точки зрения сути, все приведенные выше кадры хороши по композиции и еще больше впечатляют на видео. Можно было бы этим и довольствоваться. Но порой режиссер должен проявлять бескомпромиссность. Как только я увидел, что творится с листвой на съемках Canon 7D, сразу понял: надо искать другой вариант и переснимать все на более серьезное оборудование.

Тогда мы обратились к компании Canon, и нам предложили попробовать камкордер Legria HF G60. Как выяснилось, это было правильным решением, хотя камера эта полупрофессиональная и, конечно, далеко не флагманская.

Получив камеру, я отметил, что она достаточно проста в настройке, а основные органы управления хорошо доступны. Хотя временами мне не хватало удобного ручного фокуса, его сполна компенсировал быстрый и точный автофокус. Также поначалу несколько неудобен был подобный сенсорный дисплей, но вскоре я к нему привык.

Подробное тестирование технической части можно почитать в статье о камере, а я перейду к описанию преимуществ ее картинки.

Фильм было решено снимать в 4К. Несмотря на то что большинство кинотеатров сейчас довольствуются разрешением 2К, лучше иметь задел на будущее. Да и возможности кропа при монтаже не будут лишними, поскольку по миниатюрному дисплею заранее сделать правильное кадрирование не так уж просто. Так что в этой части G60 уже значительно выиграла у 7D.

Legria HF G60

Комментарий Сергея Уварова: Есть и еще один важный аспект, почему традиционный Full HD (1920×1080) не лучшее решение, если фильм предполагается демонстрировать в кинотеатрах. Дело в том, что стандартный формат изображения в современных кинозалах — DCI 2К (full frame). Это 2048×1080, а вовсе не 1920×1080. Если фильм снят с разрешением 1920 точек по длинной стороне, то при создании копии DPC справа и слева будут добавлены черные полосы. Это весьма раздражает при просмотре. Поэтому для того, чтобы получить на выходе «правильные» 2048×1080 без потери качества, надо снимать в 4К.

Причина более мягкой картинки у 7D не только в оптике. Разница в возрасте моделей — почти 10 лет, а это очень большой срок в плане прогресса сенсоров, процессоров и программной обработки. К тому же сенсор сам по себе деградирует от времени. Я это уже отмечал в прошлой статье, и в этот раз деградация стала еще заметнее.

Canon 7D. Если присмотреться, шумов очень много, а в динамике они еще заметнее.

Если в статике кажется, что изображение просто мыльное, то в динамике еще хорошо видны шумы, которые эту самую мыльность усиливают. В итоге детали теряются даже при хорошем дневном освещении.

Legria HF G60

Конечно, сравнивать Full HD и 4K по детализации не совсем корректно, но всегда можно сравнить кропы, и в таком случае выигрыш все равно будет в пользу G60.

Динамический диапазон камкордера тоже оказывается шире, контраст лучше. Если в случае 7D создается эффект «ламповой» картинки на недорогую пленку, то G60 дает более простую, но и более «взрослую» картинку (подчеркнем, что кадры представлены без цветокоррекции, и сняты они в разные дни с разной погодой).

EOS 7D

Legria HF G60

В потемках помещения 7D, конечно, немного выигрывает за счет крупного зерна, малой ГРИП и мягкого размытия шумов, которые у G60 в неплотных тенях шелестят особенно рьяно. Хотя мелкое зерно в теории позволяет подавить их менее заметно, на практике получается не очень.

EOS 7D

Legria HF G60

То есть для G60 при ухудшении освещения наступает момент, после которого она совершенно перестает бороться и выдает картинку лишь на уровне неплохого смартфона. А вот картинка 7D с ухудшением освещения деградирует достаточно плавно — во многом потому, что и до этого она была не на высоте.

Legria HF G60

Одно из главных достоинств G60 — 15-кратный зум, который к тому же позволяет делать плавные наезды. Сцена, кадр из которой приведен ниже, была снята следующим образом: музыкант играл на довольно большом расстоянии от камеры, между ним и камерой был кустарник (именно его листва дала такие красивые темно-зеленые пятна), камера же снимала на максимальном зуме.

Legria G60

Еще один пример слаженной работы зума и автофокуса.

Legria G60

Но в полной мере необходимость такого зума мы смогли оценить, когда снимали птиц для этой сцены.

Комментарий Сергея Уварова: Исполнение музыки на природе сравнивается здесь с проповедью птицам Святого Франциска Ассизского. Поэтому, по замыслу, кадры с играющим музыкантом должны чередоваться со съемками птиц, будто слушающих его. И оказалось, что найти тех самых птиц — задача совершенно неординарная. Это только кажется, что в лесу в любое время их много. На самом деле, либо их не видно вообще (и даже если доносится щебет, его источник скрыт высоко в кронах деревьев), либо это одни и те же птицы (в основном, синицы и вороны), а хочется же разнообразия, да и вороны никак сюда не подходят эстетически.

В итоге, выйдя рано утром на фотоохоту, мы выяснили, что птицы не горят желанием попадать в объектив (орнитологи нас поймут). Поэтому приходилось снимать из засады с максимальным зумом. Это, кстати, помогает и при фокусировке, поскольку на недостаточно крупных планах птица теряется в листве, и автофокус часто ошибается.

Legria G60

Кстати, при таком зуммировании проявляется неплохое бокэ слева от березы.

Выводы

В целом надо признать, что с поставленными задачами Canon Legria G60 справилась. Правда, перед сложной съемкой камкордер G60 необходимо изучить, чтобы как минимум найти тот предел, за которым уже невозможно обеспечить достойное качество, и постараться за него не заходить. А если условия съемки известны заранее и понятно, что там будут такие эпизоды, то выбирать более крутую технику. Это касается, прежде всего, съемок в помещении при недостаточном освещении. Но, например, при съемке на природе G60 показала себя наилучшим образом. Прекрасная стабилизация, плавный зум, цепкий и мягкий автофокус, хорошая детализация и отсутствие серьезных дефектов, присущих картинкам младших камкордеров — все это позволяет считать G60 полупрофессиональной видеокамерой и вполне позволяет использовать ее в подобных авторских проектах.

Полный текст статьи читайте на iXBT