Опыт краудфандинга: велопрокат в Красноярске

В Санкт-Петербурге и Москве уже несколько лет работают городские велопрокаты. Жители Красноярска пошли дальше и самостоятельно организовали общественный прокат «Бесплатные велосипеды»: велик можно взять в центре города, покататься и ничего за это не платить. Единственное условие: постараться не повредить велосипед и отметить на ВК-страничке проекта точку, где оставили его. 

Иван Санников, который затеял и воплотил эту историю в жизнь, по просьбе Яндекс.Денег поделился опытом краудфандинга, изменившим жизнь Красноярска. 

s_459784A62D6BE6CD667D5CE28794BCAEF88010

Фото — Катя Медведева

Люблю придумывать и делать

Я работаю коммерческим писателем, а вообще мне нравится придумывать и делать смешные или серьезные проекты, которые меняют городскую среду и радуют людей. В первую очередь — меня.

Идея бесплатного проката появилась в 2013 году — меня вдохновили сразу несколько историй: о голландском контркультурном сообществе Provo (его участники в 1960-хвыступали за запрет автомобилей в центре Амстердама и предоставление 20 000 бесплатных белых велосипедов жителям города — прим.ред.), муниципальных прокатах в Европе и бесплатном прокате в Питере. Той зимой мы с подругой Сашей как раз обсуждали проект в Питере — и вместе решили повторить его с наступлением тепла в Красноярске.  

Начали придумывать название: фантазировали и миксовали слова, а потом стало ясно, что лучшее название для бесплатных велосипедов — просто «Бесплатные велосипеды». Изучили чужой опыт, и решили по примеру голландцев из Provo красить бесплатные велосипеды в белый цвет, чтобы их легко было отличить на велостоянках. 

Живой краудфандинг: не только деньги

Первым делом мы сделали группу в ВК, пригласили друзей, разослали письма в местные СМИ. Сказали, что будем делать бесплатный велопрокат в городе и предложили скинуться на кошелёк или отдать деньги в офлайне. 

«Бесплатные велосипеды» — мой первый опыт краудфандинга, раньше деньги никогда не собирал. Хотя через интернет, само собой, собирать деньги удобнее, в первый год большинство пожертвований были сделаны лично, в оффлайне. Мы поставили стеклянные банки для пожертвований в парке, кафе и магазинах, через них собрали где-то 2000 рублей. Кажется, что для жертвующего в этом есть отдельная приятность — положить 100 рублей в осязаемую «общую копилку». 

В соцсетях мы призывали жертвовать не только деньги, но и старые велосипеды. Горожане приносили в мастерскую запчасти и велосипеды в разном состоянии. Были и такие, что на ходу — нужно только покрасить, смазать, колеса накачать. А были такие, от которых брали только раму, например. Остальные запчасти покупали, на пожертвования тоже.

Кроме того, мы обзванивали организации и предлагали им выступить спонсорами проекта. Получилось собрать 30 000 рублей с трёх спонсоров: помогли магазин настольных игр «Хобби геймс», интернет-аукцион «Ау.ру» и Информационное агентство «Пресс-лайн». На эти деньги покупали новые велосипеды. Взамен мы рассказывали про спонсоров в нашей группе, клеили на велосипеды их логотипы.

А ещё мы выиграли грант Красноярского молодежного форума — 100 000 рублей. На эти деньги поставили в центральном районе города 12 велопарковок.

Когда собрали нужную сумму и запчасти, начали ремонтировать старые велосипеды, которые пожертвовали горожане. Помещение под мастерскую нам дали в культурном пространстве «Каменка». Собирать велосипеды приходили помогать все, кто хотел. В итоге за сезон мы сделали и выпустили 30 велосипедов.

s_459784A62D6BE6CD667D5CE28794BCAEF88010

Этим летом мы открывали уже третий сезон «Бесплатных велосипедов» — некоторые велосипеды нуждались в серьёзном ремонте. Поэтому я снова решил организовать сбор. Посчитал, что на один велик нужно примерно 1 300 рублей. И решил так: соберу 1 300 рублей — будет прокат из одного велика. 2 600 — из двух. 10 400 — из всех, что есть.

Сунулся на Planeta.ru. «Планета» не подошла: час уходит на составление страницы, потом дни на согласование с менеджером сервиса и прочие формальности. И моя сумма для «Планеты» — это мелко, хотя она отлично подходит для больших целей и более длительных проектов. Мне же нужно было быстренько собрать меньше десяти тысяч за месяц. 

Подошёл появившийся тогда сервис Яндекс.Денег yasobe.ru — страница делается за 5 минут, можно жертвовать с карт или кошелька на Яндексе. Через неё собрали 3 000, ещё полторы тысяче в оффлайне — хватило на починку трёх велосипедов, которые сейчас в прокате.

Бесплатный прокат: проверка реальностью

В первый год прокат работал абсолютно стихийно, свободно: велосипед можно было найти на улице, проехаться, оставить для следующего желающего. Велик можно было опознать по цвету и табличке с инструкцией. Единственный способ отслеживать, есть ли ещё велики на улицах — сообщения в соцсетях с хэштэгом #бесвел. Мы просили всех, кто прокатился, писать об этом в интернете. По нашим ощущениям, каждая партия из 10 велосипедов каталась по городу неделю. Потом пропадала.

В следующем году повторили, немного скорректировав: были совсем «свободные» велосипеды и контролируемый прокат — заходишь в книжный магазин, тебя фотографирует сотрудник магазина, берёшь ключ, катаешься, возвращаешь туда же. 

В этом году — только контролируемые прокат, потому что велосипедов осталось немного. Но такой же бесплатный и доверительный. Все три велосипеда пока на ходу. 

Я уверен, что чувство ответственности есть у большинства людей. Некоторая часть людей всегда готова разворовать, сломать и испортить —, но это не страшно, с этим нужно просто уметь жить и работать. 

Проект сделал большое дело — много неравнодушных людей вместе собрал, сдвинул с мёртвой точки велосипедизацию в городе и много кого повеселил. Вообще, я люблю называть этот проект «рекламой велосипеда»: за первый сезон, в 2013 году, в Красноярском медиапространстве слово «велосипед» звучало так часто, как не звучало никогда.

Полный текст статьи читайте на Яндекс