Ольга Громкова, B2B-Center: Особенности национальной цифровизации закупок — делимся опытом
Интеграция Импортонезависимость
В текущей экономической ситуации электронная торговая площадка — окно возможностей для выстраивания новых цепочек поставок и партнерства между компаниями, уверена Ольга Громкова, генеральный директор B2B-Center. Она рассказала CNews об аспектах цифровизации закупок.
CNews: B2B-Center в этом году исполняется 20 лет. Компания — один из основателей рынка электронных закупок в России. Вы проходили через разные этапы и всегда предлагали новые решения и продукты. Опираясь на свой многолетний опыт, как вы считаете, что будет происходить с рынком в текущей ситуации?
Ольга Громкова: Действительно, B2B-Center развивался вместе с рынком и во многом формировал его. Мы были и остаемся драйвером электронных торгов и закупок в России. За 20 лет у нас накопился опыт преодоления самых разных кризисов — это и 2008 год, и пандемия, и другие кейсы. Мы знаем, что после первого периода снижения активность наших клиентов восстанавливается на понятном временном горизонте.
Например, только сегодня у меня были встречи с представителями крупных предприятий — химического и металлургического. Коллеги рассказывали, что у них происходит и что они предпринимают в новой реальности. Стоит сказать, они сходятся во мнении, что катастрофы на рынке не произошло, производство не остановилось. Для них важнейшая задача сейчас — оперативно перестроить цепочки поставок. На протяжении многих лет заводы работали с европейскими поставщиками и не пытались найти на рынке аналоги. Теперь же выяснилось, что российские производители могут предложить достойную замену.
Все заказчики ищут альтернативные возможности покупки оборудования и запчастей в России и на Востоке. Мы стараемся им в этом максимально помочь. B2B-Center для них — это инструмент дополнительного поиска поставщиков и выстраивания новых цепочек поставок. Например, сейчас мы формируем базу российских производителей, чтобы упростить поиск аналогов санкционной продукции.
CNews: Как изменилась активность поставщиков в последнее время?
Ольга Громкова: Рынок пережил за последнее время две кризисные ситуации, которые можно сравнивать. В начале пандемии в 2020 году мы видели спад количества закупок и небольшое снижение числа участников в торгах.
Сейчас же реакция клиентов совсем другая. На рынке коммерческих закупок спрос вырос, а предложение сократилось. Это длилось около месяца, пока поставщики оценивали риски и анализировали, что будет происходить с ценами.
Вообще, по нашим наблюдениям, сейчас в России рынок поставщика — заказчики заинтересованы в новых партнерах и готовы рассматривать более гибкие условия контрактов.
CNews: Знаю, что у ряда компаний есть собственные торговые площадки. В чем, на ваш взгляд, преимущество независимой ЭТП?
Ольга Громкова: Часть предприятий действительно создает кэптивные торговые площадки. Однако их эффективность не всегда соответствует ожиданиям. Основная причина — поставщики не в состоянии зарегистрироваться везде и отслеживать закупочные процедуры. Им значительно проще получать информацию в одном месте, тем более что на B2B-Center работают крупнейшие российские коммерческие заказчики. Мы охватываем около 80% рынка коммерческих закупок в денежном выражении.
К тому же независимая электронная площадка обеспечивает большую эффективность за счет конкуренции на торгах. У нас зарегистрировано более полумиллиона поставщиков. В одной процедуре в среднем около четырех участников, в отдельных закупках эта цифра доходит до 12.
CNews: Недавно вы анонсировали новый продукт — B2B Altis для автоматизации всего процесса закупок. Что он собой представляет?
Ольга Громкова: Несколько лет назад мы увидели на рынке интерес к комплексному управлению всем процессом закупки по модели source-to-pay («от поиска поставщика до оплаты»). Компании хотят не только проводить торговые процедуры на площадке, но и иметь удобные инструменты для планирования, документооборота, аналитики и т.д.
В конце 2020 года мы в партнерстве с М.Видео-Эльдорадо начали разработку облачного решения для сквозного закупочного процесса, а в марте 2022 года публично представили продукт B2B Altis. Решение предназначено для всех видов бизнеса и помогает быстро выстроить процесс закупок и взаимодействия с поставщиками.
Пилотирование облачного решения было успешно осуществлено в рамках корпоративного портала «М.Видео-Эльдорадо». Внедрение B2B Altis позволяет компаниям снижать операционные издержки на закупочную деятельность до 30%, сокращать лидтайм от заявки до приемки товара в два раза и оптимизировать закупочные цены по товарам и услугам до 20%.
После ввода санкций и ухода западных вендоров обращения к B2B-Center выросли в несколько раз. К нам пришли крупнейшие российские производственные компании, представители ритейла, металлургии, химии, строительства и АПК. Интерес к нашему решению проявляют системные интеграторы и консалтинговые компании, которые раньше работали с западными вендорами.
B2B Altis разработано с учетом российской специфики: оперативно подключается электронная цифровая подпись (ЭЦП), интегрирован электронный документооборот (ЭДО), реализованы основные виды тендерных процедур. Оно базируется в географически распределенных дата-центрах. Все данные резервируются, обеспечивается их комплексная защита.
За последние полгода мы вложили значительные ресурсы в доработку B2B Altis. Решение готово к тому, чтобы полноценно заменить продукты западных вендоров.
CNews: Какие именно этапы закупочного процесса вы автоматизируете? И какие сервисы предлагаете на каждом из них?
Ольга Громкова: У нас автоматизирован полный цикл закупки от заявки внутреннего заказчика до поставки на склад и приемки товара. B2B Altis реализован в модульной архитектуре и включает в себя сбор заявок, управление поставщиками, поиск и отбор партнера, закупки из каталога, управление нормативно-справочной информацией, контрактный модуль и управление поставками.
Решение можно настроить под требования компании и интегрировать с внутренними корпоративными системами. Одновременное внедрение нескольких ключевых модулей позволяет получить максимальный эффект.
Например, «Управление НСИ» — это единая система для агрегации данных о закупаемых товарах, их каталогизации и классификации. Поиск новых поставщиков проходит в модуле «Тендеры». У этого раздела очень широкие возможности: база из полумиллиона поставщиков, более 40 видов различных процедур, в том числе для проведения стратегических закупок.С помощью модуля «Оценка поставщиков» можно проводить аккредитацию и квалификацию контрагентов, формировать единую базу партнеров.
Модуль «Закупки из каталога» построен по принципу корпоративного маркетплейса. В нем содержится информация о продукции аккредитованных поставщиков. Заказчик по мере необходимости приобретает товары напрямую без тендерных процедур. Он заходит в каталог, выбирает продукцию и кладет ее в корзину. Поставщик подтверждает наличие этих товаров и направляет уведомление, когда он их доставит.
CNews: Ваши планы на будущее?
Ольга Громкова: Мы планируем и дальше развивать B2B Altis. Сейчас в это направление инвестируются значительные ресурсы. В компании происходит продуктовая трансформация. Мы собрали сильную команду продуктовых и системных аналитиков, бизнес-аналитиков, методологов. Они выдвигают гипотезы, верифицируют их в различных отраслях, затем создают прототипы и отдают их в производство. Мы верим, что таким образом нам удастся создать еще больше востребованных рынком ИТ-решений.
А кроме того, у наших акционеров есть мечта — собрать полную базу поставщиков и производителей.Мы сейчас активно сотрудничаем в этом направлении с различными партнерами, в том числе из других стран. Уверены, что наши экспертиза, знания и ИТ-продукты помогут связать рынок с производственной сферой и наладить новые цепочки поставок между закупщиками и поставщиками.
Полный текст статьи читайте на CNews