Новый закон о маркировке рекламы, что это и как с ним жить?

uploadsthmtm00r0.jpg

1 сентября 2022 года вступил в силу новый закон № 347-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе». В соответствии с ним реклама, распространяемая в сети Интернет в России, должна маркироваться. Сведения о маркировке должны передаваться в Единый Реестр Интернет-Рекламы (ЕРИР) под управлением Роскомнадзора. Переданная информация подлежит хранению в пятилетний срок.

Цели закона

  1. Прояснение цепочки распространителей рекламных сообщений.

  2. Обеспечение прозрачности рынка.

  3. Выявление нарушителей рекламного законодательства, пресечение нелегальной рекламы.

  4. Выявление участников рекламного рынка, получающих прибыль в наличном виде и не уплачивающих с них налог.

Больше не нужно искать и обзванивать каждое диджитал-агентство
Создайте конкурс на workspace.ru — получите предложения от участников CMS Magazine по цене и срокам. Это бесплатно и займет 5 минут. В каталоге 15 617 диджитал-агентств, готовых вам помочь — выберите и сэкономьте до 30%.
Создать конкурс →

Понятие и нанесение маркировки

1. Маркировка передаётся в ЕРИР оператором рекламных данных (ОРД), обладающим соответствующим сертификатом. На данный момент подали заявки AmberData, Beeline, OZON, ВК, МТС, Яндекс.

Лучшим кандидатом по подготовленности на данный момент является Яндекс. Он обладает отлаженной возможностью маркировки рекламы и тестирования заполнения отчётов в специальном личном кабинете.

Маркировка включает в себя:

  1. Сведения о конечном заказчике;

  2. Токены — идентификационные номера, позволяющие отследить рекламную информацию и формируемые ОРД;

  3. Пометку о рекламе на креативах.

Демонстрация информации о товарах и услугах разрешается после маркировки. По истечении месяца после этого момента в рекламную систему рекламодателю нужно будет загрузить Договоры и Акты выполненных работ.

Если рекламодатель работает напрямую с рекламной системой, он эти документы не загружает, их подаёт сама система, сначала в ОРД (если она сама не является оператором), а затем уже само ОРД в ЕРИР.

Порядок регистрации на примере Яндекса

Маркировка всей рекламы должна быть произведена с 1 сентября. Должны быть установлены все заказчики или цепочка заказчиков и исполнителей, все рекламные сообщения — получены токены и пометки о рекламе. Яндекс автоматически выполняет все эти условия, а сведения о конечных заказчиках ему предоставляются рекламодателем путём внесения соответствующих данных в раздел.

Конечный рекламодатель, платящий Яндексу напрямую, вносит ИНН и вид организации в окне настроек пользователя в Личном кабинете. Если необходимо зафиксировать более подробную информацию, в том числе юридическому лицу или ИП, нужно будет заполнить полную форму.

Посредник или рекламодатель, имеющий конечного заказчика, который платит ему деньги за ведение РК, загружает ещё и данные по нему (конечному заказчику) — договор, юридические данные плательщика и т. д., а в конце отчётного периода — акты о выполненных работах в Партнёрский кабинет Яндекса для передачи последним этих данных в ЕРИР.

В каждый месяц, следующий за отчётным (сейчас с 1 по 30 октября) рекламодатель отправляет отчётные данные, которыми являются: сведения о цепочке исполнителей и главном заказчике, акты с денежными суммами, потраченными на рекламу, рекламную статистику и креативы, в том числе сведения о площадке, где они демонстрировались. Если ОРД — Яндекс, эти данные будут собраны автоматически.

Напоминаем: если вы конечный рекламодатель, то вам по окончании рекламного периода ничего загружать не нужно. Яндекс автоматически загрузит необходимый пакет документов сам.

Привлечение к административной ответственности за непредоставление данных начнётся 1 марта 2023 года. Пока неизвестно, будет ли являться предметом ответственности непредоставление данных, имевшее место с 1 сентября 2022 года до 1 марта 2023 года. Но мы рекомендуем сразу вносить данные о всех рекламных сообщениях, демонстрировавшихся с даты вступления закона в силу.

Для физических лиц штраф составит 2000 — 2500 рублей, для юридических лиц — 100000 — 500000 рублей.

Данные нельзя передавать напрямую без ОРД — он передаст их в ЕРИР через API.

Оператор передаёт в реестр следующие сведения:

  1. Акты и договоры, касающиеся размещения рекламы;

  2. Рекламные креативы за истёкший период;

  3. Сведения об участниках рекламной цепочки;

  4. Статистические данные, информацию о суммах рекламы и площадках, где она демонстрировалась.

Какие есть нюансы: если у вас был сайт, на котором вы крутили рекламу или просто продавали место под баннер до введения в действие закона, то теперь ему (сайту) придётся заключать партнерские отношения с одним из операторов, который будет передавать данные о рекламе в ЕРИР, придется как-то настраивать статистику показов, если до этого ее не было, хранить и собирать данные о рекламодателе и т.д. Детальный порядок этого на данный момент не проработан, но ясно теперь одно — цепочки участников рекламных отношений будут усложняться и станут в конечном итоге дороже.

Информацию из ЕРИР смогут получить ФАС, ФНС, Роскомнадзор и участники рекламной цепочки. К примеру, скорее всего, нельзя будет давать рекламу без статуса самозанятого, т.к. у налоговой могут возникнуть вопросы к рекламе товаров или услуг обычного физ. лица, с которого последний не платит налоги.

Действующие договоры, составленные до вступления в силу закона, нужно будет дополнить положениями, регулирующими рекламные отношения с учётом нового закона и предусматривающими ежемесячную отчётность и согласие на передачу данных ОРД и в ЕРИР.

С бухгалтерией также следует договориться как теперь будут списываться деньги со счета одной компании за рекламу с сайта другого юридического лица. Встречаются случаи, когда сайт принадлежит ООО, а рекламу оплачивает ИП, потому что это было удобно. С бухгалтерией следует уточнить моменты расчёта налогов за такие платежи, возможно, теперь это станет невыгодно.

Случай, когда сайтом владеет физическое лицо, а платит за него организация, Роскомнадзором не урегулирован, однако нет оснований полагать, что это будет в дальнейшем оставлено без внимания.

Что делать обычному физическому лицу в свете нового закона?

  1. Яндекс позволяет самозанятому крутить рекламу и указать о себе только статус физического лица и ИНН в качестве документов.

  2. Физическое лицо без статуса плательщика НПД, скорее всего, должно будет встать на учёт в качестве такового. Иначе у налоговой могут возникнуть вопросы.

  3. Лицо, занятое настройкой РК рекламодателю и не пропускающее средства через собственные расчётные счета, не обязано маркировать рекламу и готовить документы, если с рекламодателем нет отдельной договорённости об этом.

Кого не касается закон

  1. Реклама, не направленная на РФ. К примеру, российское юридическое лицо, информирующее о своих товарах или услугах Узбекистан или любую другую страну, не должно будет делать маркировку.

  2. Рекламные сообщения, имеющие своей целью продвижение общественно полезных целей, государственных или иных значимых интересов.

  3. Рекламные сообщения, не преследующие финансовую выгоду для её распространителя.

  4. Рассылки, адресованные своим же клиентам и в которых рассказывается о продукте компании.

Полный текст статьи читайте на CMS Magazine