Методист онлайн-курсов: всё о профессии
Методист онлайн-курсов — одна из самых востребованных профессий в сфере EdTech. Её популярность возрастает вместе с развитием рынка онлайн-образования, поскольку студенты становятся требовательнее к образовательным продуктам — и компании не могут это игнорировать.
Редакция EdMarket рассказывает, чем занимается методист, что должен уметь и какими навыками обладать этот специалист, с какими заблуждениями о профессии может столкнуться и сколько зарабатывать.
Редакция edmarket
Чем занимается методист онлайн-курсов
Методист онлайн-курсов — это специалист, который проектирует онлайн-курс как учебный процесс и образовательную среду. Он выстраивает траекторию обучения и делает всё возможное для комфортного прохождения курса и достижения запланированного результата.
В некоторых компаниях и во множестве вакансий методиста также могут называть методологом, педагогическим дизайнером, архитектором образовательного опыта, разработчиком онлайн-курсов и сценаристом онлайн-обучения. Названия этих профессий часто пишут через слеш, потому что обычно под ними подразумевается специалист с примерно одинаковым набором навыков и должностных обязанностей.
На практике существенное различие есть только между методистом и методологом. Методист — это тактик, который решает конкретные образовательные задачи, действуя по готовому плану. А методолог — стратег, который иногда ближе к теории, чем к практике. В онлайн-школах методологи задают стандарты, пишут фреймворки и проектируют новые подходы по которым уже работают методисты. При необходимости методолог может выполнять функции методиста, а вот методисту выполнять функции методолога будет во много раз сложнее.
Читать также
Методист, методолог или педагогический дизайнер — кто разрабатывает онлайн-курс
Ключевые задачи, которые решает методист
Разрабатывает концепцию и программу онлайн-курса
Получив от продюсера, эксперта или руководителя онлайн-школы заказ на разработку образовательного продукта, продумывает образовательные цели курса и способы их достижения. Именно методист призван подружить цели заказчика и студента, если это разные люди. Так бывает в b2b и на корпоративных курсах для внутреннего обучения. В b2c заказчик фактически сам студент. Вместе с экспертом или самостоятельно методист решает, какие темы необходимо включить в программу.
Подбирает оптимальные форматы обучения для теории и практики
Исходя из целей образовательного курса, определяет онлайн-форматы для упаковки контента. Это может быть курс только с текстовыми материалами, например, лонгридами и инфографикой, серия вебинаров, подкасты или сочетание разных форматов. Добавляет в программу формирующие и оценивающие задания, тесты и прочие способы отработки информации на практике. Окончательное решение зависит от целевой аудитории: насколько будущим студентам привычны те или иные форматы и помогут ли они достичь поставленной цели.
Готовит учебные материалы
Отталкиваясь от целей курса, общей концепции и логики программы, помогает эксперту наилучшим способом проявить его опыт в рамках конкретного занятия, модуля, курса. Упаковывает или самостоятельно разрабатывает учебные презентации, онлайн-лекции, тесты, практические задания и упражнения.
Создаёт образовательную среду
Прежде всего, прогнозирует этапы подъёма и спада мотивации и рассчитывает оптимальную учебную нагрузку, чтобы студент дошёл до финала. Продумывает, как сделать процесс обучения максимально комфортным и эффективным: привлекать ли тьюторов для проверки заданий и кураторов для ответов на вопросы студентов, как организовать общение студентов с организаторами, экспертами и однокурсниками.
Определяет метрики для оценки результатов обучения
Формулирует, какие достижимые и измеримые результаты получит студент во время обучения. Обычно методист прописывает так называемые ЗУНы — знания, умения и навыки, которые получит выпускник. Для более глубокого погружения используется таксономия Блума, с помощью которой методист определяет шесть уровней усвоения знаний: запоминание, понимание, применение, анализ, синтез и оценку. Также методист учитывает оценку удовлетворённости занятиями CSI (Customer Satisfaction Index) и COR (Completion Rate) — процент доходимости до финала курса.
Собирает обратную связь от студентов на разных этапах обучения и на её основе дорабатывает курс
Общается со студентами, следит за показателями процесса обучения и анализирует эти данные, а затем вносит изменения в учебный продукт, чтобы сделать его удобнее и полезнее для пользователей.
Часто методист также учит студентов учиться
То есть добавляет в курс советы, чеклисты и другие вспомогательные элементы, чтобы помочь учащимся вписать обучение в график, усвоить информацию и добиться результатов. В таком сопровождении особенно нуждаются студенты, у которых небольшой опыт онлайн-обучения или его нет вовсе. Методист помогает им сориентироваться в цифровой образовательной среде.
Что должен уметь методист онлайн-курсов и какими качествами он должен обладать
Методист должен уметь:
- Использовать методики для дистанционного обучения, выбирать подходы и форматы.
- Упрощать, структурировать, систематизировать и визуализировать контент.
- Управлять разработкой курса — кто, что и когда делает.
- Рассматривать совместно с техадмином технические решения для реализации учебных задач.
- Оценивать эффективность обучения.
- Использовать способы мотивации учащихся.
- Вести занятия в онлайн-формате. Это требуется не всегда: часто методист остаётся за кадром. Но навык онлайн-выступлений всё равно будет полезен, в том числе для того, чтобы подготовить эксперта к ведению вебинара или записи видеозанятия.
Профессия методиста подойдёт тем, кто:
- Фанатеет от обучения. Методисты постоянно учатся: повышают квалификацию, проходят курсы, чтобы посмотреть на внутреннюю кухню и найти свежие идеи, много читают.
- Отличается технической любознательностью. Например, человеку интересно, с помощью какой программы можно сделать презентацию или как работать в Miro, чтобы создавать интеллект-карты.
- Ценит системность и усидчивость. Методисты любят наводить порядок, раскладывать всё по полочкам и выстраивать систему из хаоса.
- Обладает развитыми исследовательскими навыками и всегда проявляет интерес к новым способам обучения и мотивации.
- Способен отстаивать свою точку зрения. Это качество пригодится, когда нужно будет объяснить заказчику или команде, почему в курсе используется то или иное решение, как оно помогает достичь результата.
- Является командным игроком. Работа методиста плотно связана с другими специалистами — продюсером, предметным экспертом, менеджером по продажам. Поэтому важно быть гибким и уметь работать в команде.
- Умеет проявлять эмпатию. Способность вставать на позицию ученика и помогать ему преодолевать сложности очень полезна. Высокий уровень эмпатии пригодится и в общении с экспертами.
Станет плюсом и поможет стартовать в новой профессии, если есть:
- Опыт преподавания и ведения тренингов. Это может быть работа учителем в школе или преподавателем в вузе, ведение тренингов онлайн или офлайн.
- Опыт онлайн-обучения. В этом случае человек уже знает, как устроен онлайн-курс изнутри и может использовать это знание, создавая собственные программы.
С какими мифами о работе может столкнуться начинающий методист онлайн-курсов
В начале пути методисты онлайн-курсов могут споткнуться о множество заблуждений. Разберём самые популярные из них.
Курс начинается с контента эксперта
Бывает, что эксперт авторского курса или заказчик корпоративного обучения собирает все материалы, которые у него есть по той или иной теме: документы, презентации, материалы тренингов, конспекты лекций, видеозаписи и прочее. А затем предлагает методисту распределить контент по занятиям под лозунгом «Это всё важное, это всё нужно знать».
Такой подход не работает, потому что онлайн-курс начинается не с контента, а с целей заинтересованных лиц. Студент и заказчик — не всегда одно и то же лицо, и цели у них могут быть разными. Нужно разобраться, какие результаты хочет получить от обучения студент, а какие заказчик будущего курса.
Переходить к проектированию контента можно только после ответа на следующие вопросы:
- Кто те люди, которых нужно обучить?
- Какие результаты они хотят получить от обучения?
- Можно ли достичь этих результатов с помощью обучения?
- С помощью каких знаний и навыков студенты смогут достичь результатов?
- Возможно ли измерить результаты обучения и опереться на какие-то метрики?
Сначала нужно создать курс, а потом его продавать
Веря в этот миф, методист рискует потратить слишком много времени на создание курса, а в итоге получить образовательный продукт, который никто не покупает, потому что он не отвечает запросу аудитории.
Эффективнее начать создание курса с анализа рынка и спроса. Например, при запуске курса «Продюсер онлайн-курсов», мы изучили:
- какие требования к навыкам и умениям продюсера предъявляют работодатели;
- какие специалисты востребованы на рынке;
- чему хотят учиться действующие и начинающие продюсеры.
В результате получился курс с гибкой системой: можно обучиться базовым навыкам работы продюсера, можно добрать к ним навыки, связанные с методикой разработки онлайн-курса, и стать продюсером-методистом, а можно развить навыки продвижения продукта и стать продюсером с глубоким пониманием ИТ-инфраструктуры процесса онлайн-обучения.
Курс должен быть идеальным
Перфекционизм — ахиллесова пята методиста онлайн-курсов, а зачастую и эксперта, который долгие годы копил знания и решил укомплектовать их в один курс. Многие мечтают сделать идеально, и можно бесконечно долго работать над проектом, не показывая его ни заказчикам, ни пилотной группе.
Но реальность такова, что, работает методист на открытом рынке или в корпоративной сфере, у него не будет неограниченного количества времени для создания идеального продукта. Какие-то вещи придётся оставлять для дальнейшей доработки.
Рид Хоффман, сооснователь LinkedIn, говорил так: «Если вам не стыдно за первую версию вашего продукта, вы запустились слишком поздно».
Студентам достаточно обучающих материалов
Мало предложить слушателям онлайн-курсов обучающий контент на платформе — важно продумать систему сопровождения. Она может включать:
- вводное занятие с подробным рассказом о том, как устроено обучение изнутри;
- сопровождение тьюторов, которые проверяют домашние задания студентов и дают развёрнутую обратную связь;
- чат, в котором студенты могут задавать вопросы и получать ответы от администратора или преподавателей.
Для оценки знаний студентов достаточно большого теста в финале обучения
На самом деле нет. С помощью теста сложно оценить, приобрёл ли слушатель нужные навыки. Чтобы понять, насколько эффективным был учебный процесс, необходимо:
- Проверять знания во время обучения. Можно давать упражнения и тест в конце каждого смыслового блока.
- Продумывать в обучении практику. Например, давать студентам возможность работать над собственными или учебными проектами. А в финале запланировать защиту этих проектов, по результатам которой будет возможно оценить их знания и убедиться в качественной подготовке специалистов в сфере онлайн-образования. Кстати, это ещё и прекрасная возможность для студентов посмотреть на работы друг друга.
Сколько зарабатывает методист онлайн-курсов
Методист может быть постоянным сотрудником онлайн-школы с окладом или проектным сотрудником, работу которого оплачивают фиксировано или по часам.
Доход методиста зависит от того, работает он в найме или на фрилансе. В первом случае и при полной занятости на начальной позиции junior методист зарабатывает 30–50 тысяч рублей с перспективой роста до 100–120 тысяч рублей в месяц. Но 120 тысяч рублей — заработок уже очень опытного методиста или методолога, который выполняет функции методиста по совместительству.
Работая на фрилансе, методист с небольшим опытом может просить гонорар от 300 рублей в час. Час работы специалиста с опытом разработки одного-трёх онлайн-курсов — в среднем 1–1,5 тысячи рублей. Стоимость часа работы опытных методистов может доходить до 5 тысяч рублей.
Оплата за проект начинается от 30 тысяч рублей в зависимости от опыта, специализации методиста и объёма задач. Разработка теста для онлайн-курса требует меньше усилий, чем создание целого интерактивного онлайна-курса, соответственно, и оплачиваться выполнение такой задачи будет ниже.
курс
Методист онлайн-курсов
Узнать больше
- Научитесь создавать качественные образовательные продукты
- Узнаете, как выявлять сильные стороны эксперта и оформлять его знания и опыт в учебный контент
- Отработаете реальные задачи методиста, каждая из которых — кейс для портфолио
Что почитать методисту онлайн-курсов
Собрали несколько телеграм-каналов и книг, которые помогут начинающим методистам быть в курсе новостей индустрии и сориентироваться в основах профессии.
7 телеграм-каналов про онлайн-образование
Образование, которое мы заслужили. Канал контент-директора Skyeng Михаила Свердлова, в котором он публикует тренды и новости отрасли, кейсы лидеров индустрии, мысли, сложные и риторические вопросы образования.
Тренды образования. Канал о том, что происходит в образовательной индустрии в России и мире. Здесь публикуют исследования, обзоры рынка, методические гайды. Автор канала — руководитель учебного департамента Lectera, студентка магистратуры ВШЭ «Доказательное развитие образования», эксперт по запуску образовательных проектов Кристина Геворкян.
Живое обучение. Автор книги «Живое обучение. Что такое e-learning и как заставить его работать?» Елена Тихомирова публикует в своём канале размышления о том, как проектировать онлайн-курсы и мотивировать людей учиться.
LX Notes // Образование как продукт. Канал о том, как создавать современное образование: методология, продуктовый подход, Learning Experience Design. Каждый понедельник — анонс различных событий в образовательной сфере.
ИТ в образовании. Здесь подписчиков ждут подборки новостей, инсайды и экспертные мнения о трендах современного образования.
Цифровое образование. Как заявляет автор, «канал устремлён в будущее технологий в образовании, в нащупывание тех малых явлений в этой области, из которых вырастут огромные направления и новые культуры». Здесь собраны статьи и обзоры технологических новинок, новости, интересные материалы по теме цифрового образования. В том числе переводы зарубежных публикаций.
EDUгустация. Канал методолога, продюсера онлайн-образования Елены Линд. Для всех, кто не хочет пропускать полезные вебинары, конференции, события, курсы и статьи про онлайн-образование.
Читать также
13 книг о работе мозга: как быстрее запоминать информацию и повысить личную эффективность
Как преподаватель русского языка стала сотрудником крупной онлайн-школы
Личный опыт: бросить работу ведущим интернет-маркетологом и уйти в онлайн-образование
5 книг про обучение и полезные методисту навыки
Искусство обучать. Как сделать любое обучение нескучным и эффективным
Джули Дирксен
Автор — преподаватель и независимый консультант в области e-learning, с более чем 15-летним опытом разработки интерактивных программ электронного обучения. В книге рассказывается, как использовать ключевые принципы работы памяти и внимания для создания обучающих материалов, которые позволят студентам усвоить и надёжно закрепить новые умения и навыки.
Весь мир — школа. Преобразованное образование
Салман Хан
Бесплатное образование мирового уровня для всех и каждого — такую цель преследует Салман Хан. Он мечтает освободить преподавателя от чтения лекций и строгого следования учебным планам, чтобы увеличить время для человеческого общения и взаимодействия. По мнению автора —обладателя степени MBA в Гарвардской бизнес-школе и трёх дипломов Массачусетского технологического института — образование должно быть доступным, универсальным и глобальным. Книга предлагает посмотреть на мир с этой точки зрения.
Андрагогика. Теория и практика образования взрослых
Майя Громкова
Андрагогика — это наука, изучающая вопросы обучения взрослых, их мотивацию и подходы к построению занятий. В своей книге профессор, член Академии педагогических и социальных наук Майя Громкова рассказывает о теории обучения взрослых студентов и принципах качественного взаимодействия между учащимися и преподавателем. Также автор даёт советы по организации практических занятий в группе, семинаров и публичных выступлений.
Сторителлинг. Как использовать силу историй
Аннет Симмонс
Профессиональный сторителлер и консультант по коммуникациям Аннет Симмонс обучает своему искусству людей из сферы бизнеса. В этой книге автор обращается к глубинной сути рассказа и объясняет, как способность рассказывать истории позволяет завоёвывать доверие, мотивировать и вдохновлять. Тут же собрано описание разных типов проблемных слушателей. Методистам книга поможет развить навыки общения и выступления перед большой аудиторией студентов.
Как мы учимся. Почему мозг учится лучше, чем любая машина… пока
Станислас Деан
Книга французского нейробиолога, в которой объясняется, как работают природная жажда знаний, память и абстрактное мышление. Поможет разобраться в роли восприятия, ошибок, памяти и внимания в обучении — и использовать эти знания, чтобы раскрыть свой потенциал и потенциал студентов.
Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.
редакция edmarket
The post Методист онлайн-курсов: всё о профессии first appeared on Медиа Нетологии.
Полный текст статьи читайте на Нетология