Что не так с программой самостоятельного ремонта гаджетов от Apple

В идеальном мире производителей техники пользователь покупает новое устройство в тот же день, как у старого заканчивается гарантийный срок. Однако в реальности не всегда есть возможность заменить гаджет даже в случае его поломки. К тому же, иногда проблему можно решить, установив одну рабочую деталь.

Это понимают не только владельцы техники, но и ее производители. Поэтому многие разработчики ограничивают возможность ремонтировать гаджеты в несертифицированных мастерских и устанавливать нелицензионные детали. В результате стоимость обслуживания увеличивается в несколько раз. Вот уже несколько лет активисты из разных стран борются с этой системой за свое «Право на ремонт».

«Право на ремонт» — законодательно гарантированная возможность отремонтировать технику не только в авторизированных сервисных центрах, но и в независимых компаниях и даже самостоятельно. Более того,   производитель обязан предпринять все возможное с его стороны, чтобы нелицензионный ремонт был выполнен качественно: обеспечить документацию и гарантировать доступ к запасным запчастям.

Производители, конечно, не стремятся соблюдать «Право на ремонт», однако делать первые шаги в этом направлении им все равно приходится. Например, в прошлом году Apple анонсировала запуск программы самостоятельной «починки» своих гаджетов Self Service Repair, а этой весной открыла ее в США. Однако не все пошло по плану и многие эксперты раскритиковали инициативу «яблочной» компании. Разбираемся, почему.

Что случилось?

Отличительная черта «яблочной» техники — ремонт гаджетов стоит почти также, как и новое устройство Apple. Например, при поломке Touch ID нельзя заменить одну кнопку: чувствительный элемент каждого iPhone привязан к конкретному процессору, и разорвать эту связку нельзя. Поэтому чтобы решить проблему вместе с кнопкой нужно установить новый процессор. В результате стоимость такого ремонта может обойтись в 70% от цены нового гаджета.

Программа Self Service Repair призвана сделать гаджеты Apple более ремонтопригодными, а значит сократить стоимость возвращения техники к «жизни». Например, снизить затраты на сертифицированного мастера. На данный момент компания предоставила возможность самостоятельного ремонта моделей  iPhone 12 и iPhone 13, а также компьютеров Mac с чипом M1.

Чтобы ремонт не превратил гаджет в «кирпич», Apple советует, во-первых, делать его только тем пользователям, кто уверен в своих технических навыках, а во-вторых, вскрывать технику только после знакомства с инструкцией. Кроме того, самостоятельное устранение поломок предполагает еще два условия.

Для ремонта «яблочной» техники необходимо специальное оборудование, однако покупать дорогостоящую аппаратуру ради одной замены дисплея не нужно. Apple предусмотрел возможность взять все необходимое в аренду. Однако для этого придется оставить в качестве залога 1000 долларов или примерно 60 тысяч рублей. Если пользователь опоздает с возвратом или передаст приборы в плохом состоянии, корпорация заберет деньги себе.

Также после замены деталей гаджета, пользователь должен сообщить об этом в техподдержку. Она удаленно свяжет процессор iPhone с номером отправленного на замену компонента. Только после этого смартфон сможет полноценно заработать. Дело в том, что при каждой заявке на лицензионную деталь необходимо указать серийный номер ремонтируемой техники. Таким образом Apple защищает сервис от перекупщиков.

Что пошло не так?

В России наборы для самостоятельного ремонта «яблочных» гаджетов ждать пока не приходится, однако пользователи из США уже начали делиться впечатлениями от устранения технических неполадок «на дому».

Один из энтузиастов — Дэн Барбер — показал, как с помощью лицензионного набора для ремонта заменить батарею на iPhone 12 mini. Для этого журналист издания MacRumors заказал саму деталь, а также комплект оборудования, аренда которого обошлась в 49 долларов или примерно в три тысячи рублей, помимо депозита.

Аппаратура была доставлена в двух кейсах весом около 35 килограмм: в них находился нагреватель, два пресса, пользовательское руководство и другие небольшие инструменты.

Замена батареи началась с нагрева смартфона до температуры, которая позволяет клею достаточно ослабнуть, чтобы можно было отсоединить дисплей. Затем журналист приступил к замене батареи: с большим трудом достал старый аккумулятор, поставил новый и несколько раз провел по его верхней поверхности роликом пресса. После этого Дэн вернул экран на место, и смартфон отправился в «большой» пресс.

Ремонт прошел удачно: энтузиаст все сделал правильно, и iPhone заработал как надо. Однако замена батареи потребовала много нервов и времени, при том, что весь процесс в итоге оказался даже дороже обращения в сервисный центр. Если вместе с арендой оборудования и покупкой новой батареи замена обходится в 95 долларов, то в сертифицированной мастерской за ту же процедуру берут примерно 69 долларов. Более того, самостоятельный ремонт iPhone может обойтись дороже, если сделать что-то неправильно. Поэтому Дэна Барбера никому не рекомендует повторять его эксперимент.

Ситуация с самостоятельным ремонтом ноутбуков от Apple обстоит примерно так же. Недавно в интернете появилось обсуждение статьи Сэма Голдхерта, журналиста ресурса iFixit. Он тоже решил сам заменить батарею, но на этот раз на MacBook. Оказалось, заменить один аккумулятор невозможно: для установки новой детали пользователю придется менять часть корпуса с клавиатурой. Все эти элементы стоят более 500 долларов, и вместе с арендой оборудования ремонт превращается в очень дорогое «удовольствие». Для сравнения, замена аккумулятора в сервисном центре составляет около 200 долларов.

К тому же, самостоятельная замена батареи на «яблочном» ноутбуке — технически сложная задача. Журналист упомянул 162 страницы подробного руководства, которые необходимо прочесть перед началом ремонта.

Вместо заключения

Программа самостоятельного ремонта гаджетов Apple кажется ширмой, прикрывающей низкую ремонтопригодность «яблочной» техники. Корпорация не предоставила в полной мере каждому пользователю «Право на ремонт» и вместо этого предложила потребителям компромиссное решение: характеристики техники не меняются, однако у фанатов устройств на iOS появляется выбор — отнести в лицензионный сервис или попробовать разобраться на дому. В конце концов, программа Self Service Repair вызывает гораздо больший спектр эмоций от работающего «айфона» после ремонта, чем сертифицированная мастерская.

Полный текст статьи читайте на Компьютерра