Квадрокоптер Bayangtoys X22: дешевый прототип вероятно неплохого коптера
Занятно наблюдать, как неисчислимые «бренды» торопятся обогнать друг друга в производстве все новых и новых моделей каких-либо гаджетов. Обогнать вовсе не в качестве, а в количестве. Модель устройства «Fignya v. 22» спрыгивает с конвейера, подменяя собой так и не доведенную до ума v. 21. Причем команда разработчиков, обеспечивавшая программную поддержку, уже сменилась новой бригадой, у которой свои взгляды на софтописание. В итоге Fignya v. 21 так толком и не заработала с «родным» приложением, а для 22-й версии работающего приложения нет. И вряд ли появится. Потому, что через полгода нужно анонсировать Fignya v. 22pro и безумная спираль продолжит свое кружение.
Вы прослушали краткий экскурс в особенности производства современных noname-гаджетов. А теперь изучим одного из ярких представителей этого современного рынка электроники.
Конструкция, технические характеристики
Квадрокоптер Bayangtoys X22
Вне всякого сомнения, эту модель квадрокоптера можно увидеть под другим брендом. Пусть с небольшими косметическими отличиями и другим софтом, но это будет ровно тот же аппарат. Ах, да, коробка может оказаться другой. Это важно. В нашем случае коробка вот такая, надо запомнить.
Дрон и аксессуары к нему тесно уложены по своим кармашкам в уплотнительном сооружении из пенопласта, богатого на крошки.
Комплектность квадрокоптера скромной не назовешь: дрон, лапки к нему, два комплекта лопастей, крепежные принадлежности, адаптер питания с зарядником, пульт ДУ и держатель смартфона, гироподвес для камеры, сама камера с карточкой памяти на 4 ГБ. Ну и, конечно, двойное руководство пользователя, где на китайском английском скупо и сжато объясняются начала настройки и управления. Настолько скупо, будто эти сведения выжигали паяльником из матерого шпиона. Опытный квадрокоптерщик скажет: что там непонятного? Все ясно как день! Отнюдь. Ясно потому, что опытный. А новичок не поймет из написанного ровно ничего. И отправится на форумы или в YouTube, где информации ненамного больше. А если и отыщешь, то уровень ее подачи окажется еще ниже, чем в инструкции, поскольку профи общаются на абсолютной тарабарщине, решительно непонятной новичкам.
Четырехлучевая рама из прочного пластика составляет одно целое с корпусом дрона. Торчащая сверху тарелочка — это вынесенная антенна GPS. Приделана прочно, ее гибкая ножка компенсирует удары, когда дрон падает на спину. А падает он часто.
На следующих фотографиях мы видим ярчайший пример абсолютно безграмотного конструирования.
Винты, надевающиеся на роторы, фиксируются сверху красивыми гайками лаково-черного и серебристого цвета, с правой и левой резьбой. Стоп. Обычные гайки? Без какого-либо намека на фиксаторы или стопоры? Оригинальное решение! Но ведь главное что? Чтоб было красиво. Глянцево. С красотой разработчик справился неплохо, а вот специалиста по надежности в команде явно не оказалось.
Ведь каждый, кто «в теме», отлично понимает, что эти прекрасные гайки, легко навинчивающиеся на резьбу роторов, в полете обязательно открутятся из-за вибрации, в результате гайка и лопасть улетят в неизвестном направлении с бешеной скоростью. Именно это и произошло во время первого же нашего полета. Конечно, можно было перед полетом закрутить эти гайки еще сильнее, чем закрутили мы… Но куда уж сильнее-то? Винты ведь пластиковые, а пластик хорошо умеет продавливаться и лопаться. Да и резьбу, как известно, сорвать несложно. А учитывая, что резьба нарезана непосредственно на осях роторов, операция по навинчиванию гаек должна проводиться с исключительной осторожностью.
Отыскать в густой траве черную лопасть (кстати, почему они чёрные? А, понятно) и тем более гайку оказалось невозможно. Пришлось воспользоваться запасным винтом (вот для чего в комплекте второй набор!), а улетевшую фильдеперсовую гаечку заменить ржавой советской из сарая. Вот уж ей-то никакая вибрация не страшна.
К счастью, улетевшая гайка имела правую резьбу, а не левую, как на двух других моторах. Случись иначе — эта статья, вероятнее всего, не состоялась бы. Ну, а для надежности все гайки были посажены на роторы, обернутые суровой хозяйственной лентой, такое крепление полностью исключает самопроизвольное отворачивание гаек. Правда, быстро демонтировать винты, чтобы подготовить коптер для транспортировки, не получится.
Впрочем, для транспортировки в сложенном состоянии этот дрон вообще никак не предназначен. Дело в том, что опоры здесь не пристегиваются, а привинчиваются маленькими саморезами. Такую операцию в полевых условиях провести очень непросто. Здесь же, в днище, можно отыскать неудачно расположенный переключатель питания дрона, а рядом с ним — разъем для подключения командного кабеля, с помощью которого можно управлять поворотом и наклоном камеры. Но в нашей комплектации такая функциональность отсутствует.
Дно коптера: фиксатор для гироподвеса,
переключатель, монтажные отверстия
для крепления и привинчивания опор
Зарядка батареи, система питания
(родила царица в ночь не то сына, не то дочь)
С системой питания в коптере ситуация не менее аховая, чем все описанные ранее картины. Дрон питается от одной батареи, которая туго втискивается в корпус через откидную крышку в «хвосте». Беда в том, что для зарядки батареи нужно оттуда, из глубины батарейного отсека, вытащить «хвостик» с контактной колодкой белого цвета, которая подключается к зарядному устройству. Это полбеды. Вторая половина беды в другом: идущие из батареи два провода (черный и красный) нужно соединить с такими же проводами, которые подают питание непосредственно дрону. И все бы ничего, если бы вилки можно было держать соединенными. Так нет же! Если они соединены, дрон получает питание, противно пищит и в такт пищанию подергивает винтами, даже когда переключатель в его днище находится в положении Off! Получается, что пользователь вынужден постоянно перетыкать эти контакты, соединяя их (а они очень тугие, так как предназначены для постоянного соединения) перед полетом и разъединяя для зарядки или хранения.
Если ранее мы все еще сомневались, то теперь можно сказать уверенно: перед нами не коптер, готовый к продаже. Это прототип, проект, летающий макет, под который нужно искать финансирование для доводки конструкции и последующего производства. Но, видимо, коммерсанты считают иначе: продукт детского кружка моделирования выдать за готовый продукт — это нормально. Теперь понятно, почему в официальной продаже такие изделия трудно отыскать: кто же в своем уме и без взятки выдаст подобному творению сертификат?
Если кто-то не согласен с такой жесткой характеристикой, то вот вам, получите очередную гранату: шедевр конструирования сложных устройств с применением палок и удобрений. Он носит гордое имя гироскопический подвес для стабилизации камеры. Система представляет собой сочетание чудом подогнанных друг к другу пластиковых и металлических деталек, кое-как соединенных винтиками и роторами сервоприводов. Питание и данные проходят по проводам, которым никто не потрудился подарить хоть какую-то оплетку.
Нам не трудно, мы такую оплетку подарили, просто обмотав разрозненные жилы ниткой. На фото видны травинки — это уже после первых аварийных полетов.
Дрон все более напоминает известную советскую игру «Одень Машу»
Полностью собранный дрон выглядит неплохо. Решительный, устремленный, стильный. Находясь в небе, он наверняка произведет впечатление. Например, на птиц.
Вместо подробного описания рюшечек, лампочек и вставочек кратко резюмируем: удивительно неудачная в отдельных моментах конструкция дрона загадочным образом сочетается с его великолепной надежностью. Если не принимать во внимание самоотвинчивающиеся гайки на винтах, ущербный способ зарядки аккумулятора, неказистый вид гироподвеса для камеры и привинчивающиеся «навсегда» посадочные опоры, в целом конструкция дрона крепка и прочна, не боится падений и ударов. В разумных пределах, конечно. К примеру, все крэши, которые произошли за время тестирования (не менее десятка), оканчивались либо в траве, либо на земле. То есть, об асфальт наш коптер не ударялся. Но и пробовать это не очень-то хочется, мы не получали добро на полное уничтожение тестируемого агрегата.
Камера
Безымянная почти невесомая коробочка стандартного кирпичного форм-фактора. Вот почти все описание камеры, которая прилагается к дрону.
Здесь имеется два интерфейса: Micro-USB для связи с коптером (кабель проложен по гироподвесу) и слот для карты памяти. Слот неглубокий, вставленная в него карта высовывается за пределы корпуса камеры на пару миллиметров и ничем не зафиксирована, кроме внутренней стандартной защелки. Это плохо и ненадежно. При сильном ударе внутренняя защелка не удержит карту памяти, есть у нас такой «опыт».
В комплекте имелся USB-картовод со вставленной в него 4-гигабайтной карточкой.
Но даже прилагаемая карта памяти не исправила главного недостатка. Камера практически не выполняет свое главное предназначение. Она не снимает! Транслировать видео на смартфон — это пожалуйста (хотя с большой натяжкой и нестандартными методами, но об этом позже). А вот снять этой камерой видео длительностью более трех секунд можно лишь обладая огромной везучестью, поскольку поведение ее абсолютно непредсказуемо: нажатие кнопки Rec может привести к старту записи, которая не остановится через пару секунд. А может и не привести. Камера может сделать фото, а может и не сделать, хотя соответствующий сигнал пульт ДУ издаст. Работает запись или не работает — узнать никак нельзя до тех пор, пока карту памяти не отсмотришь, но компьютере. Мы честно пытались отыскать какую-то причину этих капризов: карта ли памяти виновата, или условия полета, или питание, какие-то другие факторы — нет, безрезультатно. Никакой зависимости. Вообще, за десятки тестовых полетов удалось снять лишь два достаточно долгих видеоролика. Забегая вперед: их качество совсем не порадовало.
Джойстик
Рассматриваемый прототип неплохого дрона не умеет работать одновременно с пультом ДУ и со смартфоном. Эта штатная для всех коптеров функция здесь осталась нереализованной ввиду того, что требовалось срочно выпустить новую версию вертолетика. Ну, выпустили, вот спасибо-то.
Часть кнопок на джойстике не задействована, что, в общем-то, является стандартной практикой для самосборных конструкций, составленных из случайных комплектующих. Чуть поскрипывающие мини-джойстики, тугие звонко щелкающие кнопки. Следует добавить очевидный факт: пульт общается с дроном на частоте 2,4 ГГц, а максимальная дальность связи, как заявляется, составляет 360 метров на открытой местности. Это правда — дрон улетал довольно далеко от оператора, так что возвращать его приходилось кнопкой возврата, поскольку из-за большого расстояния он потерялся из виду, а видеотрансляция при управлении пультом невозможна.
Микроскопический монохромный экранчик вмещает большое количество телеметрической информации, разглядеть которую непросто даже людям с хорошим зрением. При наличии большой практики (и хорошего зрения) по этим данным можно определить текущее местонахождение и направление движения дрона и вернуть его вручную.
Питание пульт получает от шести полуторавольтовых батареек стандарта АА, стандартные «пальчики». Обидно, хотелось бы иметь пульт со встроенным аккумулятором.
К пульту прилагается площадка для установки смартфона. Довольно удобная, с изменяемым углом наклона.
Основные технические характеристики квадрокоптера, его камеры и пульта ДУ приведены в следующей таблице.
Квадрокоптер Bayangtoys X22 | |
---|---|
Двигатели | 4 бесщеточных 2212 920KV |
Связь с мобильным устройством | Wi-Fi |
Датчики | визуально-ультразвуковая система позиционирования, GPS, Глонасс (см. в тексте статьи) |
Интерфейсы | выносной разъем для зарядки батареи |
Питание | встроенная аккумуляторная батарея 11,1 В 3200 мА·ч |
Дальность связи с пультом ДУ | до 360 м |
Максимальная высота полета | 120 м (не выше 6000 м над уровнем моря) |
Максимальная скорость | 9 м/с (32,4 км/ч) |
Максимальное время полета | 16 минут |
Управление | джойстик, мобильное устройство (приложение FYD Drone) |
Размеры, вес | 250×250×220 мм (рабочее состояние), 850 г с батареей |
Рабочий температурный диапазон | от 0 до +40 °C |
Функции | автоматический взлет/посадка, живая трансляция видео на смартфон |
Камера | |
Тип | внешняя для крепления к гироподвесу |
Оптико-электронная система | N/A |
Угол обзора | N/A |
Видеосъемка | MP4 (H.264), до 1920×1080 30p, без звука |
Фотосъемка | JPEG, 2 Мп (1920×1080) |
Стабилизатор | нет |
Локальный носитель информации | карта памяти microSDHC до 64 ГБ |
Пульт ДУ | |
Тип контроллера | беспроводной геймпад для управления мультикоптером |
Органы управления | 2 мини-джойстика, 15 кнопок, переключатель питания |
Связь с дроном | устанавливается автоматически, Wi-Fi 802.11n 2,4 ГГц |
Питание | шесть батареек типа AA (1,5 В) |
Рабочий температурный диапазон | от 0 до +40 °C |
Подключение, настройка
Если кто-то еще дочитал статью до этой главы, то, скорее всего, оказался прав. Весь приведенный выше негатив следует воспринимать как вызов. Вызов своему терпению, сноровке, технической осведомленности. В конце концов, покорение техники — разве это не полезный опыт?
Как уже говорилось, управление рассматриваемым коптером можно осуществить либо с помощью прилагаемого пульта ДУ, либо смартфоном. Рассмотрим первый способ, он самый простой.
Включив дрон, можно сразу же включать и пульт ДУ, удерживая несколько секунд левый миниджойстик в положении вниз (кстати, даже эту незначительную информацию приходится выискивать по крупинкам — настолько безобразное качество документации к дрону).
Казалось бы, установившаяся связь между пультом ДУ и дроном позволяет немедленно взлететь. Не тут то было. Прежде всего необходимо откалибровать коптер. Непонятно, почему так сделано, однако калибровку желательно проводить перед каждым полетом. Такое ощущение, что, переместившись с одного места на другое либо потеряв и вновь получив питание, наш коптер словно бы рождается заново и его требуется учить всему, что он умел ранее.
Процесс калибровки длителен: сначала калибруется гиродатчик, а затем компас. Это делается разведением миниджойстиков в разные стороны, причем в руководстве к коптеру указано неправильное их положение и неправильный способ калибровки. Как правильно? А ищите где хотите, вы же сами купили нашу игрушку. Спасибо энтузиастам, которые делятся своим опытом в YouTube и форумах — только с их помощью можно хотя бы примерно уяснить основы управления коптером. В данном случае крутить и вертеть коптер в разные стороны нужно до появления серии звуковых сигналов и постоянного ровного свечения его светодиодов. Такое немигающее свечение означает, что дрон готов к полету.
Нужно отметить, что подобный процесс не делает коптер удобным и тем более оперативным средством для событийной съемки. Пока готовишься к вылету, все актеры разбегутся. Или ветер налетит.
Для управления дроном мы использовали преимущественно джойстик, поскольку управление с помощью смартфона оказалось чрезвычайно неудобным. Однако при использовании джойстика вероятность запустить видеозапись оказалась ниже, чем при использовании смартфона. Тут приходится делать нелегкий выбор: или шашечки, или ехать.
Управление дроном с помощью смартфона возможно только при использовании мобильного приложения, которого официально не существует. Да, в Google Play имеется рекомендуемое приложение FYD Drone (бывшее FYD-GPS), но оно не видит коптера. Зато старая версия приложения, которую можно отыскать на просторах Сети (не в Google Play), довольно успешно справляется с задачей. Не полностью, конечно, но оно хоть как-то работает.
При включении дрон активирует свой Wi-Fi-адаптер, который вещает на частоте 5 ГГц и устанавливает открытую Wi-Fi-точку с именем YD-1080p. С одной стороны, это хорошо, что используется не более распространенная (пока еще) частота 2,4 ГГц, на которой могут «сидеть» десятки прочих устройств по соседству. С другой же стороны, не каждый смартфон имеет 5-гигагерцовый Wi-Fi-адаптер. Характеристики Wi-Fi-точки дрона, к которой подсоединяется смартфон, можно увидеть на следующих скриншотах и сравнить с Wi-Fi-точкой, которая находится в 20 метрах
Подключив смартфон к этой точке, можно запускать приложение. Аляповатый интерфейс нельзя назвать «интуитивно понятным», но при некоторой практике основные операции легко запоминаются.
Для взлета здесь нужно воспользоваться предназначенной кнопкой, поскольку сведение виртуальных джойстиков почему-то не запускает двигатели. Зато посадку можно произвести вручную, хотя это посложнее и рискованнее, чем автопосадка.
Во время полетов мы заметили, что приложение неверно определяет процент оставшегося заряда аккумулятора дрона. Проще говоря, врет. По этой причине «умные» функции оказываются недоступными. Например, при попытке включить функцию облета по кругу отображаемый заряд мгновенно упал до 4%, что в принципе невозможно, ведь дрон после этого аларма летал еще минут пять, не меньше. Зато появился повод отобразить сообщение о невозможности выполнения функции, так как оставшийся заряд слишком мал.
А попытка активировать функцию «следуй за мной», когда коптер будет послушно лететь вслед за перемещающимся смартфоном, приводит к появлению странного сообщения. Которое гласит о том, что-де смартфон не видит спутников. И это тоже ложь. Все он видит, только приложение не может забрать у смартфона эту информацию, так как программа недоделана или не предназначена для этого конкретного коптера.
Полезных настроек в этом приложении практически нет, да и вряд ли стоит изучать программу, которой официально не существует.
Эксплуатация
Первые полеты, привыкание к дрону должны производиться на открытой местности и на большой свободной площади. Желательно, чтобы на ней не было изгородей и других препятствий. Имеющейся в распоряжении автора открытой территории оказалось недостаточно, поэтому пришлось уехать в далекие поля, где живут преимущественно коровы и прочая живность. Кстати, жвачные — это идеальные газонокосилки. Вот как все вылизано, самое место для запуска коптеров.
Взлет удается не всегда. В руководстве к дрону ни словом не описаны возможные причины, которые не дают коптеру взлететь. Иногда дрон оказывается заблокирован и требуется нажать кнопку разблокировки. А иногда он просто не хочет лететь. Помогает перекалибровка. Но все это время батарея постепенно разряжается, что укорачивает время нахождения в воздухе.
К слову, эта батарея заряжается издевательски долго: около шести часов. То есть, фактически зарядку нужно оставлять на ночь. И это ради 15 минут полета?
В полете дрон оказался удивительно неповоротливым, вальяжным. Нет, вверх он идет стремительно, резво. Так, что оператор, ведущий съемку, мгновенно теряет коптер из виду. Но в полете летун разгоняется очень медленно, так же медленно останавливается и безууумно медленно совершает повороты вокруг оси. Ощущение, что управляешь не 800-граммовой тушкой с мощными бесщеточными движками, а как минимум сверхтяжелым вертолетом, который транспортирует электрические опоры. Вот если бы не мгновенный взлет — это ощущение было бы абсолютно полным.
Зависание дрон отрабатывает посредственно, болтаясь и раскачиваясь даже при слабом ветре.
Каждая вторая посадка оканчивается мини-аварией. Дело в слишком высоких и узкорасставленных опорах, а значит, слишком высоком центре тяжести. Ну и невысокая точность определения своего положения тоже играет роль.
К счастью, конструкция дрона, как мы уже отмечали, достаточно прочная, а двигатели при падении выключаются почти моментально. В результате после переворотов и падений целыми остается и корпус, и винты.
Особенности
Особенностей тут сколько угодно, хоть отбавляй! Большую их часть мы уже описали: кривой софт, непредсказуемость поведения, нестабильное зависание на месте, неработающие автоматические функции и т. д. И это мы еще не «трогали» камеру!
В качестве примера непредсказуемого поведения приведем такой случай: после успешного автовзлета дрон ни в какую не желал набирать высоту. Отметим, что управление осуществлялось смартфоном. Пришлось посадить коптер и повторить попытку, но он по прежнему не желал идти в небо. И лишь после того, как дрон пролетел несколько метров в горизонтальном направлении, виртуальные джойстики «проснулись» и стал возможен набор высоты.
Это еще раз указывает на сырость мобильного приложения, которая в данном случае выражается в отсутствии реакции коптера на положение виртуальных джойстиков. Впрочем, мы опять пытаемся изучать приложение, которого официально не существует.
Режимы полета
Вероятно, при наличии актуального программного обеспечения можно было бы рассказать о специальных режимах: следуй за мной, облет по кругу и т. д. Но не в нашем случае. Фактически здесь лишь два автоматических режима: автовзлет (работает не всегда) и автовозвращение-посадка (работает всегда). Полет же осуществляется исключительно вручную, поскольку смартфон, как уже говорилось, «не видит» спутников, а значит, нельзя задать маршрутные точки, нельзя нарисовать радиус облета, нельзя заставить дрон следовать за смартфоном. Скучно.
Камера
Один только внешний вид камеры, ее вес и качество исполнения говорят о многом. Например, о дешевой оптике (и наверняка с жуткими искажениями). О дешевом мелком датчике. В конце концов, оно и понятно: при такой низкой стоимости дрона его камера по сути — это почти бесплатное дополнение.
В нестабильной отработке команд включения записи или создания фотографий, скорее всего, виновата не камера, а общий софт как пульта ДУ, так и смартфона. Чаще всего (примерно в 90% случаев) видеозапись включается на одну-две секунды и автоматически прекращается. С такими видеокусочками работать невозможно, да и зачем они нужны. За все время тестовых полетов нам удалось получить лишь две нормальных по длительности видеозаписи, на них и придется строить «изучение» камеры.
А изучать тут особо нечего. Невысокая разрешающая способность, сильное оптическое искажение «рыбий глаз», постоянное попадание в кадр опор и работающих винтов.
Гироподвес неплохо отрабатывает движения дрона большой амплитуды, но с мелкой дрожью справиться не способен. В результате видео оказывается испорчено сильнейшим роллинг-шаттером.
Видео, которое иногда записывается на карту памяти, закодировано кодеком AVC (H.264) с битрейтом до 10 Мбит/с, размер кадра составляет 1920×1080. А вот с частотой здесь — как в смартфонах, она плавающая. По всей видимости, в камере применен оптико-электронный блок от какого-то дешевого телефона. Прискорбно, что и в этом коптере камера не имеет микрофона. Кому и по какой причине помешал звук, непонятно. Жужжит наш коптер затейливо, весело, и эта аудиозапись никак бы не испортила видеоряд.
Фотоснимки, которые создаются дроном, имеют размер 2560×1440 пикселей. Качество их повыше, чем стоп-кадр из видео, это говорит о средненьких способностях аппаратного видеокодека.
Все-таки жутко обидно, что камера не всегда слушается команд. Интересно было бы получить снимки и видео, сделанные с высоты 120 метров — именно на такую высоту мы забирались в один из тестовых полетов. С этого расстояния дрон выглядел точкой в небе даже на полном зуме.
Увы, кнопку Rec и Photo в это время мы нажимали напрасно: несмотря на подтверждающий звуковой сигнал с пульта ДУ, камера не сделала ни единого снимка и не записала даже кусочка высотного видео.
Выводы
Изученный квадрокоптер пользуется успехом у энтузиастов, возжелавших получить за небольшие деньги летающую игрушку с большим потенциалом. По всей видимости, «плюсы в карму» дрона ставят в основном опытные квадрокоптерщики, которым бывает интересно обуздать непослушную технику, добиться от полуработающего гаджета вменяемой функциональности. Но советовать такой коптер начинающему пилоту нельзя ни в коем случае. Это может навсегда отпугнуть интересанта от темы квадрокоптеров.
Особенности Bayangtoys X22 почти целиком состоят из недостатков:
- ненадежное крепление винтов
- неудобное крепление опор
- сырая конструкция гироподвеса для камеры
- неудобная система питания и зарядки
- долгая подзарядка аккумулятора
- неудобство транспортировки
- полуработающая камера с низким качеством видеосъемки
- неработающее официальное приложение для смартфона
- невозможность одновременного использования пульта ДУ и смартфона
- необходимость проводить калибровку перед полетами
- неповоротливость в полете
- неточное зависание
- скудная информация о конструкции, обслуживании и управлении
Теперь о плюсах. Ну, тут все просто, потому что он один: низкая цена. Хотя, если немного смягчить подход, из позитивных признаков можно отметить довольно прочную раму и небольшой вес. Копнув поглубже, можно даже утверждать, что при достаточно глубокой доработке этот коптер может дать фору большинству своих одноклассников. Однако такая доработка (которая, разумеется, не случится) приведет к значительному удорожанию товара. А это мгновенно выведет коптер на другой ценовой уровень, где живут гораздо более сильные конкуренты.
Полный текст статьи читайте на iXBT