Кто такой аниматор-мультипликатор и как им стать
Анимационная индустрия активно развивается: согласно отчёту Ассоциации анимационного кино, с 2011 по 2021 год в России было создано 200 анимационных сериалов и 70 полнометражных мультфильмов. При этом объём анимационного рынка в 2022 году составил 20 миллиардов рублей.
Безусловно, мультфильм создаёт целая команда: режиссёры, художники-постановщики, сценаристы, операторы, монтажёры и другие специалисты. Важным звеном этой творческо-производственной цепочки является аниматор. Он воплощает замысел режиссёра и оживляет персонажей: позволяет им двигаться, улыбаться и говорить.
Разберём задачи аниматора и выясним, какие навыки ему нужны, где он учится и сколько зарабатывает. Бонусом расскажем, что можно посмотреть и почитать по анимации.
Татьяна Колганова
Автор-фрилансер
В материале
1. В чём разница между анимацией и мультипликацией
2. Как создают мультфильмы и чем занимается аниматор-мультипликатор
3. Какие навыки нужны аниматору
4. Где работает и сколько зарабатывает аниматор
5. Как стать аниматором-мультипликатором
6. Что почитать и посмотреть по теме
7. Резюмируем
В чём разница между анимацией и мультипликацией
Фактически, анимация и мультипликация — это одно и то же, технология, которая создаёт иллюзию движения на экране.
В России долгое время использовался термин «мультипликация», поэтому нам он привычнее. Определение происходит от латинского слова multiplicatio — «размножение», что как нельзя лучше описывает технологию производства мультфильмов. Она заключается в последовательном показе статичных кадров, их частота может быть разной, но чем больше кадров в секунду, тем плавнее получаются движения персонажей.
Термин «анимация» пришёл в Россию из-за рубежа в 1980-е годы и лучше раскрывает смысл процесса — в переводе с латинского anima означает «душа». Художники-аниматоры не просто рисуют своих персонажей, а оживляют их и наделяют характером.
Существуют разные виды анимации ↓
- Рисованная классическая. Художники на специальной плёнке или кальке прорисовывают каждый кадр, а затем соединяют их. Это долгий и трудоёмкий процесс, ведь для создания одной секунды мультфильма может потребоваться 12–16 рисунков. Рисованную технику использовали Disney и Союзмультфильм.
- Перекладная. Нарисованный на картоне или бумаге объект режут на фрагменты, которые перекладывают от кадра к кадру. Отсюда и название.
Художник-иллюстратор показывает, как самому создать несложный мультфильм в технике перекладной анимации- Кукольная. Этот вид анимации требует долгой и кропотливой работы, ведь куклы и декорации изготавливаются вручную. Кроме того, для каждого персонажа нужно смастерить несколько дубликатов кукол разного размера — для съёмок крупным и дальним планом. Дальше все мельчайшие движения кукол и изменения декораций снимают, а потом собирают нескольких сотен или даже тысяч кадров в мультфильм.
Видео о том, какой большой труд стоит за каждым кукольным мультфильмом- Пластилиновая. Как следует из названия, всех персонажей лепят из пластилина, а техника создания мультфильма схожа с той, что применяют в кукольной анимации.
Ролик об истории пластилиновой анимации и особенностях работы с пластилином- Компьютерная. К этому виду относится 2D- и 3D-анимация. Персонажей и фоны рисуют в специальных компьютерных программах. Здесь не требуется многократной прорисовки от руки, мультипликатору достаточно задать ключевые кадры, изобразить начальное и конечное положение движущегося персонажа. Программы же создадут промежуточные кадры.
Как создают мультфильмы и чем занимается аниматор-мультипликатор
Короткие мультфильмы может создавать один человек, а над более масштабными проектами работает целая команда в несколько этапов ↓
Препродакшн — подготовительный этап, который включает в себя формирование идеи и концепции, определение целевой аудитории и написание сценария.
Художники разрабатывают фоны, определяют цветовую палитру, а также создают эскизы персонажей. В поисках подходящего концепт-арта — визуального образа — делается несколько вариантов для каждого героя мультфильма. Поначалу чёткость прорисовки и цвет не важны.
На основе сценария рисуется раскадровка, или сториборд. Она показывает последовательность кадров и их содержание: расположение предметов, движения и действия персонажей. Это нужно для лучшего визуального восприятия истории и как план работы.
Обычно аниматор помогает режиссёру в создании раскадровки. Она может быть выполнена как в виде векторной графики, так и в виде рисунка от руки.
Продакшн — этап непосредственно производства. Художники тщательно прорисовывают персонажей и фоны, создавая множество текстур: ткань, шерсть, кожу, блики и так далее.
Аниматоры придумывают движения, жесты, мимику и эмоции персонажа, прорисовывают позы и настраивают переходы от одной к другой в специальных программах. Самые яркие позы персонажа называются ключевыми кадрами.
Постпродакшн — заключительный этап, который включает монтаж и редактирование видео, озвучку персонажей и подготовку мультфильма к выходу на экран.
Профессия
Аниматор-мультипликатор
Узнать больше
- Освоите все необходимые навыки для старта в профессии
- Познакомитесь со всеми этапами разработки мультипликационного персонажа
- Создадите свой первый анимационный фильм
Какие навыки нужны аниматору
Для аниматора-мультипликатора прежде всего важны: креативность, пространственное мышление, внимание к деталям и готовность работать с большим объёмом информации. Чтобы эффективно взаимодействовать с командой, пригодятся коммуникативные навыки, способность адекватно принимать обратную связь, умение оперативно решать рабочие вопросы и укладываться в дедлайны.
Специалист должен разбираться в теории мультипликации, понимать психологию и анатомию, чтобы персонажи получались правдоподобными, знать основы композиции, работу света и тени. Не менее важно уметь рисовать, ведь раскадровка часто делается от руки, а ещё схематичные скетчи помогают лучше понимать пропорции, формы и композицию.
Мультипликационные студии ждут от специалистов знания и опыта работы в специальных программах для анимации персонажей и создания спецэффектов, а также способности поддерживать уже готовые визуальные решения.
Безусловно, графические планшеты, компьютеры и мощное ПО значительно облегчают работу аниматорам и ускоряют процесс производства мультфильмов. Для сравнения: на создание одного выпуска «Ну, погоди!» мультипликаторы когда-то тратили 9 месяцев, а на серию «Смешариков» сейчас уходит 4 месяца.
Существует множество программ, которые помогают аниматору в работе над мультфильмом ↓
Adobe Animate, Adobe After Effects, TVPaint, Moho, Pencil 2D и Toon Boom Harmony — программы по созданию 2D-анимации, многие из них интегрированы с пакетом Adobe и позволяют разрабатывать векторную графику. Каждый софт предлагает набор интересных опций и возможностей. Например, Moho обеспечивает реалистичную физику движения персонажа, а в TVPaint большой набор кистей и инструментов для обработки теней.
Blender, Maya, ZBrush и LightWave 3D — программы по созданию трёхмерных мультфильмов. В них можно создавать 3D-модели и анимацию, придавать формы объектам, рисовать текстуры, добавлять спецэффекты и многое другое. С помощью инструментов можно добиться высокого качества анимации за счёт детальной прорисовки мелких деталей, таких как ворсинки ковра или капли воды.
Spine и Unity — программы для создания игровой анимации, заставляют персонажей и объекты двигаться, помогают оформить разделы меню. Для создания игр пригодится и программа Adobe After Effects, которая даёт возможность создать интересные и зрелищные спецэффекты, например, дрожащее пламя огня.
Где работает и сколько зарабатывает аниматор
Количество визуального контента ежегодно увеличивается, поэтому аниматоры задействованы не только в киноиндустрии, но и в геймдеве, создании рекламных и учебных роликов, фильмов для бизнеса.
Средняя зарплата 2D-аниматора составляет порядка 83 тысяч рублей, а 3D-аниматора — 113 тысяч.
Так, IT-компания Swecor готова платить 2D-аниматору мобильных игр от 50 до 90 тысяч рублей в месяц. От специалиста ждут опыта создания предметной и персонажной анимации и профессионального владения анимационными редакторами: Spine, Unity и Adobe After Effects.
Новосибирская компания «Звезда», которая создаёт развлекательные видео для YouTube, предлагает 2D-аниматору со знанием программы Moho и портфолио зарплату от 50 тысяч рублей.
3D-аниматору со знанием Maya работодатели обещают зарплату от 70 тысяч рублей.
Вакансии для аниматоров встречаются на работных сайтах и специализированных ресурсах по компьютерной графике типа Render.ru. Мультипликационные студии, такие как «Паровоз» и «Мельница», также регулярно публикуют вакансии на своих сайтах.
Как стать аниматором-мультипликатором
Профессия мультипликатора подойдёт тем, у кого есть способности к рисованию и развиты творческое мышление и фантазия.
Профильное высшее образование можно получить в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения по специальности «художник анимации и компьютерной графики» и во Всероссийском государственном институте кинематографии имени С.А. Герасимова по специальности «художник мультипликационного фильма». При поступлении абитуриентам необходимо пройти творческое испытание и собеседование по вопросам культуры и искусства.
Получить необходимые знания и навыки можно и на онлайн-курсах. «Школа анимации» предлагает целый цикл курсов по 2D- и 3D-анимации для новичков и продвинутых пользователей. Занятия проводятся 1–2 раза в неделю.
На курсах в школе 3D-анимации и графики «ОСА» студенты учатся работать в программах Autodesk Maya и Blender, изучают механику тела и динамику движения, анимацию животных, создание 3D-персонажей, знакомятся с особенностями игровой анимации.
В Нетологии есть курс по 2D анимации «Аниматор-мультипликатор». Опытные преподаватели рассказывают об истории и теории анимации, учат ориентироваться в основах рисунка, создавать скетчи от руки, писать сценарии, рисовать сториборды и оживлять персонажей. Студенты осваивают профессиональные программы, которые помогают в редактировании видео, а также в создании анимации и векторных изображений: Adobe Photoshop, Adobe illustrator, TVPaint, Adobe After Effects и Adobe Premier. В качестве бонуса — блоки по тренировке насмотренности и созданию личного бренда. Курс длится 11 месяцев и включает в себя лекции, вебинары, воркшопы и домашние задания. По итогу учёбы студенты под руководством наставников создают собственные мини-мультфильмы.
Роза Ключевская
Художник-аниматор в студии «Мельница»
Моё увлечение анимацией началось ещё в раннем детстве с мультфильмов Disney (любимый — «Мулан») и аниме (я очень любила «Сейлор Мун» и «Покемонов»). Первым этапом моего творческого пути стало желание рисовать любимых персонажей.
Но окончила я художественный вуз, не связанный с мультипликацией, по специальности «церковно-историческая живопись». А после выпуска, немного поработав на фрилансе, решила заняться тем, чем всегда хотела, — рисованием мультфильмов. В вакансиях увидела что студии «Мельница» требуются художники-прорисовщики — те, кто детально прорисовывает сцены аниматоров в тонкий контур. Выполнила тестовые задания, и меня взяли.
Спустя полгода работы я узнала, что в отдел анимации набирают людей на обучение для последующей работы. Обрадовалась такой удаче и прошла тестовые задания.
Вот уже 2,5 года работаю аниматором, преимущественно над игровыми сценами — занимаюсь передачей эмоционального состояния героя, так как сама люблю сцену и актёрскую игру. До сих пор учусь новому и познаю чудеса анимации Полный текст статьи читайте на Нетология