Как устроены современные медиа и какие специалисты востребованы на этом рынке

За последние 10 лет медиарынок сильно преобразился: рекордный рост аудитории, пик которого пришёлся на пандемию, сменился умеренным. В таких условиях медиа пришлось пересмотреть свои приоритеты и научиться работать с уже существующей аудиторией. Изменились и требования к медиаспециалистам: теперь они должны не только работать с информацией, но и разбираться в технологиях.

Катерина Миронова, генеральный директор NUT.Tech и преподаватель совместной онлайн-магистратуры Нетологии и ТГУ «Управление контентом и медиапроектами», рассказывает, на какие типы делятся медиа, как они устроены и какие специалисты востребованы на этом рынке.

Как устроены современные медиа и какие специалисты востребованы на этом рынке

Катерина Миронова

Генеральный директор и сооснователь NUT.Tech

Какие бывают медиа

Медиа — обширное понятие, которое включает в себя совокупность всех средств коммуникации и способов передачи информации пользователям.

Есть несколько классификаций медиа, но с точки зрения контента их можно разделить на три типа

  • Классические или информационные медиа — средства массовой коммуникации, которые основаны на принципе объективности. Этот принцип предполагает работу с источниками, проверку фактов и донесение до читателя общественно значимой информации.
  • Бренд-медиа — собственные нишевые издания бизнеса, которые ставят на первое место пользу для читателя. Их задача — создавать контент, который будет решать реальные боли пользователей. Важное отличие бренд-медиа — экспертность: чтобы помочь читателю, нужно очень глубоко разбираться в теме.
  • Сервисные медиа — площадки, которые стараются объединить информацию с предоставлением какого-либо сервиса и сформировать определённое комьюнити.

Если рассматривать медиа с позиции управления, то разницы между ними не существует: всё это бизнес, а главная цель бизнеса — получение прибыли. Но если сравнивать площадки с точки зрения контента, они сильно отличаются друг от друга. Рассмотрим информационные, сервисные и бренд-медиа подробнее.

Информационные медиа

К этому типу в первую очередь относятся онлайн-издания, такие как РБК, Ведомости, Коммерсант и Forbes. Их главная задача — выполнять функцию СМИ в интернете. Так же как и печатные издания, эти площадки выпускают новости, публикуют статьи и расследования.

Если говорить о телевизионных форматах, то классический представитель информационного медиа — новостная передача, которая наряду с онлайн-изданиями массово информирует зрителей о происходящих событиях.

Ещё одна функция классических медиа — развлекать аудиторию. Так, телеканалы СТС и ТНТ транслируют игровые шоу и снимают собственные сериалы, а РБК публикует не только статьи и новости, но и развлекательный контент про спорт, моду, индустрию красоты и стиль жизни.

Как устроены современные медиа и какие специалисты востребованы на этом рынке
В разделе «Стиль» редакция РБК публикует обзоры на культурные мероприятия, подборки фильмов и сериалов, интервью с рестораторами и многое

Бренд-медиа

Этот тип медиа фокусируется на узкой теме, в которой у компании есть экспертность. Цель таких площадок — повысить доверие к бренду и его узнаваемость, чтобы в будущем конвертировать читателей полезного контента в потенциальных покупателей.

К бренд-медиа относятся, например, Медиа Нетологии, издание Т—Ж Тинькофф Банка, журнал «Купрум» компании «Севергрупп медицина». Первое рассказывает об образовании, профессиональном и карьерном росте, второе — о деньгах, безопасности, путешествиях и психологии, третье — о здоровье и качестве жизни.

Как устроены современные медиа и какие специалисты востребованы на этом рынке
На главной странице Медиа Нетологии можно найти статьи о том, как выбрать онлайн-курс и получить налоговый вычет за обучение
Как устроены современные медиа и какие специалисты востребованы на этом рынке
У Т—Ж материалы разделены по потокам. Если у читателя возникнет вопрос по новому закону или инвестициям, он наверняка сможет найти ответ в соответствующем разделе
Как устроены современные медиа и какие специалисты востребованы на этом рынке
«Купрум» помимо прочего развивает подкаст «Без шапки» и делится свежими выпусками на своём сайте

Сервисные медиа

Этот тип делает ставку на комьюнити: пользователи сами пишут статьи, ведут блоги и оставляют комментарии, а медиа предоставляет им площадку для развития, развлекательный контент и сервисы от партнёров.

Пример сервисного медиа — издание vc.ru. В нём главную роль играют статьи, обзоры, новости и гайды, которые пишут сами пользователи. На портале есть не только личные блоги, но и корпоративные — к примеру, от команд Сбера, Билайна, ВКонтакте.

Как устроены современные медиа и какие специалисты востребованы на этом рынке
На vc.ru компании также могут искать сотрудников или анонсировать мероприятия

Как устроены современные медиа

Современные медиа — это продукты, которые максимально эффективно удовлетворяют потребности читателей, зрителей или слушателей. Поэтому специалистам медиарынка важно выстраивать работу таким образом, чтобы создавалась ценность для конечной аудитории.

Каждый тип медиа уделяет особое внимание планированию и аналитике. Исследование метрик посещаемости, дочитываемости и вовлечённости показывает, какая аудитория приходит на сайт, каким образом разные группы пользователей потребляют тот или иной контент, что привлекает или, наоборот, отталкивает их внимание и какие каналы распространения работают лучше всего.

Также медиа заботится о том, как работа сайта или приложения влияет на глубину просмотров, или среднее количество страниц, на которые пользователь переходит за один визит. Для этого проводится А/Б-тестирование и оценивается реакция аудитории на изменения.

Внутри одного медиа может существовать несколько площадок, которые подчиняются единой логике. Это даёт больше возможностей для сегментации и изучения аудитории, а также позволяет показывать разный контент в зависимости от пола, возраста и интересов пользователя. Так, современные онлайн-кинотеатры сегментируют свои предложения на разные группы пользователей, предлагая 2–3 вида обложек фильмов в зависимости от того, кто именно его смотрит.

Классические и сервисные медиа не всегда могут показывать аудитории персонифицированный контент, но, как и бренд-медиа, они собирают данные о поведении пользователей и их предпочтениях.

Как устроены современные медиа и какие специалисты востребованы на этом рынке Совместная онлайн-магистратура Нетологии и ТГУ

Управление контентом и медиапроектами

Узнать больше

  • Узнаете, как работать со всеми видами контента: текстовым, визуальным, аудио-, видео-, гибридным
  • Научитесь применять гибкие и традиционные методы для развития собственных продуктовых концепций
  • Освоите современные технологии и сервисы интернет-маркетинга

Какие специалисты востребованы на медиарынке

Медиарынок переживает эпоху тектонических сдвигов. Последние 10 лет медиа росли за счёт того, что получали аудиторию из новых каналов — приложений для смартфонов, поисковых систем, блог-платформ и других источников.

Всё это время медиапотребление постоянно увеличивалось: по оценке заместителя гендиректора РБК по диджитал-проектам Ивана Макарова, с 2012 по 2022 годы аудитория медиа выросла в 10 раз. Это заставило игроков рынка фокусироваться на поиске новой аудитории.

К 2022 году бурный рост прекратился, а фокус внимания постепенно сместился с новой аудитории на ту, что уже есть. Теперь задача медиа — научиться работать с уже существующими пользователями: делать свою работу качественнее, быстрее и обходиться меньшими ресурсами.

В такой ситуации начал расти спрос на сотрудников, у которых не одна, а сразу несколько разных компетенций, часть из которых — технические.

Востребованный специалист на медиарынке:

  • понимает, как устроен продукт;
  • умеет работать со статистикой;
  • использует продуктовый подход к медиа;
  • разбирается в А/Б-тестировании заголовков и текстов;
  • знает, как анализировать результат и создавать контент, который будет отвечать запросам аудитории.

Для примера рассмотрим три актуальные на медиарынке профессии и требования к этим специалистам.

Контент-мейкер

Кто это: специалист по созданию контента разного формата и содержания для сайтов, рассылок, блогов и социальных сетей.

Что делает:

  • определяет цели и желания заказчика;
  • формулирует задачи для достижения целей;
  • выбирает канал продвижения, соответствующий этим задачам;
  • изучает целевую аудиторию;
  • определяет, какой контент подходит для выбранного канала и отвечает интересам ЦА;
  • создаёт подходящие тексты, фото и видео;
  • размещает их на площадке.

Какими навыками обладает:

  • понимает, как создавать контент в актуальных форматах;
  • разбирается в основах маркетинга и дистрибуции контента;
  • умеет разрабатывать стратегию и контент-план;
  • знает основы вёрстки и веб-дизайна;
  • умеет пользоваться инструментами для создания изображений, анимации, инфографики и видеороликов.

Сколько зарабатывает

Средняя зарплата контент-мейкера — 40 тыс. рублей. Специалисты с навыками контент-менеджера получают от 50 тыс. рублей в месяц, а те, кто берёт на себя обязанности SMM, зарабатывают в диапазоне 60–80 рублей.

Как устроены современные медиа и какие специалисты востребованы на этом рынке
Источник: hh.ru
Как устроены современные медиа и какие специалисты востребованы на этом рынке
Источник: hh.ru
Как устроены современные медиа и какие специалисты востребованы на этом рынке
Источник: hh.ru

Продюсер

Кто это: специалист, который отвечает за планирование и реализацию медиапроектов.

Что делает:

  • занимается постановкой целей медиапроекта и прогнозированием;
  • обсуждает с руководством компании или заказчиком видение проекта и сроки;
  • организовывает работу команд во время производства проекта;
  • распределяет задачи между сотрудниками;
  • контролирует исполнение работы и следит за прогрессом;
  • оценивает качество и эффективность производства;
  • управляет себестоимостью и бюджетом проекта.

Какими навыками обладает:

  • знает, как писать бизнес-требования к проекту;
  • умеет управлять процессами по методологиям Agile, Scrum, Lean и Kanban;
  • разбирается в авторском праве и экономическом моделировании;
  • знает основы математических методов и статистики;
  • умеет работать с заказчиком и презентовать проект;
  • понимает, как ставить задачи и контролировать их исполнение.

Сколько зарабатывает

Продюсер медиапроектов в среднем получает 50 тыс. рублей в месяц. Опытные специалисты могут рассчитывать на зарплату от 100 тыс. рублей.

Как устроены современные медиа и какие специалисты востребованы на этом рынке
Источник: hh.ru
Как устроены современные медиа и какие специалисты востребованы на этом рынке
Источник: hh.ru

Медиаменеджер

Кто это: специалист, который разрабатывает стратегию развития медиапроектов.

Что делает:

  • исследует поведение аудитории и использует эти данные в качестве основы для принятия решений по проекту;
  • оценивает технические, финансовые и кадровые возможности, а также шансы и риски проекта;
  • анализирует и исследует рынок потребления медиа конкретными целевыми группами;
  • реализует медиапланирование;
  • участвует в разработке маркетинговых кампаний.

Какими навыками обладает:

  • знает, как монетизировать контент;
  • умеет выстраивать процесс производства и дистрибуции контента;
  • разбирается в медиапланировании;
  • знает, как наладить коммуникацию в команде и разрешать конфликты;
  • обладает аналитическим складом ума и лидерскими качествами.

Сколько зарабатывает

В среднем медиаменеджер получает 60 тыс. рублей в месяц.

Как устроены современные медиа и какие специалисты востребованы на этом рынке
Источник: hh.ru

Медиаменеджеры востребованы не только в информационных и бренд-медиа, но и в издательствах, университетах, рекламных и PR-агентствах. Последние могут предлагать опытному специалисту зарплату до 200 тыс. рублей в месяц.

Как устроены современные медиа и какие специалисты востребованы на этом рынке
Источник: hh.ru

Резюмируем

Современные медиа можно условно разделить на три типа: информационные, сервисные и те, что развиваются от имени и на средства бренда.

Информационные медиа выполняют функцию СМИ в интернете, сервисные делают ставку на комьюнити, а бренд-медиа настроены на помощь читателям.

Каждый тип медиа уделяет особое внимание планированию, аналитике и сбору данных о поведении аудитории и её предпочтениях. Это помогает понять, каким образом разные группы пользователей потребляют тот или иной контент.

Специалистам медиарынка важно в процессе работы создавать ценность для конечной аудитории. Им нужно не только производить контент, но и знать основы аналитики, вёрстки, а также освоить инструменты для работы с видео и аудио.

Кроме хард-скиллов, важно иметь и развитые софт-скиллы — навыки коммуникации, разрешения конфликтов, организации процессов и управления командой.

В числе востребованных профессий на рынке — контент-мейкер, продюсер и медиаменеджер.

Контент-мейкер определяет цели заказчика, выбирает канал продвижения, изучает целевую аудиторию, определяет, какой контент отвечает её интересам, и создаёт подходящие тексты, фото и видео.

Продюсер формулирует цели медиапроекта, согласовывает сроки и бюджет, организовывает работу команд, следит за прогрессом, оценивает качество и эффективность производства.

Медиаменеджер исследует поведение аудитории и на основе этих данных принимает решения по проекту, оценивает возможности и риски проекта, реализует медиапланирование и участвует в разработке маркетинговых кампаний.

Читать также

Как устроены современные медиа и какие специалисты востребованы на этом рынке 15 сервисов для организации работы медиа и аналитики

Как устроены современные медиа и какие специалисты востребованы на этом рынке 30 сервисов для работы с текстом и картинками: подборка от Медиа Нетологии

Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.

Как устроены современные медиа и какие специалисты востребованы на этом рынке

Катерина Миронова

Генеральный директор и сооснователь NUT.Tech

The post Как устроены современные медиа и какие специалисты востребованы на этом рынке first appeared on Медиа Нетологии.

Полный текст статьи читайте на Нетология