Что будет с экспортом российского ПО?

23 Августа 2022 18:5723 Авг 2022 18:57 |
Поделиться

Санкции, введенные после начала специальной военной операции на Украине, сказались на бизнесе компаний, занимающихся разработкой ПО на заказ, особенно ориентировавшихся на экспорт ПО и услуг по разработке. Впрочем, кризис, как известно, это и «время возможностей», и российские разработчики надеются на рост внутреннего спроса, а также лелеют большие планы по завоеванию ранее неосвоенных рынков.

Есть проблемы. Но есть и возможности

Долгое время рост экспорта российского ПО и услуг по его разработке был одним из индикаторов состояния отечественного ИТ-рынка в целом и символом нашего врастания в мировую экономику. Экспорт год от года неуклонно увеличивался, в удачные годы даже двузначными темпами, равно как и штаты российских центров разработки отечественных и западных компаний. После начала СВО на Украине многие иностранные заказчики стали отказываться от услуг российских центров разработки.

В начале июня Валентин Макаров, президент ассоциации «Руссофт», заявил, что финансовые потери разработчиков могут составить до половины экспортной выручки, около ₽300 млрд. И что государство не сможет компенсировать эти потери ни ростом госзаказа, ни за счет средств Российского фонда развития информационных технологий. А, стало быть, российским разработчикам надо срочно осваивать новые рынки и гораздо больше внимания уделять развивающимся странам. Ну, а для начала, добавил Валентин Макаров, нужно изменить отношение к экспорту ИТ.

В реальности, впрочем, ситуация оказалась гораздо лучше. В конце июля «Руссофт» подвел итоги 2021 г. (и экспорт, и внутрироссийские продажи выросли в долларах на 17%) и дал уточненный прогноз на первое полугодие 2022 г. Опрошенные ассоциацией компании (как признали в «Руссофте», среди них нет тех, кто в наибольшей степени пострадал от санкций) предсказали увеличение выручки: в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года оно должно составить 16%, а экспорта — 14%.

С экспортом по итогам года все будет не так радужно, ожидаются потери в 10–15% (в долларах), которые, впрочем, будут практически скомпенсированы ростом внутреннего потребления.

В прошлый раз западные аналитики сулили российскому ИТ-рынку большие неприятности в 2020 г., предрекая падение на треть в долларах из-за эпидемии коронавируса, однако он даже вырос, приблизительно на 3%. В этом году проблемы перед отраслью стали еще более серьезные, но и способы их решения тоже видны. Вопрос, скорее, в выборе приоритетов.

Выбор пути: оборона или экспансия

Отвечая на вопросы CNews, Валентин Макаров оценил потери отечественных ИТ-экспортеров в 2022 г. около ₽80 млрд — из расчета, что страну покинут около 20 тыс. программистов, а не 75 тыс., как полагали некоторые аналитики, дававшие цифру убытков ₽300 млрд. Более точную оценку он дать затруднился, поскольку на тот момент Центробанк России не опубликовал данных об экспорте компьютерных услуг ни за первый квартал, ни за второй. Это может быть связано с нежеланием ЦБ давать информацию, по которой можно вычислить каналы поступления в Россию денег за товары и услуги.

Серьезную поддержку российскому экспорту ИТ могли бы оказать развивающиеся рынки, благо их доля в экспорте в 2017–2020 гг. почти удвоилась и достигла 14%, при том, что доля продаж в ныне «недружественные страны» снизилась с 44% в 2016 г. до 26,1% в 2020-м (доля продаж в Россию и ближнее зарубежье последние три года колеблется в районе 60%).

В 2021 г., по оценке «Руссофта», примерное распределение продаж российских софтверных компаний в 2021 г. по макрорегионам таково: на Россию пришлось 51–53% выручки, на ближнее зарубежье — 8–10%, на Северную Америку — 13–15%, на Европу (без России и ближнего зарубежья) — 12–13%, на Юго-Восточную Азию — 5–7%, на Ближний Восток — 3–5%, на Южную и Центральную Америку — 2,5–3%, на Африку и Австралию — около 1% на каждый из регионов.

Распределение экспорта ПО и услуг российских разработчиков в 2016–2020 гг.

Регион 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.
Россия 37,0% 49,5% 55,3% 52,4% 52,5%
Беларусь 1,9% 1,0% 0,8%
Украина 2,5% 1,2% 1,3%
Другие страны ближнего зарубежья 5,2% 2,9% 3,3%
Ближнее зарубежье в целом 4,7% 7,3%
США и Канада 17,7% 17,1% 13,0% 16,3% 13,0%
Германия и другие немецкоговорящие страны 9,2% 8,4% 8,1%
Скандинавия и Финляндия 3,4% 1,5% 1,7%
Страны Центральной и Восточной Европы 3,2% 1,5% 1,7%
Другие страны Западной Европы 8,9% 8,5% 6,4%
Европа 13,6% 12,4%
Австралия 1,6% 0,9% 0,9% 2,4% 0,7%
Южная и Восточная Азия 5,5% 4,0% 4,0% 3,8% 6,5%
Южная и Центральная Америка 1,8% 1,5% 1,6% 2,6% 2,7%
Африка 1,1% 0,5% 0,6% 2,1% 1,4%
Страны Ближнего Востока 1,2% 1,3% 1,4% 2,1% 3,5%

Источник: «Руссофт», 2021

Однако, несмотря на опережающий рост продаж на развивающихся рынках, Валентин Макаров полагает, что основным драйвером роста российского рынка разработки станет отечественный и его программа импортозамещения.

«Для быстрого роста на дружественных рынках необходима серьезная поддержка зарубежного маркетинга, — говорит Валентин Макаров. — Для того, чтобы серьезно заниматься поддержкой экспорта, сначала необходимо договориться о стратегии развития России».

То есть, пояснил он, будет ли стратегия развития направлена «вовнутрь», защищая страну от внешних врагов, либо «вовне» — создавая новое сообщество стран и народов с лидирующей ролью России.

От выбора стратегии и будет зависеть понимание необходимости поддержки экспорта ИТ, полагает Валентин Макаров. Однако, считает он, вторая стратегия менее понятна для чиновников и для населения, которое на протяжении веков привыкло видеть страну защищающейся от внешнего врага. «Но в современной ситуации выхода на мировую арену бывших колоний с миллиардным населением, вторая стратегия развития превращается из коммунистической мечты в пост-капиталистическую реальность», — считает он.

Впрочем, как всегда, есть и хорошие новости. У «Руссофта», как заявил Валентин Макаров, есть договоренность с министром цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максутом Шадаевым о том, что ассоциация предложит министерству дорожную карту поддержки экспорта.

Уже ведется работа по запуску института «цифровых атташе» (специалистов, которые будут продвигать российские ИТ-решения на рынках других стран). Как рассказали CNews в Минцифры, первыми 17 странами, в которых начнут работать атташе, станут Аргентина, Армения, Вьетнам, Египет, Индия, Иран, Казахстан, Китай, Куба, Малайзия, Марокко, ОАЭ, Пакистан, Таиланд, Турция, Узбекистан и ЮАР. Минцифрой России в Минпромторг России направлены на рассмотрение документы 50 кандидатов, отобранных для трудоустройства в торговые представительства и формирования кадрового резерва, всего прислали резюме и участвовали в отборе более 600 человек. В сентябре цифровые атташе пройдут дополнительную подготовку на базе российских ИТ-компаний.

Российским разработчикам. Почти весь

В начале августа «Руссофт» выпустил исследование, посвященное изменению стратегии и тактики российских софтверных фирм. Как показало исследование, российские компании стали менее заинтересованы в открытии офисов в западных странах. Но, поскольку спрос на российские продукты и услуги в сфере ИТ в «недружественных странах» остался, то стоит ожидать ведения бизнеса в них через представительства в относительно «нейтральных» юрисдикциях и не от лица российских компаний. Эти офисы начали открываться с весны текущего года, среди лидеров — Армения, Турция, Казахстан, Черногория, Узбекистан, Грузия и ОАЭ.

10 простых шагов: Как выйти на новые внешние рынки с помощью платформы «Мой экспорт»

Бизнес

Будут ли российские софтверщики возвращаться «на Запад» — это вопрос, считают в «Руссофте». Скорее всего — нет: сложно, дорого, да и не исключено, что платежеспособный спрос западных клиентов уменьшится.

Только 3% опрошенных российских софтверных компаний планировали выход на европейский рынок в 2022 г., в 2021-м таковых было 7,8%. Для рынка США и Канады падение еще более значительное — с 6,8% до 1,8%. Причем не исключено, что в реальности показатели будут нулевые, поскольку опрос проводился с февраля по конец мая, когда еще были иллюзии о возврате к прежним временам.

Значительно вырос интерес к таким макрорегионам как «Южная и Восточная Азия» (рост интереса с 5,3% до 9,6%), «Южная и Центральная Америка» (с 4,9% до 7,8%) и «Ближний Восток» (с 4,4% до 8,4%).

Доля российских софтверных компаний, желающих выйти на зарубежные рынки в 2021 г. и в 2022 г.

Регион Планировали выйти на рынок в 2021 г. (данные опроса 2021 г.) Планируют выйти на рынок в 2022 г. (данные опроса 2022 г.)
Ближнее зарубежье 9,7% 7,2%
Казахстан 8,3% 6,6%
Белоруссия 5,3% 3,6%
Украина 3,9% 1,2%
Узбекистан 6,8% 9,6%
США и Канада 6,8% 1,8%
Европа (без России и ближнего зарубежья) 7,8% 3,0%
Великобритания 2,4% 1,8%
Германия (немецко-говорящие страны) 6,3% 1,2%
Франция 1,9% 2,4%
Италия 1,5% 2,4%
Скандинавия (с Финляндией) 2,4% 0,6%
Страны Центральной и Восточной Европы 4,9% 1,8%
Южная и Восточная Азия 5,3% 9,6%
Китай 2,9% 4,8%
Япония 1,9% 1,8%
Индия 2,4% 7,2%
Южная и Центральная Америка 4,9% 7,8%
Бразилия 2,9% 1,8%
Мексика 2,9% 1,8%
Аргентина 2,4% 1,8%
Африка 2,9% 7,2%
Ближний Восток 4,4% 8,4%

Источник: «Руссофт», 2022

Особенно велик рост интереса к рынку Индии — с 2,4% до 7,2%. Причем даже среди сервисных компаний: если в 2020 г. в Индии работало 2% опрошенных сервисных компаний, то в 2021 г. — 4%, а доля желающих выйти на рынок этой страны, известной своими ИТ-аутсорсерами увеличилась с 1% в 2021 г. до 8% в 2022 г.

Черные лебеди в ИБ: как поймать и к чему готовиться?

Защита данных

Как полагают в «Руссофте», интерес к рынку проявляют создатели специфических, нишевых решений. Однако такой поход «в Индию со своим кодом» еще лет пять назад был труднопредставим.

Интерес к рынкам стран постсоветского пространства снизился. Исключением является Узбекистан, для которого этот показатель вырос с 6,8% до 9,6%. Но на рынки этих стран все желающие могли выйти еще в предыдущие годы.

Сергей Ожегов, генеральный директор «СерчИнформ», отметил, что его компания традиционно работала на рынках Азии и Латинской Америки, теперь еще активизировала работу в Турции. Но для более быстрого роста российскому экспорту, безусловно, необходима господдержка, в виде тех же цифровых атташе. Алексей Синица, президент IW Group, заявил, что основной пул клиентов его компании находится в России, что касается экспорта, то IW Group сделала ставку на ближнее зарубежье и не прогадала. Из потенциальных рынков он отметил страны БРИКС и Юго-Восточной Азии…

Выход на рынки «дружественных» (или, хотя бы «ненедружественных») как полагают в «Руссофте», облегчает то, что все они начинают задумываться о технологическом суверенитете, о том, что западные решения не только дороги, но в условия их поддержки могут входить политические требования. «Санкции по отключению довольно явно продемонстрировали всему миру, что работающие решения западного производства являются уязвимыми, сегодня эти решения есть, завтра — нет», — отметила президент InfoWatch Наталья Касперская. Она полагает, что в результате у России появится возможность системно продавать российский софт, так как альтернатив, в общем-то, нет, и Россия, по сути, — единственный «незападный» поставщик софта.

Интерес компаний, не имеющих экспортных доходов по итогам 2021 г., к зарубежным рынкам (доля таких компаний, планирующих выход на конкретные рынки в 2022 г.)

Регион Планировали выйти на рынок в 2021 г. (данные опроса 2021 г.) Планируют выйти на рынок в 2022 г. (данные опроса 2022 г.)
Ближнее зарубежье 9,7% 7,2%
Казахстан 8,3% 6,6%
Белоруссия 5,3% 3,6%
Украина 3,9% 1,2%
Узбекистан 6,8% 9,6%
США и Канада 6,8% 1,8%
Европа (без России и ближнего зарубежья) 7,8% 3,0%
Великобритания 2,4% 1,8%
Германия (немецко-говорящие страны) 6,3% 1,2%
Франция 1,9% 2,4%
Италия 1,5% 2,4%
Скандинавия (с Финляндией) 2,4% 0,6%
Страны Центральной и Восточной Европы 4,9% 1,8%
Южная и Восточная Азия 5,3% 9,6%
Китай 2,9% 4,8%
Япония 1,9% 1,8%
Индия 2,4% 7,2%
Южная и Центральная Америка 4,9% 7,8%
Бразилия 2,9% 1,8%
Мексика 2,9% 1,8%
Аргентина 2,4% 1,8%
Африка 2,9% 7,2%
Ближний Восток 4,4% 8,4%
Австралия 1,9% 2,4%

Источник: «Руссофт», 2022

Россия выглядит в их глазах хорошей альтернативой, отечественные компании тоже заинтересованы в новых рынках. Даже те, которые раньше ограничивались отечественными клиентами. Как свидетельствуют данные исследования, более четверти респондентов (26,3%, это почти 9% от общего числа опрошенных) компаний, не имевших ранее экспортных доходов заявили, что намерены в 2022 г. выйти на какой-то зарубежный рынок. Больше всего их привлекают рынки ближнего зарубежья (15,8% от всех компаний, не имевших экспортных доходов в 2021 г.), Южной и Восточной Азии (10,5%), Ближний Восток (10,5%).

Полный текст статьи читайте на CNews