Как помочь студенту дойти до конца онлайн-курса
Старший продюсер-методист EdMarket Елена Махова рассказала, как использовать модель мотивации SSDL, чтобы поддерживать студентов на всех этапах пути к диплому.
Старший продюсер-методист EdMarket Елена Махова рассказала, как использовать модель мотивации SSDL, чтобы поддерживать студентов на всех этапах пути к диплому.
Елена Махова
Старший продюсер-методист EdMarket
Обучение можно представить в виде пути из точки А, в которой студент находится сейчас, в точку Б, куда он придёт, получив новые знания и умения, достигнув поставленных целей. Этот путь редко бывает таким:
Чаще всего он такой:
Путь от старта до результата может казаться простым методисту, но для студента выглядит как полоса препятствий, где будут:
- растерянность в начале: «непонятно, что делать и куда бежать»;
- спад мотивации в первой трети курса, когда воодушевление проходит и оказывается, что учиться трудно, домашние задания требуют времени, а повседневные дела никто не отменял;
- преодоление и осознание, что ответственность за свои результаты нужно нести самому.
Проектируя онлайн-курс, мы должны предусмотреть все сложные моменты, с которыми столкнётся студент, и продумать, как будем поддерживать его мотивацию на каждом из этапов обучения.
Чтобы помочь студентам дойти до конца курса, можно использовать модель мотивации SSDL (The Staged Self-Directed Learning), цель которой — привести студентов к самостоятельному самонаправленному обучению. Она рассматривает четыре стадии мотивации, на которых оказывается студент во время обучения:
- зависимый;
- заинтересованный;
- вовлечённый;
- самонаправленный.
Рассмотрим, что происходит на каждом этапе и как с этим работать.
1-я стадия: Зависимый. Рассказываем о процессах
Если студент выбирал курс сам, мотивация в этой точке высокая: он предвкушает начало обучения и ждёт, что ему будет интересно и полезно. Но одновременно с этим студент:
- не знает, что делать и как проходить этот путь;
- может не понимать, зачем записался на курс, в чём ценность обучения;
- не всегда осознаёт, что обучение — это ответственный процесс, который требует вложения времени и сил именно от него.
Задача методиста — обосновать ценность и цель обучения, а также дать максимум информации о том, как оно устроено. Вот что можно для этого сделать ↓
Провести вводный вебинар, где рассказать:
- сколько длится обучение;
- из каких модулей состоит курс и почему их стоит проходить именно в этом порядке;
- как устроена образовательная среда;
- по каким дням проходят занятия;
- как сдавать домашние задания;
- сколько времени потребуется на выполнение домашних заданий и какую обратную связь студент по ним получит;
- куда писать в случае технических проблем, а куда — если есть вопросы по содержанию курса;
- где лежат учебные материалы;
- какие результаты ждут в конце обучения и прочее.
Создать карту курса, к которой можно будет обращаться во время обучения, чтобы отслеживать, какой путь студент уже преодолел и что ещё предстоит.
Помочь сформулировать ценность обучения, ответить на вопрос: «Зачем мне проходить этот курс?».
Научить учиться онлайн. Например, на курсах EdMarket есть дополнительное занятие, где мы рассказываем, как организовать себя, чтобы дойти до конца и не сдаться на полпути.
Провести установочную встречу, где слушатели поделятся ожиданиями от курса и познакомятся друг с другом. Здесь организаторы снова напоминают студентам, что ждут от них ответственного отношения: путь к диплому придётся пройти им самим, но поддержка будет на каждом шаге.
2-я стадия: Заинтересованный. Боремся с когнитивным сопротивлением
Студент уже начал заниматься: слушать лекции, выполнять задания, читать дополнительные материалы. Но в этот момент часто возникает когнитивное сопротивление: мозг не хочет принимать новое и пытается переключиться на другие задачи.
Любое обучение — это изменение, а следовательно, стресс. И мозг старается уберечь нас от стресса.
Кроме того, учиться нелегко: работу никто не отменял, близкие требуют внимания, вышла новая серия любимого сериала.
Что можно сделать, чтобы поддержать мотивацию студента ↓
Сформировать учебный контракт, чтобы помочь студенту сформулировать цель обучения и определить его путь к этой цели, показать, что он уже сделал первые шаги, добился прогресса и начатое стоит продолжать. Заключить учебный контракт помогают правильно подобранные модели обучения и выстроенная под индивидуальные особенности студента учебная траектория.
Поддерживать активность в учебном чате:
- устраивать опросы и призывать делиться инсайтами;
- писать мотивирующие посты и хвалить тех, кто, например, сдаёт работы в срок;
- поощрять наставничество.
Здесь работает принцип социального доказательства. Студент видит, что другие сдают домашние задания, что есть кто-то, уже прошедший этот путь, значит, и ему это по силам — просто нужно приложить усилия.
Давать задания, где потребуется проявить ответственность. Например, задания с проверкой peer-to-peer, когда студенты оценивают работу друг друга. Такой формат помогает поддержать мотивацию: студент берёт на себя обязательства перед другим учеником, не хочет его подвести и, в свою очередь, рассчитывает получить аргументированную и полезную обратную связь в ответ.
Предложить поработать в команде. Группа студентов может вместе заниматься проектом. Такой формат хорошо сработает, если в командах чётко распределить роли между студентами с индивидуальной зоной ответственности.
Поддерживать и давать обратную связь. Студенты EdMarket получают развёрнутую обратную связь по каждому домашнему заданию. Эксперты, которые проверяют работы, отмечают, что получилось хорошо, и советуют, что можно улучшить.
Студентам очень важно чувствовать, что они в безопасной среде, где их поддерживают и вместе с ними радуются успехам.
3-я стадия: Вовлечённый. Помогаем осознать ответственность
Когда пройдена уже половина курса, и получены первые знания и навыки, мотивация начинает выравниваться, но всё ещё со скачками, периодически снижаясь.
Задача методиста на этом этапе — помочь студенту взять ответственность за результат на себя и осознать, что у него уже достаточно знаний, чтобы применять их на практике. Вот что можно для этого сделать ↓
Предложить воркшопы, мозговые штурмы и другие форматы для тренировки умений в безопасных условиях и стимулирования к самостоятельным действиям и поиску решений. Нужно стараться не давать готовое решение, а чаще задавать вопрос: «Как бы вы поступили в той или иной ситуации?».
Предлагать дополнительные материалы и задания со звёздочкой. Дайте желающим возможность изучить тему на более глубоком, чем базовый, уровне.
Цель таких заданий — показать, что есть куда расти.
Организовать вебинар по разбору домашних работ, куда студенты могут прийти со сложными вопросами и вариантами решений, чтобы довести их до правильного ответа с экспертом.
Курс
Методист онлайн‑курсов
Узнать больше
- Научитесь создавать качественные образовательные продукты
- Узнаете, как выявлять сильные стороны эксперта и оформлять его знания и опыт в учебный контент
- Отработаете реальные задачи методиста, каждая из которых — кейс для портфолио
4-я стадия: Самонаправленный. Готовим к выходу в мир
В конце обучения или уже после него студент может столкнуться с синдромом самозванца: он многому научился, но боится, что не сможет применять знания на практике, иногда не осознаёт, какие навыки и компетенции приобрёл.
Задача методиста — помочь перейти из роли «я ученик» в роль «я практик и набираю опыт». Что можно сделать ↓
Организовать стажировки, если говорить про обучение профессиям. Можно стажироваться и во время, и после обучения, чтобы получить первый практический опыт в новой профессии.
Провести карьерные консультации, где выпускник определит, в каком направлении ему интересно развиваться, и вместе с экспертом наметит свою карьерную траекторию.
Акцентировать внимание на результате обучения. В некоторых сферах хорошо работает сравнение до и после: например, на курсах по фотографии студенты могут сделать снимки в начале и в конце учёбы, чтобы оценить, как изменилась их техника.
Организовать защиту дипломного проекта. Студенты во время обучения разрабатывают свой проект, а в финале представляют его жюри. Готовясь к защите диплома, студент переосмысляет знания и навыки, полученные за время обучения, и убеждается, что всё было не зря Полный текст статьи читайте на Нетология