Как быстро решать нестандартные бизнес-задачи при помощи ТРИЗ
ТРИЗ ― теория решения изобретательских задач — практический инструмент для выполнения казалось бы нерешаемых задач в бизнесе и не только. Это технология, которую успешно применяют крупные инновационные компании, такие как Boeing, Samsung, Intel.
Алексей Благих, председатель Международной ассоциации бизнес-ТРИЗ в России (IBTA Russia), рассказывает, в каких сферах бизнеса и с помощью каких инструментов применяется ТРИЗ, какие сложности внедрения методики бизнес-ТРИЗ есть в России и как их можно устранить.
Также Алексей поделился кейсами с использованием метода бизнес-ТРИЗ — включая историю, когда технология помогла крупным компаниям закрыть проблему, которую не могли решить 10 лет.
Алексей Благих
Председатель International Business TRIZ Association Russia
ТРИЗ может сделать из каждого человека изобретателя
Основы ТРИЗ ― теории решения изобретательских задач — заложил советский инженер, учёный и писатель-фантаст Генрих Саулович Альтшуллер в 1946 году, который хотел дать каждому человеку инструмент для решения изобретательских задач. Если раньше считалось, что для изобретения чего-то нового нужно было быть гением, то теперь, благодаря систематизации данных из 40 тысяч патентов, доступных на тот момент Генриху Сауловичу, удалось выявить основные приёмы изобретательства. И эти приёмы позволили каждому человеку стать изобретателем, решая сложные задачи из разных отраслей деятельности.
К концу 1980-х годов про ТРИЗ знал каждый инженер в СССР. Но в 1990-х по объективным причинам в экономике резко сократилась потребность в изобретательстве, что на время привело к падению интереса к ТРИЗ. Но благодаря тем, кто был глубоко погружён в ТРИЗ, развитие продолжилось как в России, так и за рубежом.
Сегодня интерес к ТРИЗ растет в трёх сферах: инженерия, бизнес и педагогика.
ТРИЗ внедрили тысячи компаний по всему миру — от крупных до мелких
С 1990-х годов ТРИЗ начал распространяться за рубежом — сначала в США, благодаря появлению в стране ТРИЗ-иммигрантов из России. Позже интерес к этому методу начали проявлять в странах Западной Европы и Азиатского региона.
Сегодня практически все инновационные компании используют ТРИЗ — Boeing, Samsung, Bosch, Ford, Intel, Philips и ещё десятки корпораций.
В Samsung ТРИЗ начали внедрять с 2000-х годов. И только в первые годы это помогло корпорации сэкономить более 100 миллионов долларов.
ТРИЗ стал частью корпоративной культуры Samsung. Компания разработала собственную систему обучения и сертификации — более 40 000 сотрудников прошли обучение по этой программе.
Благодаря ТРИЗ Samsung сокращает ресурсы и время на изобретения, за счёт чего производитель стремительно обходит конкурентов и считается признанным лидером по инновациям.
В General Electric скорость нахождения решения с ТРИЗ увеличилась в 6‒10 раз, по данным Оливера Мейера, мастера ТРИЗ, который внедрял метод в этой компании.
Какие задачи в каких сферах удалось решить при помощи ТРИЗ
Методы ТРИЗ уже более 25 лет применяют во всём мире для решения технических, организационно-управленческих и социальных задач.
Это далеко не полный список — ТРИЗ универсален и позволяет решать широкий круг задач и проблем.
Когда нашли решение задачи, важно убедиться, что оно близко к идеальному по критериям ТРИЗ. Тогда можно быть уверенным, что это оптимальное решение и компания получит экономический эффект.
Какой именно эффект, точно сказать нельзя: ТРИЗ не поддаётся чёткой стандартизации, так как это эвристический метод. Даже опытные мастера ТРИЗ, занимаясь одинаковой задачей, могут прийти к разным решениям.
Основные критерии эффективности внедрения решений ТРИЗ — некритичные для бизнеса затраты на это и минимальные сроки реализации.
5 критериев идеальности решения в ТРИЗ
Проблему устранили на 100%.
Разрешили противоречие: устранили конфликт требований внутри одной системы — ключевую причину возникновения проблемы.
Решение не требует больших затрат — критичных для конкретной компании.
Нет нежелательных эффектов, а все вторичные задачи выполнили.
Есть сверхэффекты, которые появились от внедрения решения, но заранее не прогнозировались.
Если все пять критериев выполняются — решение считается идеальным.
Разберём критерии идеальности на примере кейса из малого бизнеса в России ↓
Задача
Записать для сайта 250 видеороликов по теме бизнес-планов. Это влекло за собой большие временные и денежные траты. Принятие решения по этому вопросу откладывалось из-за нехватки ресурсов.
Решение
Запись одного видео и размещение его на всех 250 страницах сайта.
Чтобы прийти к решению, было составлено противоречие:
- запись 250 видеороликов охватит все бизнес-планы на сайте — это долго и дорого;
- если сделать один ролик, не потребуется больших затрат времени и денег, но и не получится охватить все бизнес-планы.
Сформулировали цель разрешения противоречия — записать 1 видеоролик при минимальных временных и денежных затратах, но при этом охватить все бизнес-планы на сайте. Таким образом учитываются оба требования к системе.
В первичной концепции планировались видеоролики про каждый бизнес-план. В новом решении был записан 1 видеоролик в целом про бизнес-планы, какие моменты стоит обязательно учитывать и как важно бизнес-планирования для бизнеса. Плюс основатель поделился своим опытом в бизнесе.
Результат
Стоимость работ снизилась с нескольких миллионов до 4 800 рублей. Реализация проекта заняла 3 дня вместо нескольких месяцев.
Соответствие критериям идеальности решения в ТРИЗ
1. Проблему устранили: на сайте на всех страницах бизнес-планов есть соответствующее видео.
2. Разрешили противоречие: 250 видео добавили, но записали всего одно.
3. Потратили минимум средств.
4. Нежелательных эффектов нет, функция видеоролика на сайте выполняется.
5. Есть сверхэффект: видео продвигает сайт через YouTube и в поисковых системах.
Другие ТРИЗ-кейсы из бизнеса можно посмотреть на сайте автора.
Бизнес-ТРИЗ: от решения технических задач до управленческих
Для решения масштабных проблем применяется адаптация ТРИЗ для бизнеса — с более 30 инструментами для анализа проблемной ситуации, выявления противоречий, их разрешения и оценки полученных решений.
Бизнес-ТРИЗ как отдельная доктрина берёт своё начало в 2000-х годах. Методика, которая изначально создавалась для решения технических задач, удачно адаптировалась для решения проблем бизнеса. Парадоксально, но запрос на это пришёл от самого бизнеса. Успешно применяя технологию решения технических задач, специалисты невольно стали применять её и к решению управленческих проблем. И оказалось, что инструменты системы отлично выполняют свою функцию в решении задач бизнеса, менеджмента и управленческой сферы.
Задачи определяют инструменты бизнес-ТРИЗ
Выделяют три уровня бизнес-ТРИЗ:
- Решение частных, уже выявленных проблем. Устранение конфликтов. Поиск прорывных решений, при помощи которых создают ранее не доступные изобретения, такие как телевизор, радио.
- Анализ бизнес-систем и процессов. Выявление инновационного потенциала. Радикальное снижение себестоимости.
- Инновационное прогнозирование. Создание прорывных и подрывных процессов и продуктов.
Подрывная инновация значительно упрощает и удешевляет бизнес-процесс. Например, с появлением персональных компьютеров дорогая компьютерная техника стала доступна для обычных людей.
В зависимости от задач бизнеса применяются инструменты одного из трёх уровней — рассмотрим их дальше.
Инструменты 1-го уровня: быстрое выявление основных, требующих немедленного разрешения задач
Например, низкие продажи или проблемы логистики. Решение этих задач с минимальными или нулевыми затратами.
Инструменты 2-го уровня: выявление факторов, которые тормозят развитие систем
Определяются ненужные элементы системы. Их удаление резко снижает расходы при полном сохранении функциональности.
Возникающие вторичные задачи решаются инструментами 1-го уровня.
Инструменты 3-го уровня: глубокий анализ системы и прогнозирование роста и инновационного развития бизнес-системы
Бизнес-системой может быть как продукт или услуга, так и сервис. Затем инструментами 1-го и 2-го уровня удаляются факторы, тормозящие развитие.
Зачастую бизнес начинает знакомство с ТРИЗ через первый уровень. И постепенно, получая всё больше и больше результатов, которые можно легко измерить деньгами, переходит ко второму и третьему уровню, чтобы повысить свою конкурентоспособность на рынке.
Когда нужно быстро: метод парадоксов
Во многом скорость нахождения решения зависит от сложности задачи и количества противоречий, которые она содержит. Но зачастую для бизнеса гораздо важнее именно скорость нахождения решения, чем его полная проработка, тогда в ТРИЗ применяется только часть инструментов, позволяющая быстро выйти на близкое к идеальному решение.
Один из таких инструментов — метод парадоксов, когда для одной исходной задачи подыскивается множество разных, самых парадоксальных формулировок. Это мощный инструмент постановки задач и включения механизма управляемого инсайта.
Иногда выявить саму задачу гораздо сложнее, чем её решить. И только поставив своё мышление в тупик, можно заставить мозг думать нешаблонно. При этом стоит учитывать, что нестандартные решения могут вызывать сильный дискомфорт — это считается хорошим критерием инновационной идеи.
Самый быстрый парадокс — чем хуже, тем лучше. Он основан на принципе «обратить вред в пользу». Выявляем вред, который у нас есть в системе, и её полезную функцию, а затем усиливаем их до максимума.
Например, в офисе становится жарко в летнее время, поэтому работать сотрудникам некомфортно. Стандартные решения с кондиционерами не подходят.
Парадокс будет звучать так: в офисе стоит невозможная жара, но при этом сотрудники чувствуют себя комфортно и с удовольствием работают в таких условиях. А дальше, за счёт направленной генерации идей, можно выйти на сильное решение. К примеру, в офисе создали атмосферу как на Бали, а сотрудники наслаждаются ей, работают в купальниках или плавках. Получается и сверхэффект: о такой креативной компании расскажут многие СМИ.
Это пример нестандартного мышления, благодаря которому можно раскачать воображение и постепенно выйти на сильное решение, которое подойдёт для бизнеса.
Пример: международный кейс с использованием метода бизнес-ТРИЗ
Компания
Производитель композитных комплектующих для нишевых сегментов рынка в Нидерландах, годовой оборот — 3,5 млн €.
Цель
Выйти на новые рынки массовой и серийной продукции, диверсифицировать бизнес. Разрешить противоречие, создающие барьеры.
Ключевые инструменты ТРИЗ
- Карта восприятия проблемы.
- Анализ ключевых параметров ценности.
- Причинно-конфликтный анализ (RCA+).
- Устранение конфликтующих требований и инновационных приемов.
- Инверсный функционально ориентированный поиск.
Время на решение / внедрение
1 месяц / 1 год.
Результат
Разработали новую бизнес-модель. Компания получила заказы на серийное производство, за 2 года выросла вдвое по годовому обороту.
Об этом кейсы писали голландские газеты, так как проблему компания не могла решить более 10 лет.
Проблема заключалась в противоречивых требованиях крупного заказчика — концерна BMW — и инвесторов компании.
BMW был готов разместить заказ на 70 тысяч изделий, но с гарантией выполнения заказа. Чтобы дать гарантию и выполнить такой крупный заказ, требовались инвестиции в расширение производства.
При этом инвесторы не готовы были вкладывать деньги в расширение, пока не будет контракта с BMW. В свою очередь немецкий производитель не был готов заключать контракт, пока не был уверен, что будет расширение производства, — при невыполнении заказа автоконцерн понёс бы большие убытки.
В течение 10 лет продолжался процесс поиска решения, пока не пригласили специалиста по ТРИЗ, который разрешил ключевое противоречие по алгоритму решения задачи, который описали выше.
Кратко напомним:
- выяснили ключевую проблему;
- провели причинно-конфликтный анализ, чтобы выявить причину проблемы и противоречия, которые не дают устранить эту причину;
- при помощи инструментов ТРИЗ нашли решение проблемы через приём «Посредник».
Решение оказалось простым: создали отдельную компанию, в которой 51% акций принадлежал BMW, чтобы концерн мог полностью контролировать производство своего заказа, а 49% отдали производителю комплектующих. В итоге компания получила контракт, привлекла инвестиции, затем выполнила заказ BMW и стала стремительно расти.
Не смогли решить проблему без ТРИЗ, потому что изначально решали не ту проблему — пытались уговорить по очереди и BMW, и инвесторов. А нужно было учесть интересы обеих сторон одновременно, то есть разрешить противоречие.
В 90% случаев именно так и происходит в бизнесе: ищут компромисс, а не разрешение противоречия. При этом безрезультатно тратят огромные ресурсы.
Технология ТРИЗ помогает быстро выявить ключевое противоречие и решить его — в результате резко увеличивается эффективность и конкурентоспособность бизнеса.
Бизнес-ТРИЗ в России: перспективы и сложности внедрения
В России с 2000-х годов интерес к ТРИЗ вновь начал расти, а системно метод начал проявляться с 2015 года. Одна из первых компаний, которая стала структурно применять у себя ТРИЗ, — Северсталь.
Сегодня ТРИЗ используется более чем в 30 российских компаниях и госкорпорациях: к примеру, в ЕВРАЗе, Росатоме (ТВЭЛ), Сибуре, Сбере, Северстали, группе ГАЗ, РУСАЛе, НЛМК, Газпроме, Роснефти. Например, благодаря внедрению ТРИЗ в ГАЗе себестоимость автомобиля Соболь снизилась на 5,8%. В группе «Базовый элемент» и в компании РУСАЛ создали структурные подразделения ТРИЗ в пяти российских компаниях и группах компаний.
В 2018 году в Ростехе создали ТРИЗ-центр для обучения сотрудников и формирования ТРИЗ-сообщества госкорпорации, деятельность которого продолжается и сегодня. Ключевые задачи центра — снижение себестоимости производства продукции, повышение её качества и конкурентоспособности, поиск и внедрение инновационных технических решений.
Семинары по ТРИЗ регулярно проводятся в Сбере, Альфа-Банке, KPMG. Ассоциация WorldSkills готовит конкурсную программу по компетенции ТРИЗ. В 2021 году в рамках кубка рационализаторов в Екатеринбурге участники трека по инновациями применяли инструменты ТРИЗ для решения таких кейсов, как машинное зрение, биометрия в пассажирских перевозках, вывод на рынок нового продукта для очистки воды от нефти.
У методики бизнес-ТРИЗ огромный потенциал, и те компании, которые внедряют её, сразу получают большое конкурентное преимущество — особенно в текущих реалиях.
С учётом мировой тенденции ухода от консалтинга к обучению своих сотрудников внедрение ТРИЗ в бизнес-процессы при помощи собственных специалистов существенно сэкономит ресурсы компании.
Бизнесу любого уровня выгоднее иметь собственного сотрудника, способного решать проблему здесь и сейчас, чем привлекать стороннего ТРИЗ-специалиста.
В среднем в мире час специалиста по консалтингу обходится от $150 до $250, тогда как специалист в найме стоит от $30 в час.
Многие специалисты приходят в ТРИЗ из консалтинга — это гораздо интереснее и эффективнее. Консалтинг опирается на опыт решателя задачи и анализ большого количества информации, что занимает много времени и не гарантирует того, что найденные идеи решат проблему. Тогда как в ТРИЗ изначально используют экспертность заказчика и при помощи инструментов методики последовательно и направленно приходят к самому сильному решению. В результате существенно — в 6‒10 раз, а то и больше — сокращается время на поиск решения, потому что с каждым шагом сужается поле для поиска решения, но при этом специалисты приближаются к самому лучшему решению.
курс
Гипотезы:
инструмент решения
бизнес-задач
Узнать больше
- Научитесь быстро и бюджетно проводить эксперименты, чтобы совершенствовать свою компанию, продукт и личную эффективность
- Узнаете, как находить и преодолевать ограничения, мешающие развитию бизнеса, как отличать сильную цель от слабой, как побороть страх ошибки и повысить потенциал к инновациям
Что тормозит внедрение ТРИЗ в России и что с этим делать
Бизнес недостаточно информирован о ТРИЗ
Большинство что-то слышали об этой технологии, но не знают точно, что она представляет собой.
Эту проблему помогает решать публикация материалов с актуальной информацией об инструментах ТРИЗ.
Изучение теории малоэффективно — для полного понимания нужна обязательная практика с тренером
Проблема есть, но постепенно уходит за счёт обучения корпоративных специалистов сертифицированными тренерами Международной ассоциации бизнес-ТРИЗ (International Business TRIZ Association).
По прогнозам экспертов, к 2027 году все крупные компании России будут иметь в своём штате тренеров бизнес-ТРИЗ, которые будут передавать как теоретические знания, так и практические навыки.
Не хватает тренеров на открытом рынке ТРИЗ-обучения
Практически всё обучение в компаниях происходит или силами корпоративных — внутренних — тренеров, или с привлечением внешних тренеров по долгосрочному контракту.
Конкуренция среди корпоративных тренеров обостряется, так как они обязаны обучать новых тренеров внутри компании. Тем самым компания защищает себя от того, что тренер станет звездой или вдруг решит уйти, а замены не будет.
В итоге часть корпоративных тренеров уйдёт на внешний рынок обучения бизнес-ТРИЗ, что решит эту проблему.
Мало публикуется ТРИЗ-кейсов, особенно крупных компаний
Почти все успешные проекты защищены соглашением о неразглашении коммерческой тайны.
В бизнесе важную роль играет скорость, поэтому с момента нахождения инновационного решения и его внедрения проходит от 1 дня до нескольких месяцев. А значит, когда решение будет внедрено, о нём быстро узнают конкуренты. Поэтому количество бизнес-кейсов, которые показывают эффективность ТРИЗ, увеличивается с каждым месяцем даже без публикаций.
А то, что появляется в публичном пространстве, в основном заслуга тренеров, которые обучают ТРИЗ вне корпораций.
Также некоторые компании в своих корпоративных изданиях, многие из которых находятся в открытом доступе, публикуют кейсы, информацию о ТРИЗ. Например, Группа ГАЗ или Ростех.
Требуется больше года для прохождения трёх уровней бизнес-ТРИЗ
Стремление к быстрому обучению понятно, при этом далеко не всё можно освоить на курсах за условные 2 недели. И ТРИЗ в том числе: это технология, которая меняет мышление, а это всегда требует времени и практики.
Мы, члены Международной ассоциации бизнес-ТРИЗ (IBTA), также понимаем, что не нужно обучать всех специалистов компании трём уровням бизнес-ТРИЗ. А освоить первый уровень можно за 2,5 месяца онлайн-обучения или за 3 дня очного обучения, что соответствует требованиям бизнеса.
Во время обучения ТРИЗ решаются только реальные бизнес-задачи компании, а значит обучение окупается в момент нахождения решения проблемы, то есть во время прохождения курса. Это делает такое обучение выгодным для компаний, поэтому они готовы выделять время на обучение своих сотрудников с отрывом от работы.
Мастера ТРИЗ старшего поколения не лояльны к более молодым специалистам
Возраст многих известных ТРИЗ-мастеров — больше 60 лет. Постоянную практику они уже не ведут, поэтому им нелегко находить общий язык с людьми моложе себя и решать инновационные задачи.
Средний возраст тех, кто изучает бизнес-ТРИЗ сегодня, снизился до 40 лет — и мы видим тенденцию в сторону омоложения аудитории.
Ведётся работа и со студентами, и с учащимися старших классов — мы помогаем растить поколение управленцев, которое будет знать ТРИЗ ещё до выхода на работу.
Специалисты из ТРИЗ-педагогики внедряют методику в детские сады и младшие классы.
Уже выросли первые поколения детей по всему миру, кто изучает ТРИЗ с младшего возраста. Их навыки креативного мышления и умения быстрее решать нестандартные задачи гораздо выше, чем у сверстников, не знакомых с ТРИЗ.
Всё это решает проблему будущих инноваторов страны и в целом развития ТРИЗ.
HR-менеджеры не понимают, кто и как должен обучать ТРИЗ
Для многих HR-специалистов, которые лично не знакомы с ТРИЗ, нет разницы, кто будет обучать их сотрудников. Для них ключевой параметр — цена. Не учитывается ни экономическая эффективность от обучения, ни дальнейшее применение ТРИЗ в компании.
Эту проблему мы решаем через популяризацию ТРИЗ в HR-сообществах и пояснением, чем отличается современный ТРИЗ от того, что описал в своих книгах Генрих Саулович Альтшуллер.
ТРИЗ развивается, обрастает международными практиками, аналитическими инструментами, что отражается на стоимости обучения, но и одновременно на уровне задач, которые можно решить, получив значительный экономический эффект.
Топ-менеджмент не хочет вводить новые методологии из-за опасений, что не будет результата от обучения
Это самый тормозящий пункт, который тесно перекликается с продвижением ТРИЗ в HR-сообщества.
Помогают развеять сомнения публикации бизнес-кейсов и личное общение с управленцами.
***
Несмотря на совокупность негативных факторов, всё больше отечественных компаний начинают внедрять у себя ТРИЗ. И не только в сфере бизнеса: к методологии проявляет большой интерес университетское сообщество, выделяя на её развитие большие гранты. Помимо этого ТРИЗ всё чаще становится конкурентным преимуществом школ, ведь многие родители хотят, чтобы их дети были успешными.
Помогают активно распространять и внедрять ТРИЗ в компании две основные ассоциации — МАТРИЗ и IBTA
Стандартизируют технологии ТРИЗ во всём мире международные ассоциации, которые разрабатывают и популяризируют методологию, а также следят за её корректным применением.
Крупнейшие ассоциации ТРИЗ ― Международная ассоциация ТРИЗ (МАТРИЗ) и International Business TRIZ Association (IBTA, Международная ассоциация бизнес-ТРИЗ).
МАТРИЗ сертифицирует специалистов по технической ТРИЗ, IBTA ― ТРИЗ для бизнеса. У ассоциаций есть своя специфика с 1-го по 5-й уровень, при этом организации признают сертификаты друг друга.
Активно развивается и направление ТРИЗ-педагогики и бизнес-ТРИЗ для подростков, но опыт ещё только нарабатывается и нет необходимости создавать отдельную ассоциацию для этой сферы.
Резюмируем
ТРИЗ, или теория решения изобретательских задач — это мощный, признанный во всём мире метод решения нестандартных или нерешаемых бизнес-задач в технической, управленческой и социальной областях.
Большинство инновационных компаний используют ТРИЗ. Это такие компании, как Boeing, Samsung, Bosch, Ford, Intel, Philips и ещё десятки корпораций. Так, только в первые несколько лет внедрение технологии ТРИЗ сэкономило Samsung $100 млн. В General Electric скорость нахождения решения с ТРИЗ увеличилась в 6‒10 раз. В Нидерландах ТРИЗ помогла решить проблему, которую не могли закрыть 10 лет, в результате чего за 2 года вдвое увеличился годовой оборот компании: с 3,5 млн до 7 млн €.
В России ТРИЗ используется более чем в 30 компаниях и госкорпорациях. К примеру, в ЕВРАЗе, Росатоме (ТВЭЛ), Сибуре, Сбере, Северстали, группе ГАЗ, РУСАЛе, НЛМК, Газпроме, Роснефти.
Несмотря на совокупность тормозящих развитие методики факторов, всё больше отечественных компаний начинают внедрять у себя ТРИЗ. Помимо этого к методологии проявляют большой интерес вузы и школы.
Читать также
ТРИЗ как метод развития творческого мышления
Как находить новые идеи и свежие решения: метод Zettelkasten
Как блокчейн меняет бизнес и какие ошибки при внедрении и риски стоит учесть
Как удержать ценных сотрудников без повышения зарплаты и больших расходов
Как b2b-компаниям увеличить продажи через транслирование экспертности сотрудников
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.
Алексей Благих
Председатель International Business TRIZ Association Russia
The post Как быстро решать нестандартные бизнес-задачи при помощи ТРИЗ first appeared on Медиа Нетологии.
Полный текст статьи читайте на Нетология