7 трендов онлайн-образования

По данным исследования Нетологии, в 2021 году россияне потратили на онлайн-образование 226 млрд рублей — эта сумма впервые превысила траты на очное обучение. Интерес к дистанционным курсам продолжает расти и в 2022 году, формируя новые запросы к EdTech-рынку.

Мария Панкова, руководитель учебного-методического отдела Нетологии, рассказывает о 7 образовательных трендах, которые можно использовать при разработке онлайн-курсов.

7 трендов онлайн-образования

Мария Панкова

Руководитель учебного-методического отдела Нетологии

Во всём многообразии трендов я выделю те, что можно применить на практике, и те, что больше про теорию: звучат интересно, но как на них опираться в повседневной жизни — непонятно.

Например:

  • Упор на качество при создании онлайн-курсов — многие говорят о необходимости работать с качеством, но понимают под этим разные вещи. Общие критерии не выведены и не узаконены, поэтому на такую формулировку трудно опираться в работе.
  • Искусственный интеллект в обучении — популярный тренд, о котором многие говорят, но практических примеров реализации крайне мало.
  • Метавселенные — примерно та же ситуация, что и с искусственным интеллектом: многие хотят создать образовательную платформу, которая будет одновременно и соцсетью, и развлекательной площадкой, но пока таких примеров нет.
  • Консолидация рынка — полезно знать, что в онлайн-образовании несколько крупных игроков поглощают небольшие стартапы, но как использовать это знание при разработке курсов — до конца неясно.

Итак, дальше поговорим про тренды, которые можно использовать в методической практике при создании образовательных продуктов.

7 трендов онлайн-образования Индивидуальный подход

Это подход, который строится на взаимодействии людей. Он стал особенно популярным в эпоху диджитализации.

Технологии делают нас всё более независимыми от человеческого фактора, а пандемия дополнительно ограничила нас в контактах. Поэтому в последние годы потребность в общении стала как никогда ощутимой.

Онлайн-образование не может игнорировать общие социальные тренды, поэтому в последнее время всё больше участников рынка говорят об индивидуальном подходе.

Какие существуют механики этого подхода:

  • общение в комьюнити;
  • сопровождение кураторов, которые поддерживают мотивацию студентов учиться;
  • мастермайнд-группы;
  • индивидуальная поддержка — это может быть помощь куратора, тьютора или личная консультация с экспертом.
7 трендов онлайн-образования
В начале каждого курса Нетологии проходит вводное занятие с координатором. На нём студенты узнают важную информацию о программе и знакомятся с теми, кто будет поддерживать их в учёбе

7 трендов онлайн-образования Практико-ориентированное обучение

Проектируем программу таким образом, чтобы студент мог применять полученные знания и навыки в повседневной жизни.

На этот образовательный тренд мы опираемся, когда:

  • проектируем обучение от задач — анализируем, какие требования предъявляет работодатель к сотрудникам, а затем создаём программу, которая поможет получить соответствующие знания и навыки;
  • включаем в курс больше практических задач для отработки навыка;
  • имитируем реальные рабочие процессы во время обучения — в формате бизнес-игры, симулятора, решения кейсов.

7 трендов онлайн-образования Заимствование практик из популярных образовательных продуктов

Это не означает, что мы перестаём проектировать серьёзные образовательные курсы и запускаем марафоны желаний. Тем не менее иногда полезно заимствовать приёмы, форматы и подходы, которые используют популярные программы.

Мы можем перенимать у массовых продуктов:

  • формат;
  • более эмоциональную подачу материала, простые примеры, Tone of Voice;
  • стремление к краткосрочности обучения — этого можно добиться упаковкой знаний в микрокомпетенции.

7 трендов онлайн-образования Доказательное образование

Этот тренд получил своё название по аналогии с доказательной медициной.

Мы проектируем обучение и разрабатываем новые программы, опираясь на исследования и факты. Непроверенные правила и убеждения в стиле «все так делают» здесь не работают.

В 2021 году в Нетологии мы задались вопросом, какой должна быть оптимальная длительность учебного видео. Чтобы выяснить это, мы проанализировали исследования и открытые источники.

Большинство рекомендаций по длительности ролика находились в диапазоне от 1 до 6 минут, а в целом доходили и до получаса. В своей практике я ориентировалась на 5–7 минут, считая, что такая длительность не будет перегружать студента.

7 трендов онлайн-образования
Здесь показано, какую оптимальную длительность видео предлагали The University of Sydney, Coursera, EdMarket, СберУниверситет и другие источники

Мы решили провести собственное исследование вместе с компанией «Лаборатория знаний». Мы задействовали нейроинтерфейс, который считывает электроэнцефалограмму и интерпретирует данные в различные психоэмоциональные состояния человека.

В исследовании группа респондентов смотрела учебные видео разной длительности, а мы замеряли, насколько активно в этот момент работает их мозг. Оказалось, что оптимальная длительность учебного видео составляет от 10 до 15 минут. Длительность до 7 минут оказалась подходящей для маркетинговых и вовлекающих роликов.

7 трендов онлайн-образования
Наибольший средний уровень стресса оказался у тех, кто смотрел короткие видео, наименьший — у тех, кто смотрел ролики средней длины. Длинные видео в основном вызывали ситуации повышенного и низкого стресса, реже — нейтрального

Так у нас появилась научно подтверждённая цифра, на которую мы можем опираться при разработке учебных программ.

7 трендов онлайн-образования Персонализация

Выстраиваем обучение, которое максимально подстраивается под задачи клиента. Для этого мы персонализируем:

  • расписание;
  • наполнение занятий — проектируем отдельные задания для новичков и более опытных;
  • образовательную траекторию — студент сам может собрать образовательный трек из учебных модулей.

К сожалению, далеко не все учебные платформы предоставляют технические возможности для персонализации обучения. К тому же бывает сложно подстраиваться под желания студентов — особенно когда они сами не понимают, что хотят получить в итоге.

Мастермайнд — это групповой формат работы для достижения индивидуального успеха.

7 трендов онлайн-образования Курс

Методист онлайн‑курсов PRO

Узнать больше

  • Узнаете, как проводить глубинные исследования будущих пользователей продукта
  • Научитесь проектировать элементы образовательной среды
  • Сможете разработать учебную программу онлайн-курса

7 трендов онлайн-образования Акцент на целеполагании

Одна из задач онлайн-школ — помочь пользователю понять, что он хочет получить от обучения и как прийти к этому результату. Поэтому важно предусмотреть работу с личной целью учащегося:

  • помочь сформулировать её в начале обучения;
  • показать разные методы определения цели;
  • регулярно рефлексировать, возвращаться к цели и конкретизировать её.

Таким образом мы помогаем студентам получить запланированный результат от обучения.

7 трендов онлайн-образования
Проблему целеполагания студентов мы решили с помощью «Компаса развития» — инструмента, который помогает формулировать цель и достигать её

7 трендов онлайн-образования Смешанное обучение

Этот подход совмещает онлайн-формат и офлайн-взаимодействие:

  • живые встречи учебных групп;
  • офлайн-практику, мастер-классы.

В период локдаунов и коронавирусных ограничений было сложно проектировать смешанное обучение, в результате чего появилось множество Zoom-воркшопов, вебинаров и мастермайнд-сессий. Это тоже смешанное обучение, но важно учитывать, что ни один удалённый формат не может заменить полноценный офлайн.

Образовательные тренды, о которых мы рассказали в этом материале, можно включить в свой план обучения и взять в фокус в работе. Не стоит забывать и про так называемые теоретические тренды — рано или поздно они могут прийти в нашу жизнь.

Будьте активными, смелыми и задавайте тренды сами 
    
            <p class=Полный текст статьи читайте на Нетология