Итоги года: самые интересные автомобильные технологии
Tesla Model S
Проекционный дисплей и дополненная реальность HUD (Head-Up Display) — система летательного аппарата, предназначенная для отображения символьной навигационно-пилотажной и специальной информации на лобовом стекле, на фоне закабинной обстановки. В последнее время находит применение в гражданской авиации и автомобилестроении.
Конечно, назвать эту технологией новой было бы не совсем правильно. Уже несколько лет на рынке существуют различные проекционные дисплеи для автомобилей (HUD). Так, появившись сначала для авиации, эта технология успешно пришла и на автомобильный рынок. Раньше эти устройства были простыми и могли разве что показывать скорость движения, но сейчас в них уже встраивают навигацию, спидометр, да и многие другие данные, которые раньше отображались на приборной панели. Так что теперь можно не отвлекаться на приборы, смартфон или навигатор в поездке. Кстати, чем-то похожи на HUD и известные Google Glass, разве что крепятся они не к лобовому стеклу, а надеваются на человека.
Пример проекционного дисплея
Так, например, в современных автомобилях BMW уже встроен такой дисплей. На нём отображается текущая скорость, допустимая скорость в данной точке и указания по навигации. Впрочем, в будущем производители обещают сделать такие дисплеи ещё интереснее. Например, производитель Continental работает над системой, которая будет не просто отображать информацию, а будет работать как дополненная реальность. По задумке такой дисплей (AR-HUD) будет показывать данные с сенсоров, например, с радара, камеры или парктроник. Кроме того, есть вероятность, что система будет самостоятельно определять объекты на дороге и выводить информацию про них. Удобно, если бы показывалось, сколько метров до впереди едущей машины и когда нужно затормозить, чтобы в неё не въехать. Или обозначался бы нужный поворот или то, что разделительная полоса стала прерывистой. Это всё, конечно же, уже путь к автоматизированным и автоматическим машинам, но пока до автопилота всё же ещё далеко.
Обнаружение пешеходов Ещё одним шагом на пути к более безопасному вождению и переходу к автопилотам является система обнаружения пешеходов. В этом году компания Honda как раз анонсировала такой продукт с названием SENSING. Более того, эта система уже появится в новой модели автомобиля Legend, которая пока что готовится к выходу в Японии.
Датчики Honda SENSING
Honda SENSING состоит из двух типов датчиков с разными характеристиками. Один — это просто радар, который размещен за решёткой радиатора, второй — камера в верхней части лобового стекла. С помощью радара система может определить, на каком расстоянии и с какой скоростью движется пешеход. Камера же нужна для того, чтобы определить размеры объектов впереди и однозначно определить пешехода. Таким образом, если данная система замечает, что впереди идёт человек, то она начинает сообщать водителю об этом с помощью аудио и визуальных уведомлений.
Как работает Honda SENSING
Кроме того, при съезде с заданной полосы система будет отправлять сообщения и включит вибрацию руля. Ну, а если водитель будет ехать в сторону тротуара, то автомобиль автоматически будет возвращён на полосу движения. Ещё одной фишкой SENSING является то, что она позволяет держать дистанцию и распознаёт дорожные знаки, выводя данные о них на приборную панель. Таким образом, на дорогах должно стать ещё безопасней, так как во многих случаях теперь будет исключён человеческий фактор и заботу о людях доверят автоматике.
Прозрачные автомобили В этом году было два громких события, связанных с прозрачными автомобили. Во-первых, на ММАС 2014 московский НИТУ «МИСиС» представил полноразмерный концепт-кар, сделанный из стекла с самоочищающимся покрытием. Всего институт представил 24 научные разработки, но прозрачный автомобиль, конечно, выглядит самым необычным и интересным. В первую очередь, конечно, на ММАС он нужен был для демонстрации разработок института и на дорогах нашей страны вряд ли скоро появится.
Прозрачный концепт-кар на ММАС
Однако сама идея «прозрачности» автомобиля довольно интересная. Ведь если сделать автомобиль из стекла, то у водителя будет практически круговой обзор и меньше шанс попасть в ДТП. Но думать о новых прозрачных материалах учёные из университета Кэйо в Японии не стали, а придумали технологичное решение. Они представили систему, которая состоит из зеркала, проектора, веб-камеры и ноутбука. Когда эти гаджеты объединены в единую связку, они позволяют увидеть водителю всё, что скрыто от его взгляда металлическими деталями. Работает система очень просто: данные с видеокамер обрабатываются компьютером и выводятся на проектор, который находится на полу за водителем, а уже с помощью полупрозрачного зеркала человек видит изображение. Как говорится, проще один раз увидеть.
[embedded content]
Система очень интересная и остаётся только подождать, пока какая-нибудь фирма возьмёт её себе на вооружение. Это может помочь сделать передвижение по дороге более безопасным, причём как для автомобилистов, так и для других участников дорожного движения.
Как видеть сквозь автомобиль
Адаптивные фары Некоторое время на рынке уже существуют фары, которые сами переключаются с дальнего на ближний свет, если навстречу едет автомобиль. Кроме того, почти во всех современных автомобилях есть датчики света, которые включают фары в зависимости от освещённости снаружи. Но сейчас технологии зашли ещё дальше. Инженеры из технического университета Карнеги-Меллон в США изобрели светодиодную фару, которая может адаптироваться и отключать только тот свет, который попадает на встречный автомобиль. Свет фары будет состоять из миллиона независимых лучей, а управлять этим будет микропроцессор.
Фары не ослепляют других водителей
Но отключение части светового потока, чтобы не ослеплять других участников движения, это лишь малая часть возможностей таких фар. Так, например, фары смогут подсвечивать дорожные знаки или препятствия на дороге. Но больше всего впечатляет то, что такие фары легко могут не светить на капли дождя или снежинки, таким образом, видимость не будет ухудшаться при сложных погодных условиях.
Свет проходит между снежинками
Разумеется, пока что есть много препятствий для производства таких необыкновенных фар. Во-первых, технология стоит слишком дорого для серийного использования. А во-вторых, у получившейся фары очень большие размеры, так что поставить на легковую машину её пока нельзя. Учёные заявляют, что требуется ещё несколько лет, чтобы сделать габариты и стоимость поменьше.
Apple CarPlay В этом году, наконец-то, мир увидел вживую систему Apple для автомобилей. Сколько уж про неё было слухов и домыслов, не меньше, чем про Apple Watch. Мы уже делали подробный обзор данной системы, но напомним основные моменты. Apple CarPlay будет интегирована в современные головные устройства некоторых компаний, например, Pioneer. Кроме того, система будет включена в штатные комплектации некоторых моделей известных брендов.
Apple CarPlay на Pioneer SPH-DA120
Основой для работы CarPlay является iPhone, подключённый к системе, так как именно он используется для доступа в интернет, а также как музыкальный плеер. Большинство функций в CarPlay можно включить с помощью аналога Siri, но для автомобилей. Пока что русского языка нет, но когда-нибудь, надеемся, он появится. В системе можно слушать музыку, совершать звонки, читать и отправлять СМС-сообщения, а также пользоваться навигацией. Пока что CarPlay мало чем отличается от конкурентов, но для пользователей устройств Apple тут всё будет удобно и привычно.
Маршрут в картах Apple CarPlay
Разработки Google Не отстаёт от Apple и основной конкурент — корпорация Google. Этим летом компания представила свою версию ОС для автомобилей с названием Android Auto. Эта латформа призвана повысить уровень безопасности вождения, чтобы пользователь не отвлекался на смартфон, когда он за рулем. Разработчики обещают простой, интуитивно понятный интерфейс, управление при помощи кнопок на руле и новые голосовые команды. Основная нагрузка по управлению и информированию пользователя лежит на голосовом вводе и выводе, как и у Apple.
Android Auto
В системе Android Auto вся необходимая пользователю информация появляется на экране в виде небольших карточек. Подключив смартфон пользователь получает доступ к своей музыке, контактам и сообщениям. За составление маршрута отвечают Google Карты, голосовая навигация подскажет где свернуть, какую полосу выбрать. Управлять навигационной и аудиосистемой, мобильной связью и климат-контролем можно с помощью голоса. Также можно узнавать погоду, знакомиться с последними новостями и пользоваться другими приложениями. Кроме того, недавно был слух о том, что Google хочет встроить систему на более глубоком уровне. То есть, Google хочет предложить приложения и сервисы в обмен на информацию с датчиков автомобиля. Пока непонятно, согласятся ли на такое производители, но должно быть интересно.
Android Auto в автомобиле
Однако Android Auto — это не единственная инициатива Google в сфере машиностроения. Дело в том, что уже несколько лет в корпорации работают над автопилотируемым автомобилем. И вот, наконец-то, в конце декабря Google показала финальную версию прототипа своей машины.
Данный прототип, якобы, уже готов к тестированию на закрытых трассах, а в 2015 году может появиться на дорогах в США. Все беспилотные автомобили, предназначенные для тестирования, будут также иметь и систему ручного управления, включая педали газа и тормоза. Есть мнение, что в течение ближайших пяти лет Google уже может начать серийное производство таких автомобилей, но только если объединится с каким-нибудь известным и опытным брендом. Что ж, подождём и посмотрим, будет ли у нас беззаботное будущее от Google.
Linux для автомобилей Вслед за Google и Apple, которые в этом году выпустили ОС для головных устройств в автомобилях, некоммерческая организация Linux Foundation тоже представила свою платформу. Открытый исходный код получила ОС Automotive Grade Linux, а о её поддержке уже заявили такие гиганты как Toyota, Jaguar, Nissan и Hyundai. На сегодняшний день уже можно скачать операционную систему, но эта версия является лишь основой для разработок. В пакете есть множество шаблонов для создания ПО, которое будет взаимодействовать с электроникой автомобиля. Так, например, можно будет управлять климат-контролем, сигнализацией, замками и, разумеется, аудиосистемой.
Automotive Grade Linux
Новая платформа поддерживает современные HTML 5 и Javascript, так что проблем с разработкой возникнуть не должно. Главным отличием от конкурентов, конечно же, является открытость системы. Таким образом, любой производитель может доработать эту ОС на своё усмотрение и реализовать там те функции, которые считает нужным. Вероятно, уже в будущем году будут автомобили с этой системой на борту.
Вот такие интересные новшества появились в мире автомобилей в этом году. Надеемся, что многие из них будут реализованы, тогда жить нам станет немного проще. С наступающим Новым годом!
Полный текст статьи читайте на Ferra.ru