Игровые гарнитуры Razer Kraken V3: объемный звук, RGB-подсветка и даже вибрация
Продолжаем знакомиться с аудионовинками компании Razer. Ранее мы уже успели протестировать беспроводные наушники Opus X и TWS-гарнитуру Hammerhead, которые замечательно справляются и с повседневными задачами, но все же ориентированы на геймеров — вполне в духе производителя. Сегодня же поговорим про два устройства, являющихся продолжением хорошо известной серии полноразмерных проводных гарнитур Kraken.
Гарнитуры получили съемные микрофоны, крупные динамики диаметром 50 мм, подсветку и возможность глубокой настройки с помощью фирменного ПО. При этом внешне они не практически не отличаются, да и по техническим характеристикам тоже — разница есть в массе из-за наличия вибромоторов, обеспечивающих работу технологии тактильной обратной связи HyperSense. Однако в тестировании выяснилось, что это еще не всё: звучание тоже немного разнится, на чем мы непременно остановимся подробнее. Ну, а начнем традиционно с кратких технических характеристик.
Технические характеристики
Razer Kraken V3 | Razer Kraken V3 HyperSense | |
---|---|---|
Заявленный диапазон частот | 20 Гц — 20 кГц | |
Излучатели | ∅50 мм (Razer TriForce) | |
Импеданс | 32 Ом (1 кГц) | |
Чувствительность | 96 дБ/мВт (1 кГц) | |
Микрофон | съемный кардиоидный | |
Диапазон частот микрофона | 100 Гц — 10 кГц | |
Отношение сигнал/шум микрофона | ≥60 дБ | |
Чувствительность микрофона | −42 ±3 дБ | |
Подключение | USB Type A | |
Тактильная обратная связь | нет | Razer HyperSense |
Масса | 250 г | 335 г |
Официальная стоимость на момент публикации обзора | 12 тысяч рублей | 17 тысяч рублей |
Упаковка и комплектация
Дизайн коробок обеих гарнитур выполнен в традиционном для Razer стиле: черно-зеленая гамма, крупное изображение устройства, логотипы использованных технологий и краткое описание.
Крышка откидывается, внутри гарнитура уложена в ложемент из плотного поролона — упаковка надежная и приятная, вполне в духе «премиальных» продуктов.
В комплект входит только самое необходимое: непосредственно гарнитура, документация и съемный микрофон.
Кабель имеет длину 2 метра и помещен в приятную на ощупь тканевую оплетку — он не склонен к запутыванию и внешне позволяет надеяться на солидный уровень надежности. На конце размещена вилка USB Type A для подключения с нанесенным на нее логотипом производителя. Внутренняя ее часть традиционно окрашена в зеленый цвет.
Микрофон съемный, подключение осуществляется через миниджек, гибкая «гусиная ножка» длиной 10 см позволяет удобным образом разместить его напротив рта при использовании гарнитуры.
У прошлых версий наушников Kraken микрофон убирался в корпус, потому и о внешней ветрозащите речи не шло. Теперь же он съемный — поролоновый ветрозащитный колпачок легко снимается и ставится на место.
Дизайн и конструкция
Выглядят гарнитуры как геймерский продукт, но при этом не слишком броско. Качество сборки на отличном уровне — никаких скрипов или люфтов за время тестирования замечено не было.
Как уже говорилось выше, корпус у тестируемых наушников одинаковый — для примера возьмем Kraken V3 HyperSense. Логотип на внешней части чашек оснащен разноцветной и полностью настраиваемой RGB-подсветкой с огромным количеством режимов свечения.
Верхняя часть оголовья обтянута искусственной кожей, на которую нанесен логотип производителя.
Чашки удерживаются элементом, который выдвигаются с каждой из сторон оголовья. В месте его крепления нанесено название ключевой технологии гарнитуры: HyperSense у более дорогой и «продвинутой» или TriForce — у более бюджетной.
Запас хода выдвижных элементов с каждой стороны — по 3 см, регулировка происходит с мягким и приятным кликом, фиксация в любом из положений надежная.
Крепление выполнено из металла и выглядит прочным, идущий внутрь чашки кабель помещен в тканевую оплетку — есть обоснованная надежда, что многочисленные изгибания в процессе эксплуатации он выдержит без проблем.
Внутренняя часть оголовья обтянута «дышащей» тканью с мягкой подложкой толщиной чуть более 1 см, что обеспечивает комфортное прилегание обода к верхней части головы. Крепление для микрофона на левой чашке имеет несимметричную форму, призванную не допустить его неправильное размещение.
На нижней части чашек размещены органы управления. На левой — колесико регулировки громкости и кнопка отключения микрофона. У V3 HyperSense на правой чашке есть клавиша включения функции вибрации, у просто V3 нет такой функции, так что нет и клавиши.
В верхней части чашек под крепежным элементом видны компенсационные отверстия, служащие для сброса лишнего давления во время работы динамического драйвера.
Прилегающая к голове часть амбушюров обтянута тканью, внешняя — искусственной кожей. Они съемные, удерживаются за счет небольшого «кармана» на внутренней стороне. Снять их очень легко, а вот чтобы вернуть назад, уже может потребоваться немного сноровки. Тут главное никуда не торопиться — и все получится.
Динамик защищен мелкой сеткой из пластика, вокруг нанесена всяческая вспомогательная информация — от логотипов систем сертификации до серийного номера.
Подключение и настройка
С подготовкой гарнитуры к работе все очень просто: присоединяем кабель к разъему USB, да и готово. Устройство сразу определяется системой, установка дополнительных драйверов не требуется. Производитель заявляет о поддержке только устройств под управлением Windows, что понятно — гарнитура явно ориентирована на ПК-геймеров, для консолей у Razer есть отдельные продукты. Аудиоинтерфейс наушников поддерживает разрядность и частоту дискретизации 16 бит/44,1 кГц либо 16 бит/48 кГц — в данном случае больше и не надо.
Управление и ПО
Как уже упоминалось выше, управление гарнитурой осуществляется с помощью клавиш и поворотного регулятора на чашках. Колесико-валкодер без ограничения угла вращения работает с мягким кликом и корректно регулирует громкость в Windows. Клавиши нажимаются с приятной тактильной обратной связью, их легко можно найти «вслепую», когда гарнитура находится на голове. Базовое управление возможно и без установки дополнительного ПО, но для полного раскрытия потенциала наушников его непременно стоит установить — этим и займемся.
Скачивание программы Razer Synapse осуществляется с официального сайта, после установки потребуется регистрация или авторизация.
Наушники быстро определяются системой, после чего пользователь получает доступ к внушительному списку различных опций. На первой вкладке можно регулировать громкость звука, а также интенсивность тактильной обратной связи — естественно, только для Kraken V3 HyperSense.
Технология THX Spatial Audio позволяет достичь «объемного звука» в наушниках, оборудованных всего парой динамиков, при этом работать она может не только с устройствами Razer — в меню справа можно выбрать, какое устройство будет использоваться, если гарнитура отключена. Сразу отметим, что для работы THX Spatial Audio потребуется установка отдельного приложения — система сама предложит сделать это. При этом поддерживает оно только 64-разрядную версию Windows 10.
На следующей вкладке пользователю предлагается настроить пространственное звучание, на выбор есть три режима: для музыки и кино, плюс игровой. Чем они отличаются, можно понять, прослушав классический пример в виде летающего вокруг головы вертолета, там же есть возможность настроить баланс виртуальных каналов объемного звука. Режимы могут активироваться как автоматически, так и в зависимости от запущенного приложения.
Звучание наушников можно подстроить под свой вкус с помощью целого ряда инструментов: есть опция усиления басов, нормализации уровня звука из разных источников, повышения четкости речи. Ну и плюс полноценный 10-полосный эквалайзер, что порадовало отдельно.
Свой эквалайзер есть и у микрофона — вот с таким мы встречаемся редко. Ниже мы увидим, что он пусть и очень деликатно, но работает. Хотя пригодится это опция скорее стримерам, которые по-настоящему ответственно относятся к качеству трансляции своего голоса — для общения в чатах хватит и базовых настроек. А они тоже присутствуют в полной мере — от голосового фильтра до устранения внешнего шума.
Настройка подсветки — это отдельная песня. В самом приложении можно настроить яркость, да ряд эффектов…
…, а вот если перейти в Chroma Studio — можно настроить вообще все: от режимов мерцания до цветов, плюс совместную работу с другими поддерживаемыми устройствами, коих уже свыше 500 (более чем 50 производителей). Ну и, естественно, есть возможность создания профилей под конкретные игры.
Эксплуатация
Разговор об эксплуатации мы традиционно начинаем с комфорта ношения, к которому у игровых гарнитур требования особые — все же проводить в ней предполагается по несколько часов подряд. И тут у Razer Kraken снова все здорово — в ходе тестирования мы практически не снимали наушники в течение восьми часов рабочего дня, не испытывая от этого особенных неудобств. Благодаря тканевой подкладке амбушюры хорошо «дышат» — в них не становится жарко.
Чашки наушников могут вращаться, из-за чего прилегание к голове оказывается очень плотным. За счет этого и пассивная шумоизоляция достигает хорошего уровня, и передача низкочастотного диапазона становится более полной. Отверстие в амбушюрах сравнительно невелико — 60 × 40 мм, ушная раковина может касаться стенок, но на удобстве это особо не сказывается. На внутренней части полости есть мягкая подкладка — ухо защищено он неудобств со всех сторон. У прошлых версий наушников в гелевом наполнителе амбушюров была специальная выемка для дужек очков, в новой такого нет. Но пенный материал внутренностей настолько мягкий, что в ней нет необходимости — если дужки у очков не очень массивные, большого дискомфорта они не доставляют.
Регулировка длины оголовья осуществляется в широких пределах — хватит, чтобы адаптировать ее под голову любого размера. Давление при этом подобрано идеально: его хватает для хорошего прилегания, но при этом нет приводящего к дискомфорту избытка.
Что касается вибрации Razer HyperSense — тут, конечно, на любителя. Суть в том, что гарнитура превращает аудиосигналы в тактильную обратную связь в реальном времени — проще говоря, вибрирует в зависимости от транслируемого звука. При этом тактильная связь организована довольно сложным образом — на разные звуки реакция разная, вибрация левого и правого наушника меняется в зависимости от позиции источника, интенсивность подбирается очень органично…
В общем, как способ более глубокого погружения в кино или игру технология очень интересна и вполне имеет право на существование. У функции есть три уровня работы: на самом маленьком вибрация едва ощущается — с такой даже и кино иногда посмотреть интересно. Ну, а максимальная — это уже для тех, кто хочет, чтобы от каждого выстрела или взрыва голова ощутимо сотрясалась — в шутеры так играть интересно, но долго выдержать сложно. Вместе с вибрирующим геймпадом или рулем получается особенно здорово — уровень погружения в атмосферу игры действительно ощутимо вырастает.
Что же касается THX Spatial Audio — вот ею можно пользоваться практически без остановки. Конечно, если хочется не «аналитического прослушивания» любимых треков, а просто эффектного звучания игр, кино и даже музыки. Сразу заметим, что полноценный многоканальный домашний кинотеатр наушники с двумя динамиками заменить не смогут — чудес не бывает. А вот обеспечить достоверную иллюзию объема им по силам. Особенно если немного поэкспериментировать с настройками виртуальных каналов в приложении, добиваясь более яркого восприятия позиционирования источника звука конкретным пользователем.
Микрофон
Микрофон для игровой гарнитуры крайне важен, потому поговорим о нем поподробнее. Производитель делает особый акцент на его качестве, что видно по названию — Razer HyperClear. Посмотрим, на что он способен. Микрофоны у обеих гарнитур одинаковые — для примера возьмем Kraken V3 HyperSense.
Для измерения АЧХ микрофонов мы используем специально подготовленное помещение и мониторную акустическую систему, воспроизводящую свип-тон. Естественно, что АЧХ у используемых колонок далеко не равномерна, потому мы предварительно получаем ее график с помощью калиброванного измерительного микрофона. Далее полученные данные используются для построения корректирующего профиля, призванного скомпенсировать особенности акустики. После этого сигнал записывается с помощью героя тестирования, занимающего то же положение, что и измерительный микрофон ранее. Полученный график корректируется с помощью созданного предварительно профиля и на выходе у нас остается собственная АЧХ тестируемого микрофона.
Как можно заметить, микрофон полностью игнорирует низкочастотный диапазон — учитывая, что предназначен он для передачи голоса, это вполне нормально и правильно. Включение «голосового фильтра» на АЧХ влияния не оказывает — по всей видимости, на свип-тоне его действие не заметно, но при реальной эксплуатации гарнитуры уровень шумов немного снижается. От звуков дыхания и «взрывных согласных» спасает ветрозащита — в целом получается очень даже неплохо.
Что же касается опции «четкость речи», то четкость-то действительно повышается. Вот только происходит это за счет еще большего «урезания» НЧ-регистра и акцента на верхней середине. Разборчивость растет, а вот полновесность и естественность звучания голоса ощутимо падает — во время чата на фоне плотного звукового сопровождения игры функцией можно аккуратно воспользоваться, но слишком усердствовать не нужно — о комфорте слушателей тоже не стоит забывать.
Встроенный в приложение эквалайзер работает, но крайне деликатно — серьезно повлиять на частотный баланс он не способен. Для примера посмотрим на АЧХ при активации предустановленных профилей.
Ну, а чтобы оценить эффективность работы, перейдем в «ручной режим» и расставим все десять регуляторов в шахматном порядке: на максимум и минимум через один. Видно, что даже в таком случае влияние его на звук оказывается не слишком ярко выраженным.
При этом в целом микрофон нам очень понравился — для своих целей он подходит отлично, позволяя не только общаться в голосовых чатах, но и вести трансляции с приемлемым качеством звука, за которое не будет стыдно перед зрителями. Хотя, хороший стриминговый микрофон на пантографе или петличку он, конечно же, не заметит.
Звук и измерения АЧХ
В обеих тестируемых гарнитурах установлены динамические драйверы диаметром 50 мм, созданные по технологии TriForce — с использованием диафрагмы с титановым покрытием, позволяющей с одинаковой детализацией воспроизводить низкие, средние и высокие частоты — отсюда и название (его можно перевести как «тройная сила»). И вот тут мы находим яркое подтверждение тому, что даже одинаковые драйверы, размещенные в одинаковых на вид корпусах, но с разной компоновкой внутри создаваемой ими полости, могут давать разную АЧХ.
Традиционно обращаем внимание читателей на то, что все графики АЧХ приводятся исключительно в качестве иллюстрации, позволяющей продемонстрировать основные особенности звучания тестируемых наушников. Не стоит делать из них выводов о качестве той или иной модели. Реальный опыт каждого слушателя зависит от множества факторов: начиная от строения органов слуха и заканчивая силой прижима амбушюров, способной серьезно влиять на передачу низкочастотного диапазона.
Внутри чашек Kraken V3 HyperSense производителю пришлось разместить еще и вибромотры, тогда как у базовой модели их нет. Соответственно, и звучание довольно заметно изменилось. Для наглядности посмотрим на оба графика отдельно.
Графики АЧХ показаны на фоне целевой кривой, предоставленной производителем используемого стенда. Она является адаптированным под конкретное устройство аналогом так называемой «кривой Хармана», созданной командой Harman International под руководством доктора Шона Олива. Люди неодинаково воспринимают звук разной частоты, поэтому даже самые точные измерения могут не соответствовать реальному пользовательскому опыту. Для компенсации этих различий и используется целевая АЧХ. Близкое к ней звучание оценивалось сотнями участников экспериментов как нейтральное, сбалансированное, естественное и так далее. Скомпенсируем полученный графики АЧХ в соответствии с целевой кривой.
В таком виде они наиболее полно отражают субъективные впечатления от прослушивания. Есть акцент на НЧ-диапазоне, но при этом он не слишком агрессивен и не мешает при воспроизведении музыки. Более того, детализация среднечастотного диапазона при этом совсем не страдает — вокал и партии солирующих инструментов звучат на уровне, который мы даже не ожидали от геймерской гарнитуры. При этом Razer Kraken V3 HyperSense обладают несколько более «ровной» серединой, потому их звучание нам пришлось по душе немного больше. Включение вибрации несколько размывает впечатление, но добавляет эмоций — тут уж надо ориентироваться по ситуации.
Осталось посмотреть на работу различных «улучшайзеров» и эквалайзера в фирменном ПО. Тут больших отличий нет, потому для примера снова возьмем только одну из тестируемых гарнитур — Kraken V3 HyperSense. Усиление баса делает ровно то, что от него ожидаешь — усиливает бас. Не слишком сильно, но заметно — как раз для более впечатляющего звучания фильмов и игр или какого-нибудь хип-хопа.
Включение нормализации никак на АЧХ не влияет, что замечательно. При этом работает она эффективно — звук из разных источников действительно звучит с одинаковой громкостью.
Активация функции «Четкость речи» полностью вырезает низкочастотный диапазон и делает акцент на верхней середине — речь собеседников в таком случае действительно звучит более разборчиво. Во время разного рода онлайн-конференций функция очень пригождается, но перед прослушиванием какого бы то ни было контента ее, конечно же, стоит отключить.
Ну и, наконец, эквалайзер. Как и у микрофона, он работает крайне деликатно. Сильно изменить профиль звучания наушников с его помощью не удастся, а вот подкорректировать его немного под свой вкус — вполне.
Итоги
Обновлять успешные продукты сложно, прошлые «кракены» еще более чем актуальны —, но время пришло, и Razer это сделали. Получилось хорошо: подсветка интересная, вибрация у старшей модели дает ряд новых ощущений, к комфорту использования и качеству сборки никаких вопросов… Съемный микрофон оказался удобен и работает как надо, звук тоже порадовал — он намного лучше, чем мы ожидали от геймерских наушников. Обе протестированных гарнитуры стали логичным и достойным продолжением линейки, а уж какую именно выбрать — тут решать пользователю. Теоретически они отличаются только наличием вибрации, от которой многие пользователи явно готовы отказаться. Но на практике звук более дорогой модели Kraken V3 HyperSense нам понравился чуть больше, хоть и не настолько, чтобы однозначно рекомендовать сделать выбор именно в ее пользу.
Полный текст статьи читайте на iXBT