Ghost of Tsushima — кровь монголов затопит остров. Рецензия
Играли на PS4
Согласно кодексу Бусидо, самурай не может использовать против своих врагов «грязные» приемы вроде ударов исподтишка или отравляющих дротиков. Он должен встречаться со своей целью лицом к лицу, не боясь поражения и не унижая свое достоинство подлыми поступками. Подавить в себе страх и быть готовым погибнуть, если придется. Однако главный герой Ghost of Tsushima, Дзин Сакай, так хочет защитить свой народ и вынесенный в заголовок игры остров, что готов пойти против правил.
⇡#Призрак с катаной
Возникает ощущение, будто коллективу Sucker Punch просто повезло, что в кодексе самурая есть такой постулат, — ведь благодаря ему можно создать игру о феодальной Японии, в которой протагонист и в открытом бою хорош, и в высокой траве может прятаться, поджидая жертв. И все это удачно увязывается с историей о выбравшем иной путь самурае. По сюжету остров Цусима захвачен монголами, перебившими практически всех японских военных, а дядя главного героя (по совместительству правитель Цусимы) оказывается пленен могущественным ханом.
Призрак и его верный конь
Дзин быстро понимает, что традиционные самурайские приемы не годятся против целой армии захватчиков, и становится Призраком — учится незаметно устранять врагов и использовать нестандартные для себя методы вроде отравления воды в бочках и науськивания на солдат медведей, которых те заперли в хлипких клетках. «Только трусы наносят удар из теней», — говорит дядя своему племяннику в одном из воспоминаний, но других вариантов у Дзина нет.
Выбранные место действия и эпоха заставляют вспомнить классические фильмы Акиры Куросавы, и местами игра даже цитирует их. Один из излюбленных приемов знаменитого режиссера — создавать динамику с помощью природных явлений, а не движений актеров. Именно поэтому в Ghost of Tsushima со всех деревьев постоянно опадают листья, а растущие повсюду гортензии и хризантемы колышутся на ветру.
В игре такие моменты выглядят так же красиво, как в трейлерах
Благодаря этим эффектам отвести взгляд от здешних видов трудно. К графической составляющей могут возникать вопросы — главный герой, к примеру, не отражается в лужах, а текстуры местами низкого разрешения. Но это все мелочи по сравнению с тем, какие роскошные виды открываются по ходу прохождения. Россыпи разноцветных листьев разлетаются от шагов, солнце красиво пробивается сквозь кроны кленов и дубов, а путь к выбранной на карте цели указывает не маркер, а дуновение ветра. Ну, а саундтрек преимущественно состоит из композиций, сыгранных на бивах и сякухати, прекрасно подчеркивающих настроение каждой сцены.
⇡#Сотни убитых монголов
Жаль, всем этим красотам не удается скрыть однообразие заданий — что в сюжетной кампании, что в побочных поручениях, которыми усыпана карта. Задача главного героя — истребить вторгшихся монголов, и именно этим ему предстоит заниматься на регулярной основе. Какая-нибудь атака на лагерь структурно мало чем отличается от похода за цветами с миловидной старушкой или от миссии с сопровождением лекаря к больным — в любом случае предстоит схлестнуться с монголами, и иногда даже не один и не два раза за миссию.
Чем больше монголов, тем больше крови
Ghost of Tsushima до релиза часто сравнивали с Assassin«s Creed Odyssey, и сходства действительно есть. Но в «Одиссее» с заданиями все было получше: если что-то или кого-то требовалось найти в лагере, убивать всю охрану не просили, не говоря уже о всяких исследованиях подводных пещер, мифических существах и морских сражениях. Здесь же задача «Убить монголов» постоянно написана в первой строке — без этого ни пленных не спасти, ни знамена не собрать, ни тележки не взорвать, ни сделать что бы то ни было еще. Нужно проследить за целью? Та приведет к лагерю монголов, и вы всех убьете. Нужно по следам на земле найти преступника? Они приведут к лагерю монголов, и вы всех убьете. Схема, за редкими исключениями, не меняется.
Разработчики явно понимали это, а потому со временем игроку открывается все больше возможностей для быстрой расправы над оппонентами. Сначала это противостояния, когда вы подходите к группе врагов и вызываете их на своеобразную дуэль — зажимаете кнопку и отпускаете в тот момент, когда оппонент совершает замах. Противники часто пытаются сбить с толку и пару раз дергаются, обманывая игрока, так что терпение и быстрая реакция необходимы. Потом появляются классические для стелс-игр умения вроде одновременных убийств двоих или троих врагов, а вспомогательные виды оружия типа луков, бомб и кунаев упрощают задачу еще сильнее (хотя не всегда их запаса в инвентаре хватает).
Многочисленные торговцы продают раскраски как для оружия, так и для брони
В целом боевая система добротная и поощряет тех, кто пользуется всеми предоставленными возможностями. К примеру, в процессе Дзин обучается различным боевым стойкам, полезным в боях с теми или иными противниками. На какую-то из них следует переключиться в драке с щитоносцами, другая пригодится в бою с копейщиками или крупными бронированными оппонентами. Задача в непростых противостояниях — пробить защиту врага, используя сильные удары, и с правильной стойкой ошеломить противника будет значительно проще. Есть и другой вариант — дожидаться замаха и в идеальный момент ставить блок, чтобы парировать атаку;, но блокировать удается далеко не все приемы — от многих остается только уходить уклонением или перекатом.
Однако драки все равно надоедают спустя десять-пятнадцать часов. Типов врагов не так уж много, и все они — люди, использующие против героя одни и те же приемы. Лучники выкрикивают какие-то фразы перед выстрелом, чтобы их соратники пригнулись (а протагонист успел увернуться), вооруженные двумя мечами оппоненты пытаются ударить в прыжке, тяжеловесы размахивают булавами. Их движения быстро заучиваешь наизусть, и уже к концу сюжетной линии сюрпризов не ждешь. А ведь после этого (ну, или в перерывах между основными миссиями) предлагается зачищать три крупных района, выполняя множество побочных заданий и освобождая лагеря.
⇡#Остров сокровищ
Карта переполнена знаками вопроса, но прежде чем рассеять туман войны и все увидеть, нужно либо выгнать монголов с означенной территории, либо бегать по неизученным локациям самостоятельно. Горячие источники повышают запас здоровья, площадки для тренировок увеличивают решимость и предлагают простенькие QTE, очаровательные лисы приводят игрока к алтарям, благодаря которым открываются новые ячейки для оберегов с пассивными бонусами к характеристикам. В наиболее красивых локациях Дзин садится сочинять хокку — игрок смотрит на окружение и выбирает одну за другой три фразы. Правда, в русской версии получается какая-то ахинея из-за случайно подобранных при переводе падежей.
Составленные хокку остаются в описаниях полученных повязок
Жаль, по большей части эти точки интереса и коллекционные предметы не представляют почти никакой ценности. За написание хокку дают разноцветные повязки на голову, и к концу игры инвентарь оказывается ими переполнен — головных уборов тут просто горы. То же самое с красками для катаны — самые крутые продаются у торговцев в лагерях, но еще несколько десятков найдутся в открытом мире. Не говоря уже о вышеупомянутых оберегах — ячеек всего шесть, а самих талисманов больше сотни, и выдают их на регулярной основе. Сразу вспоминается Star Wars Jedi: Fallen Order, где была та же проблема. Но и там, и здесь искать «собирашки» иногда интересно: к примеру, не без удовольствия пробираешься в монастыри — мосты к ним всегда разрушены, поэтому Дзин, словно Лара Крофт, ищет обходные пути, прыгает по веткам и раскачивается на веревках.
Обширные настройки внешности позволят каждому пользователю создать самурая своей мечты. Одежда полностью меняет внешний вид персонажа, а разные доспехи и одеяния годятся для разных вещей — либо защиту от ударов предлагают, либо позволяют лучше обращаться с луком, либо активируют вибрацию геймпада при приближении к коллекционным предметам. Помимо однотипных повязок, полно разнообразных масок и головных уборов — от обычных соломенных шляп до причудливых тростниковых вроде тех, что носили монахи комусо. Добавьте сюда фоторежим с тонной настроек, и игра превращается чуть ли не в генератор обоев для рабочего стола.
Фильтры, фокусировка, время суток, погода, сила ветра — настроек в фоторежиме полно
Да и в плане повествования Ghost of Tsushima неплоха. Основной сюжет может показаться немного тоскливым из-за медленного развития событий (а местами к тому же предсказуемым), зато в персонажей быстро влюбляешься, особенно когда знакомишься с ними еще ближе в побочных заданиях. Дополнительные поручения порой кажутся интереснее центральной линии — и забавные бывают, и грустные, и трогательные, а особые истории древних героев пропитаны мистикой и загадочностью. В серии inFamous от того же разработчика нас вынуждали принимать решения, благодаря которым герой становился добрым или злым, но здесь от этого отказались полностью. Разве что в диалогах иногда предлагают выбирать реплики, но это ни на что не влияет — будто авторы собирались добавить систему «кармы», но на последних этапах отказались, а убирать эти элементы не стали.
***
Ghost of Tsushima — хорошая игра, во многом уникальная, рассказывающая о редко встречаемой в игровой индустрии эпохе. К художникам и дизайнерам окружения нет никаких претензий — все выглядит красиво, а внимание к деталям приведет в восторг интересующихся феодальной Японией и эпохой самураев. А вот к игровому процессу возникают вопросы — практически каждая миссия сопровождается драками с монголами, и число жертв к концу игры исчисляется чуть ли не тысячами, когда пытаешься зачистить все, что только можно. Интересных идей хватает, но впечатления от них смазываются однообразными заданиями и открытым миром, который под впечатляющей картинкой прячет практически все то же самое, что есть в других представителях жанра.
Достоинства:
- интересные персонажи, лучше раскрывающиеся в побочных заданиях;
- поручения за пределами основного сюжета рассказывают любопытные истории;
- богатая возможностями и зрелищная боевая система;
- масса возможностей для настройки внешнего вида главного героя;
- красивейшие локации, которые хочется запечатлеть в удобном фоторежиме.
Недостатки:
- почти все задания сводятся к дракам с монголами, и это в какой-то момент начинает утомлять;
- зачистки лагерей и аванпостов ничуть не веселее, чем в других играх жанра;
- награды за исследование «вопросиков» на карте часто не стоят приложенных усилий;
- местами предсказуемый сюжет.
Графика |
Восхитительное художественное оформление скрывает некоторые графические недостатки, бросающиеся в глаза при ближайшем рассмотрении. А еще тут отличная лицевая анимация. |
Звук |
Традиционные японские музыкальные инструменты создают прекрасную атмосферу и замечательно дополняют каждую сцену. А озвучение предлагают выбрать прямо перед стартом: русское, английское или японское. Все три варианта хороши. |
Одиночная игра |
Стандартное приключение в открытом мире с необычным для видеоигр антуражем. Продолжительный основной сюжет, куча побочных заданий, тонна коллекционных предметов, зачистка лагерей, «вопросики» на карте — все как всегда, только с самураями и монголами в главных ролях. |
Коллективная игра |
Не предусмотрена. |
Общее впечатление |
Добротный экшен в открытом мире, который привлекает роскошным художественным оформлением, но в какой-то момент его недостатки становятся слишком уж заметны. Чем бы вы ни занимались, почти в каждой миссии придется убивать монголов, и даже интересные истории в этих заданиях не могут спасти от такого всепобеждающего однообразия. |
Оценка: 7,5/10
Подробнее о системе оценок
Видео:
Полный текст статьи читайте на 3DNews