Где искать вакансии, на какие откликаться и как распознать сомнительные
Недавно мы рассказывали о том, что каждый пятый сотрудник в мире собирается менять работу. Поиски нового места часто бывают сложными, волнительными и долгими. Процесс могут тормозить разные факторы: узкий круг поиска, неподходящие вакансии, а ещё мошенники, выдающие себя за работодателей, и просто ненадёжные компании.
Вместе с Илгой Капцовой, экспертом Центра развития карьеры Нетологии, рассказываем, где искать вакансии, как выбирать из них подходящие и по каким признакам распознать недобросовестных работодателей.
Илга Капцова
Менеджер по трудоустройству Нетологии, дала советы по поиску работы
София Лазаева
Редактор Медиа Нетологии, нашла примеры сомнительных вакансий
Где и как искать работу: расширяем воронку
Важно понимать, что искать работу — тоже работа, предварительная аналитическая работа, которая может дать хороший результат. Нужно только запастись терпением.
Чтобы процесс шёл быстрее, прежде всего, стоит максимально расширить воронку поиска ↓
- Откликаться на нескольких работных сайтах. Для разных сфер — они свои. ИТ- и диджитал-специалистам подойдут hh.ru и Superjob, на Работе.ру подходящих предложений уже будет меньше. Искать лучше и по названию профессии, и по ключевым словам. Не все одинаково понимают, чем занимается тот или иной специалист, а ещё в штатном расписании компаний должности называются по-разному. В бюджетной организации аналитик может значиться как «инженер I категории». Так что, если ищете работу дизайнером, попробуйте в том числе поиск по ключам: Figma, Photoshop, Illustrator и так далее.
- Искать вакансии в тематических группах и каналах. Чтобы найти ресурсы, достаточно ввести в поисковик запрос вида «телеграм каналы работа для программистов» — подписывайтесь на самые крупные и активные каналы из подборок. Можно отслеживать в них предложения самостоятельно или использовать сервисы, которые собирают вакансии по запросам из всех открытых источников, в том числе Telegram — careerspace или ihunted.ru. Отраслевые сообщества во ВКонтакте тоже будут полезны.
- Использовать нетворкинг — искать через профессиональное окружение: друзей, знакомых, клиентов, бывших работодателей.
- Составить список целевых компаний и отправлять им резюме напрямую, даже несмотря на то, что сейчас у них может не быть открытых вакансий. Но лучше перед этим проанализировать свой опыт, знания, возможности и найти выгоды, чтобы успешно продать свой опыт. Не лишним будет подписаться на сообщества этих компаний в соцсетях — там, скорее всего, публикуют новости о поиске сотрудников.
- Заняться волонтёрскими проектами. Интеллектуальное волонтёрство — отличная возможность сделать доброе дело и пополнить своё портфолио. Задания от НКО можно найти на ProCharity.
- Участвовать в отраслевых хакатонах и конкурсах — хороший способ проверить свои силы и узнать новое, а ещё оказаться в поле зрения работодателей.
- Не бояться кадровых агентств. Многие крупные компании поручают наём кадровым агентствам — таких вакансий не стоит избегать. Если не удалось получить офер сейчас, но вы хорошо себя показали, агентство, возможно, предложит вам другую интересную вакансию.
- Зарегистрироваться на LinkedIn — особенно актуально для ИТ-специалистов. Прежде всего, максимально подробно заполните профиль: добавьте фото, расскажите о своих навыках, опыте и достижениях, а затем рассылайте приглашения HR-специалистам из разных компаний. Чтобы их найти, введите во внутреннем поиске «HR and» и название компании. С LinkedIn важно работать постоянно, развивая свою сеть полезных контактов.
- Искать через поисковики. В Google и Яндексе можно искать по общим запросам типа «вакансии таргетолога», а для более точного результата укажите специализацию прямо с кавычками и плюсами: «менеджер» + «по» + «продажам». Вот так:
Используйте для поиска как можно больше ресурсов из списка. Часто соискатели фокусируются только на hh.ru. Но на работных сайтах встречаются активные вакансии, которые на самом деле заморожены. Рекрутеры рассматривают отклики, делают выборку кандидатов, а в коммуникации не вступают, пока не активируют наём. Есть каналы, по которым можно получить ответ на отклик быстрее: это в первую очередь Telegram и сообщества в соцсетях: отраслевые и те, что ведут компании; кадровые агентства и сайты компаний.
На какие вакансии откликаться: делаем выборку
Максимально расширив воронку поиска, получится набрать пул вакансий по вашей специальности, а дальше можно выбирать.
Некоторые предпочитают откликаться на все более или менее близкие к своему профилю предложения, особо не вникая в описания. Потом рассматривают их тщательнее в случае отклика. Но так есть риск потерять мотивацию из-за слишком большого количества отказов, причём объективных. Работодатель может искать по определённым признакам: например, исключительно сеньоров из своего города — тогда он отсеет всех, кто не подходит, даже без тестового и собеседования. Поэтому рекомендуем сразу изучать текст вакансии и откликаться, только если нет явных несоответствий. Неявные — сейчас обсудим.
Откликайтесь, даже если требуют бо́льший опыт, чем у вас есть. Самое неоднозначное требование в вакансиях — стаж. Особенно если HR-менеджеры используют исключительно градацию «джуниор, мидл, сеньор» — у неё довольно размытые границы. Начинающие специалисты вполне могут рассматривать вакансии, где указан опыт от года до трёх.
На hh.ru в фильтре «Опыт работы» за опцией «Нет опыта» сразу идёт «От 1 года до 3 лет». Поэтому компании выбирают последнюю, даже если ищут кандидатов с опытом от полугода или просто после курсов переквалификации:
Если определённый профильный стаж действительно важен, об этом напишут отдельно в само́м тексте вакансии и даже выделят.
Учитывайте сферу, в которой работали раньше. Если вы были менеджером в банке, а сейчас претендуете на должность интернет-маркетолога — присмотритесь к подходящим вакансиям от компаний из сферы финансов. Это повысит шансы на офер. Работодатель может поступиться другими требованиями, даже критичными, в пользу вашего знания отрасли. Проанализируйте свой предыдущий опыт: где вы можете быть полезны, как ваши знания с прошлых должностей получится применить в новой профессии. Даже неважный на первый взгляд опыт может пригодиться.
Пробуйте с базовым уровнем навыков. Не стоит бояться большого количества требований в тексте вакансии — часто бывает непонятно, что из них критично, а что нет. Поэтому можно откликаться, владея только базой из списка. Допустим, в описании указано, что желателен опыт работы с SQL. Но вы знакомы только с Access или MySQL. Хотя это не то же самое, но из той же сферы баз данных. Стоит попробовать и откликнуться — у работодателя вполне могут быть ресурсы, чтобы немного вас доучить.
Используйте профессиональные связи. Если вы работали на подрядчика или заказчика определённой компании, а теперь вас заинтересовали её вакансии — обязательно откликайтесь. Даже если участвовали в одном небольшом проекте, напишите о нём в сопроводительном письме: «Здравствуйте! Меня заинтересовала вакансия менеджера проектов. Вашу компанию знаю давно: в 2019 году работал над созданием вашего мобильного приложения на стороне подрядчика. За время проекта удалось глубоко погрузиться в ваши бизнес-процессы, так что специфика вашей работы мне хорошо знакома». Кандидаты, которые изнутри знают, чем занимается компания, часто имеют дополнительное преимущество — ведь у них уходит меньше времени на адаптацию.
Не бойтесь английского. Недавно мы вместе с экспертами разбирались, зачем ИТ-специалистам владеть английским языком. Он пригодится в работе по большинству профессий, а ещё его знание увеличивает зарплату в среднем на 15%. Так что в вакансии он, скорее всего, будет заявлен. Важно помнить, что если вы устраиваетесь в российскую компанию, от вас не всегда будут требовать хорошие разговорные навыки. Часто бывает достаточно просто уметь читать документацию на иностранном.
БЕСПЛАТНЫЙ КУРС
Диджитал-старт: первый шаг к востребованной профессии
Узнать больше
- Узнайте, чему учиться в изменившемся мире
- Познакомьтесь с разнообразием профессий, которые востребованы сейчас и будут в ближайшем будущем
- Постройте пошаговый план профессионального роста с поддержкой карьерного консультанта
Как распознать недобросовестного работодателя: отсеиваем сомнительное
Сомнительную вакансию часто можно распознать по описанию, но иногда странности вскрываются только на этапе тестового задания или уже на собеседовании. Если знать, на что обращать внимание, и вовремя понять, что с этим работодателем лучше не иметь дела, получится сохранить время и нервы.
Разберём, какие признаки вызывают подозрение.
Делают акцент на жизненных обстоятельствах
В соцсетях часто встречается реклама вида: «Работа для мамочек в декрете на 2 часа в день за 100 000 рублей в месяц», «Хватит просить деньги у мужа — начни зарабатывать, нужен только доступ в интернет», «Срочно ищу студентов делать сайты за 15 тысяч рублей в день» и так далее.
Пример рекламы в сообществе ВКонтакте
За такими вакансиями обычно скрывается реклама некачественных курсов, тренингов или советов от псевдоуспешных коучей. Бывает ещё хуже: это могут оказаться предложения низкооплачиваемой работы типа рассылки спама или публикации негативных комментариев.
Нормальные работодатели не будут прибегать к манипуляциям в вакансиях, им важны прежде всего профессиональные качества соискателя, а не жизненная ситуация, в которой он сейчас находится.
Предлагают подозрительно высокую зарплату
Вакансии без опыта, но с необоснованно высокой зарплатой — обман с вероятностью в 99% — делаем скидку на удивительно щедрых и понимающих работодателей, такие тоже встречаются, но всё же нечасто. Важно помнить: чем больше опыта, тем выше специалист ценится на рынке труда, поэтому в начале карьеры не стоит рассчитывать на слишком высокий доход.
«Администратор в Telegram, без опыта, всему научим, до 200 тысяч в месяц» — маркеры мошенничества или работы, за которую вряд ли заплатят, но могут привлечь к уголовной ответственности. Ни в коем случае не откликайтесь на такие предложения.
Ещё одна категория вакансий без опыта и с якобы высоким доходом — «личный помощник». В тексте встречаются фразы: «уникальный шанс научиться у успешного бизнесмена», «потолка дохода нет», «процент с продаж». Работа, скорее всего, реальная, но нормального графика и хорошего заработка точно не предполагает. С помощью таких вакансий нечестные бизнесмены пытаются закрыть как можно больше своих задач бесплатно.
Классический набор: мало требований, много задач и большой доход без оклада. Источник: hh.ru
Нарушают Трудовой кодекс
Некоторые работодатели — как правило, небольшие компании — сразу и без стеснения заявляют в вакансиях о том, что не соблюдают закон.
Официальное трудоустройство только после испытательного срока, сверхурочные без оплаты, штрафы, зарплата раз в месяц, дискриминация — всё это незаконно.
Даже если вас не смущает конкретное нарушение, лучше не рисковать. Нарушая закон в одном аспекте, компания может нарушать его и в других.
Слишком креативно подходят к описанию вакансии
Стоит обращать внимание не только на то, о чём работодатель пишет в вакансии, но и как он это пишет. По тексту можно многое понять о компании и её корпоративной культуре.
Серьёзные компании не позволят себе большое количество ошибок в тексте и редко делают его суперкреативным.
Слишком необычная подача не говорит о том, что работодатель плохой, кому-то она даже может понравиться. Соискателю стоит самому решить, насколько ему близка такая культура компании. Но есть опасения, что в ней не будет места чётко отлаженным рабочим процессам.
Высылают слишком объёмное одноплановое тестовое задание
Нечестные компании используют тестовые задания, чтобы бесплатно закрыть свои текущие задачи: наполнить сайт товарами, разместить SEO-тексты, опубликовать посты в соцсетях и так далее. На самом деле никакого найма не ведётся, мошенники размещают вакансии, только чтобы получить выполненную работу, но ничего не платить.
На подготовку адекватного тестового задания должно хватать 3–5 часов. Поэтому, если потенциальный работодатель просит кандидата на позицию копирайтера написать статью на 100 500 символов и не обещает её оплатить, стоит поискать другую вакансию.
Ещё подозрительнее, если в вакансии указаны разноплановые требования, а объёмное тестовое проверяет лишь какой-то один навык.
Приведём реальный пример. Вакансия называется «Технический журналист», но объединяет позиции специалиста по контекстной рекламе, копирайтера, SMM- и комьюнити-менеджера — первый тревожный знак:
При этом рекрутер просит выполнить только одно тестовое задание — написать SEO-текст, это второй тревожный знак:
В файле с заданием оказывается несколько тем для разных соискателей и требование написать довольно много — 7 000 символов — третий тревожный знак:
Три тревожных сигнала — повод не тратить время на тестовое, а продолжить поиски.
Запрашивают персональные данные сразу
Копии документов и банковские реквизиты кандидата компания запрашивает только после офера, которому почти всегда предшествуют тестовое задание и несколько собеседований.
Мошенники же просят соискателя выслать персональные данные сразу после отклика. Им понадобятся сканы документов, фото с паспортом в руках или данные банковской карты, чтобы взять на чужое имя кредит или получить доступ к деньгам жертвы.
Задают странные, не относящиеся к работе вопросы
Часто на одном из этапов отбора кандидату предлагают пройти опрос или заполнить анкету. Многие специалисты уже привыкли к стандартным просьбам рассказать про слабые стороны и даже к тестам на тип темперамента, но иногда попадаются совсем странные вопросы:
Неуместные вопросы не всегда признак недобросовестности работодателя, но многое могут о нём рассказать. Тем не менее, если вас спрашивают об отношении к переработкам без оплаты, они совершенно точно практикуются в этой компании.
Просят что-то купить или во что-то вложиться
Чаще всего такие ситуации возникают уже на собеседовании: якобы перед началом работы кандидата просят купить методичку, инструменты, униформу, оплатить обучение или услуги по оформлению документов.
Обычно такие собеседования устраивают на каком-то съёмном помещении, приглашая туда сразу пару десятков соискателей, которых в порядке очереди принимают несколько менеджеров. Так что, если вы пришли на встречу с работодателем по указанному адресу, а место оказалось странным и с очередью в 20 человек, лучше уйти.
Настоящие работодатели обычно назначают собеседование у себя в офисе и точно никогда не станут обязывать работника, а тем более соискателя за что-то платить. Они за свой счёт обеспечивают персонал всем необходимым для выполнения задач и даже платят компенсацию, если сотрудник работает на своём оборудовании.
Как проверить работодателя
Даже если текст вакансии не вызвал подозрений, нелишним будет перестраховаться и проверить добросовестность работодателя. Это не займёт много времени, но поможет избежать проблем.
Поищите отзывы в интернете. Введите в поисковике название компании или юрлица + «отзывы сотрудников» и посмотрите, что пишут. Важно понимать, что негативные отзывы будут всегда, но в общей пропорции их должно быть меньше положительных. Лучше проанализировать каждую острую ситуацию отдельно, а ещё обратить внимание на то, как работодатель отвечает на критику.
Проверьте юридическое лицо. На агрегаторах типа rusprofile можно найти компанию по названию или ОГРН и узнать много полезной информации: учредители, банкротство, судебные дела, налоги и так далее. Сервис автоматически оценивает надёжность юрлица. Не все данные открыты для бесплатного доступа, но если проблемы есть, это будет указано.
Спросите у коллег. Напишите о работодателе в профессиональном сообществе в соцсети или на форуме и попросите откликнуться тех, кто с ним сталкивался. Если вы устраиваетесь в местную компанию, можно спросить о ней у друзей и знакомых из вашего города.
Помните: если вам кажется, что с работодателем что-то не так, скорее всего, вам не кажется. Удачи в поисках!
Читать также
Компетенции, мотивация и опыт: как составить резюме, которое заметят
Как начинающему специалисту найти первую работу
Какие странные вопросы задают на собеседованиях и зачем это делают
Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.
Илга Капцова
Менеджер по трудоустройству Нетологии, дала советы по поиску работы
София Лазаева
Редактор Медиа Нетологии, нашла примеры сомнительных вакансий
The post Где искать вакансии, на какие откликаться и как распознать сомнительные first appeared on Медиа Нетологии.
Полный текст статьи читайте на Нетология