Как сегодня продвигать фудтех и доставку еды: конкретные советы по рекламе и IT-решениям

Как обогнать «обычного» фудтех-конкурента и не впасть в полную зависимость от агрегаторов — Рейтинг Рунета собрал проверенные практики.

Ряд фудтех-направлений, и особенно ниша доставки еды кратно вырасли во время пандемии.

Но во время текущего кризиса даже ведущие игроки по доставке, вроде Самоката, стараются оптимизировать свои расходы и закрывают нерентабельные точки. Инвесторы пока нехотя выделяют деньги на развитие и просят обходиться тем, что есть.

К этому добавляется сильная конкуренция с агрегаторами и традиционный выбор «идти на агрегатор или пытаться набирать свою базу».

Что может сегодня сделать фудтех-компания в плане оптимизации маркетинга и автоматизации процессов?

Мы попросили рекламщиков и разработчиков, у которых есть подтверждённый успешный опыт работы с фудтехом, высказаться на эту тему — конкретно и без воды.

В первую очередь, мы приглашали участников соответствующих рейтингов нашей площадки (например, «Рейтинг разработчиков сайтов питания-2022»). Ссылки на эти рейтинги зашиты в заголовках разделов.

Но также добавили мнения некоторых агентств, чей опыт показался нам интересным.

Благодарим за помощь и подсказки по фудтеху телеграм-канал Фудтех в России, где вы можете прочитать актуальные новости этого рынка.

Содержание материала

  1. Стратегия и бизнес-процессы в фудтехе;

  2. Контекстная реклама;

  3. Таргетированная реклама;

  4. SMM;

  5. SEO;

  6. Разработка сайтов фудтеха;

  7. Разработка интернет-магазинов фудтеха;

  8. Мобильные приложения;

  9. Брендинг;

  10. Послесловие о EPR-системе;

  11. Ссылки на другие материалы про отраслевую экспертизу: строительство и банки.

От редакции

Аналитические материалы Рейтинг Рунета публикует в блоге на VC и в телеграм-канале.

Подписчиков ждут статьи с анализом digital-рынка, советы по выбору и работе с подрядчиками, полезные инсайды для исполнителей.

Присоединяйтесь!

Больше не нужно искать и обзванивать каждое диджитал-агентство
Создайте конкурс на workspace.ru — получите предложения от участников CMS Magazine по цене и срокам. Это бесплатно и займет 5 минут. В каталоге 15 617 диджитал-агентств, готовых вам помочь — выберите и сэкономьте до 30%.
Создать конкурс →

Вводная часть, «взгляд сверху»: стратегия и бизнес-процессы в фудтехе

Светлана Ширяева, аккаунт-директор в Риалвеб — про глобальную маркетинговую стратегию

Раньше маркетинговая стратегия в фудтехе фокусировалась, в основном, на привлечении трафика и оптимизации под заказы по last click. Теперь бренды используют более сложные подходы: от разделения на acquisition и retention до оптимизации по LTV или прогнозирования дохода и заказов.

По нашему опыту, сейчас в продвижении фудтех-проектов стоит больше всего учитывать следующие аспекты:

Работа с брендом. Фудтех — одна из тех отраслей, в которой максимально узкая «тёплая аудитория» и практически отсутствует середина воронки. Пользователь чаще всего идет к знакомому или любимому бренду, а не ищет и сравнивает разные сервисы. Поэтому здесь важно работать с верхним уровнем воронки — охватом. Это повлияет на ёмкость и на конверсию в целевое действие в performance.

CAC (cтоимость привлечения клиента) будет расти. Рынок переходит в стадию насыщения, большие игроки покупают мелкие проекты, происходят слияния и объединения. Поэтому с каждым годом стоимость привлечения новой аудитории растет, особенно с уходом наиболее перформящих площадок с российского рынка.

Важно работать с retention — то есть, с текущей аудиторией проекта для повторных заказов. Это самая дешевая аудитория, которая вас уже знает. Задача здесь — нарастить частоту потребления, неважно, по какой стратегии. Можно работать со всей базой, а можно строить сегментацию по модели RFM или собственной логике.

Многие бренды используют агрегаторы как источник заказов вне своих сайтов или приложений. Это значит, что есть большая аудитория, которая приходит не в бренд, а в агрегатор.

Важно не увлекаться этим, а вкладываться в продвижение собственных платформ и наращивание собственной базы клиентов, ведь политика агрегаторов может измениться.

Со своей CRM спать спокойнее.

При этом у агрегаторов могут быть более привлекательные глобальные акции, чем на вашей платформе, что также перетянет у вас аудиторию. Поэтому стоит отдельно проработать УТП, акции или программу лояльности — покупки у бренда напрямую должны быть привлекательнее для клиента.

Андрей Минин, CEO aim digital & Co-founder Aim Ventures — про бизнес-процессы

Фудтех-индустрия объединяет в себе много процессов и областей. Я буду говорить на примере растущей области этой индустрии — быстрой доставки.

Наибольшую популярность это направление обрело на рынке e-grocery. У ритейлеров хорошая технологическая база, чтобы запускать собственные направления быстрой доставки.

Для любого бизнеса важна эффективность. Юнит-экономика должна сходиться. Фудтех-рынок сложный, иногда клиент может начать окупаться только через 6–9 месяцев.

Например, для улучшения юнита когорты заказа в e-grocery я бы выделил несколько драйверов роста, которые проверены командой aim и нашими партнерами:

  • включение собственных торговых марок в свой каталог и их промо с помощью дизайн-решений в интерфейсах и коммуникациях. У CTM много преимуществ: выше маржинальность, продукты уникальны для клиента, с ними можно построить гибкое ценообразование и т.д;

  • включение готовой еды в свой каталог. У готовой еды тоже высокая маржинальность;

  • платная доставка, если позволяет конкуренция. Такой подход поможет перекрыть расходы на сборку и доставку;

  • повышение операционной эффективности сборки и доставки. Например, мобильное приложение для сборщиков и курьеров ускоряет процесс и помогает повысить эффективность;

  • контроль и улучшение эффективности ключевых продуктовых метрик: CAC, LTV, ARPPU, AOV и других. Для этого мы разрабатываем внутренние аналитические системы.

При разработке проектов и проектировании продуктов в индустрии фудтех, как и в любой другой, важно понимать аудиторию, суть продукта, ключевые метрики и как на них можно влиять.

Идеология быстрой (on-demand) доставки заключается в том, чтобы закрыть потребности клиента «в моменте». В фудтехе это особенно важно, потому что потребность клиента в еде — это потребность для поддержки жизнедеятельности. Проблемы, связанные с нарушенными ожиданиями в этом рынке, обычно более эмоциональны.

Приведу пример, как можно управлять ожиданиями клиента на рынке доставки еды из партнерских сетей, и с какими проблемами бизнес сталкивается.

Проблема

Получен триггер в BI-системе — низкий средний чек в большом проценте заказов → большое количество отказов от части продуктовой корзины.

Причины этой проблемы

Организовать процесс сборки на стороне партнера сложно.

Кроме сборщиков с полками взаимодействуют и клиенты магазина.

Это значит, что последний сырок на прилавке может быть передан системой в качестве остатка. При этом невозможно учесть, что прямо сейчас покупатель магазина положил сырок в свою корзину, а пользователь доставки решил заказать такой же сырок онлайн. И таких причин неверного подсчета остатков может быть много.

Решение

У этой проблемы есть разные решения, но я приведу пару примеров.

Одно из простых решений — это внедрение ограничения на товарные остатки, при котором останавливается продажа онлайн. Например, когда в остатках менее 5 сырков, то товар становится недоступным для заказа онлайн, а пользователь видит, что товар закончился. У каждой категории или конкретного товара могут быть свои минимальные остатки для онлайн-продаж.

Другое решение — функционал замен. Вероятность заказа продукта, которого не окажется на полке, всегда есть. Функционал замены позволяет решить проблему с помощью коммуникации между клиентом и сборщиком.

Задача сервиса — спросить у клиента, готов ли он вместо сырка с черникой взять такой же сырок с клубникой.

Если клиент согласен, то проблемы снижения среднего чека и нарушения ожиданий клиента решены.

При внедрении замен важно еще на этапе оформления заказа дать клиенту выбор. Например, можно доверить замену сборщику, согласовать с помощью доступного канала связи или отказаться от замен.

Я привёл пример решения одной из проблем в одном из процессов этой модели бизнеса.

Таких процессов в быстрой доставке много: сборка, доставка, диспетчерская, управление контентом, управление остатками, управление аналитикой, промо, клиентский блок и т.д.

Специфика работы в фудтех-индустрии, как и в любой другой, заключается в глубоком погружении в каждый из процессов. Бизнесу нужны не просто дизайн или разработка, а партнеры, которые будут вместе с ним работать над улучшением метрик и повышением эффективности.

Анастасия Ардашева, руководитель направления Food Delivery в «Умный маркетинг»

Сфера доставки еды — это, в первую очередь, горячий спрос здесь и сейчас. Контекстная реклама работает только для клиентов со сформированным спросом, которые хотят есть в ближайшие 2–3 часа.

Поэтому ретаргетинг в формате простых «догонялок» можно даже не тестировать: вы догоните человека, который уже заказал себе еду.

Основные задачи, которые мы решаем в ведении проектов, в порядке убывания приоритетов:

  • работа со сформированным спросом;

  • повышение узнаваемости бренда;

  • увеличение повторных продаж.

Эти приоритеты работали раньше, они работают и сейчас в постоянно изменяющихся условиях, просто требуют большего внимания и концентрации на инструментах.

Для работы с фудтехом в текущих условиях мы сформулировали следующие решения:

Принять и адаптироваться к изменению двух ключевых метрик. Выросла стоимость привлечения заказа и сократилось число заявок.

У этих изменений две причины:

  • осознанное сокращение потребления со стороны аудитории;

  • уход Гугла, который был основной площадкой по получению большего кол-ва заявок по меньшей цене (трафик с мобилок превышал 80% всего трафика на сайт).

«Как раньше» уже не будет. И чем быстрее, мы как специалисты, это примем и донесем до бизнеса — тем результативнее будем двигаться дальше. Условно, увеличение СРО на 15–30% — это ок.

1.png

Как показывает аналитический отчет Яндекса, количество рекламодателей снизилось, цена за клик и расходы резко увеличились. И, каким бы банальным ни был совет, необходимо своевременно и корректно управлять ставками и бюджетом.

2.png

Помочь бизнесу заработать на маржинальных позициях. С начала весны значительно выросло сырье для доставок → бизнес вынужден поднимать цены, убирать позиции из меню.

В этом случае нужно общаться с бизнесом и выявлять те позиции, которые ему выгодно продвигать (высокомаржинальные). Дальше — делать упор на них в РК, акцентировать внимание в объявлениях, формировать акционные предложения.

Проработать и усилить бренд. Бренд — это ключевая составляющая в сегменте доставки еды: компании с сильным брендом всегда получают больше заявок по наименьшей цене за счет брендовых запросов.

Хорошо, если вы не ждете кризиса и работаете над узнаваемостью бренда перманентно. Выполнять эту задачу нам помогает Медийная реклама Яндекса (вот, кстати, наш кейс).

Также есть возможность запускать рекламу в Медийке на именинников (раньше можно было только в соцсетях вычислять). Поскольку у большинства доставок есть акции на день рождения, имеет смысл крутить отдельные баннеры на такой сегмент.

Ещё вариант — МКБ. Да, по нему не кликают, но его видят и это повышает осведомленность и узнаваемость и лояльность бренду. То есть, узнаваемость, за которую мы практически не платим.

В сам период турбулентности у нас возникла идея увеличить охваты аудитории в Медийке. В качестве таргетингов мы использовали не только краткосрочный интерес в «Доставке готовой еды», но и «посетителей пиццерий», и даже «IT-профессии». Взгляните на результаты по post-view конверсиям:

3.png

Тестировать «аналоги» Гугла. Яндекс активно начал выкатывать новые инструменты. Например, появился поисковый ретаргетинг, который вовремя закрыл нашу потребность в увеличении повторных продаж. Что важно, он более точный, чем ретаргетинг «на догнать», а значит, протестировать стоит.

Все просто: условие показа — ключевая фраза «пицца» и ретаргетинг на аудиторию, совершавшую заказы ранее.

Результат: конверсия из посетителя в заказ — 50%, стоимость конверсии равняется стоимости конверсии с брендовой кампании.

Катерина Малышева, старший специалист по контекстной рекламе интернет-агентства Dextra

Используйте автостратегии. В Яндекс Директе есть автоматические стратегии продвижения. Для их использования нужно понимать, какие целевые действия для нас важны, и сколько бюджета можно выделить на их достижение.

Директ сам найдет нужную аудиторию для показов рекламного предложения.

Автоматизация ещё не может заменить специалиста по контекстной рекламе, и с ней тоже нужно уметь работать. Но за её счет можно быстрее адаптироваться к новым условиям; например мы рекомендуем для запуска новых направлений или новых зон доставки использовать Мастер кампаний для тестирования.

Если направление показывает свою эффективность — можно разворачивать полноценную рекламную кампанию.

Подключите Яндекс.Дзен. Если продукт новый, то о нём можно рассказать больше. Для презентации нового товара может оказаться недостаточно количества символов из контекстной рекламы.

Чтобы сформировать спрос, поработать с возражениями можно дополнительно подключить Яндекс Дзен.

В публикациях Дзена используется пиксель Яндекс Аудиторий, по которому можно будет вести контекстную рекламу с предложением для тех, кто уже знает о товаре больше.

Егор Магранин, New business director в ПроКонтекст

Основная отличительная особенность размещения фудтеха в каналах таргетированной рекламы — отложенный спрос, который выражается в большом количестве пост-клик и пост-вью транзакций, причём время с момента показа рекламы до заказа небольшое — менее одного дня.

Для эффективной оптимизации размещений важно замерять пост-вью покупки с помощью промокодов, размещенных на рекламном баннере. При этом для каждой рекламной кампании должен быть свой, уникальный промокод, который клиент сможет запомнить.

Другой особенностью можно считать важность работы с ситуативным маркетингом, а также выделение аудиторных микросегментов.

Ситуация может быть любой — гендерный праздник, международный день пиццы или финал лиги чемпионов, главное — усилить эффект от рекламируемого оффера.

Аудиторные микросегменты нужны для точечного попадания в ЦА релевантным предложением, как пример — демонстрируем скидки студентам с таргетом на общежития.

Также аудитория фудтеха имеет свои привычки в частоте совершаемых покупок и в выборе сервисов по доставке.

Поэтому нужно стать этой «привычкой» клиента, всегда завлекая новую аудиторию и реактивируя «затухшую», при этом не жалея выдавать промокоды с высоким номиналом и поднимать целевой KPI по ДРР выше 100%.

Впоследствии такой подход окупится и наглядно продемонстрирует это на кривой LTV.

Максим Рыбаков, проект-директор Студии Чижова

Фуд-проекты чаще всего обращаются к нам для продвижения собственной службы доставки. Высокая комиссия агрегаторов типа Delivery Club снижает маржинальность бизнеса. Логично желание запустить собственную доставку. Но чтобы она окупалась, нужен постоянный поток заказов.

SMM — это инструмент, который очень эффективен для служб доставки еды. Он работает на повышение LTV.

Мы один раз привлекаем пользователя в аккаунт или рассылку, а затем добиваемся того, чтобы он возвращался за покупкой каждый раз, когда она ему понадобится. Преимущество в том, что продавать тёплой аудитории намного проще, чем холодной.

Несколько рекомендаций для бизнеса в фуд-сфере:

Используйте мессенджер-маркетинг. Рассылка «ВКонтакте» и Telegram дают более высокий охват аудитории, чем умная лента. По нашему опыту, рассылка «ВКонтакте» — около 90%. Умная лента — не больше 30–40%.

Также работает чисто психологический момент. На аккаунт люди часто подписываются случайно. Другое дело — разрешить сообществу отправлять личные сообщения. На это готовы только те, кто действительно заинтересован в покупке.

Вовлекайте пользователей в рассылку выгодными предложениями: скидкой на первый заказ, подарком при первом заказе и т.д. Это окупится последующими продажами и возможностью бесплатно контактировать с аудиторией снова и снова.

Этот подход мы использовали во всех своих проектах по фуду. Например, в продвижении петербургского ресторана паназиатской еды Yujin.Local Kitchen.

Используйте рекламу по супергео. Рекламный кабинет «ВКонтакте» позволяет находить аудиторию не только по городу, но и по конкретному району на карте. Локализация важна для служб доставки еды, потому что люди хотят получить заказ как можно быстрее. По исследованию РАЭК и НИУ ВШЭ, 31.5% людей могут отказаться от заказа из-за долгой и несвоевременной доставки.

Работайте с ретаргетингом и горячими сегментами аудитории. По закону Парето, 20% усилий дают 80% результата. И для SMM службы доставки еды это работает. Большинство продаж из соцсетей ВСЕГДА повторные.

Обязательно используйте рекламу по базам ретаргетинга и горячим сегментам аудитории: например, подписчикам аккаунта, посетителям сайта.

Главные дни недели — пятница и суббота. Контент-стратегию нужно выстроить таким образом, чтобы в течение недели повышать узнаваемость у аудитории, подогревать интерес к блюдам, доносить преимущества заказа у вас.

Пик продаж пиццы, бургеров, блюд азиатской еды, по данным Яндекса, приходится на пятницу, субботу и воскресенье. В эти дни активно ведите рекламу по теплым аудиториям, отправляйте письма в рассылку и анонсируйте акции.

Такой подход мы использовали, например, в продвижении подмосковной сети пиццерий «Милана».

Делайте «вкусный» контент. Это избитая фраза, но для фуда она полностью актуальна. Люди покупают еду глазами. Поэтому обязательно делайте профессиональную рекламную фото- и видеосъемку еды и используйте качественные изображения в контенте.

Сабина Исаева, SMM Group Head в Kokoc Social Media (Kokoc Group)

У продвижения фудтех-компаний в социальных сетях есть ряд нюансов, т.к. большую долю этого рынка составляют продукты, ориентированные на бизнес.

Продвижение B2B — задача непростая, но реализуемая. Главное — понять, что классическая B2C-схема не сработает: можно нагнать подписчиков, делать вдохновляющие тексты и цепляющие визуалы, но продажи будут стремиться к нулю.

Как продвигать фудтех в социальных сетях?

У таких продуктов узкая целевая аудитория, на которую сложно выйти: владельцы бизнесов, собственники ресторанов, молодые предприниматели, управляющие, представители индустрии.

В продвижении похожего продукта мы делали упор на пользовательские базы — клиент предоставлял аудитории, по которым дальше создавались look-a-like. И, разумеется, настраивался ретаргетинг, который сразу давал теплые лиды.

Мы тестировали разные подходы и форматы: трафик на сайт, конверсии на сайте, лид-формы внутри соцсетей. Оптимально работающим вариантом оказалась генерация лидов с лид-форм с сайта по целям конверсии.

Эффективность продвижения зависит и от связок «посыл+креатив». В каждом сегменте ЦА мы использовали персонализированный подход, меняли акценты и товарное предложение.

Александр Арсёнкин, руководитель SEO-отдела международного digital-агентства AMDG

Если говорить про фудтех в разрезе SEO, то нужно обязательно разделять стратегию продвижения по направлениям.

Популярные направления:

  • доставка еды из ресторанов;

  • доставка готовой еды;

  • доставка продуктов на дом;

  • доставка наборов продуктов для готовки по подписке;

  • доставка фермерских продуктов;

  • и так далее.

Рассмотрим подробнее направление доставки продуктов на дом, в котором довольно высокая конкуренция. Как обычно, в конкурентных тематиках и по конкурентным запросам в ТОПах располагаются крупные бренды и агрегаторы, которые тратят большие бюджеты на популяризацию бренда и сервиса. Например:

  • eda.yandex.ru

  • lavka.yandex.ru

  • sbermarket.ru

  • utkonos.ru

  • delivery-club.ru

  • vprok.ru

  • perekrestok.ru

  • auchan.ru

  • okeydostavka.ru

SEO-специалисты при базовом анализе прекрасно понимают, что по ВЧ запросам не стоит продвигаться, так как время будет потрачено зря (хотя по СЧ и НЧ запросам в ТОПе тоже будут крупные бренды, с ними придется конкурировать в любом случае).

Необходимо найти другие точки роста поискового трафика. Эти рекомендации подходят для бизнеса любого размера:

Cоздание полноценного каталога с посадочными страницами для СЧ и НЧ спроса. Например: «говядина с доставкой на дом», «доставка из магазина [название магазина]». В таком случае вероятность попасть в ТОП по ключевым фразам выше.

Когда мы говорим про каталог и разделы, то сразу для данной тематики остро встает вопрос ассортимента, размещенного в том или ином разделе. Ассортимент должен быть широким, к нему применяются все базовые критерии для интернет-магазина. Если у вас узкий ассортимент, то вероятность попадания в ТОП близится к нулю.

Создание теговых страниц по районам (например, Марьино)/метро. Важно! Не стоит генерировать страницы по всем районам/метро, необходимо оценить спрос — есть ли он? Разумеется, нужно, чтобы бизнес действительно доставлял еду в районы, страницы под которые вы создаете на сайте. Иначе получится некрасиво по отношению к пользователю, и это обязательно повлечет за собой негатив.

4.png

Создание теговых страниц под совсем узкий спрос и спецификацию. Например, «доставка продуктов в ресторан/столовую/в офис».

5.png

И, конечно же, не забываем оптимизировать сами карточки товаров, так как по ним также имеется поисковый спрос. Например, «картофель молодой азербайджан купить».

Выше мы рассмотрели одно направление — доставка продуктов на дом, аналогично подбираются точки роста и по другим направлениям, поскольку там тоже есть нюансы.

Вместо вывода:

  • создавайте посадочные страницы под СЧ и НЧ запросы;

  • анализируйте тщательно нишу и не забывайте про конкурентов;

  • ассортимент решает!

  • показывайтесь и развивайтесь в ГЕО-сервисах. Люди все также ищут на картах;

  • работая над проектом, не забывайте о пользователях и метриках бизнеса, необходимо учесть интересы всех участников процесса.

Елизавета Богданова, руководитель SEO-отдела в Rocket Business

Не будем писать банальные штуки, что для хорошего продвижения нужно сделать сайт лучше, чем у конкурентов, наполнить его полезным контентом и провести техническую и SEO-оптимизацию.

Важно понять, что нужно потенциальному клиенту и дать это ему максимально быстро и заботливо прям в его нежные ручки :). В данной тематике цикл принятия решения короткий, и отчасти основан на эмоциональном выборе.

Для продвижения интернет-магазина для кондитеров мы выделили две основные ЦА:

  • профессионалы (ну, что вполне логично);

  • люди, которым просто нравится готовить, или может они пока не умеют, но очень хотят научится.

Подход к первой ЦА: категорийный анализ и глубокая проработка групп товаров.

Первая ЦА (проф. кондитеры) прекрасно разбирается в ингредиентах и инвентаре. Эти люди идут в поисковик с точным запросом, поэтому мы создали умные фильтры, которые позволяют найти подборку нужных товаров прямиком из органики.

Такие фильтровые страницы индексируются, в отличие от обычных фильтровых страниц, которых может быть великое множество из-за разной комбинации товаров.

Пример. Представьте, что вы кондитер и вам нужна миндальная мука для приготовления французских пирожных макаронс.

У вас нет времени и желания листать раздел, в котором находится сотня товаров. Поэтому мы создали страницу умного фильтра с выборкой не просто миндальной муки, а с миндальной мукой экстратонкого помола.

Мы облегчили вашу жизнь. А на детальной странице товара еще и ценность продали. Прямое попадание не только ТОП, но и в ваше сердечко.

Подход ко второй ЦА: А мы уже подобрали всё, что нужно.

Вторая ЦА запрашивает более общими фразами. Например, эти люди хотят приготовить все те же французские макаронс, у них уже есть рецепт, и на этом все.

На такие случаи мы создали целые подборки товаров для разных групп выпечки и десертов, которые уже включают в себя необходимые ингредиенты и инвентарь.

Например, подборки для приготовления мороженого, бисквитов, зефира, капкейков и т. д. Профессионалы заранее решили проблему выбора, и даже тому человеку, который совсем не разбирается, будет легко выбрать все необходимое на одной странице сайта.

А ещё такие подборки товаров прекрасно подходят к праздникам, например к Пасхе. Можно выделять новые тематические кластеры запросов.

Эти два подхода позволяют постоянно расширять семантическое ядро, выделять более узкие кластеры и увеличивать конверсию с сайта.

Что еще может быть полезно при продвижении:

  • шаблоны генерации мета (если мета пока не заполнены), которые будут включать в себя общие спецификаторы и хвосты предполагаемых запросов;

  • возможность прикрепить фото к отзыву о товаре с генерацией alt по наименованию товара;

  • раздел с рецептами. В тексте рецепта добавить перелинковку на детальную страницу товара.

Олег Семенов, основатель веб-студии Cyber-Nevod

О чем важно помнить:

Фотоконтент — фундамент продукта. Никакие IT-решения не увеличат конверсию, если фотографии не аппетитные:). Сегодня пользователь предпочитает яркие, сочные фото на белом фоне, и чтобы блюдо можно было разглядеть, увеличить.

Некоторое время назад был бум фотографий на чёрном фоне, но это вчерашний день. Перед фотосъёмкой проведите опрос целевой аудитории, покажите им примеры блюд: можно организовать это через Яндекс.Взгляд (не сложно и бюджетно). При этом вы получите фидбэк для выводов и анализа.

Удобство работы с сайтом. По данным систем аналитики, около 80% пользователей совершают заказ через мобильное устройство. Значит, нужно уделить наибольшее внимание отображению сайта на смартфонах и планшетах.

Проанализируйте путь, который проходит потенциальный покупатель, чтобы совершить заказ. Чем он короче, тем ближе покупка.

Порой наши заказчики грешат желанием создать страницу заказа с огромным количеством полей.

Понятно, что бизнес хочет получить максимальное количество информации о своем покупателе, но эту потребность можно закрыть внедрением личного кабинета на сайте.

Фильтры по ингредиентам, цене, весу, БЖУ, поиск — это то, что помогает комфортно и быстро совершить выбор, найти любимое блюдо и стать на шаг ближе к покупке.

Для доставки суши или пиццы актуально дать покупателю возможность самостоятельно собрать набор на свой вкус.

Масштабирование и развитие проекта. Перед началом разработки нужно сообщить команде о своих планах по развитию. В этом случае разработчик создаст необходимую структуру сразу, что в будущем позволит внедрить решения максимально безболезненно.

К примеру, открытие филиалов в других городах или продажа франшизы требуют создания списка вывода городов, возможность ставить блюда в стоп-лист по каждому филиалу, показывать разные блюда и цены для разных городов.

Все это и многое другое опытный разработчик подскажет сразу, если будет знать о планах масштабирования, развития.

Автоматизация бизнес-процессов. Если у заведения 20–30 заявок в день, то ручная обработка приемлема. Заказы с сайта будут уходить в CRM или на почту, а дальше оператор их обработает и запустит в рабочий процесс.

Но если заказов гораздо больше, автоматизацией пренебрегать не стоит. Нужно интегрировать сайт с системой учета, внедрять систему оплаты, автоматическое информирование покупателя о стадиях прохождения заказа.

К примеру, «ваш заказ отправлен на кухню» или «ваш заказ передан курьеру». В случае некорректной или частичной цифровизации бизнес-процессов погрешность некачественной отработки будет расти, что негативным образом скажется на бизнесе в целом.

Также отмечу, что при корректной цифровизации бизнес-процессов предприятие получает экономию по затратам на содержание штата. По нашим наблюдениям зарплата одного оператора окупается за 2–3 месяца после внедрения it-решения по автоматизации.

Основная наша специализация — разработка интернет-магазинов для фудтеха. Свои комментарии я разделю на две части:

Первая часть: именно особенности около «сайта»

Технологические особенности

1.1. Интернет-магазины доставки и продажи еды имеют свои особенности. Еда имеет ограниченный срок хранения и актуальна клиенту только в определённое время.

На таких проектах часто можно встретить выбор даты доставки, времени, локации. Также на сайтах принято делать продвинутые личные кабинеты, так как часто покупатели совершают однотипные заказы и важна возможность повторить заказ.

Группа покупателей, которая приносит основной чек — это постоянные клиенты и для их удержания нередко можно встретить продвинутые программы лояльности, с отображением суммы заказов, общей скидки, и скидки, которую можно получить, если добавить ещё каких-то товаров к заказу или совершать покупки чаще.

Владельцы сайтов по-разному подходят к учёту этих особенностей:

  • выбор даты, локации и времени сразу при первом заходе на сайт — хорошо тем, что заполнив эти данные, клиент видит актуальный ассортимент. А теперь минус: ещё не успев ничего посмотреть на сайте, клиент вынужден что-то делать. Также он не видит весь ассортимент, который, например, можно заказать на другое время или на другую дату;

  • выбор даты, локации и времени в корзине — плюс: клиент в каталоге видит весь ассортимент сайта. Минус: многие товары в корзине могут быть недоступны для заказа;

  • пограничные состояния, когда в корзине есть товары, доступные для заказа на разное время и даты. С одной стороны, менеджер сайта может принять заказ, разделив его на два или три. С другой стороны, увеличиваются затраты на учёт, логистику и контроль, дополнительное общение с клиентом.

1.2. Фасовка товара — частая опция в фудтехе, поэтому актуальны различные уведомления «Весовой товар, цена может варьироваться», а так же логика расчёта, чтобы цена автоматически считалась в зависимости от веса или объёма, который указан в товаре.

1.3. Резервирование товаров в корзине на определённое время (время сеанса пользователя) также актуально. Многие товары имеют ограничение по сроку годности и ранятся в небольшом количестве.

1.4. Отдельно стоит учёт таких товаров на складах. Кроме стандартного обмена номенклатуры, цены и остатков, нередко на проектах можно встретить интеграции с SOAP веб-сервисами, CRM для получения информации о заказах, отправки заказов с интернет-магазина, проверки статуса заказа.

А также:

  • выполнение запросов о доступных интервалах доставки, доступных методах доставок, расчёт стоимости доставки в зависимости от пользовательских данных;

  • учёт товаров в разрезе партий: у каждого товара может быть множество партий с разными остатками и ценами;

  • продажа товара как пачками так и дробно.

Недостаточность технологических фишек

2.1. Встречается проблема отсутствия серий для объединения однотипных товаров.

К примеру, оливковое масло в объеме 0.25 л, 0.5 л, 0.7 л, 1 л, 3 л. Чтобы не делать десятки одинаковых карточек, которые имеют минимальные отличия, рекомендуется собирать их в серии.

В каталоге и поиске магазина выводится базовый товар серии, а в самой карточке — таблица со всеми вариантами, где каждый вариант можно независимо добавить в корзину и купить.

2.2. Игнорирование системы рекомендаций в карточке товара: например, когда клиент покупает творог, можно показывать ему сопутствующий товар «сметану»; если он смотрит «кофе» — то «сливки». Никакие автоматически алгоритмы тут не будут эффективны, только ручная подборка.

2.3. Отсутствие систем персональных рекомендаций и уведомлений клиентам. К примеру, покупатель делает заказ каждую среду. Но если по какой-то причине не сделал такой привычный заказ, можно напомнить ему об этом в четверг. Тут работает автоматика на основании истории покупок.

Как правило, в этой тематике не делают случайных разовых покупок. Обычно это или постоянные покупатели, или большие заказы — в офис, для туризма, торжественного события и прочего.

Работа с снабженцами, организаторами праздников, постоянными клиентами — это основной чек сайта в фудтехе.

Поэтому для них должны быть отдельные программы лояльности, по которым они будут видеть для себя выгоду покупать что-либо именно на этом сайте, и чем проще и понятнее такая про

Полный текст статьи читайте на CMS Magazine