Две девушки, один кошелёк и много Барселоны: история успеха Barceloner.com

Три года назад москвичка Саша Вяль переехала в Испанию за своей мечтой: устраивать необычные экскурсии по Барселоне. Без удобных онлайн-платежей дело, конечно, не обошлось :) Мы расспросили у Саши, как идея за пару месяцев превратилась в большую историю с гидами-каталонцами, масонством и кабриолетами, как научить клиентов не бояться предоплаты и что обязательно нужно посмотреть в Барселоне.

orig

— Саша, расскажи, как из московского PR-директора ты превратилась в стартапера в Барселоне?

Всё закрутилось в 2013-ом году, когда я познакомилась с Яной — моим будущим партнёром. Яна живёт в Барселоне с 12 лет, а в Россию тогда приезжала по делам (у неё было своё турагентство). У Яны большой опыт в туризме, у меня — в рекламе и продвижении. За неделю знакомства мы сошлись на мысли: нужно объединить усилия и сделать что-то стоящее и интересное.

— И вы решили сделать сервис с необычными экскурсиями по Барселоне? Почему не классическое турагентство?

Потому что туристам больше не нужны турагентства. Раньше люди покупали тур, садились на самолёт и прилетали на всё готовое. Но постепенно туристы стали отказываться от тур-путёвок в пользу самостоятельного планирования путешествий: выходит дешевле и интереснее.

Оказалось, что Испания — одна из самых популярных стран для «самостоятельных» путешественников. Когда русский турист приезжает в Барселону, найти хорошего англоговорящего гида бывает нелегко, самостоятельно найти гида, который проведёт интересную экскурсию на русском языке — практически нереально. И мы решили запустить проект Барселонер — агрегатор необычных экскурсий от местных жителей.

— Получатся, тебе пришлось создавать бизнес с нуля, расскажи, как ты действовала?

Ну, для начала — я ушла с работы и взяла билет в один конец до Барселоны :) Потом мы целое лето потратили на изучение конкурентов. Проходили шаг за шагом путь туриста, искали гидов, экскурсии, интересные предложения. Изначально мы собирались делать более обширный проект, с другим названием — Барнаборн — и другой концепцией: помогать путешественникам и с поиском жилья, и с визами, вызывать такси и проводить экскурсии.

— И почему отказались от этой концепции?

Чутьё подсказало: в процессе работы над сайтом Барнаборна я поняла, что лучше сконцентрироваться на том, что нам больше всего интересно: экскурсии. Это было сложное решение, потому что мы уже успели рассказать о себе,  запустили блог, наняли копирайтера.

Тогда же нам пришлось расстаться с красивым названием «Барнаборн», обыгрывающим сразу несколько смыслов: «Барна» — так местные сокращают «Барселону»,  а «Борн» — название самого классного тусовочного района, вдобавок, на английском «born» означает «рождённый». Очень жаль было его терять, но на практике я поняла, что название не работает:  туристам из России его сложно запомнить. Так мы из «БарнаБорн» превратились в «Барселонер».

— Ты говоришь, что сайт делала сама?  

Да: хотя у меня и не было нужного опыта или специального образования, и я ни разу не кодер,  я сделала полноценный и удобный сайт на движке Squarespace. Потом он даже занял третье место в номинации «Лучший сайт туристического агентства» премии Golden Site в Москве.

— Когда ты делала сайт, на что обращала внимание прежде всего?

Уже в 2013-ом году я понимала, что нам нужна хорошая мобильная версия сайта. Если человек приезжает в Барселону, он начинает искать предложения со смартфона или планшета. Я специально выбирала движок, у которого есть автоматическое формирование мобильной страницы.

— В какой момент вы с Яной решили, что на сайте нужна онлайн-оплата?  

Поняли мы это, конечно, сразу, но боялись психологической преграды: люди тогда боялись онлайн-оплаты и предпочитали платить пост-фактум. Задачей номер один было нарастить репутацию, ведь когда человек платит заранее, он должен быть уверен в сервисе. Наращивали базу отзывов, публикаций и статей.

Сейчас, когда люди о нас знают и любят наш проект, я разрабатываю систему предоплаты: человек платит половину суммы на нашем сайте, мы бронируем место. Если человек за 48 часов отменяет экскурсию — мы возвращаем всю сумму, а если позже — часть суммы удерживаем.

— Что было важно для вас при выборе агрегатора онлайн-платежей?

Во-первых, важно, чтобы этой платёжной системе доверяли. Я считаю, что Яндекс.Деньги за эти годы стали очень близки людям, вас знают и любят. Второе — это быстрая настройка. Ну и третье — удобные варианты оплаты: из одного виджета на нашем сайте можно заплатить и картой, и из кошелька.

Через эту форму мы принимаем платежи уже год и видим, что люди доверяют и охотно платят за экскурсии. Сейчас мы как раз делаем редизайн этой странички, чтобы делать это было ещё приятнее:)

— Откуда к вам чаще всего приходят люди? Вы используете соцсети как канал продаж?

Большинство приходит, конечно же, из поиска — находят наш сайт и заказывают экскурсии. В инстаграме на нас подписываются скорее люди, которые просто любят Испанию. Я вообще не считаю социальные сети каналом продаж — это про имидж, движуху и напоминание о сервисе, а не про деньги.

— А откуда чаще всего приезжают к вам на экскурсии?

Мы только в этом году начали выходить на англоязычную аудиторию, поэтому в основном наши клиенты — русскоговорящие: не только из России, но и из Израиля, Норвегии, Германии. Англоязычных туристов мы тоже принимаем, но пока что только начали развивать это направление.

— Сколько гидов у вас работает? Кто эти люди — профессиональные гиды или просто любители?

У нас большая база гидов, их занятость зависит от заявок туристов. Есть гиды, которые водят не очень популярные экскурсии. Например, у нас есть местный журналист-каталонец, фанат масонства. Мы специально под него сделали экскурсию «Масонская Барселона»,  её заказывают нечасто,  но когда группа набирается — люди в восторге.

orig

Что касается профессионализма, у нас есть гиды, которые работают гидами уже 17 лет. А есть люди со специальным образованием (литературным, художественным), но без опыта работы гидом. Они создают свои авторские экскурсии и водят их за довольно невысокую плату.

Например, сейчас у нас работает девочка, в прошлом вожатая,  которая обожает детей и умеет с ними общаться. С другой стороны есть семейные туристы, и мы видим, что на взрослых экскурсиях детям скучно. Подумали-подумали — и сделали проект «Барселонер.Kids», квесты по Барселоне для детей.

— Какие экскурсии у вас самые популярные? Какие ты бы посоветовала обязательно заказать нашим пользователям, если они будут в Барселоне?

Хотя мы позиционируем себя как сервис необычных экскурсий,  люди больше всего любят классические обзорные экскурсии — и мы их тоже проводим:  показываем город, обязательно даём списочек наших любимых ресторанов, советуем, что нужно попробовать в тех или иных местах, куда сходить, пока вы в городе.

Очень популярна экскурсия «Фламенко в Равале». Раваль — это самый загадочный район города. После прогулки по району мы приглашаем наших туристов в аутентичный бар, где смотрим Фламенко.

Ещё я советую обязательно пролететь над Барселоной на вертолёте. Я боюсь высоты, но в момент полёта забыла про свой страх: необыкновенная красота, видишь всю Барселону!

— Как ты думаешь, похожие сервисы могут появиться в России?

В России они уже есть:  и в Москве, и в Питере, и в городах поменьше. Ещё до «Барселонера» меня много лет назад очень вдохновил проект «Нескучный Нижний». А вообще русские ребята по всему миру сейчас делают экскурсионные проекты, и на наш взгляд, это очень хорошо. Здорово, что туристы теперь знают — можно приехать куда угодно, от того же Нижнего Новгорода до Барселоны, от Питера до Берлина, набрать в Яндексе «Необычные экскурсии» и найти интересных гидов, которые познакомят их с городом. Чем больше нас, тем лучше всем! :)

Полный текст статьи читайте на Яндекс