Диванная аналитика №229. Заговор производителей против покупателей в России

Привет.

Сценка произошла в аптеке. Пожилая женщина допрашивала провизора и пыталась найти лекарство, что произведено не в Польше, а обязательно в Швейцарии. Тот вяло отбивался от нее и пытался убедить, что лекарство ничуть не изменилось, а завод последние десять лет находится в Польше и других производств просто не существует. Женщина кивала, но тут же вставляла, — «А вот Клавдия Ивановна нашла это лекарство из Швейцарии и оно намного лучше». Разговор был пуст и лишен смысла, каждая сторона оставалась при своих аргументах. Когда женщина ушла, так и не найдя желаемого, я поинтересовался насколько часто происходят такие ситуации, ответ меня обескуражил, — ежедневно. И это не только пожилые люди, но и те, кто не застал СССР и их трудно заподозрить в тайном знании, что все западное заведомо лучше, вкуснее, технологичнее.

Наверное чувство ущербности, а никак иначе назвать его невозможно, появилось еще в Советском Союзе, когда дефицит стал нормой жизни, а отсутствие на полках большинства продуктов как питания, так и легкой промышленности, конвертировалось в постоянный их поиск вне магазинов. Негласное ранжирование вещей было простым и понятным, на нижних ярусах пирамиды было все отечественное, затем следовали товары из соцлагеря и на вершине обосновались вещи, что притащили из капиталистических стран, так называемая «фирма». Любая западная шмотка придавала владельцу сто очков к восприятию и выделяла его из толпы соотечественников, про качество таких вещей слагались легенды. В восьмидесятые слушая как мамина подруга рассказывает про джинсовый костюм, который проживет лет двадцать, не меньше, я допустил в силу возраста бестактность и поинтересовался, а зачем так долго носить одно и то же? Не надоест? В ответ услышал, — мальчик ты не понимаешь, это Levi«s, это лучшая джинса на свете. Не знаю, где в тот момент шили эту одежду, но легенда гласит, что в Нью-Йорке на Пятой Авеню («там, где никто из нас никогда не будет» — мнение оказалось глубоко ошибочным и сегодня я знаю NY как свои пять пальцев). Узнай эта женщина, что костюм пошили в Юго-Восточной Азии и разочарования заполнило бы все ее существо, возможно, что она посчитала бы это подделкой.

Диванная аналитика №229. Заговор производителей против покупателей в России

Люди привыкли выбирать ту или иную марку, производителя. Этот выбор обусловлен множеством факторов или вовсе ничем, просто нравится название и точка. Многие люди при этом до сих пор обращают внимание на то, где произведен товар. Есть страны «хорошие», а есть «плохие», в которых фабрики гонят брак, качество изготовления заведомо ниже, равно как и использованные материалы. В 90-е годы Россию заполнили компании, что обязательно имели звучное имя и исключительно на английском языке. Звонишь другу, а секретарь сокращает громкое Euro Business Trading до аббревиатуры и с отличным рязанским прононсом в трубке раздается, — «Йопт, здравствуйте!». Да и те немногие, что умудрялись что-то производить внутри страны, очень быстро стали маскироваться под западные компании, российский продукт на тот момент был синонимом отвратительного качества, вне зависимости от реальных его свойств. С гиканьем под одну гребенку выкинули на свалку и вещи, которые были одними из лучших, а европейцы с радостью выкупали их на корню. Российский бизнес в те годы был беспощадным, качественный товар не находил покупателя внутри страны, так как он был своим, его вывозили. На полученные деньги закупали заведомо худший товар, который разлетался на ура. Обычная присказка в магазине была такой, — «наше не предлагайте». Это обозначало, что человек достаточно зажиточен, чтобы позволить себе импортный товар. Конечно же многие эксплуатировали эту дремучесть и продавали наши товары под видом импортных и это продолжалось не один год.

Но именно в те годы сформировалось точное знание, что нашего брата обманывают и постоянно что-то от него прячут. Жизнь на Западе всегда была вкуснее, сытнее и лучшие товары они оставляли для себя, а к российскому рынку относились как к стране третьего мира. Примерно так и сегодня думают очень многие покупатели, что выискивают товары недоступные официально в России. При этом такие товары могут быть заведомо хуже, но в глазах покупателей это ровно наоборот — они лучшие просто в силу того, что недоступны у нас. Их прячут от покупателя, скрывают от него и нужно приложить усилие, чтобы их найти.

Классический пример того как капиталисты дурят нашего брата это стандартная просьба привезти iPhone из Америки. С такой просьбой ко мне обращались неоднократно, порой под этим была финансовая подоплека, в первые годы разница в цене была ощутимой. На относительно небольшой срок такая разница исчезла и везти iPhone откуда-либо стало бессмысленным. Моя подруга именно в такой момент попросила привезти iPhone из Нью-Йорка. В соседнем магазине в Москве он стоит ровно столько же (наши люди не помнят про налоги в США, 8.75% в том же Нью-Йорке и отсутствие в штатах Tax Free). Показал цену, предложил заказать рядом с домом, а потом столкнулся с типичным рассуждением о том, что такое «хороший» продукт. Приведу этот диалог:

— Понимаешь, мне хочется iPhone из Америки, настоящий, отменного качества.
— Слушай, но они все на одном заводе производятся, что в США, что у нас они с одной линии.
— Ты конечно специалист, но для себя, для родного рынка они делают явно его лучше, чем для нас. Мы же страна третьего мира для Америки, они не будут нам хорошие iPhone поставлять.
— Они одинаковые до винтика!
— У меня был купленный в Москве iPhone, он постоянно терял сеть, а вот у подруги привезли из США и он работал отлично. Коли жалко привезти и потратить время, так и скажи.

Последующие пару лет при каждом удобном и неудобном случае, мне припоминали мое незнание и девушка говорила, что «мой iPhone из штатов значительно лучше, чем те, что продают здесь». Разубедить ее в том, что никакой разницы, кроме ее восприятия, не существует, было невозможно.

Во многих странах доверяют продуктам, что произведены внутри страны, но часто доверие к незнакомым иностранным маркам выше. Например, в Великобритании в начале прошлого века большая часть рекламы обязательно содержала отсылку к немецким инженерам, что приложили руку к рекламируемому товару. Почему? Немецкие инженеры считались более умелыми, хотя на практике особой разницы не было, это было исключительно восприятие покупателей и ничего больше.

Диванная аналитика №229. Заговор производителей против покупателей в России

В 2006 году компания LG открыла завод в России. Стиральные машины, холодильники, ЖК-телевизоры это основные направления производства. В первые годы работы завода продавцы в магазинах старательно избегали упоминания того, что техника произведена в России, это убивало продажи. На ценниках старались не писать страну-производитель, а покупатели носились за «хорошей» техникой из предыдущих поставок, лишь бы не покупать аналогичные модели, но сделанные в нашей стране. Это умопомешательство продолжалось несколько лет, пока само собой не сошло на нет.

Думаете это единичные примеры? Ха! Вот и нет. Убедить прекрасный пол в том, что шампунь, что производится на одном и том же заводе, никак не отличается в России (подделки не в счет, их можно избежать) и в США, невозможно. При одинаковой стоимости мне приходится везти «правильный» шампунь, так как он лучше мылится, от него лучше эффект и так далее. Это еще один пример точного «знания», что корпорации нам подсовывают второсортный продукт, а вот для себя оставляют самое лучшее.

Думаете это касается только шампуней? Ха! Это касается чего угодно. Например, средство для мытья посуды, что производят на единственной фабрике в мире. Оно также «разное» в зависимости от места, где куплено. В одной из поездок коллега сказал, что ему нужно выкроить время, чтобы купить уголь для мангала. Мы посчитали это удачной шуткой, но на следущий день увидели как этот счастливый человек тащит два мешка с углем (экологически чистый! у нас такой не умеют делать!, а как он горит, одно загляденье) в отель. Я до сих пор терзаюсь тем, что тогда не купил уголь, чтобы сравнить его с тем, что можно достать в наших краях. Возможно, что я приобщился бы к секте свидетелей угля. Таких сект миллион или даже больше, они касаются практически любого товара.

Конечно подписывается эта история и тем, что некоторые продукты и товары действительно отличаются, так как их свойства меняют под разные рынки. Например, мои любимые рубашки для Америки делают из плотной ткани, а в Европе они значительно хуже. В Harrods, когда я недоуменно мял в руках такую рубашку, продавец сказал сакраментальное, — «Сэр, вы наверняка из Соединенных Штатов, поэтому вас озадачила ткань, у нас в Европе она немного проще». Состав многих продуктов питания варьируется в зависимости от страны, это даже касается содержания сахара в газировке и в Азия она совсем другая, более приторная, хотя это тот же дизайн упаковки и название. Такие примеры существуют, но они касаются адаптации под конкретные рынки, причем зачастую это производство разнесенное на разные заводы.

Но это ничуть не объясняет святой уверенности в том, что большая часть товаров, что продаются в России, заведомо плохого качества. А ровно такие же товары на полках магазинов в других странах, выше качеством и лучше. Кто-то проповедует о том, что это осознанная политика относительно нашей страны и возмущается этим фактом. Кто-то ищет «правильный» товар, созданный изначально не для России.

Любой человек, что мало-мальски знаком с производством, может утверждать какая проблема и головная боль, изменить технологию на фабрике, сделать так чтобы конвейер мог выпускать товар первого и второго сорта в промышленных масштабах. Существует отбраковка, она есть на каждом производстве, но количества брака всегда таково, что его не хватит на заметную партию и неважно о чем мы говорим — про электронику или продукты питания. Дешевле настроить линию, чтобы она выпускала один и тот же товар, с одними и теми же характеристиками. Открою и другую страшную тайну — товары с другим качеством производителями позиционируются чуточку иначе, им присваивают другие имена или обозначения! Конечно сторонники теории заговора приводят сотни аргументов из жизни, почему это не так и нас дурят. Но часть этих аргументов связана с локализацией товаров под вкусы местных покупателей, а часть просто не выдерживает никакой проверки реальностью.

Приведу несколько примеров, что можно использовать для поддержания этой теории или напротив, все зависит от вашего взгляда на этот вопрос. Многие телевизоры в Европе продаются без креплений в комплекте, речь идет о больших диагоналях. Магазины электроники предпочитают продавать собственные крепления, зарабатывать на них деньги и заказывают вполне определенный комплект поставки. В России распространен и такой подход, но также в части флагманских моделей добавляют все возможные крепления (настенное, напольное). Что лучше? Вопрос открытый, тем более что цены могут сильно разнится в зависимости от комплекта поставки.

В смартфонах ровно обратная история — в России почти нет моделей, когда простой силиконовый чехол входит в комплект (в Apple их никогда не было, а вот все другие компании их добавляют). Для розницы чехлы это возможность продать дополнительный аксессуар и поэтому они требуют, чтобы их в комплекте не было, а также цена была снижена на их стоимость. Хорошо это? Наверное нет, но это явно не заговор производителей, скорее требование рынка.

За каждым товаром скрывается логика производителя и логика рынка (партнеров, что его продают, а также восприятия покупателей). Не всегда эта логика прозрачна для покупателей и отсюда возникают небылицы и твердая уверенность, что от нас скрывают самое лучшее, буквально прячут. И тогда возникает идея, что обязательно нужно найти тот же товар, но не у нас, а в другой стране. И этот товар будет лучше. Зачастую оказывается, что товар не так хорош, но единицы находят в себе силы, чтобы это признать публично. Обычно легенда продолжает поддерживаться и распространяться, купленный «там» продукт, заметно лучше того, чем тот который есть у нас.

Хотя с другой стороны, взяв в руки бритву от Gillete приобретенную в Америке, когда забыл дома свой станок, я ощущаю, что число лезвий увеличивается на глазах, они бреют как-то иначе, нежнее, а кожа становится шелковистой. Никакого сравнения с Gillete, что втюхивают нам тут! Одна только проблема, что из нескольких одинаковых станков, я не знаю какой именно из штатов, поэтому когда бреюсь, считаю, что выбрал сегодня тот самый, правильный. Советую и вам так поступать, тогда у вас никогда не будет разочарований, а в ваших руках будет самый лучший продукт на планете и никто вас не обведет вокруг пальца.

Но если серьезно, то сама идея того, что для России (да и любой иной страны мира) производят второсортный товар, а куда-то идет он же, но лучшего качества, это родовая травма рыночных отношений. В 90-е годы многие обожглись на поддельных товарах, но признаться в этом себе не смогли. Фактически люди вместо того, чтобы сказать, что их обманули, стали утверждать, что они молодцы и выбрали оригинальные товары, а вот производитель гад, меняет их качество в зависимости от страны. Эта убежденность в людях сильна, но пора от этих мифов избавляться и становится реалистами. Нужно представлять как работает рынок, чтобы понимать что вы покупаете и какое качество у этих товаров.

Ссылки по теме

Поделиться:  

Мы в социальных сетях:

Пожалуйста, включите JavaScript для отображения комментариев к статье

Есть, что добавить?! Пишите… eldar@mobile-review.com

Полный текст статьи читайте на mobile-review